Главные тренды развития транспортной отрасли

Беспилотные такси, профессиональный райдшеринг, «новая мобильность» и подключение спутникового мониторинга.

О самых актуальных трендах отрасли, новых форматах мобильности горожан, экономике совместного пользования и о том, как неизбежно будут стираться границы между общественным и личным транспортом рассказывает Александр Усов, исполнительный директор компании CTRL Лизинг.

Современные технологии начинают стирать грань между личным и общественным транспортом, а жители мегаполисов все чаще приходят к простой мысли – чтобы ездить на машине, необязательно ее покупать. Это реальность крупных городов, где из-за чрезмерной загруженности дорог, высокой стоимости парковок или их отсутствия, массовый автомобиль как явление потихоньку начинает умирать, уступая место новым форматам мобильности.

Такси

Такси в крупных городах становится полноценной альтернативой личному и даже общественному транспорту. Благодаря удобству и низким тарифам эти мобильные сервисы активно завоевывают российский рынок.

Так, по данным правительства Москвы, количество личных автомобилей на столичных дорогах сократилось на 10% за последние несколько лет благодаря росту популярности такси, а уровень загруженности дорог снизился на один балл. Изменилась и структура спроса – увеличилась доля коротких поездок по городу. Таким образом повысилась привлекательность такси по сравнению с общественным транспортом.

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/taxi-night-city-647753287
https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/taxi-night-city-647753287

Несмотря на то, что такси становится все более доступным и популярным видом транспорта, российский рынок все еще отстает от показателей Европы и Америки. У отрасли есть перспективы для роста и об этом свидетельствует множество исследований. К 2022 году, по прогнозу UBS, объем рынка в России вырастет до 1,231 трлн руб. – против 731 млрд руб. в 2017 году. Кроме того, мы можем ожидать и появления беспилотных такси. В конце 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о начале эксперимента с беспилотным транспортом на дорогах Москвы и Татарстана.

Между тем, «Яндекс» еще в августе объявил о запуске тестового сервиса беспилотного такси в Иннополисе. Воспользоваться услугой могут все взрослые жители города, давшие согласие на участие в тестировании. Автомобиль вмещает до 3-х человек, поскольку на время испытаний в салоне постоянно находится инженер-испытатель, следящий за работой беспилотника.

Посмотрим, как проект переживет российскую зиму, ведь снег и лед – основные трудности на пути развития беспилотного транспорта. Зимой камерам сложнее обрабатывать изображение, считывать дорожную разметку и знаки, а скользкое дорожное покрытие меняет алгоритмы управления. Американские стартапы, базирующиеся в южных штатах, как правило, не тестируют прототипы беспилотников в сложных метеоусловиях.

Каршеринг

Несмотря на популярность такси, многие автолюбители в крупных городах предпочитают самостоятельное вождение и выбирают каршеринг. Сервис позволяет водителю не только выстраивать удобную логистику, бесплатно оставлять машину на городских парковках, но и оказывается более экономичным при поездках на большие расстояния. Кроме того, каршеринг предлагает пользователям на выбор автомобили разных ценовых сегментов, в том числе, и премиальные. Это хорошая возможность для тест-драйва выбранной модели в реальных условиях.

По данным исследования JP Morgan, Москва сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков каршеринга. В прошлом году в столице один каршеринговый автомобиль приходился на 5 тыс. жителей. В то время как в Вашингтоне 692 жителя могли претендовать на одну машину. К концу 2018 года рост был особенно заметен - один автомобиль приходился уже на 1082 москвича.

Сегодня на московском рынке представлено сразу несколько крупных операторов – Яндекс.Драйв, Делимобиль, YouDrive, BelkaCar и Anytime. По оценкам PwC, общий парк каршеринга в столице достигнет 30 тыс. машин к 2025 году. А высокая конкуренция заставит компании активнее выходить и в другие города России.

Но у каршеринга, как отрасли, перспективы не ограничиваются только географической экспансией. Будущее краткосрочной аренды за «зеленым» и беспилотным транспортом. С 2018 года китайский стартап PonyCar начал активно внедрять в некоторых городах Поднебесной свои компактные электромобили, и, по слухам, уже получил инвестиций на $59 млн. В России в том же году концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в состав госкорпорации Ростех, компания «Делимобиль» и администрация Краснодарского края заключили соглашение о развитии электрозарядной инфраструктуры на территории края. По проекту планируют строительство 10 станций «Фора» и создание парка из 50 двухместных электромобилей Renault Twizy.

И пока на Краснодарском побережье стремительно развивают сеть электрозаправочных станций, Яндекс нам обещает к 2025 году запустить беспилотный каршеринг, которым будет управлять голосовой помощник «Алиса».

Карпулинг (райдшеринг)

Карпулинг, или райдшеринг – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов для поиска попутчиков. Этот вид междугородних перевозок особенно актуален для России с ее большими расстояниями и нерегулярным транспортным сообщением.

Такая система перевозок у нас фактически существует вне правового поля и, как правило, ограничена междугородними перевозками. По словам основателя популярного сервиса BlaBlaCar, сегодня приложение используют 15 млн россиян, и это обычные люди, а не профессиональные перевозчики, что принципиально отличает карпулинг от такси и не дает развиваться нелегальному предпринимательству.

И хотя в России BlaBlaCar и его конкуренты занимают нишу именно междугородних перевозок, в США пользователи карпулинг-сервисов все чаще предпочитают экономить на внутригородских перевозках. Так экономичная райдшеринговая модель начинает «поглощать» общественный транспорт. Такой гигант как Uber еще несколько лет назад запустил сервис UberPOOL, который позволяет разделить стоимость поездки на такси с другим пассажиром. И компания не прогадала – более дешевые совместные поездки победили. По статистике только в Сан-Франциско водители райдшеринговых сервисов совершают до 170 тысяч поездок в день, что в 12 раз больше числа поездок на такси.

Несмотря на то, что профессиональный городской карпулинг еще не пришел к нам, можно утверждать, что его появление поможет в будущем эффективно бороться с пробками благодаря сокращению количества машин на дорогах.

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/happy-family-riding-car-424578970
https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/happy-family-riding-car-424578970

Райдшерингу, как новой форме мобильности, остается покорить только автобусы и маршрутные такси. Эксперты сходятся во мнении, что будущее за Smart Shuttle – адаптивным городским транспортом, который выйдет за пределы жестких расписаний и путей следования. Представьте городской мини-автобус по вызову, который будет приезжать за пассажирами в удобное место и время. И это не далекие перспективы, а реальность: подобные решения уже успешно применяют в небольших городках Германии и на Филиппинах.

В России прототип беспилотного мини-электробуса представили летом 2018 года. Разработка КАМАЗ и НАМИ позиционируется как наземный пассажирский транспорт для мегаполисов, который можно будет вызывать с помощью приложения для смартфонов. По предварительным прогнозам, на наши дороги такие беспилотники смогут выйти к 2030 году.

Устройство персональной мобильности

Постоянные пробки и большие расстояния в мегаполисах вынуждают автомобилистов и пользователей такси-сервисов пересаживаться на альтернативные средства передвижения – самокаты и велосипеды. Их используют в качестве ежедневного городского транспорта, этакой лайт-версии транспортного шеринга. Причина проста: компактный и удобный безмоторный транспорт идеален для частного перемещения по городу. Небольшие габариты, маленький вес тех же самокатов позволяет хранить их где угодно, а наличие большого количества прокатных станций, специальных парковок решает вопрос хранения велосипедов.

В Сан- Франциско за один только I квартал 2018 года запустилось сразу несколько стартапов по прокату электросамокатов без привязки к станциям аренды - Bird, LimeBikes и Spin, которые втроем привлекли от инвесторов в США $225 млн. Вслед за новичками этот бизнес стали развивать и крупные игроки рынка, такие как Uber и Lyft. В конце прошлого года Ford, не отвлекаясь на разработку собственного продукта, просто приобрёл уже упоминавшийся ранее американский стартап Spin примерно за $100 млн.

Столь успешный запуск в Америке подтолкнул и российские компании осваивать новый рынок. К концу весны 2018-го каршеринг «Делимобиль» запустил в Москве сервис по прокату электросамокатов «Делисамокат». Вслед за ними стартовал их основной конкурент - YouDrive Lite. По словам представителей компаний, спрос в летний сезон сильно превысил предложение, а значит, у российского рынка аренды электросамокатов есть перспективы.

Неудивительно, что среди всех устройств персональной мобильности, таких как сигвеи, гироборды и моноколеса, именно самокаты и велосипеды доказали свою эффективность и удобство для городского шеринга. Ведь они не требовали от владельцев какой-то определенной сноровки и оказались менее травмоопасными.

Интеллектуальные транспортные системы

“Умные” транспортные системы или транспортная телематика – это не просто одна из самых востребованных технологий в транспортной отрасли, но и практически последний шаг на пути к автопилоту и безопасности на дорогах. Актуальность телематики связана, прежде всего, с изменениями в развитии всего авторынка, когда ключевым становится не просто факт владения автомобилем, а возможность и комфорт персонализированного управления.

https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/empty-cockpit-vehicle-hudhead-display-digital-671653255
https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/empty-cockpit-vehicle-hudhead-display-digital-671653255

Такие системы думают на шаг вперед – распознают другие транспортные средства – велосипедистов и мотоциклистов, пешеходов в опасных зонах, а также дорожные знаки и разметку. По данным Mobileye, телематические устройства способны снизить аварийность на 30-35% благодаря оповещению водителей о потенциальных опасностях. Кроме того, внедрение телематики позволяет повысить безопасность вождения за счет возможности отслеживать поведение водителей за рулем: его ускорения и торможения, активность в вечернее и ночное время суток – то есть все факторы, которые влияют на увеличение аварийности. Соответственно, принимая во внимание полученные данные, можно добиться снижения процента аварий.

Автогигант Ford в рамках концепции «Город будущего» (City Of Tomorrow) опционально оснащает свои автомобили 2018-го модельного года LTE-модемами с точкой доступа Wi-Fi для передачи данных прямо на смартфоны. Специальное приложение FordPass позволит водителям удалённо открывать и закрывать двери автомобиля, проверять уровень топлива и масла, давление в шинах, заряд аккумулятора, узнавать показания одометра.

Также телематика позволяет заранее обнаружить неисправности в двигателе и сразу направить автомобиль на технический осмотр, т.е. решить проблему заблаговременно или, получая данные по пробегу автомобиля дистанционно, вовремя направлять автомобиль на техническое обслуживание. Эта опция очень важна для таксопарков, работающих по модели аренды. Как правило, они могут проверить свой автомобиль не чаще одного раза в неделю. В том числе, для учета данной потребности все автомобили нашей компании оснащены телематическим оборудованием, т.к. мы являемся провайдером для ведущих таксомоторных и каршеринговых парков.

По оценке экспертов международного агентства Berg Insigh, к 2020 году количество коммерческих автомобилей, оснащенными интеллектуальными транспортными системами в СНГ и Восточной Европе увеличится с 16,8 до 30%. Это составит около 8 млн. машин.

33
Начать дискуссию