Вырулить на прибыль: как big data помогает такси преодолеть кризис

Таксопарки так полностью и не восстановились после пандемии. Рост цен на автомобили, запчасти, топливо, удорожание лизинговых платежей, а также отток водителей-иностранцев поставили отрасль на грань рентабельности. Власти разрабатывают меры поддержки, но многие компании могут не дождаться их введения. О возможных путях преодоления финансовых барьеров для такси рассказал сооснователь компании IVITECH Артем Москалев.

Вырулить на прибыль: как big data помогает такси преодолеть кризис
Артем Москалев
Сооснователь IVITECH

Проблемы отрасли

Тарифы на поездку в такси до сих пор остаются на уровне 15-летней давности, хотя 2021 году автомобили и запчасти подорожали вдвое. Эксперты отмечают неутешительный тренд: падение доходов водителей. Так, с середины нулевых по ним сильно начала бить инфляция, а позже – комиссии, которые теперь необходимо платить агрегаторам.

Еще в марте некоторые таксопарки жаловались на одностороннее увеличение платежей со стороны лизинговых компаний. Пришлось даже обращаться в Банк России с просьбой запретить такую практику и предоставить льготы или рефинансирование. А с ростом стоимости ОСАГО и дефицитом запчастей впереди замаячила перспектива снижения качества оказываемого пассажирам сервиса.

«Одна из главных проблем всегда была – водитель. Как его привлечь, какие условия дать, чтобы удержать. Ведь средний срок работы водителя в таксопарке – 3,5 месяца», – объясняет Артем Москалев.

В пандемию ушли мигранты – но им на смену пришли россияне. Из-за массовых сокращений люди все чаще стали рассматривать такси как подработку либо временную занятость. Поначалу это даже привело к росту количества водителей примерно на 12%. Но вместе с тем – и к падению уровня профессионализма.

При этом, если в городах-миллионниках зарплата таксистов медленно, но растет, то в меньших муниципалитетах их доходы заметно снижаются. Не все региональные операторы могут правильно сформировать бизнес-модель и выдержать конкуренцию с гигантами федерального уровня. Тем не менее, по словам Артема Москалева, риски можно сократить, если прибегнуть к помощи аналитики на базе больших данных.

«Мы будем заранее знать, подходит ли город для работы конкретной компании, исходя из ее базовых показателей. Например, количества и марок автомобилей. Условный Renault Logan едва ли будет востребован в городе-миллионнике, зато отлично подойдет для города с населением 200-300 тыс. человек», – отметил он.

Зная, какие модели и с каким средним пробегом доминируют в том или ином районе, можно более точно планировать работу таксопарка. Например, вовремя варьировать долю наиболее востребованных автомобилей, не совершая серьезных ошибок.

Ценовой отскок

Тем не менее, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, сейчас ситуация временно нормализовалась. В 2021 году объем легального рынка такси достиг 820 млрд руб. В исследовании учитываются заработок легальных водителей и доходы таксопарков и агрегаторов. «Серый сектор» же государственные аналитики оценивают в 16% от общего объема таксомоторных перевозок. По их данным, рынок нелегальных перевозчиков имеет оборот примерно 157 млрд руб.

Агрегаторы также отчитываются о росте прибыли. Например, у «Яндекс.Такси» по итогам 2021 года оборот достиг значения 131 млрд рублей. На его долю, как и ранее, приходится 66% всего таксомоторного рынка в России. Далее идет «Ситимобил», на который приходится 8,3%. Третье место разделили «Максим» и ГК «Везет» с 7%, а замыкает рейтинг Gett – 6,6% рынка.

Тем не менее, рентабельность таксопарков упала до 5%. Объем рынка по итогам 2022 года Аналитический центр при Правительстве РФ не взялся прогнозировать. Но можно констатировать, что после отключения платежных сервисов Apple Pay и Google Pay выросло количество перевозок за наличные, что может привести к росту «серого сектора», а в «белом» некоторые эксперты ожидают падения в размере 10-20%.

Помощь и регулирование

Решить проблему, отчасти, призван внесенный недавно в Госдуму новый законопроект. Его главная задача – примирить застрявшую в прошлом отрасль с современными реалиями. Например, агрегаторы получат официальное определение: «службы заказа легкового такси», также документ позволит бизнесу заключать договоры с водителями, которые зарегистрировались, как самозанятые. Это сделает их работу более прозрачной.

Однако, профессионалы рынка ждут и финансовой помощи. Например, субсидий на покупку автомобилей, лизинговых каникул и доступа к дешевым кредитам. С последним особенно сложно, ведь в силу специфики таксомоторного бизнеса, банки крайне редко идут навстречу компаниям отрасли. Выручает альтернативный скоринг: на основе его результатов можно получить инвестиции не от кредитных организаций, а от бизнеса.

«По сути, это позволило нам стать для таксопарков экосистемой, которая позволяет не задумываться о поиске финансов. Мы помогаем покупать резину, продлевать ОСАГО, софинансируем первый взнос за лизинг автомобилей. Все это родилось из анализа конкретных болей рынка», – подчеркнул Артем Москалев.

Он добавил, что анализировать можно любой парк. И сейчас компания занимается разработкой сервиса, который поможет вендорам таксомоторных услуг работать в любом городе. Особенно актуально это будет для таксопарков объемом до 500 автомобилей, поскольку федеральные гиганты способны решить насущные проблемы, тогда как более мелкому бизнесу необходимо «дотянуть» до мер поддержки, которые прорабатывает государство.

Например, это позволит таксопаркам продержаться до льгот, которые запросила у кабмина мэрия Москвы. Речь идет о возможности приобретать полисы ОСАГО на срок от одного месяца вместо года по действующим для таксистов и таксомоторных компаний правилам. Также в столице увеличатся субсидии на покупку автомобилей и каршеринга.

33
Начать дискуссию