{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Электромобили Pope-Waverley – вторая попытка Альберта Поупа

Привет! На связи Илья, автор самого крупного Telegram-канала про электромобили. Это пятая статья из серии публикаций, посвященных первому золотому веку электромобилей на рубеже XIX-XX столетий.

Я уже рассказывал об Альберте Августе Поупе, человеке, который вначале посадил Америку на велосипед, а позже занялся выпуском авто, в том числе электрических. В 1899 году автомобильное подразделение его корпорации Pope Manufacturing Company отошло холдингу Electric Vehicle Company.

Однако всего через два года магнат решил вернуться в молодую отрасль. Для этого он купил несколько небольших автопроизводителей. Все бренды сохранили прежние названия, но получили приставку Pope. Pope-Hartford, Pope-Robinson, Pope-Toledo и Pope-Tribune специализировались на машинах с бензиновым двигателем. Заняться выпуском электромобилей предстояло Pope-Waverley - компании из Индианы, которую бизнесмен приобрел в 1903 году.

В начале был велосипед

Фирма была основана Чарльзом Ф. Смитом в 1885 году как Indiana Bicycle Company. Спустя 10 лет на предприятии работали больше тысячи человек, а годовое производство байков под брендом Waverley превысило 50 тыс. В 1898 г. компания слилась с American Electric Vehicle Company of Chicago, которую за 3 года до этого основал Клинтон Эдгар Вудс – человек, о котором мы обязательно расскажем в одной из последующих статей.

Объединенная корпорация запустила сборку электрических экипажей, первым из которых стал двухместный Waverley Stanhope. Машина могла без подзарядки проехать 64 километра с максимальной скоростью до 22,5 км/ч. Аккумулятор из 44 ячеек весил 181 килограмм, что по тем временам было относительно немного. Общая масса новинки составила 544 кг. Экипаж ценой в $1500 имел несколько вариантов кузова. Его колеса очень походили на велосипедные.

Двухместный Waverley Stanhope

С 1901 г. автомобили Waverley начали оснащать батареями Эдисона, рассчитанными на 100 километров езды без подзарядки. Их, в частности, получила Model 21. Машина стоила всего $900, что было очень скромно по меркам электромобилей той эпохи. В 1902 году вышел Waverley 20a. Авто оснастили парными 3-сильными моторами. Экипаж продавали за $1400. Он получил полуэллиптические рессоры и сразу два тормоза – электрический и механический. Одним из владельцев новинки стал американский генерал и писатель, автор исторического романа «Бен-Гур» Лью Уоллес.

1903 Pope-Waverley Electric Model-20a

Часть империи

Первые авто под брендом Pope-Waverley увидели свет в 1904 году. Модели 26 и 27 были двухместными, оснащались двигателем в 3 л. с., аккумуляторами напряжением 60 вольт и могли развить скорость до 25,7 км/ч. Электромобили различались разной конструкцией навеса и колесной базой – 203 и 178 см соответственно. Также покупателям предлагалась закрытая версия Model 26. Она была чуть медленнее – 24,1 км/ч и существенно дороже – 1700 долларов против 1200 за машину с открытым кузовом.

Реклама Waverler electric

Всего в 1904-1908 гг. компания Pope-Waverley представила больше десятка легковушек. Все они имели ряд общих особенностей – например, два ножных тормоза и один электрический. Самая простая модель - 21 Runabout стоила $850, имела 3-сильный двигатель, колесную базу всего 155 см, 30-дюймовые шины и аккумулятор из 24 ячеек. Заплатив всего на 50 долларов больше, можно было приобрести сходную по конструкции, но более просторную Model 36.

Waverley 21 Runabout 

Pope-Waverley 29 Physician’s wagon, «Фургон врача» также выпускалась в открытом и закрытом вариантах. Большинство автомобилей Поупа были двухместными, однако за $1700 можно было купить открытый экипаж 60B Surrey, рассчитанный на четверых. Также существовала модель Station wagon стоимостью $2250. Машина имела закрытый салон на двух пассажиров и еще 2 человека размещались на открытом переднем сидении.

Самой быстрой стала Model 53, способная разогнаться до 29 км/ч. В то время, как другие авто марки поворачивались с помощью рычага, этот электромобиль получил рулевое управление. Экипаж оснастили 32-дюймовыми колесами и аккумулятором из 30 ячеек. Модель выпускалась в версиях А и В – первая комплектовалась съемной крышей и стоила $2000, вторая была полностью закрытой и продавалась за $2250.

Сравнение Pope-Waverley Stanhope 53 a с другими электромобилями

Помимо легковых автомобилей, Pope-Waverley собирала электрические фургоны и грузовики. Модельный ряд также был широким – грузоподъемность машин составляла от 360 кг. до 5 тонн. Дела шли неплохо… а потом грянула банковская паника 1907 года, когда индекс Нью-Йоркской фондовой биржи рухнул сразу на 50%.

Pope Manufacturing Company стала одной из множества фирм, которые объявили о банкротстве. Событие сильно подорвало здоровье Альберта Августа Поупа. 10 августа 1909 года он скончался в своем доме под Бостоном в возрасте 66 лет.

Свободное плавание

Банкротство потребовало реорганизации бизнеса, в результате чего в 1908 году Waverley лишилась приставки Pope и вновь стала независимой компанией – предприятие продали группе бизнесменов из Индианаполиса.

Новые хозяева не стали скромничать и объявили свои электромобили «лучшими в мире». Машины получили эллиптические рессоры и более длинную, чем у предшественников, колесную базу. Waverley Electric 1909 года оснащался 96-вольтным мотором и мог разогнаться до 32,2 км/ч. На выбор покупателям предлагали 5 различных вариантов кузова и 16 расцветок, а также 3 вида аккумуляторов, самый живучий из которых был рассчитан на 130-160 километров пробега. В зависимости от модификации авто стоило $1150-2300.

1909 Waverly Electric

В 1910 г. Waverley представила роскошный 5-местный лимузин за $3500. Год спустя компания отказалась от цепного привода в пользу вала. В 1912 г. корпорация вышла на европейский рынок, а также выпустила Model 90. Этот родстер ценой в $2250 получил передовой дизайн, неотличимый от тогдашних бензиновых авто.

В тот период название Waverley в США было синонимом слова «роскошь». Машинами этой марки владели, в частности, Томас Эдисон и первая американская женщина-миллионер Мадам Си Джей Уокер. Также предприятие по-прежнему занималось грузовым транспортом. Его цена в зависимости от модели составляла $2000-4500, а грузоподъемность – 450-5000 кг.

На 1913 г. пришелся пик продаж электромобилей в США, после чего они начали очень быстро падать. К тому моменту годовой выпуск авто с ДВС в Штатах достиг 480 тысяч штук или 80% мирового производства. 170 тыс. из них пришлись на Ford Model T, который тогда стоил всего $525, мог разогнаться до 68 км/ч и проехать более 320 километров на одном баке бензина. Медлительные электромобили из объекта восхищения превратились в раздражитель для других участников дорожного движения. В 1914 году компания Waverley прекратила существование.

0
2 комментария
Post...

Спасибо! Люблю электрички!

Ответить
Развернуть ветку
Фургатова Ясмина

попытка не пытка)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда