{"id":13583,"url":"\/distributions\/13583\/click?bit=1&hash=e33bc0d3a37a74826169363c867d3f9f74deaa73040cb6145c82841335993467","title":"\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u0441\u0435\u0442\u044c \u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0432 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u043c \u044d\u0444\u0438\u0440\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"135b72ce-4b43-5240-a9ca-242ab0616d40","isPaidAndBannersEnabled":false}
Транспорт
E-cars.tech

«Продавцы воздуха»: как стартапы торгуют несуществующими электромобилями

Электромобили вот-вот станут новой нормой мирового автопрома. Пока титаны вроде Mercedes-Benz наперебой открещиваются от ДВС, правительства готовят окончательные запреты на «грязные» авто. Многие потребители уже очарованы новыми технологиями — даже если привлекают их не сухие цифры, а красивые обещания харизматичных директоров.

Продается что угодно, была бы в названии заветная приставка «электро-». Для запуска своей «Теслы» не нужна даже рабочая модель — покажи инвесторам и клиентам красивый прототип и собирай предзаказы.

Неудивительно, что многие модели так и остаются на бумаге, а руководители таких стартапов исчезают или попадают под суд. Другие же производители, продающие свои транспортные средства по предзаказу до серийного выпуска, нередко разочаровывают покупателей.

Кто и зачем покупает прототипы

Покупатели бывают разные. Так, крупные перевозчики вроде Uber инвестируют в EV-стартапы, чтобы делать передовые авто «под себя». Никуда не денешься: новая «зеленая» повестка требует поддерживать имидж борцов за экологию, да и законы для экологичных авто все благоприятнее. Но есть и другие инвесторы. Просто взгляните на этот график:

Узнали? Правильно, график показывает курс акций Tesla Inc. За последние два года акции подорожали с $45 до почти $710, показав рост более чем в 15 раз. У многих инвесторов есть надежда отыскать очередную «Теслу» среди нынешних стартапов. Иногда достаточно всеобщего ажиотажа и яркой презентации, чтобы компания без рабочего прототипа получила миллиарды долларов.

Впрочем, и рядовые потребители охотно покупают «бумажные» электромобили. Некоторые энтузиасты поддерживают излюбленные бренды, даже несмотря на тревожные звоночки вроде отставки CEO.

Есть мнение, что именно успех Tesla утвердил миллионы людей в их вере в новые EV-проекты. Дефекты технологии и финансовые проблемы они воспринимают лишь как временные трудности.

Подводные камни предзаказа: кейс Nikola Badger

Автопром — непростой бизнес. Покупатели электромобилей, не вышедших еще в массовое производство, рискуют остаться ни с чем. Именно так и закончилась история гибридного водородно-электрического пикапа Nikola Badger. Впервые о футуристичном электропикапе с отдачей в 900 «лошадей» публике рассказали в феврале 2020 года.

Уже 8 июня было объявлено, когда начнется прием предзаказов. В тот же день акции Nikola Motors выросли в цене вдвое: похоже, многие всерьез поверили в успех водородного «убийцы» Tesla Cybertruck. А в сентябре Badger поддержали в General Motors: концерн предложил стартапу помочь с производством пикапа в обмен на 11% акций стоимостью порядка $2 млрд.

GM рассчитывали сделать Badger своим ответом Ford-150. Цифры впечатляли: взять хотя бы запас хода в 965 км. Однако чуда не произошло. Исследователи рынков из Hindenburg Research опубликовали отчет, в котором прямо обвинили руководство стартапа в мошенничестве. Руководства Nikola Motors и GM в один голос отрицали обвинения — но тщетно.

Основателю Nikola Motors Тревору Милтону пришлось уйти. Затем собственная кузина обвинила Милтона в сексуальном насилии, что тоже не пошло на пользу репутации компании. В итоге GM отказались от сотрудничества, а собственных производственных мощностей у Nikola практически не было. Badger остался на картинках и в новостях, а Милтона все еще судят за мошенничество.

Кот в мешке: кейс Polestar 2

Даже если заветный электромобиль уже стоит в гараже, радоваться рано. Пока новая модель еще не обкатана, что угодно может пойти не так. И это не говоря о том, что характеристики реального авто иногда сильно отличаются от тех, что были обещаны при предзаказе. От этого не застрахует ни цена, ни громкое имя производителя — в очередной раз это доказала история с Polestar 2.

