{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Электромобили Milburn. Запрыгнуть в последний вагон

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала про электромобили. Это юбилейная, десятая статья в серии публикаций, посвященных первому расцвету электромобилей в конце XIX – начале XX веков.

Последние дни Латунной эры (так в истории американского автомобилестроения называют период с 1896 по 1915 гг.) все больше производителей оснащают бензиновые машины электрическими стартерами вместо неудобных и опасных заводных рукояток. По дорогам США и других стран разъезжают уже сотни тысяч «Жестяных Лиззи» – дешевых и надежных Ford Model T. После достигнутого в 1913 году пика продажи электромобилей в Штатах неуклонно снижаются. В этот самый момент на рынок выходят машины Milburn.

С места в карьер

Компанию основал английский иммигрант Джордж Милберн – еще в 1848 году. Специализация предприятия несколько раз менялась, пока в 1869 г. бизнесмен не решил сосредоточиться на выпуске повозок. Изначально фирма базировалась в небольшом городке Мишавока, штат Индиана. Однако в 1873 году из-за конфликта с местными властями Милберн перевел компанию в Толидо, Огайо. Дела на новом месте пошли куда лучше – на протяжении двух лет Milburn Wagon Company даже была крупнейшим производителем фургонов в мире.

Заняться выпуском электромобилей корпорацию подтолкнули соседи. В 1909-1911 гг. Milburn делила свой завод с компанией Ohio Electric, с 1910 года – изготавливала для нее кузова. В конце 1914 г. фирма запустила производство авто под своим брендом, а в следующем году они поступили в продажу.

В начале покупателям предложили три модели. Все они получили приставку Light – их вес действительно был ниже, чем у аналогичных электромобилей других марок – во многом за счет широкого использования алюминия в конструкции. Масса двухместного купе составляла около 900 кг., скорость – до 32,2 км/ч. Стоимость экипажа также была меньше, чем у компаний-конкурентов – $1485. Еще более легкий родстер мог разогнаться до 38,6 км/ч и продавался за $1285. Оба автомобиля имели колесную базу в 254 см., 2-сильный мотор General Electric и могли без подзарядки проехать до 120 километров (при движении на максимальной скорости это расстояние было несколько меньше). Еще одной «фичей» этих и последующих машин Milburn стал очень низко расположенный центр тяжести. Такая особенность повышала безопасность авто.

The Milburn Light Electric

Одновременно с легковушками компания представила фургон грузоподъемностью 340 кг. Он стоил всего $985. Правда, за эту сумму покупатель получал только шасси. За кузов (их было несколько вариантов) требовалось доплатить еще 100 долларов. Максимальная скорость машины составляла 27,4 км/ч, а запас хода – 80 км.

В 1915 году завод Milburn выпустил около 1000 электромобилей. В 1916 – уже 1500. Тогда же модельный ряд компании пополнился просторной моделью Light Brougham с колесной базой в 267 см. Экипаж имел четыре передних и две реверсных передачи, а также 76-вольный двигатель. Цена в $1585 была просто копеечной для такого типа авто. За доплату в электромобиль устанавливали аккумулятор Эдисона.

Большинство машин Milburn имели закрытый кузов, что было довольно нетипично для Америки тех лет. Часть экипажей оснащались велосипедными колесами, часть – «артиллерийскими», с более толстыми и редкими спицами. Низкая стоимость, элегантный дизайн, малый вес и очень простая процедура замены батарей способствовали популярности марки. В 1917 г. увидела свет модель Town Car стоимостью $1995.

Marie Elizabeth с друзьями в Milburn Town Car

Черная полоса

1918 год должен открыть новую, еще более успешную страницу в истории компании. Один из ее экипажей приобрел американский президент Вудро Вильсон (авто находилось в его собственности до 1921 г.) Также машины Milburn закупила Секретная служба США.

Кроме того, производитель представил сразу несколько новых электромобилей. Особняком среди них стояли седан и лимузин. Внешне эти авто не отличались от бензиновых, их максимальная скорость составляла 48,3 км/ч, а запас хода – 160 километров. Обе модели имели колесную базу в 267 сантиметров и почти одинаковую цену – 2685 и 2785 долларов.

1918 Milburn Electric

Однако ставка оказалась ошибочной – новинки продавались гораздо хуже предшественников. Консерваторы не оценили экспериментов с дизайном, любители прогресса и скорости сделали выбор в пользу бензиновых моторов, которые обладали куда лучшим соотношением цены и технических характеристик. Тем не менее, в следующем году производство седана и лимузина продолжилось. А потом грянула катастрофа.

В декабре 1919 г. фабрику Milburn разрушил страшный пожар. Помимо здания огонь уничтожил 30 готовых электромобилей – и еще больше недостроенных. Ущерб составил $900.000 или порядка 16 миллионов долларов в нынешних ценах.

Попытки выбраться

Производство электромобилей возобновилось уже в январе следующего года. Компания выпустила обновленный Brougham, который получил индекс 27L. Машина могла разогнаться до 30,6 км/ч. 84-вольтный аккумулятор из 42 ячеек позволял ей проехать 160 километров без подзарядки. Модель стоила $2485. Кроме того, Milburn представила 0,5-тонный и 1-тонный грузовики, а также таксикэб с колесной базой в 282 сантиметра. Впрочем, последний выпускали лишь на протяжении 1920 года, после чего 27L остался единственным легковым автомобилем марки.

Milburn Brougham 27L 1920г.

Тем не менее, в 1921 году капитализация компании достигла миллиона долларов. При этом из 800 рабочих, занятых на фабрике, только 200 собирали электрические экипажи. Остальные 600 – делали кузова для других марок. Большая часть продукции предназначалась Oldsmobile, одному из старейших автопроизводителей США, в 1908 году ставшему частью империи General Motors.

В 1921 и 1922 годах модель 27L прошла небольшие рестайлинги – линии кузова стали еще более плавными и изящными.

Milburn Brougham 27L 1922г.

Однако, столь скромных перемен было явно недостаточно, чтобы выжить в ревущие двадцатые. В феврале 1923 г. GM за $2.000.000 приобрела фабрику Milburn. На протяжении еще пары месяцев там изготавливали заказанные ранее электромобили, после чего предприятие перешло к производству машин Buick.

За 8 лет работы компания Milburn выпустила около 7 тысяч авто. Несколько десятков экипажей сохранились до сегодняшнего дня. Один из них c 2011 года выставлен в доме-музее Вудро Вильсона в Вашингтоне.

0
1 комментарий
Post...

SupeR! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда