UX-чеклист автомобиля 2026: что действительно важно водителю
Почему физические органы управления — не дань ретрограду, а часть безопасности и удобства.
Ведущая организация по оценке безопасности автомобилей Euro NCAP обновила свой регламент. Главное изменение – включение в оценку физических кнопок управления эргономикой автомобиля.
Немного обо мне
Меня зовут Богдан Алексеев — я дизайн-директор с более чем 8-летним опытом в продуктовом дизайне. Я не только проектирую интерфейсы, но и регулярно вожу авто: каждый день езжу по городу, часто в долгие автомобильные путешествия.
Вот тут можно прочитать мой материал про то, как проектировать мультимедиа в авто и почему сенсор это для бедных.
Я составил свой UX-чеклист для авто в 2026 году, на основе которого можно судить об эргономике в авто.
Климат-контроль: физический блок, а не сенсор в мультимедиа
Управление температурой, вентилятором, кондиционером и режимами обдува должно быть отдельным физическим блоком — кнопки или вращающиеся ручки, а не меню в сенсорном экране.
Сенсорные кнопки на самом блоке допустимы, но основные настройки не должны быть глубоко в меню мультимедиа — это снижает время реакции водителя и отвлечение взглядов.
Теплые опции: обогрев сидений и руля — отдельные кнопки
Обогрев сидений, руля и лобового стекла — всё должно быть доступно одной рукой без пролистывания экранов.
Скрытые настройки через экран удобно только для дизайнеров, но неудобно и небезопасно в дороге.
Поворотники должны фиксироваться при включении и автоматически вернуться в нулевое положение
Пример плохого UX: у BMW рычаг поворотников не фиксируется при включении, что меняет привычный паттерн и вызывает сомнения у водителей.
Поворотник должен иметь отчетливую фиксацию, и автоматически выключиться при совершении маневра — это стандартное действие, к которому привык каждый водитель.
PS: возможно, поэтому бмвшники ими не пользуются.
Атмосферная подсветка салона — мягкая и рассеивающая
Подсветка интерьера — это не только «крутой визуальный эффект», но и часть UX: должна быть рассеянной, а не прямой и яркой, чтобы не утомлять глаза в длительных поездках.
Лучше прятать диодную ленту в нишу, чтобы над ней был небольшой «козырёк». Тогда свет будет рассеиваться и давать мягкий градиент, а не светить прямым и утомляющим лучом.
Кнопка паркинга должна быть частью рычага, а не отдельной кнопкой
Кнопка / позиция рычага парковки — должна быть там же, где и остальные скорости коробки передач.Если «P» реализована отдельной кнопкой сверху — это нарушает привычный паттерн и может быть небезопасно для новичков.
Ручной тормоз рядом с КПП — не ножник
Рычаг или кнопка ручного тормоза — должны быть рядом с КПП, чтобы водитель мог среагировать одним движением руки.
«Ножник» или скрытые реализации — непривычны и затрудняют интуитивное управление, особенно для новых водителей.
А еще у меня есть тг-канал «Design Fintech», где я пишу про продуктовый дизайн и дизайн-менеджмент.
Подписывайтесь, буду рад поддержке.