Connected cars и аналитика для коммерческой техники

На рынке коммерческой спецтехники активно обсуждается применение и развитие телематики. Например на конференции в рамках крупной строительной выставки в Москве https://bauma-ctt.ru/upload/medialibrary/0d3/rus-ctt-forum.pdf. А в Мюнхене вообще вся конференция будет посвящена digital, https://www.bauma.de/media/website/files/pdf/bauma-forum.pdf

Какую выгоду от использования телематики может получить отрасль коммерческой спецтехники?

Компания JCB устанавливает телематическое оборудование на заводе, во время производства. Конечному клиенту при продаже техники даётся ПО на 1 год, с помощью которого можно анализировать состояние техники, но параметров для анализа мало. В результате очень часто клиенты после 1 года использования техники не продлевают подписку на ПО.

Кто покупает спецтехнику и для чего им может быть полезна телематика?

  1. Покупают арендные компании. В Северной Америке до 50% спецтехники приобретается для аренды; в Европе от 20 до 80%.
  2. Покупают компании для коммерческого использования (строители; сервисные компании; коммерческие организации, у которых есть потребности в уборке и ремонте своей территории)

Основные проблемы компаний, использующих или сдающих в аренду коммерческую спецтехнику:

  • контроль расхода топлива/пробега. Аналитика, которую может дать телематика может помочь решить эту проблему. Проводя анализ как по одной технике и водителю, так и по всем водителям
  • продление техники, когда она находится на заказе. Телематическое устройство передает информацию о начале работы техники на объекте (включая геолокацию). Фиксируется время начала работ и определяется плановое время окончания работ (исходя из данных заказа). При наступлении времени окончания работ с учётной системы арендной компании на телематическое устройство передаётся сигнал для блокировки работы техники, параллельно по sms & e-mail информируя Заказчика и ответственного менеджера арендной компании об окончании работ. В случае необходимости продлить заказ - Заказчику необходимо оплатить картой на сайте арендной компании. После поступления денег на телематическое устройство подаётся команда о возможности продолжить работы.
  • контроль не целевого использования техники. Для примера, средняя стоимость одной техники JCB ~ 40 000 фунтов стерлингов, не дёшево, и техника востребована. Поэтому у водителя есть соблазн по дороге к месту выполнения заказа сделать ещё какие-то работы для личного обогащения. Телематическое устройство может фиксировать все перемещения техники и стоянки.
  • удаленная диагностика для планирования износа техники и сервисного обслуживания. Простой техники дорого обходится арендной компании, тем более если поломка возникла во время выполнения заказа. В этом случае арендная компания должна предоставить подменную технику. Аналитика на основе данных с телематического устройства, плюс искусственный интеллект для прогноза ситуаций - может в этом помочь. Также удалённая диагностика может решить проблему с мошенничеством по несвоевременному ремонту и замене/краже запчастей
  • неправильная эксплуатация техники. Компании, которые покупают технику для решения своих задач не всегда обладают профессиональным штатом водителей, механиков, инструкторов. Из-за чего могут возникать следующие ситуации. Например, дилер спецтехники получает от телематической системы «предупреждение о перегреве трансмиссии» работающей техники. Дилер по системе, к которой подключена вся техника с телематикой, определяет, что замедлитель трансмиссии используется лишь на 1% от всего времени работы. Дилер звонит в компанию и проводит удаленную диагностику техники: отсутствие других диагностических кодов неисправностей указывает на исправное состояние техники. Дилер подтверждает, что техника исправна, но предлагает отправить водителя на обучение, чтобы он мог правильно пользоваться замедлителем трансмиссии и предотвратить серьезную поломку в будущем. В результате дилер выявил факт неправильной эксплуатации техники, способный оказаться причиной дорогостоящего и трудоемкого ремонта, и предложил решение без выезда технического специалиста к месту работы техники.
  • удалённое обновление ПО. Дилер получает от телематической системы предупреждение о высоком содержании сажи в моторном масле. Дилер предполагает, что причиной тому является чрезмерная продолжительность работы на холостом ходу (обычная причина высокого содержания сажи), но данные, доступные на сайте системы, указывают на то, что машина используется на полную мощность. Дилер звонит клиенту, проводит удаленную диагностику и обнаруживает показатели, указывающие на пропуски зажигания. Дилер сопоставляет эти показатели с данными из бюллетеня по техническому обслуживанию, в котором описана данная проблема и указано на необходимость обновления программного обеспечения. Затем, используя функцию удалённого программирования, дилер загружает необходимый пакет на блок управления двигателем (ECU) для обновления его ПО и решения проблемы. В результате дилер предотвратил простой техники, правильно проведя диагностику и устранив неисправность в удаленном режиме.
  • поставка запчастей к месту выполнения работ. Дилер получает от телематической системы предупреждение о неисправности работающей техники. Технический специалист дилера заходит в систему и обнаруживает, что автогрейдер работает на пониженной мощности.Дилер звонит клиенту и проводит удаленную диагностику, собирает показания датчика потока в системе рециркуляции отработавших газов (EGR). Результаты указывают на неисправность датчика. Дилер отправляет к месту работы техники технического специалиста с новым датчиком для проведения выездного ремонта. В результате дилер выполнил удаленную диагностику, определил проблему и отправил технического специалиста с уже правильно подобранной запасной частью для быстрого проведения ремонта на месте, причем потребность в предварительном выезде с целью диагностики была исключена.

Для всех владельцев техники очень важно следить за состоянием водителя. Состояние здоровья, усталость, неадекватное поведение вызванное опьянением - все это можно анализировать на основе данных о манере езды водителя, и в случае необходимости блокировать работу техники.

Connected cars и аналитика для коммерческой техники

Таким образом технологии connected cars и их опыт использования в легковом сегменте автомобильного бизнеса может быть с успехом применён в коммерческой спецтехнике.

44
4 комментария

Телематика универсально нужная штука везде. Это частность.

Ответить

Да, задача найти ей правильное прикладное применение.

Ответить

Руслан, но похоже это скоро станет просто штатной заводской опцией. Рынок телематики уходит ОЕМ.

Ответить

Да, согласен! И ключевым будет вопрос - правильного сбора и анализа данных, в т.ч. и для арендного бизнеса.

Ответить