Автомобильные инновации в экспозициях форума ПМГФ-2025
Сегодня отечественный автопром способен предложить инновационные с технической точки зрения решения в части использования газомоторного топлива. Это наглядно показали экспозиции «Петербургского международного газового форума-2025», состоявшегося в питерском КВЦ «Экспофорум» в начале октября
Здесь, в частности, была представлена техника группы компаний «Современные транспортные технологии» (ГК «СТТ»), включающая в себя самые различные модели коммерческого транспорта с газовыми двигателями: от компактного «Соболь NN 4x4» с битопливным силовым агрегатом до крупнотоннажного седельного тягача «Валдай 45 LNG».
Так, новая версия «Соболь NN 4х4» вооружена двигателем Evotech A3055, который может работать как на бензине, так и на компримированном природном газе. Удобный, согласитесь, и практичный формат. Газовые баллоны расположены под полом и в грузовом отсеке, а их общий заправочный объем составляет 50 м³, что позволяет проезжать на одной заправке до 360 км. Вместимость кабины рассчитана на шестерых человек, а объем грузового отсека превышает 4 м³.
Для среднетоннажных перевозок предлагается «Газон NEXT 8,7 CNG» капотной компоновки грузоподъемностью от 4,6 до 4,9 тонн. На автомобиль устанавливается двигатель ЯМЗ-535 CNG (5,1 л, 170 л.с., «Евро-5»). Семь стальных газовых баллонов размещены тут непосредственно на раме (4 — поперек, 3 —вдоль).
Покупатель может выбрать шасси с разной колесной базой — 3770 мм или 4515 мм, а также вариант с двухрядной семиместной кабиной. Производитель отмечает хорошую ремонтопригодность модели, а также широкие возможности для установки специализированных надстроек.
Другая разработка - бескапотный «Валдай 12 CNG» - также оснащена двигателем ЯМЗ-535 CNG. Четыре металлокомпозитных баллона общим объемом 100 м³ расположены в держателе за трехместной кабиной, в которой предусмотрено спальное место. Полная масса автомобиля составляет 12 тонн, что не требует регистрации в системе «Платон».
Грузоподъемность достигает 7,4 тонны. Ключевыми особенностями модели являются пневматическая задняя подвеска, улучшающая комфорт и позволяющая регулировать погрузочную высоту, а также высокая маневренность. На шасси может быть установлено более двадцати видов надстроек.
Для дальнемагистральных перевозок в составе автопоезда общим весом до 45 тонн создан седельный тягач «Валдай 45 LNG». Его рядный шестицилиндровый двигатель объемом 14,8 л развивает 570 л.с. и работает на сжиженном природном газе. Трансмиссия — 12-ступенчатая, автоматизированная. Два криогенных баллона общим объемом 950 л обеспечивают запас хода до 1200 км. Для их размещения колесную базу увеличили до 4200 мм по сравнению с дизельной модификацией.
И все бы, конечно, хорошо, но если учесть, что самая простая версия того же «Соболь NN 4x4» стоит сегодня под 4 млн «деревянных» и практически не пользуется спросом, то во сколько обойдется потенциальному клиенту его битопливный вариант — даже сложно представить. Наверное, именно поэтому производитель не озвучил на выставке прайсы новинки, просто продемонстрировав свои возможности. Похожая ситуация и с другими «газовыми» авто как от ГК «СТТ», так и остальных нашенских автостроителей.
Среди прочих важных трендов газотранспортного обеспечения, которые обсуждались профильными специалистами в рамках деловой программы ПМГФ-2025, стоит выделить тему разработки и использования сопутствующих смазочных материалов. Вопрос этот более чем актуальный, поскольку специфика работы любого газомоторного топлива напрямую влияет как на ресурс автомобильного силового агрегата, так и на его систему смазки.
Именно поэтому для современных двигателей, работающих на газе, крайне важно правильно подбирать моторные масла. Как правило, для этого рекомендуется использовать малозольные смазочные материалы, отличающиеся пониженным содержанием металлорганических присадок. Автомобильные лубриканты данной категории, конечно, уже есть и на нашем рынке, причем значительную их долю составляют продукты отечественных производителей. Из числа последних можно выделить, например, лубрикант серии Optimum 5W-30 C3 марки ReinWell.
Как отмечают сами разработчики, это синтетическое моторное масло, разработанное на основе передовых зарубежных технологий, максимально адаптировано под автомобили, потребляющие природный и сжиженный газ (CNG/LPG). При этом, что немаловажно для работы в непростых условиях российского климата, параметры лубриканта оптимизированы для использования при низких температурах. Достаточно отметить, что данная смазка не теряет своей текучести вплоть до -38 С.