Сколько стоит открыть автошколу в России и можно ли на этом заработать Статьи редакции

Объясняют предприниматели из Казани, Нижнего Тагила и Москвы.

Реформа автошкол началась в 2013 году. С тех пор увеличился срок обучения до трёх-четырёх месяцев, экзаменов стало три вместо двух («площадку» и «город» разделили), автошколы начали проходить дорогостоящую процедуру лицензирования, согласовывать программы с ГИБДД и так далее.

Власти аргументировали эти меры желанием снизить смертность на дорогах к 2020 году на треть, ежегодно ужесточая требования. В связи с реформами учебным заведениями пришлось значительно поднять цены на обучение. Изменения происходили на фоне экономических кризисов 2008–2012 и 2014–2015 годов, потому желающих сдавать на права становилось всё меньше, как и учебных заведений.

Айрат Халиуллин, сеть автошкол «Джек», Казань

Предприниматель открыл свою автошколу в 2015 году. Впоследствии развил франчайзинговую сеть по Татарстану (восемь собственных филиалов) и другим регионам России (27 франшиз на стадии открытия).

На открытие первой автошколы ушло девять месяцев и 1 млн рублей. Халиуллин отмечает, что потратил лишнее время на многократные доработки помещения для проверяющих органов: распределял датчики пожарной сигнализации.

Также предприниматель потратил деньги на закупку ненужных вещей. Например, плакаты, которые по новым требованиям нужно было заменить на электронную доску, или комплект манекенов по завышенной цене.

Вторую точку Халиуллин открыл примерно за 290 тысяч рублей, исключив допущенные ранее ошибки.

  • Регистрация ООО — 4000 рублей.
  • Аренда помещения — 30 тысяч рублей.
  • Зарплата инструкторам по вождению — около 180 тысяч рублей.
  • Зарплата администратора и преподавателя ПДД — 30 тысяч рублей.
  • Аренда площадки — 20 тысяч рублей (с расчётом, что в группе учится 20 человек).
  • Маркетинг — 15 тысяч рублей.
  • Дополнительные расходы — 15 тысяч рублей.

Каждый филиал проходил проверки в строгой последовательности: сперва санэпидемстанция, после государственный пожарный надзор, ГИБДД и Министерство образования.

Надо понимать, что автошкола — это не бизнес, который открывается быстренько за углом. Это сложный процесс. Человек получает возможность ездить за рулём на дорогах общего пользования. Соответственно, и проверки довольно серьёзные.

Айрат Халиуллин

На окупаемость первая точка вышла с первого месяца. Сейчас чистая прибыль с одного филиала — 300–350 тысяч рублей в месяц при общей выручке около 900 тысяч рублей (при наборе в 30 курсантов и при средней цене за обучение по Казани — 27 тысяч рублей). Заработанные деньги идут на зарплатный фонд сотрудникам, аренду помещения и автодрома, на рекламу, оплату интернета, канцтоваров, налоги.

Начинающим Халиуллин рекомендует изучить все требования надзорных органов и заранее подготовить документацию, на которую обращают внимание проверяющие инстанции. Ниже — неполный список необходимых документов.

  • устав;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • решение и приказ о назначении директора;
  • пожарная декларация;
  • обучение пожарно-техническому минимуму;
  • план учебного календаря;
  • все документы по сотрудникам, по автомобилям, договоры с автодромами.

А самое главное — подобрать помещение, которое сразу будет максимально подходить под все требования, а не дорабатывать его в процессе. Перед заключением договора аренды необходимо добиться минимум двух месяцев «арендных каникул», отметил руководитель автошколы «Джек».

Целевой аудиторией «Джека» стали молодые люди от 16 до 25 лет. Поэтому теорию в автошколе преподают молодые педагоги до 30 лет, а в учебный процесс внедрены современные технологии. Например, с помощью специального мобильного приложения курсанты компенсируют пропуски занятий: могут решать билеты по теории, а преподаватели — отслеживать этот процесс в личном кабинете.

Следующий блок — вождение. Многие настрадались от того, что инструктор хамоват, попутно занимается своими делами, например, завозит ребёнка в детский сад, ездит в магазин за сигаретами. Мы решили набирать меньше людей, но давать им больше учеников. Да, нагрузка повышается, но и денег он зарабатывает больше.

Айрат Халиуллин

Собственного автопарка в автошколе нет. Водители выходят на работу на своих автомобилях.

Основные инструменты продвижения — социальные сети. Там сконцентрирована практически вся целевая аудитория «Джека».

