Электромобили Arrival похожи на Lego: как устроены микрофабрики, роботы и модульные машины Дениса Свердлова Статьи редакции

Компания строит дешёвые электрофургоны, отказывается от крупных заводов и хочет составить конкуренцию Ford и General Motors. Что происходит внутри неё — в пересказе Wired.

Глава Arrival Денис Свердлов на микрофабрике

В 2015 году Arrival открыла в городе Банбери научно-исследовательский центр. Здесь специалисты разрабатывают электромобили, в частности фургоны и автобусы. Компания хочет решить две проблемы автомобилестроения в 21 веке:

  • Сократить количество выбросов диоксида углерода — чтобы его было меньше, чем при производстве автомобилей на бензине.
  • И упростить длинные цепи производства, сделать его дешевле и уменьшить количество рабочих. Для этого она открывает микрофабрики вместо крупных сборочных линий.

Arrival стремится создать более мобильные и менее габаритные фургоны, чем есть сейчас на рынке. И они должны стоить дешевле машин, работающих на ископаемом топливе. Для этого компания использует лёгкие и износостойкие материалы, а её облачное ПО позволяет контролировать эксплуатационные расходы и затраты на техобслуживание.

Никакой другой вид транспорта не развивается так стремительно, как фургоны. И это вполне объяснимо. Есть ряд критериев, по которым люди выбирают легковые автомобили: фирма, салон, техническое обслуживание.

С фургонами всё гораздо проще: важны функциональность и цена. Поэтому покупателям электромобилей для коммерческих целей проще угодить.

Наша задача — создать доступные электромобили, цена обслуживания которых будет вдвое дешевле, чем у автомобилей с традиционным двигателем.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Arrival к 2021 году получила заказов на $1,2 млрд. Так, американская компания по экспресс-доставке UPS проводит дорожные испытания нового электрофургона весом 2 тонны. Если всё пойдёт хорошо, UPS купит 10 тысяч фургонов за 350 млн фунтов стерлингов. А одна из крупнейших британских автобусных компаний First Bus уже пустила одноэтажные фургоны Arrival по некоторым маршрутам.

Изменить машиностроение

Чтобы сократить стоимость электромобилей, Arrival необходимо пренебречь «эффектом масштаба» — то есть сосредоточиться на продукте, а не расширять производство, считает основатель.

В противном случае придётся положиться на инвестиции до тех пор, пока компания не сможет производить 300 тысяч автомобилей, а такой возможности у нас нет.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Однако «эффект масштаба» лежит в основе машиностроения уже столетие. При сборке большинства электромобилей используют старые производственные линии с единственным отличием — в шасси машин интегрируют электромоторы и аккумуляторы, говорит аналитик исследовательской компании IDTechEx Дэвид Уайетт.

Такая технология вредит окружающей среде, считает Wired. В конце 2020 года Volvo сравнила выбросы углекислого газа внедорожника XC40 с электрическим седаном Polestar 2. Выяснилось:

  • В процессе производства XC40, который работает на бензине, в атмосферу поступает 14 тонн CO2.
  • А в результате сборки электрической модели Polestar 2 — 24 тонны углекислого газа. Всё дело в аккумуляторной батарее, на производство которой приходится 70% дополнительных выбросов.

Причина таких «грязных» фабрик, по мнению издания, в том, что строительство новых сборочных линий требует «феноменальных» затрат.

Ячейка сборки Arrival

В свою очередь, Arrival решила упростить процесс производства: полностью исключила стальной пресс и покрасочный цех, чтобы снизить расходы и сократить выбросы углекислого газа.

Пресс стали, где режут и варят рулоны металла, и покрасочный цех — это самые дорогие, энергоёмкие и наиболее загрязняющие части автомобильного завода.

Пол Ньювенхейс, директор центра исследований автомобильной промышленности при Кардиффском университете

Бросил госслужбу и занялся электрокарами

Денис Свердлов — основатель и основной владелец Arrival. С самого детства он интересовался технологиями: уже в 12 лет собрал свой компьютер и стал обучаться программированию.

В 22 года Свердлов основал компанию по разработке ПО для бизнеса IT Vision. В 2007 году стал соучредителем российской телекоммуникационной компании Yota. Когда в 2012 году её купил миллиардер Алишер Усманов, Свердлов занял пост заместителя министра связи РФ.

Однако когда в 2013 году в России приняли закон о запрете владения иностранными банковскими счетами для министров и их семей, Свердлов ушёл с госслужбы.

«Моя жена с детьми на тот момент жили во Франции, и мне как предпринимателю этот закон связывал руки, поэтому я решил уйти», — рассказал предприниматель.

Сперва Свердлов отправился во Францию, а затем переехал в Великобританию, где основал фонд Kinetik для инвестирования в перспективные технологии, в том числе в электромобили.

Автомобиль — это устройство, как смартфон

По мнению основателя Arrival, автоиндустрия во многом похожа на рынок телефонов. В 2010 году Nokia была лидером среди производителей мобильной техники. Однако уже спустя два года Apple затмила финского конкурента. «Так происходит и в автопроме — рынок захватывают электромобили, автономные технологии, компьютерное зрении и ИИ», — считает Свердлов.

Современный автомобиль — это буквально высокотехнологичное устройство на колёсах. Поэтому необходимо применять ПО на всех этапах производства, включая обслуживание автомобиля.

Тот факт, что в 2021 году большинство автомобилей всё ещё не могут получать ПО по беспроводной сети, просто смешон. Автоиндустрия значительно отстаёт в развитии.

Но если воспринимать автомобиль не просто как средство передвижения, а как устройство, открываются новые возможности.

Денис Свердлов, основатель Arrival

Производство в деталях: ИИ-технологии, дизайн машин и роботы

В октябре 2015-го Свердлов летел из Китая в Европу с гендиректором серии Formula E Алехандро Агагом. Они обсудили, как внедрить ИИ-технологии в гонки.

Посреди полёта у Свердлова появилась идея создать Roborace — класс беспилотных автогонок, которые бы демонстрировали возможности ИИ и робототехники в онлайн-спорте. Он зарегистрировал домен roborace.com прямо в небе.

Этот проект был своего рода «лабораторией» для проверки технологии. После обкатки ПО его интегрировали в облачную систему для мониторинга и управления транспортом Arrival.

При этом Wired отмечает, что основатель Arrival сосредоточен не столько на самих машинах, сколько на зданиях, в которых они производятся — микрофабриках.

Робот WeMo — часть системы микрофабрик

Дизайн электромобилей Arrival

В лаборатории Arrival Banburry R&D представлены несколько машин Roborace и ранние модели фургонов и автобусов. Первые образцы размером примерно с Ford Transit, а фургоны Arrival второго поколения внешне отличаются от предшественников:

  • Лобовые стёкла занимают 90% поверхности «плоского» переда.
  • Пол в электрофургоне низкий — позволяет свободно передвигаться по салону, не сгибаясь.
Фургоны Arrival, которые тестирует UPS

Очень важно, чтобы водителям было комфортно в салоне. В день им приходится бегать из автомобиля и обратно по сто раз, поэтому мы постарались упростить эту задачу.

Как оказалось, с низким ровным полом это гораздо легче, ведь им не нужно каждый раз взбираться по ступенькам.

Мы не оставили без внимания и интерьер автобусов: теперь сиденья в них консольные, без задних ножек — так гораздо удобнее чистить салон.

Джереми Оффер, главный дизайнер Arrival

Роботы на микрофабрике

В центре лаборатории также находятся четыре ярко окрашенных робота-манипулятора, закреплённых на матово-чёрном корпусе. Тележки WeMo подвозят к ним детали автомобилей, промаркированные QR-кодами. Их сканируют камеры на манипуляторах, которые затем выводят информацию о том, для чего нужна деталь и где её стоит разместить.

Ячейка сборки Arrival — это небольшой модуль роботов, способных самостоятельно собрать целый фургон, и занимает не больше места, чем теннисный корт. Компания планирует использовать около 20 ячеек, связанных между собой быстрыми роботележками WeMo, чтобы поддерживать производство.

Благодаря отсутствию цехов штамповки и покраски для сборки автобуса или фургона понадобится гораздо меньше места по сравнению с традиционными линиями сборки.

Первые заводы компании, которые сейчас строятся в Великобритании и США, представляют собой микрофабрики площадью 20 тысяч м². Они смогут производить 10 тысяч фургонов в год, заявила Arrival.

Этот робот-манипулятор устанавливает составные части

Какие материалы использует компания

Сталь — основной материал в машиностроении ещё с 1920-х годов. Однако это не самый подходящий вариант для Arrival, считает издание, прежде всего, из-за энергозатрат и множества вредных выбросов. Достаточно прочным и при этом гибким оказался композиционный термопластик, который разработал Роб Томпсон.

Томпсон начал экспериментировать с композитными, или составными, материалами ещё в колледже. В своих проектах он использовал полипропилен — лёгкий, гибкий и прочный термопласт, который можно окрасить в любой цвет.

Идеи Томпсона заинтересовали специалистов по всему миру, пишет Wired. После колледжа он работал в крупных компаниях, в частности Nokia, однако офисная жизнь быстро ему наскучила. Он перебрался со своей семьёй из Лондона в Норфолк, где познакомился с инженерами Arrival.

Сначала в компании хотели использовать дерево как основной материал для производства автомобилей. Но изобретатель посчитал, что это не лучшая затея, так как одно дерево может расти сто лет: «Гораздо эффективнее использовать высокопроизводительные термопластические материалы».

Эту идею поддержала Трейси Йи, генеральный директор Elements — дочерней компании Arrival по поставкам.

В Arrival мы в основном используем местное сырьё — это помогает избежать многих логистических проблем. Это выгодно и с экономической точки зрения.

Производство, которое полностью зависит от привезённых материалов, остановится в случае задержки.

Трейси Йи, гендиректор Elements

Сейчас Томпсон занимает должность главы отдела по материалам в Arrival. Он работает над созданием лёгкого, прочного и недорогого композита, который сочетает в себе термопласт и высокопрочное армирование из стекловолокна.

Также в Arrival разработали уникальный способ вакуумного формирования, благодаря которому краска глубоко проникает в волокна материала. Даже если на корпусе появились царапины, благодаря этой технологии их почти не видно и не нужно отвозить машину в ремонт, отмечает издание.

Прототипные блоки электродвигателей от Arrival

Машины из пластика не менее безопасны, чем стальные, пишет Wired. Так, при создании пожарных машин Devon and Somerset Fire и Rescue Service используют термопластик PolyBilt, поскольку этот материал более термостойкий, чем металл.

Пластик может быть даже прочнее стали, заявили в компании. В лаборатории Banbury R&D провели эксперимент, чтобы доказать это. Стальную деталь из колёсной арки Ford Transit и панель из термопласта ударили бордюрным камнем весом в 8,5 кг. В результате металл сильно деформировался, а в некоторых местах краска отслоилась, в то время как на пластиковой модели осталась лишь небольшая вмятина, которую легко починить.

Модульная система

Также в основе электромобилей Arrival лежит модульная система — с её помощью компания может менять размер фургона в зависимости от предпочтений и нужд заказчика. Также она позволяет обойти одно ограничение — аккумулятор. Компания пока не производит батареи, поэтому заимствует их у сторонних производителей, например LG Chem, и интегрирует в электромобиль как модуль.

Компоненты машины похожи на Lego, детали которого можно комбинировать между собой, убирать или добавлять. Можно установить хоть десять аккумуляторных батарей, потом вытащить их.

А благодаря ПО водитель получает информацию о заряде, количестве пассажиров, рельефе местности или погоде.

Бен Джардин, вице-президент Arrival по продуктовой стратегии

Мнения: сможет ли Arrival конкурировать с крупнейшими автопроизводителями

  • Компании придётся доказать, что её фабрики способны производить дешёвые авто, считает Дэвид Уайетт из IDTechX. Лидеры рынка вроде Ford, GM, Renault и Nissan планируют презентовать свои модели электромобилей в 2022 году — тогда же, когда и Arrival. Через год решится вопрос «что выгоднее»: перепрофилировать устаревшую фабрику или создать новую компанию.
  • Если бы не поддержка корпораций, электромобили Arrival казались бы несбыточной мечтой, заявил экономический социолог из университета Лафборо Мэтт Видал. Он не представляет, как компания собирается покрыть затраты на производство. «Да, стартап придумал новые технологии, но сможет ли он конкурировать с такими гигантами, как GM и Toyota?» — добавил социолог.
  • Чем больше фабрик — тем больше шансов конкурировать с лидерами рынка. Так думает президент Arrival Авинаш Ругубур. Он добавил, что компания упрощает производство, сокращает расходы на строительство заводов и применяет «новые методы» машиностроения. Если у Arrival будет «достаточное количество» сборочных ячеек, она сможет производить электромобили в огромных количествах, отметил Ругубур.
 Бета-версия фургона Arrival

В марте 2021 года Arrival провела листинг на Nasdaq благодаря слиянию с компанией-пустышкой CIIG, в результате чего привлекла $660 млн. Ещё до этой сделки в Arrival вложились Hyundai, UPS, а также частная инвестиционная компания BlackRock.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Nfagh Gherd
В 2007 году стал соучредителем российской телекоммуникационной компании Yota

 
Вау простой русский парень из деревни сделал себя сам став соучредителем телекоммуникационной компании! Интересно, чем он внёс уставной капитал?🤣

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Сказано же: интересовался технологиями. В 12 лет собрал свой компьютер.
Для сборки компьютера же только интерес и нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Semenov ‏⚡☟
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Неприемлемый разговор

🤣

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прохоров

а кроме картинок нарисованных в 3д максе они чето делают?

Ответить
Развернуть ветку
Неприемлемый разговор

А вам мало? Вы сами нарисуйте сначала 🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Kraftwerk

Походу бабло помогают отмывать. Бывший госслужащий, сваливший из страны. Слияние с пустышкой. Привлечение $660 млн, не имея ничего кроме хайповых картинок.
Моя внутренняя Ванга показывает на сэра Свердлова пальцем.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Pavel Osadchuk

чето делают

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вася Пражкин
 Сначала в компании хотели использовать дерево как основной материал для производства автомобилей.

А производить собирались телеги?

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

В России разводил федеральных чиновников, за пределами - разводит венчурных инвесторов. Талантище.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Sparrow

В детстве интересовался компьютерами, а потом стал заместителем министра связи РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lex

Карьера любого замминистра подходит под описание. 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Трушин

В подобных статьях все так просто, 4 манипулятора kuka собирают машину :)) вот и вся фабрика. Из чего они её собирают? Где производятся детали? Не из говна и палок же.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Вот такой же вопрос: мы сокращаем затраты, мало выбросов, у нас сборка мало места занимает…, а где детали взять …, кто их делает, и что они загрязняют, те кто делают :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Детали даже для брендов - конструкторы. 
Так сейчас этот рынок устроен, что автоконцерны делают свои двигатели, коробки, а остальное за редкими ичключениями делают сторонние компании.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Штадлер

Сколько такая статья стоит на Wired?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Skidanov

глупый Black Rock, не читают комментариев на vc и не знают что все пропало у них

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Что-то я сомневаюсь в мини фабриках. Такие работы достаточно дорогие. Получиться бодьшая разница если амортизировать их на миллион фургонов или на 10 тысяч. Тем более что моторы и батареи всё равно везти нужно. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Я жду, что рано или поздно Arrival расчехвостят как Nikola или Lordstown Motors. Байка про фабрики очень похоже на отвлечение внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Это да, при том стандартное производство: поточное, а тут ещё что-то надо возить к роботу…:), странно это, мож я просто не догоняю эту историю 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Неприемлемый разговор

А это случайно не правнук того самого Свердлова?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander K.

Этот вопрос не дает мне покоя с самого начала. От такой фамилии хочется эмигрировать куда-то на Сатурн и оттуда ебануть плазмой, чтобы наконец закончилось. Это же надо не постесняться носить такую печать в буржуазном обществе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ilia

А пластик типа безвреден и выбросов не оставляет? Как и батареи)

"Пластик прочнее стали" - для этого надо не по какой-то детальке кирпичом ударить, а просто краш-тест провести, но что-то они не взялись... "Прочнее", ну.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Nikola inc никого не оставила равнодушным. Продавать дизайн за миллиарды долларов, а что так можно было?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Leonovich

- Стал заместителем министра связи
- Мне как бизнесмену закон связывал руки

Не бережёте вы себя, все о народе думаете 😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Петров
В свою очередь, Arrival решила упростить процесс производства: полностью исключила стальной пресс и покрасочный цех, чтобы снизить расходы и сократить выбросы углекислого газа.

То есть тачки будут непокрашенными? Или их покрасят другие компании?

В целом мутная история, похоже на сказку для инвесторов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Детали будут производиться сразу из цветного пластика.

Ответить
Развернуть ветку
Mollymook Alessi

Вот его частичная история: http://rucompromat.com/articles/denis_sverdlov_v_londone_ne_otsvechivaet

"Крёстные отцы стартапера Денис Свердлов попал в IT-индустрию, устроившись в 90-е сисадмином на петербургский завод "Метиз". Это предприятие, снабжавшее с царских времён всю страну гвоздями, ныне не существует. Как выяснил Лайф, последним, кто управлял заводом, был отец экс-замминистра Лев Свердлов. Под его руководством предприятие обанкротилось, в заброшенных цехах открылись мелкие производства, принадлежавшие матери и брату Дениса Свердлова. В середине десятых старинные корпуса снесли, а землю продали застройщику. Продавцом оказалась компания Льва Абрамовича. В 2000 году Денис Свердлов основал компанию IT Vision, специализирующуюся на внедрении ERP-систем (программа оптимизации работы предприятия). Удачно продав её, он помимо денег получил долю в фирме "Корус консалтинг". Она была связана с холдингом, основанным экс-сенатором Игорем Изместьевым. Последний сейчас отбывает пожизненный срок за терроризм и убийства. Первым крупным клиентом компании IT Vision стал судимый за мошенничество Сергей Адоньев. Он разбогател на поставках экзотических фруктов из Южной Америки. Американские силовики подозревали бизнесмена в причастности к кокаиновому трафику, но дальше подозрений дело не пошло. Решив свои репутационные проблемы, Адоньев купил долю в компании "Скартел" — это самый главный проект Дениса Свердлова в России. Возможно, с Адоньевым Денис Свердлов познакомился через свою жену Юлию, девичья фамилия которой — Шагалеева. Её дядя — нефтяник из Башкирии, кузен — мэр татарского города Иннополис, брат владел строительным бизнесом в Финляндии. Судя по социальным сетям, Юлия Свердлова дружит со всей семьёй Сергея Адоньева, включая его самого, жену, детей и невестку. "

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лютов

Делают обычные машины, где вместо внешних деталей (двери, капот, крыша), ставят пластиковые. Что-то не видно инноваций, обычная сборка из готовых деталей.

Интересно, если для штамповки деталей из стали требуется энергоёмкое производство. То детали из пластика из воздуха появляются?!)

Автомобильный бизнес низкомаржинальный (если не премиум рынок), вон тесла сколько лет шла, чтобы выйти в прибыль. Провал маруси вообще ничего им не сказал, там было тоже самое, но с ориентиром на более денежный рынок и то не взлетело.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Маруся рано была, тогда таких инвесторов и ipo еще не было.

Ответить
Развернуть ветку
Vikenty

-> Пластик может быть даже прочнее стали, заявили в компании. В лаборатории Banbury R&D провели эксперимент, чтобы доказать это. Стальную деталь из колёсной арки Ford Transit и панель из термопласта ударили бордюрным камнем весом в 8,5 кг. В результате металл сильно деформировался, а в некоторых местах краска отслоилась, в то время как на пластиковой модели осталась лишь небольшая вмятина, которую легко починить.

Замечательно что прочнее, но роль кузовной детали не сохранять внешний вид, а гасить удар. А то получится как со старыми автомобилями: удар в старую волгу, где метал толщиной с палец, на машине оставит пару царапин, а водителя увезут с переломами.
Неоднозначный пример. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кузнецов

Гениальный краш тест, надо было просто молотком ударить, еще бы показательнее вышло.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Роботы собирают почти роботов. Добро пожаловать в будущее!

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Pucci

А машинки действительно... упс...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Эти четыре роботизированные руки и Денис посредине, что бы ему в карманы загребать (а на что еще?)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Забоев

Говорится в статье, что куча выбросов при производстве аккумуляторов. А как они их избегают в своем производстве?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Вы неверно прочитали статью, там просто пример приводился, что электрокары не всегда означает что экологичные.

Ответить
Развернуть ветку
airbeard

Это очень круто! Думаю через несколько лет их машины буду много где.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Никитин

Осталось сделать франшизу и автогигантам придет конец.
Не хватает еще такое же под беспилотники.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Zaretski

Автогиганты адаптируются под новые правила игры.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Dvornik

Товарищ предлагает использовать технологию для единичного производства и говорит что это будет дешевле, чем использования технологии массового производства. 
Это как? Мои знания говорят что такого не может быть.
И мне не понятно кто в это мог вложить такие деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Азат Абдулвалиев
 И мне не понятно кто в это мог вложить такие деньги?

Вроде бы BlackRock, Hyundai, UPS, Потанин, и хз кто там еще изначально в фонде был

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Best Practice

Выглядит футуристично 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Как посчитали 14 тонн CO2 на 1 XC40? Как-то слишком много на 1.5 тонную машину.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда