Цены на бензин в 2022 и 2023 году: что ожидает водителей⁠⁠

В течение всего 2022 года СМИ отмечали падение оптовых цен на топливо, обусловленное западными санкциями. При этом, хотя повышение стоимости нефти должно было привести к снижению цен для потребителей, расценки на АЗС почти не претерпевали изменений. По этой причине многих водителей волнует вопрос, будет ли дешеветь бензин в России в 2023 году.

Цены на бензин в 2022 и 2023 году: что ожидает водителей⁠⁠

Почему стоимость была ниже обычного

Экспорт бензина РФ составляет около 10% (дизельное топливо достигает 45% от общей доли поставки на мировой рынок). Благодаря этому НЗП сохраняли стабильно высокую цену ГСМ в стране.

В 2022 году санкции усложнили и сократили возможности продажи топлива за границу, за счет чего компаниям нефтепереработки пришлось отказаться от экспортного рынка и увеличивать продажи внутри страны. В результате розничная цена бензина снизилась до 3% в зависимости от региона. Тем не менее, существенной разницы водители не увидели, ведь итоговые суммы редко падали более чем на 80 копеек за литр.

Стабильность на рынке в отдельных областях

Если основная часть экспортного топлива остается в стране, почему же в ряде регионов бензин не стал дешевле? Ответ кроется в конкуренции производителей: чем больше независимых компаний по поставке ГСМ на определенных территориях, тем более независимы их цены. Поэтому в Центральной России и некоторых других областях с большим количеством НЗП производители чаще позволяли себе уменьшать стоимость бензина, привлекая покупателей.

Говоря о Сибири или Дальнем Востоке, преобладание в поставке топлива занимает «Роснефть», не имеющая масштабной конкуренции. В результате отсутствия борьбы за покупателей компания не меняла цены для клиентов.

Что ожидать в 2023 году

Будет ли дешеветь бензин в России — зависит от складывающейся политической и экономической ситуации в мире. Эксперты в области энергетики и финансов предлагают следующие логичные и возможные варианты:

  • Цена топлива стабилизируется. Постепенно весь экспорт будет ориентирован на страны Азии. Это значит, что стоимость топлива останется прежней.
  • Цена будет снижаться. Если стоимость нефти для НПЗ не будет привязана к мировым расценкам, итоговая сумма за литр будет складываться в основном из затрат на переработку. Но это наименее вероятное развитие событий.
  • Цена вырастет. Если НПЗ окажутся в затруднительном положении с точки зрения потребителей для своей продукции (то есть не найдут, куда экспортировать бензин), компании поднимут стоимость топлива. Однако и этот сценарий нельзя считать приоритетным, поскольку слишком высокие цены отпугнут покупателей внутри страны.

Чтобы контролировать расход бензина, коммерческий транспорт обязан проходить предрейсовые осмотры. За счет этого предприятия могут отслеживать оплату ГСМ для предотвращения убытков.

Начать дискуссию