От бензоколонки к АЗС: как заправляли авто в СССР

В 1970-е в крупных городах СССР появляются футуристичные заправки, в народе — «тарелки» и «НЛО». <a href="https://auto.24tv.ua/ru/samye_neobychnye_azs_proshlogo_foto_istoriya_interesnye_fakty_n28301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
В 1970-е в крупных городах СССР появляются футуристичные заправки, в народе — «тарелки» и «НЛО». Источник

Первые советские бензоколонки делали в Ленинграде в 1930-х. И долгое время (до конца 1980-х!) все заправки принадлежали государству, а бензин выдавали по талонам. Но всё изменилось, когда появились «Жигули». Команда Заправок 2ГИС продолжает делиться историей российских АЗС — в прошлой статье рассказали про дореволюционные бензоколонки, а теперь — про то, как заправляли машины советские автомобилисты.

Первые бензоколонки

Первые советские бензоколонки начали производить в начале 1930-х в Ленинграде на заводе «Промет» и в Новгородской области на Боровичском механическом заводе. Такие колонки работали от ручного насоса и мотора. Их производительность была невысокой — всего 30 литров в минуту. Для сравнения: современные АЗС работают в два раза быстрее, а есть и такие, что заливают до 400 литров топлива в минуту — на таких заправляют крупногабаритную технику.

Слева — колонка Боровичского завода. Справа — заправка у Ленинградского вокзала, фото 1936 года. <a href="https://a-dedushkin.livejournal.com/1163010.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Слева — колонка Боровичского завода. Справа — заправка у Ленинградского вокзала, фото 1936 года. Источник

В то время бензоколонки постепенно появляются в городах, но бума не было: бензин был дорогим, транспорт — чаще государственным. Поэтому заявление Остапа Бендера в «Золотом телёнке» 1931 года в народе звучит комично: «Автомобиль, товарищи, — не роскошь, а средство передвижения».

Вот что в 1937 году говорил большой энтузиаст автомобилизации, директор Института истории науки и техники АН СССР Н. Осинский (цитата по Коммерсанту): «В больших городах Союзнефтесбыт сдаёт бензин местным советам, которые весьма кустарно организуют его продажу через ничтожное количество колонок с примитивными будками при них. В Москве сейчас имеется только 37 пунктов продажи, тогда как в любой столице мира они исчисляются сотнями. К концу же 1937 года число пунктов предполагается довести до 42 единиц».

Бензоколонки для народа

Главный культурный референс, по которому мы знаем устройство советских АЗС, — фильм «Королева бензоколонки». Он вышел в 1962 году и ему можно верить: съёмочную площадку построили рядом с действующей станцией и полностью её скопировали. Ходят байки, что водители подъезжали к бутафорским колонкам в надежде получить топливо — настолько заправка была похожа на настоящую.

Здесь мы видим, что в 1960-х больше заботятся об автомобилистах: на территории ставят не только будку заправщика, но и столовую, а ещё магазин и автомастерскую. Тем не менее, почти на всех колонках заправиться можно только по талонам, а не за наличные.

Съёмочной группе фильма запретили снимать на настоящей заправке из-за техники безопасности

Главная героиня фильма Людмила Добрыйвечер раздаёт топливо из колонок двух типов: из жёлтых ГАРО-384 и самой высокой красной ГАРО-318. Небольшая голубая колонка — это электромеханическая маслораздаточная ГАРО-367М, самая распространённая в то время.

Такие маслораздаточные колонки можно купить и сегодня — например, чтобы оформить гараж в стиле ретро. <a href="https://mash-xxl.info/info/114239/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник схемы</a>, <a href="https://festima.ru/docs/279073103/allrussia/maslorazdatochnaya-kolonka-garo-357-m" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник фото</a>
Такие маслораздаточные колонки можно купить и сегодня — например, чтобы оформить гараж в стиле ретро. Источник схемы, источник фото

Самая крупная колонка, больше похожая на часы, — модель 318 — была с ручным приводом. Правда, её выпускали недолго — с 1947-го по 1952-й. На смену ей трест ГАРО (предприятие по производству ГАРажного Оборудования) выпускает новую более мощную и удобную модель 384. У неё появляется электрический дозатор, а её производительность намного выше предыдущих моделей — целых 70 литров в минуту.

Слева — модель ГАРО-318, справа — ГАРО-384. <a href="http://www.neftepro.ru/photo/4-0-784" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a>, <a href="http://www.neftepro.ru/photo/3-2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник схемы</a>
Слева — модель ГАРО-318, справа — ГАРО-384. Источник фотоисточник схемы
<p>Детали ГАРО-384 и маслораздаточной ГАРО-367М можно рассмотреть на 3D-моделях. <a href="https://3ddd.ru/3dmodels/show/bienzokolonki_sssr_chast_2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Детали ГАРО-384 и маслораздаточной ГАРО-367М можно рассмотреть на 3D-моделях. Источник

«Жигули» — двигатель прогресса

Волжский автозавод выпускает знаменитую в Союзе ВАЗ-2101 в 1970-м, и с этого момента жизнь советского автолюбителя меняется кардинально. «Жигули» выпускали на базе итальянского FIAT-124S, и тогда они не были дешёвыми. Но именно с массовым производством «копейки» связывают активное развитие бензоколонок.

«Копейка» в 1970-х стоила 5620 рублей — примерно 47 средних окладов советского человека
«Копейка» в 1970-х стоила 5620 рублей — примерно 47 средних окладов советского человека

На 1970-е приходятся и эксперименты с футуристичными проектами заправок: «тарелки», или «НЛО» появляются в Киеве, Москве, Самаре. Говорят, прототипом стали японские заправки того времени.

<p>«Тарелки» до сих пор называют «японскими» заправками. <a href="http://tanpopoblogsuita.blog96.fc2.com/blog-date-20070923.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

«Тарелки» до сих пор называют «японскими» заправками. Источник

<p>Топливо на таких заправках подавали сверху, а для удобной и более точной парковки «под шланг» рисовали разметку. <a href="https://auto.24tv.ua/ru/samye_neobychnye_azs_proshlogo_foto_istoriya_interesnye_fakty_n28301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Топливо на таких заправках подавали сверху, а для удобной и более точной парковки «под шланг» рисовали разметку. Источник

Автозаправка в Сочи в форме НЛО, 1985 год. <a href="https://arch-sochi.ru/2019/03/1919-2018-100-let-v-istorii-arhitektury-goroda-kurorta-sochi-chast-3/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Автозаправка в Сочи в форме НЛО, 1985 год. Источник

Разные источники пишут, что в конце 70-х появляется всё больше заправок, в которых принимают наличные — удобство для интуристов, которые приехали на Олимпиаду–80. Вероятно, это справедливо только для Москвы: очевидцы говорят, что в то же время в других городах страны по-прежнему требовали талоны и неохотно заправляли частный транспорт.

Шаги к частным автозаправкам начались в 1980-х, когда клиентов окончательно перестали делить на «госмашины» и «частников», а оплату наличными принимали почти все заправки.

Частные заправки девяностых

Заправки в 1990-х — это постоянная точка конфликта власти, бизнеса, промышленности и потребителя. ТАСС пишет, что в коменту распада СССР литр АИ-92 стоил 40 копеек. И уже в 1990 году стоимость его производства превысила регулируемую государством цену в два раза. Из-за этого возник дефицит топлива и, как следствие, чёрный рынок.

После приватизации АЗС постепенно перешли в частные руки и стали развиваться стихийно, дефицит начала 1990-х спровоцировал расцвет «кустарного» производства и продажи топлива. Объекты строили без проектных документов, качество топлива вызывало вопросы.

В 1991-м, перед распадом СССР, в стране было около 17 миллионов легковых автомобилей — на 1000 жителей приходилось 59 машин. В то же время впервые открылась иностранная заправка: итальянский концерн ENI и тогда ещё советский Моснефтепродукт создали совместное предприятие «НефтоАджип».

Первая иностранная заправка в России, 1991 год. <a href="https://www.zr.ru/content/articles/923262-god-1991-glavnye-sobytiya/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Первая иностранная заправка в России, 1991 год. Источник

Особую популярность в 1990-е получили контейнерные и передвижные автозаправочные станции, которые используют до сих пор. Компактная АЗС со всем оборудованием действительно помещается в контейнер или специальный прицеп. Особенности контейнерных заправок, кроме, собственно, небольшого размера — это надземное расположение резервуаров и цельная конструкция.

Контейнерные заправки можно встретить и сегодня. <a href="https://azs-mini.ru/konteynernie-azs/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Контейнерные заправки можно встретить и сегодня. Источник

В 2021-м на 1000 россиян приходится уже 313 легковых машин, а количество АЗС, по данным Росстата, переваливает за 30 тысяч.

Ну а теперь в России развивается бесконтактная заправка: например, в 2ГИС можно заправить машину и оплатить бензин, не выходя из машины. О том, как тестировали новую функцию и как она работает, написали на Хабре.

20
6 комментариев

47 зарплат, если перевести на наши деньги, то 20 тысяч * 47, будет 940 тысяч, примерно столько стоит сегодня лада веста какая-нибудь, так что, товарищи, мало что изменилось с тех пор)

3
Ответить

тсс....ты если переведешь "бесплатное жилье" в 10-15лет безальтернативной работы "где скажут"-тоже многим погрустнеет

Ответить

пост для тех кто хочет вернуться в ссср хоть на пару минут

3
Ответить

Ага, теперь и на картах 2ГИС поиск АЗС будет показывать только "свои" колонки. Печально

1
Ответить

Спасибо огромное! Вы меня вернули в молодости.

1
Ответить

Заправка НЛО в Сочи работает и по сегодняшний день. Находится в Хосте

Ответить