Беспилотники: свой среди чужих

Смогут ли беспилотники стать полноправными участниками движения в будущем? Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан», рассказывает о том, какие меры нужно принять при строительстве дорог, чтобы сделать беспилотное движение реальностью и обеспечить владельцам таких машин комфортную езду.

Беспилотники: свой среди чужих
Юлия Штрек
Директор по экономике и финансам АО «ДСК «АВТОБАН»

Автомобиль без водителя

Технологии стремительно развиваются, и повсеместное появление беспилотных авто на наших улицах — вопрос времени. Беспилотник должен достигать места назначения, объезжать препятствия и парковаться без помощи человека. Для этого он использует специальное программное обеспечение (ПО) и сенсоры. Беспилотники оснащают системой искусственного интеллекта (ИИ). ИИ воспринимает окружающую среду, анализирует полученную информацию, определяет, как не допустить дорожно-транспортные происшествия, отвечает за рулевое управление и тормоз, а для отслеживания текущего положения и приближения пункта назначения применяется GPS.

В большинстве беспилотников используется комбинация трех систем: видеокамеры, радара и лидара. ИИ требуются камеры и ПО для глубокого обучения, чтобы правильно реагировать на дорожные знаки, остановки, уличные фонари. Радар мгновенно выявляет большинство препятствий и расстояние до них с помощью радиоволн, но для получения более подробной информации необходим лидар. Лидар измеряет дистанцию до предметов путем отражения от них световых волн. Обнаруживая объект, волны создают трехмерную карту, которая постоянно обновляется.

Такое устройство автомобиля имеет свои минусы: например, установка радаров и лидаров требует достаточно больших средств, а ряд инцидентов с участием беспилотников ставит под вопрос полную безопасность. Поэтому сегодня прорабатывается новый подход, при котором основная нагрузка ложится не на авто, а на инфраструктуру, когда сама дорога оснащается различными датчиками и взаимодействует с машиной.

Инфраструктура для беспилотника

Чтобы приблизить эпоху беспилотных автомобилей и сделать их полноценными участниками дорожного движения в будущем, необходимо внедрять и развивать соответствующую инфраструктуру. Основу для введения в эксплуатацию беспилотного транспорта создают умные дороги, построенные по новейшим цифровым стандартам с использованием BIM-технологий. Умная дорога представляет собой единую систему различных элементов, которые в совокупности делают движение безопаснее, быстрее, комфортнее и рентабельнее.

BIM-технологии (Building Information Modeling) применительно к дорожно-транспортной области — это информационное моделирование, которое обеспечивает цифровое представление дороги, ее функциональных и физических характеристик, то есть создание цифрового двойника. Автодорога таким образом проектируется как единое целое, причем изменение одного из параметров влечет изменение остальных. Цифровой двойник остается актуальным на протяжении всего жизненного цикла дороги, включая проектирование, строительство и период эксплуатации.

Какие именно технологии позволяют беспилотникам освоиться на наших дорогах? Для того чтобы владельцы беспилотных транспортных средств комфортно чувствовали себя в пути, при строительстве магистралей должны использоваться все современные решения. Умные технологии сделают беспилотники экономически выгодным и безопасным компонентом дорожной отрасли будущего. Интеллектуальная транспортная система постоянно мониторит обстановку на дороге и передает информацию о различных препятствиях, пешеходах, авариях, критичном сближении.

Умная дорога, которая обеспечивает безопасное и удобное движение беспилотных авто, может включать:

  • устройства для связи автомобиля с дорожной инфраструктурой;
  • транспортные детекторы;
  • знаки переменной информации;
  • видеокамеры;
  • динамические информационные табло;
  • метеостанции;
  • системы безбарьерной оплаты проезда;
  • пункты управления.

Комфортному движению беспилотников помогает и дорожная разметка. Например, магнитные элементы в разметке позволяют автомобилям четко определять края полосы, что особенно важно в условиях плохой видимости или если дорогу занесло снегом.

По закону

Темпы развития беспилотного транспорта зависят и от государственного регулирования. Начиная с 2019 года в нашей стране действует Постановление от 26.11.2018 №1415 о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотников на дорогах Москвы и Татарстана. Однако процесс с водительского кресла должен контролировать инженер-испытатель. Действие документа ограничено 2022 годом.

Предполагается, что на смену постановлению придет закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», проект которого уже подготовил Минтранс. Это следующий шаг по поэтапному выводу на российские трассы беспилотников уже без инженера-испытателя в салоне. В законопроекте прописаны требования к высокоавтоматизированным транспортным средствам, обязанности изготовителя, владельца и оператора. Среди правил, которые закрепляет документ, — возможность дистанционного отключения автоматического управления, чтобы автомобиль остановился и выпустил пассажиров. Автовладельцы обязаны будут оформлять страховку и проходить технический осмотр. Транспортные средства должны быть оснащены бортовым регистратором. Документ может вступить в силу в 2025 году.

От земли до неба

Сегодня все инновационные решения, которые нужны для внедрения беспилотного транспорта в России, реализованы при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), последний участок которой был открыт этим летом. ЦКАД пока единственная в нашей стране полноценная цифровая автомагистраль. Умная начинка дороги может предупреждать беспилотные транспортные средства об аварии, препятствиях, погоде, трафике, пробках. Такой сервис обеспечивает безопасность движения и комфорт всех водителей.

Скоростная трасса между Санкт-Петербургом и Москвой М-11 «Нева», платный дублер М-10 «Россия», может стать полигоном для отработки положений упомянутого выше законопроекта «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Здесь планируется запуск беспилотных грузовиков начиная с 2022 года.

«Яндекс» и Минэкономразвития планируют развернуть сервис беспилотного такси в столице, Сочи и Татарстане. По некоторым дорогам такси смогут возить пассажиров в том числе и без присмотра испытателя.

Беспилотные такси в будущем смогут доставлять пассажиров не только по земле, но и по воздуху. В Москве тестируют беспилотные летающие такси. Транспортные средства способны развивать скорость до 200 км/ч, преодолевая до сотни километров.

Зачем нужны беспилотники

А теперь давайте поговорим о том, зачем вообще нужны беспилотные автомобили и почему за ними будущее.

  • Безопасность. Около 85% аварий происходят по причине того, что водители нарушают правила дорожного движения. Беспилотники в конце концов сделают наши дороги более безопасными для всех участников дорожного движения. Автономные транспортные средства исключили бы человеческий фактор.
  • Комфорт. Когда участия водителя больше не потребуется, ежедневные поездки станут максимально комфортными. Вместо того чтобы управлять автомобилем, вы сможете расслабиться или, например, заняться работой.
  • Решение проблем с парковкой. Беспилотники помогут улучшить ситуацию с нехваткой парковочных мест: высадив пассажира в месте назначения, они могут поехать дальше. Это возможно при условии, что большинство людей будет пользоваться услугами беспилотных такси, а не приобретать собственные транспортные средства.
  • Минимизация вредного воздействия транспорта на атмосферу и здоровье людей. Большинство беспилотных авто будут электрическими или гибридными, а значит, мы будем наблюдать сокращение выбросов парниковых газов. Кроме того, имеет значение высокая эффективность и рациональность движения беспилотников, а также их совместное использование. Также станет возможным сокращение внутренних авиаперевозок: комфортные и безопасные беспилотные автомобили в ряде случаев вполне смогут их заменить.

Итак, беспилотное движение, без сомнения, — наше будущее, наступление которого зависит от комплексного развития умной инфраструктуры и гибкого государственного регулирования. Для этого необходимо объединить усилия правительства и участников дорожно-строительной отрасли и развернуть сеть цифровых дорог по всей стране. Автономная перевозка пассажиров и грузов повышает безопасность и комфорт движения, рентабельность эксплуатации автомобилей, помогает сохранить экологию.

22
реклама
разместить
2 комментария

Решение проблем с парковкой. Беспилотники помогут улучшить ситуацию с нехваткой парковочных мест: высадив пассажира в месте назначения, они могут поехать дальше. Это возможно при условии, что большинство людей будет пользоваться услугами беспилотных такси, а не приобретать собственные транспортные средства.и чем это отличается от сегодняшней ситуации?
а по теме - читал давно, понравилось - если ВСЕ будут беспилотные, тогда это будет работать, а когда даже 50% - нет

Мне вот интересно, что быстрее сделаю. Беспилотник доведет до ума или дороги построят))) Идея конечно интересная, а как это все реализуется это уже другой вопрос.