Автострахование и рынок insurtech — что происходит

Говорят, insurtech — всё. Стартапы закрывают, сотрудников сокращают. Решил обсудить ситуацию с точки зрения страхового эксперта.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40dariabesedina&postId=546539" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Daria Besedina</a> / Unsplash.com
Daria Besedina / Unsplash.com

О чем, собственно, речь

Сфера страхования — в России и мире — одна из самых инертных и консервативных отраслей. Крупные игроки придерживаются классических процессов и предпочитают не экспериментировать с новыми цифровыми решениями. Почему так происходит — рассказывал ранее здесь на vc.ru.

Все это вызывает неудобства у клиентов, которым приходится посещать офисы страховых, подписывать кучу бумаг для заключения договора. Объем бюрократии возрастает в разы, если наступает страховой случай.

Неудивительно, что insurtech-компании вызывали ажиотаж. Они в корне поменяли подходы к страхованию, и инвесторы в буквальном смысле «заливали» сегмент деньгами. Так, стартап Lemonade, развивающий сервис онлайн-страхования, провел один из самых успешных IPO в 2020 году — в первый день стоимость акций выросла на 138%. Другой проект, заточенный на автострахование, получил оценку в $6 млрд (при условии, что компания не вышла на окупаемость и теряла деньги).

По данным Boston Consulting Group, за 2019 год инвестиции в сегмент составили целых $15 млрд (в 2020 и 2021 и того больше). Эта цифра равна финансовым вливаниям за весь период с 2012 по 2018 годы. Однако за последнее время финансирование в такие стартапы сократилось.

Пузырь лопнул

Компаниям приходится пересматривать внутренние процессы, оптимизировать издержки, даже сокращать штат сотрудников. Эксперты отмечают, что одно из главных испытаний, с которым сталкиваются стартапы в сфере страхования, — это высокие коэффициенты убыточности. У некоторых компаний их значение достигает 90% от полученных средств. Построить эффективный страховой бизнес в таких условиях невозможно. Даже классические СК оперируют в коридоре до 60%.

Вторая проблема связана с высокой стоимостью привлечения клиентов. По итогу проекты, которые стремятся сократить расходы и выйти на безубыточность, зачастую делают это в ущерб росту.

<p>Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FRhQLqbjFvzE&postId=546539" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gift Habeshaw</a></p>

Фото: Gift Habeshaw

Эксперты страховой консалтинговой компании Willis Towers вообще ставят под сомнение устойчивость большинства страховых стартапов. Особенно в условиях глобального экономического кризиса и беспокойных рынков. По их мнению, многие цифровые компании в сфере страхования не в состоянии выполнить обещания, которые они давали инвесторам, и вынуждены закрываться. По некоторым оценкам, за последние десять лет таких стартапов в этой нише было больше четырехсот.

Все еще впереди

Однако даже в Willis Towers отмечают, что пока рано говорить о прекращении инвестиций в insurtech. Рынок имеет серьезный потенциал, и 2022 год станет одним из самых успешных. Буквально в июле американская страхования компания, работающая в сфере кибербезопасности, привлекла $250 млн при оценке в $5 млрд.

В то же время ряд экспертов отмечает, что серьезные трудности преследуют лишь те стартапы, руководство которых допустило ошибки в управлении. Страхование — многомиллиардная индустрия с огромными перспективами. Если относительно небольшому игроку удаётся перехватить инициативу в профильном сегменте, он сразу выходит на уровень конкуренции с крупными страховщиками. Например, мы разрабатываем собственную CRM, которая оптимизирует процесс ведения сделок. За счет цифровизации даже один страховой агент может вести тысячи клиентов. И с развитием отрасли подобных разработок будет становиться все больше.

К сожалению, делать insurtech-проект и говорить о нём – это две разные планеты. Возможно, по этой причине российский сегмент так медленно продвигается вперед.

Мне бы очень хотелось, чтобы за одним столом хоть раз собрались бы монстры российской страховой отрасли (АСТ, Сравни, ELT, небольшая часть агрегаторов, цифровые агенты) и в режиме обмена опытом поделились бы своими успехами и провалами. Обсуждение технологических инноваций куда эффективнее для развития всех сторон и рынка в целом, чем бесконечные басни об устойчивой примитивной агентской модели в 2022 году. Она постепенно уходит. Агенту страной школы более двадцати запросов в день не обработать. А когда мы говорим о 5000 запросах в сутки, как думаете, будет ли конструктивным диалог с агентом? Ответ очевиден.

Также удивлен позиции ряда страховщиков, ограждающих себя от прямых интеграций с цифровым миром. При этом на площадке агентского бизнеса не получивших успеха. Online-страхование вообще обсуждать не приходится. ОСАГО начали фильтровать под предлогом технических ошибок. Коридор базовых ставок расширили, а «зеленый свет» для аварийных водителей так и не зажигается. Как им быть? Отказаться от страхования и сквозь землю провалиться?

О чем еще я пишу на vc.ru и не только:

88
Начать дискуссию