Флаеры и реклама на радио больше не работают. Многие автошколы до сих пор пользуются этими приёмами, в то время как в их группах в социальных сетях творится бардак: нет отзывов, новых материалов. Мы понимаем, что сегодня то, как выглядит шапка во «ВКонтакте», сильно важнее, чем то, как выглядит твоя вывеска.

Айрат Халиуллин

Алексей Ушков, основатель сети независимых автошкол «Вектор», Нижний Тагил

В сфере автошкол Алексей уже 15 лет. Начинал как инструктор, позднее, в 2009 году, открыл свою автошколу.

При удачном стечении обстоятельств, говорит предприниматель, открывая свою автошколу, можно уложиться в 700 тысяч рублей. Самых серьёзных затрат потребуют учебные автомобили и оборудование. Сложный этап, по мнению Ушкова, — это прохождение проверок всех надзорных органов.

Есть определённая последовательность действий при открытии автошколы. Она не постоянна, законы меняются — и «квест» по организации получения всех разрешительных документов тоже.

Алексей Ушков

Ушков отметил, что трудности можно минимизировать, воспользовавшись опытом коллег или купив франшизу.

Для наглядности предприниматель рассмотрел два варианта бюджета — минимальный и максимальный.

Минимальный бюджет

  • Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
  • Аренда автодрома — 10 тысяч рублей в месяц.
  • Аренда класса 30 м² — 15 тысяч рублей в месяц.
  • Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
  • Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
  • Услуги ГИБДД — бесплатно.
  • Автомобили не покупаем — арендуем.
  • Инструкторы работают внештатно.

Если на открытие уйдёт девять месяцев, то вы потратите около 252 500 рублей. Эту сумму можно уменьшить, если арендовать класс почасово и арендовать автодром на условии оплаты лишь после открытия. Оборудование — тренажёры, плакаты и другое — можно взять в аренду.

Алексей Ушков

Неиссякаемый бюджет

  • Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
  • Строительство автодрома — 4 млн рублей.
  • Приобретение класса 60 м² — 3 млн рублей.
  • Учебный автомобиль новый — 1 млн рублей за штуку, надо минимум два.
  • Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
  • Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
  • Оборудование — 1 млн рублей.
  • Итого: около 10 млн рублей.

Выйти на рентабельность, по мнению Алексея, можно через три месяца. Прибыль с одной группы в 20 человек, набираемой ежемесячно, — до 120 тысяч рублей в месяц. Небольшие учреждения в вопросе окупаемости и управления имеют преимущества, уверен предприниматель, потому что они более гибкие по цене, могут легко менять классы, автодромы.

Каждый сотрудник в маленькой автошколе выполняет несколько функций, совмещая преподавание и руководство, например. В этом случае директор видит всё, что происходит в учебном заведении — напрямую общается с курсантами, инструкторами. Управление происходит в ручном режиме.

У крупных автошкол наверняка есть свои площадки, накоплена материально-техническая база. Всё это может сдаваться автошколам маленьким и приносить пассивный доход. Однако штат таких организаций больше, разделение обязанностей более чёткое, взаимозаменяемость сотрудников хуже.

Алексей Ушков

Ушков отмечает, что лучшие времена автошкол пришлись на девяностые — тогда руководители получали сверхприбыли. Сейчас ситуация другая — учащихся меньше, автошкол больше, цена ниже.

Трудности у автошкол начались в 2015 году, считает Ушков, когда образовательные учреждения вновь обязали получать заключения ГИБДД и согласовывать программы.

В один прекрасный момент абсолютно легальная автошкола оказывалась вне закона. На получение заключения уходило по пять-семь месяцев. И это если с первого раза, без отказа.

Таким образом, полгода руководство автошколы платит аренду — за площадку, классы. Но доходов не получает, так как без заключения ГИБДД работать нельзя — грубейшее нарушение лицензионных требований, которое влечёт приостановку деятельности, штраф и прочие неприятности.

Алексей Ушков

Когда вопрос с заключениями решился, появилось другое нововведение — увеличение часов вождения. Цены на обучение значительно выросли, и всё это на фоне развивающегося экономического кризиса. Курсантов не было, даже несмотря на попытки автошкол понижать цены.

По мнению предпринимателя, ситуация с тех пор мало изменилась. На рынке по-прежнему всегда есть две-три автошколы с очень низкими ценами: курсантов они набирают, но потом навязывают дополнительные услуги по высокой цене. Остальные автошколы придерживаются средней цены, сохраняя неплохое качество обучения.

Я уверен, что открывать новые школы имеет смысл, так как у молодых предпринимателей новый взгляд на привычные вещи. Продумывать руководителю необходимо всё: от рекламной концепции до чистоты и запаха в салоне учебного автомобиля. При удачном стечении обстоятельств можно заработать очень и очень хорошо.