Первый полностью электрический автомобиль от Volvo, премиальный лифтбек Polestar 2 пошел в серийное производство весной 2020 года. Завод расположен в китайском Люцяо — хотя кое-кто уже заподозрил бы неладное, от авто ценой $60 тысяч (для США) подвоха вроде бы не ждешь. Однако проблемы начались почти сразу: первые же владельцы заявили о перебоях с питанием.

Из-за ошибок в ПО силовая установка Polestar 2 отключалась прямо на дороге, а на ремонт могло уйти больше месяца. Тормоза и руль продолжали работать, поэтому трагедий удалось избежать. Компании пришлось отозвать все 2200 уже проданных экземпляров Polestar 2. Понятно, что для новинки такие неполадки оказались очень некстати.

Покупатели успели заметить и урезанный запас хода. Ожидалось, что Polestar 2 сможет проходить без подзарядки 420–470 км (по циклу WLTP). Реальный запас хода оказался гораздо скромнее — лишь 375 км (по циклу EPA). А это означает, что для Tesla Model 3 детище Volvo уже не конкурент — даже обычная «Тесла» имеет запас хода в 402 км, и это при цене менее $40 тысяч.

Rivian

Электропикап R1T от американского стартапа Rivian сам производитель назвал «приключенческим». И точно, без приключений не обошлось: выпуск стартовой Launch Edition пока отложен. Впрочем, все модели 2021 года давно распроданы (конечно, по предзаказу), а Amazon инвестирует в Rivian миллиарды долларов и планирует закупить у компании 100 тысяч электрофургонов до 2030 года.

По данным Bloomberg, оценка стартапа составляет $27.6 миллиардов. Для сравнения, компания Ford, существующая больше века и выпускающая миллионы автомобилей в год, оценивается в $33 млрд.

Совсем недавно, кстати, Rivian объявила: показатели запаса хода электрических пикапа R1T и кроссовера R1S официально подтверждены Агентством по охране окружающей среды США (EPA).

Bollinger

Американский стартап Bollinger собирается производить два электровездехода B1 и B2, рубленым кузовом напоминающие не то Tesla Cybertruck, не то УАЗ. На эти «черные ящики» уже открыт предзаказ, но серийное производство начнется не раньше конца 2021 года. Несмотря на цену в $125 тысяч, нашлось уже около 30 тысяч желающих их купить — по крайней мере, так утверждает сам стартап.

Arrival

Британский стартап Arrival основателя Yota Дениса Свердлова известен своими грузовыми электромобилями. Главный проект компании Arrival Van пока только готовится выйти на рынок в 2022 году, однако в UPS уже заказали десять тысяч штук. Сейчас стартап успешно тестирует автопилот для своих фургонов. Среди партнеров Arrival числятся Hyundai и KIA, суммарно вложившие €100 млн.

Несмотря на отсутствие серийных моделей, Arrival постоянно является объектом внимания СМИ. И это феномен фактически, как и ранние годы Tesla. Невероятный взлет, регулярная работа над инновационными технологиями, крупные инвесторы и интерес у журналистов - ничего не напоминает? Денис Свердлов имеет все шансы стать британской версией Илона Маска. Конечно, если в 2022 году фургоны, собранные в фирменных передвижных цехах, действительно увидят свет.

Monarch

Амбициозный проект по созданию с нуля русской Tesla, похоже, буксует. Первое авто марки Monarch анонсировали еще весной 2019 года. Автоконцерн Monarch (он оказался сомнительным ООО без выручки) обещал «шикарный экстерьер», мощность до 815 «лошадей», автопилот и целую сеть зарядных станций. Затем публику какое-то время кормили грубоватыми рендерами.

В конце 2019 года новосибирскую разработку показывали в Москве. Правда, до презентации Monarch так и не доехал, но его увидели по пути — в полуготовом состоянии и на силовой установке Nissan Leaf. Прием предзаказов открыт, хотя и на крайне странных условиях: 100% предоплаты при цене от $60 тысяч. Пока заявлен выпуск лишь 30 экземпляров Monarch в неназванные сроки, а последняя новость о проекте на сайте производителя была выложена в сентябре прошлого года.

Fisker

Собственный стартап бывшего дизайнера BMW и Aston Martin Хенрика Фискера готовит к выпуску электрический кроссовер Ocean. Производить модель будут в австрийском Граце на заводе канадской компании Magna. Предыдущий стартап Фискеру пришлось продать китайцам из Wanxiang Group, но теперь все идет как надо. В ноябре Ocean покажут в Лос-Анджелесе, а выпуск назначен на 2022.

Aptera

Первый концепт своего футуристичного электромобиля на солнечных батареях Aptera Motors показывали еще в 2011 году, но не нашли инвесторов и объявили о закрытии, раздав обратно все депозиты. И вот теперь Aptera возвращается на рынок с инновационным электрическим трициклом Never Charge. Как заявляют в компании, его действительно почти не придется заряжать.

В большинстве регионов США солнечные панели на кузове модели якобы будут аккумулировать энергию на 17,7 тысяч км в год — 64 км бесплатного пробега в день. Сейчас стартап ищет финансирование и принимает предзаказы с залогом в $100. К началу года их число уже перевалило за три тысячи, а начало продаж пока назначено на конец 2021 года.

Alpha Motor Corporation

Калифорнийский стартап Alpha Motor Corporation возник в прошлом году, но уже успел показать целую линейку электромобилей от пикапа Wolf до купе Ace. Все они пока существуют лишь в виде рендеров или макетов, однако предзаказы на Alpha Wolf уже открыты. Настораживает, что о компании мало что известно: нет ни данных о заводе или команде.

Более того, сроки выхода реальных моделей стартап не назвал даже приблизительно. Американцы не уверены в спросе на свои модели, а от него и будет зависеть производство. Но тогда зачем требовать предоплату на электрокупе? Конечно, Alpha Motor могут по аналогии с другими компаниями возвращать депозиты за неудавшиеся проекты, но компания без каких-либо открытых данных не вызывает особого доверия.

Canoo

Canoo — еще один производитель электромобилей из Калифорнии. Модельный ряд стартапа пока включает микроавтобус, фургон и пикап. Всех их объединяет узнаваемый дизайн и оригинальная платформа типа «скейтборд». Предзаказы на все три модели уже открыты, но выйдут они не так скоро: пикап без названия в 2023 году, а минивэн и электрофургон — не раньше 2022.

Lordstown

Этот американский стартап в 2019 году выкупил завод GM в Лордстауне, Огайо; отсюда и название. Первым детищем компании должен был стать электропикап Endurance с отдельным мотором на каждом колесе. Однако сто тысяч заказов к началу года не помогли Lordstown удержаться на плаву: в июне стартап заявил, что денег на запуск серийного производства у него нет.

Компания сообщила о чистом убытке в $125,2 млн за первый квартал, и проект одновременно покинули генеральный и финансовый директора. Впрочем, даже такой поворот событий пока не означает банкротства: возможно, Lordstown еще удастся найти кредиторов или инвесторов. Так или иначе, старт производства осенью 2021 года никто официально не отменял.

Lucid

Американский стартап Lucid Motors прямо называет себя конкурентом Tesla. Его первый электроседан Air должен был появиться на рынке еще весной, но из-за пандемии поставки перенесли на конец 2021 года. Как сообщают руководители Lucid, на авто собраны более 11 тысяч оплаченных заявок в двух версиях. Одна из них выделяется запасом хода, другая — мощностью.

И это далеко не полный перечень компаний с авто, которые находятся в продаже, но еще не существуют в реальности.

Ряд совсем малоизвестных стартапов из США собирает солидные депозиты, крупные компании тоже не брезгуют предзаказами. Та же ситуация с китайским автопромом: Hercules, Li Auto, Xpeng покоряют рынок “на честном слове”.

Два последних уже привлекли достаточное количество инвестиций, чтобы выйти на биржу в стремлении догнать действующих игроков отрасли.

Большие бренды и их разработки

Корпорации тоже уважают prepaid model. Продажа электромобиля на этапе разработки позволяет им заранее оценить спрос, прорекламировать авто или просто спровоцировать рост стоимости собственных акций. Впрочем, даже гиганты автопрома не застрахованы от задержек при запуске электромобилей в серийное производство.

Tesla

Экстравагантный пикап Tesla Cybertruck должен был встать на конвейер в 2021 г., однако теперь его выход ожидается в 2022 году. Компания получила около полумиллиона заказов на электропикап, хотя даже сам Илон Маск до сих пор не уверен в будущем спросе на откровенно говоря непривычную модель. Но эти заявки можно объяснить хотя бы прежними успехами казалось бы провальных проектов Tesla.

В свое время на Model 3 пришло более 100 тысяч предзаказов еще до презентации, хотя скептики вообще сомневались в выходе седана. Теперь это самый продаваемый электромобиль в США и один из самых популярных в мире. Как раз недавно модель перешагнула миллионный рубеж продаж, обеспечив очередной рекорд бренду.

Nio

В начале своего пути китайский стартап вызывал ряд вопросов. Неудивительно: у Nio даже нет собственного завода, а производительность оставляла желать лучшего: на начало 2021 года с конвейера сходили всего 5000 экземпляров в год, а ранее - еще меньше. Тем не менее, несмотря на всю сомнительность проекта, стартап вышел на IPO, сумел завоевать доверие в Китае, а еще разработал очень перспективную систему станций для замены батарей. В мае текущего года компания объявила о выходе на рынок Европы, причем приедут на Запад не только электромобили, но и фирменные станции.

Сейчас Nio выпустила уже три электрических кроссовера, а теперь анонсировала «зеленый» седан с запасом хода до 1000 км (по циклу NEDC). Но купить Nio ET7 можно будет не раньше начала 2022 года, хотя предзаказы уже открыты. Ожидается, что новый флагман Nio составит конкуренцию Tesla Model S, и акции компании уже отреагировали на презентацию резким ростом.

General Motors

Концерн General Motors возродил культовый «Хаммер» в виде электрической модели GMC Hummer EV SUV. На новинку в не самой дешевой версии Edition 1 стоимостью свыше $112 тысяч поступило уже более десяти тысяч заявок, и GM уже задумывается вывести на рынок электроверсию пикапа Sierra. Пока выход первых Hummer EV назначен на конец 2022 года.

Кстати, именно “мастодонты” из GM чуть было не повторили печальный опыт своего подопечного, стартапа Nikola Motors. После презентации Hummer EV разразился скандал: компания показала машину лишь в виде компьютерной графики, при этом “забыв” предупредить об этом прессу. Многие ожидали, что идея лопнет, однако американцы быстро сориентировались: показали уже рабочие прототипы и с тех пор радуют поклонников постоянным обновлением информации.

Заключение

Рынок электромобилей еще молод. Каждый день появляются новые стартапы с оригинальными идеями, и времени у них очень мало: через несколько лет даже самая прорывная технология рискует устареть. Приходится оценивать спрос на ходу — а иногда и финансировать производство за счет энтузиастов. К сожалению, не всегда подобные решения заканчиваются хэппи-эндом.

Впрочем, массовый покупатель обращает мало внимания на подобные истории и еще меньше — на заявления экспертов о пузыре на рынке электромобилей, который якобы скоро лопнет. Возможно, поэтому в мире по-прежнему полно EV-стартапов, продающих рендеры и штучные модели за реальные доллары?

Посмотрим, кто из них обещает повторить судьбу Nikola, а кто — Tesla (за этими новостями, кстати, вы можете следить на нашем Telegram-канале).

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Sam Esq

Но маркетинговая модель Илона Маска (так же всегда вспоминаю литературного Джея Гэтсби) работает. Да, там десятки процентов блефа, но что важное в такой модели: когда возникает ответный фонтан денег, - продукт всё-таки создаётся. И это вторая часть таланта. Хотя, как и сказано в статье, ажиотаж в мире на те же электромобили - огромный, и фонтан превратился в море.
Попутно, думаю, было лобби и не исключаю протекции правительства - в надежде максимально застолбить за американским бизнесом нишу побольше.
Но, то о чем никто не говорит - электромобили не очень же применимы в России? Есть такой эффект снижения ёмкости батарей при низких окружающих температурах.
Хотя то развитие технологий, которое идёт, - радует. Да и выхлопы ДВС техники - богомерзость ещё та.

Ответить
Развернуть ветку
Наумов Сергей

В Америке есть северные штаты, а у нас есть юг.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наумов Сергей

Ответ на часть про непригодность для России.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Moren

Так это не стартапы виноваты, инвесторы хотят зайти как можно раньше, умоляют взять деньги на любой стадии ради десятков иксов

Ответить
Развернуть ветку
Чёртов меломан

А все началось с Ё-мобиля)))

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Полякова

Монарх вообще до сих пор продают по предзаказам)) 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null