Алексей Ушков

Иван Костин, бывший директор автошколы «Автомир», руководитель проекта dinamika.moscow

По образованию Костин — психолог. Впервые в сфере автошкол он оказался, помогая друзьям в работе со слабослышащими курсантами. Впоследствии увлёкся и стал полноценно преподавать.

В 2014 году предыдущий руководитель «Автомира» из-за болезни полностью передал дела Костину. Правда, руководить автошколой он всё равно не имел права из-за новых требований по лицензированию. Ему удалось запуститься лишь после прохождения необходимых для этого процедур.

Несмотря на то, что до прихода Костина к управлению автошкола уже некоторое время существовала, организационные вопросы молодому человеку пришлось решать в полном объёме.

Первый этап — оформление юрлица.

Существуют принципиально разные организационно-правовые формы: это и некоммерческие образовательные учреждения, и общество с ограниченной ответственностью, и прочее.

Я руководил некоммерческой организацией, поэтому мы были подотчётны Министерству юстиции, Министерству образования, в лице департамента образования Москвы и ГИБДД. Разумеется, разрешения требовались и от СЭС, Роспотребнадзора и ГПН.

Иван Костин

Второй этап — поиск подходящего помещения, которое у Ивана уже было, оборудованное учебными столами и стульями. Остальную материально-техническую базу пришлось докупать.

Тогда трудность возникла с поиском манекенов, которые необходимы для проведения уроков по безопасности. В 2014 году спрос на них резко вырос, соответственно, выросла и цена. Ехать за ними пришлось в Петербург, потому что только там были варианты по доступной цене.

Вторая, более серьёзная сложность, касалась аренды учебных площадок.

Найти в Москве 2400 м² ровного, освещённого асфальта, который принадлежит владельцу на праве собственности, было практически невозможно. В субаренду площадки никто не давал, потому что при такой схеме значительно поднималась арендная ставка.

Спрос был очень высокий, как, соответственно, и цена. Мне предлагали платить 60–80 тысяч рублей за час работы на площадке.

Автошколы были вынуждены переплачивать и арендовать по две площадки: одну в отдалённом месте, но соответствующую всем требованиям ГИБДД, вторую, на которой по факту и проводилось обучение, но ближе к автошколе и не подходящую под все требования.

Иван Костин

Точных затрат предприниматель не назвал, но озвучил примерные статьи расходов, как разовые, которые потребовались только для открытия, так и постоянные, на которые ежемесячно уходила часть выручки.

Разовые

  • Подготовка документов к лицензированию (работа юристов) — более 100 тысяч рублей.
  • Покупка электронной доски, проектора, компьютеров — 300 тысяч рублей (не новая техника).
  • Три манекена — 80 тысяч рублей.
  • Вывеска — 30 тысяч рублей.
  • Ремонт — 50 тысяч рублей.

Постоянные

  • Аренда помещения — 50 тысяч рублей (небольшое помещение в Москве, не центр).
  • Аренда площадки — 100 тысяч рублей.
  • Зарплатный фонд — в среднем 60 тысяч рублей (зависит от количества учеников).
  • Контекстная реклама — от 15 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от объёмов.
  • Автомобили — собственность инструкторов, у них арендовали авто для работы, отдельный автопарк не создавался.

Иван вышел в ноль спустя полгода и всё остальное время держал планку около окупаемости. Как он сам признаётся, заработать на этом проекте ему, как предпринимателю и руководителю, не удалось. Во-первых, считает он, потому что всё это время автошколы сталкивались с конфликтом между требованиями законодательства и тем, что можно было сделать по факту, исходя из экономической ситуации и возможностей.

Многие выигрывали за счёт демпинга: заключали договор по низкой цене (около 20 тысяч рублей за обучение), а дальше различными способами добирали деньги с учеников — за топливный сбор, внутренний экзамен, подготовку документов и так далее.

Костин по этому пути не пошёл и установил сразу честную цену — 39 тысяч рублей, которая включала в себя всё. По итогу, говорит предприниматель, из-за психологического фактора выигрывали автошколы, которые сокращали первоначальные цены.

Во-вторых, Иван признал и свои ошибки. К примеру, он вовремя не сменил площадку на более дешёвую, а также неэффективно использовал рекламный бюджет.

Тем не менее предприниматель уверен, что открывать автошколу сегодня стоит, но только при наличии больших бюджетов.

Если удастся создать хороший продукт, вложить в него больше денег и сделать его полностью прозрачным, то рынку придётся под это меняться. Если бюджет маленький и ты заходишь на рынок по существующим правилам, успех маловероятен.

Если ты входишь как большой игрок, есть шанс изменить рынок под себя. Спрос возникает только тогда, когда человек понимает, за что платит. А пока автошкола становится вынужденной прокладкой между человеком и правами.

Иван Костин

Автошколу «Автомир» Костин продал новому руководителю и запустил новый проект — психологический центр dinamika.moscow, помогающий людям справляться со страхом вождения.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Екатерина Гречуха

А зачем школу открывать?) Проще даввать уроки вождени тем, кто уже получил права ,но ездить так и не научились)) И давать уроки на машине клиента. Я сама брала такие уроки у инструктора. Он ко мне приезжал на своей машине, мы садились на мою, катались отведенное время, потом приезжали опять к моему дому, где он пересаживался на свою и уезжал. И зачем головняк со школами?)) Чел не тратил бензин, не гробил свою машину, а брал деньги за то что он 2 часа в день на соседнем сидении посидит))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
Он ко мне приезжал на своей машине, мы садились на мою, катались отведенное время

это очень опасно, если вы что-то завтыкаете, он не сможет ничем помочь, потому что нет дублирующих педалей. Смысл такого обучения вообще непонятен, с тем же успехом можете и сами покататься.

Ответить
Развернуть ветку
Teodor

Да это работа мечты для любителей давать советы. Тебя катают, а ты ещё и наслаждаешься. Я бы и бесплатно так поездил. И риска никакого: если дал неправильный совет, просто вышел и посвистывая ушёл восвояси.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Гитлевич

Вы видимо никогда не учили девушку вождению:) это надо обладать высшей степенью самообладание, а без дублирующих педалей - ещё и любовью к экстриму:)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Гречуха

рассказываю принцип обучения девушек)) их надо учить ездить по конкретным маршрутам. дом-работа-дом или дом-супермаркет-дом. а потом уже отрабатывать все остальное))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Гречуха

я получала права в 2009 а ездить понадобилось только в 2015. я практически ничего не умела - перестраиваться, парковаться, забыла как вести себя на перекрестках, бульварах, круговом движении и т.д. а многие покупают права и тоже ничего не умеют)) и такие вот инструкторы очень помогают. я за 3 занятия по 2 часа стала уверенно ездить и научилась всему перечисленному. до инструктора я получала только стресс от езды.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Starodimov

Прямо вот интересно стало, какой "маркетинг" господин Айрат Халиуллин из Казани сделал на 15 000 рублей? Фирменные календари с логотипом на стенку распечатал и визиток себе сделал? :-/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Деревянко
Собственного автопарка в автошколе нет. Водители выходят на работу на своих автомобилях.

Зачем, собственно, покупают такую франшизу?

Машина своя, книжки и плакаты с ПДД в свободном доступе.
Уникальные техники преподавания?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

А попробуйте без алгоритма школу открыть). Просто пару раз развернут из-за какой нить бумажки, нигде не регламентированной, например.
Можно конечно по интеренету всю эту инфу найти, но не все хотят гуглить, к примеру. Или умеют считать стоимость такого "гугления".
Или самостоятельно протестировать 10-15 источников рекламы.
Франшиза в данном случае - просто бережёт и время, и деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Gutal1n

Связи может в ГИБДД :D
Тема покупки прав не раскрыта, это в России частое явление

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Дела норм. только у парня из Казани, да и то, потому что выделил аудиториюи правильно пропиарил

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sam Beckett

Не очень понял, как это так - учат на своих машинах? То есть реально у инструктора должна быть специально переоборудованная машина для обучения со специальной страховкой, все по ГОСТам? Такое бывает вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Valeriy Tallin

Да, я на такой ездил. Инструктор сам добавил педалей и тд

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Иванов

У парня из Казани тоже не все так хорошо как пишет автор статьи. Ребята в процессе открытия своей автошколы понабрались знаний как это сделать и решили ими поторговать, только не учли что одно дело учить правилам а другое дело учить бизнесу, в каждом городе ситуация разная, местные царьки разные, наличие кадров и площадок разное и тд. По итогу у них можно купить за 300К рублей инструкцию как это сделать, причём во многом оторванную от реалий конкретного города. Такую инструкцию может сделать наемная девушка за 30-40К рублей в пределах месяца, если самому лень. Реальную клиентскую поддержку они не делают, видимо боятся. Это больше похоже на охоту за дураками, чем на реальное взаимовыгодное сотрудничество. Я с ними пытался работать. К слову, по такой схеме работают 90 % франшиз в России. Рынок франшиз только зарождается в России.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда