Госдума может запретить автодилерам продажи авто дороже рекомендованной цены
Депутат от КПРФ Олег Лебедев внёс в Госдуму проект поправок к закону “О торговле” (З81-ФЗ). Суть предложения — запрет продажи машин дороже рекомендованной производителем розничной цены (РРЦ). Автодилеры возмущены. Подробности ниже.
Законотворец предлагает запретить автодилерам продавать машины дороже РРЦ. А также устанавливать на них допоборудование с целью навязывания необязательных дорогих опций и увеличения стоимости покупки для конечного потребителя.
Откуда ноги растут
Лебедев отмечает, что в 2021 году рекомендованные цены на автомобили выросли на 18-40%, а в 2022 году — ещё на 19%. При этом производитель закладывает в РРЦ и прибыль автодилера. Но дилеры начали навязывать покупателям дополнительные опции. В результате при рекомендованной цене машины, скажем, в 1 млн рублей, её цена в автосалонах стартует от 1,8 млн рублей.
По нашему оценочному суждению цены подскочили ещё и потому, что дилеры вместе с допопциями (да и без них тоже) хором стали привинчивать к цене спекулятивную маржу, пользуясь дефицитом, вызванным санкциями и затруднениями с поставками всего на свете. Дилеры абсолютно всех автобрендов взвинтили цены до плеяд и теперь стараются их удержать.
В 2022 году в РФ резко усилилась экспансия китайских автомобильных брендов: их стало больше в 1,5 раза. Продукцией китайского автопрома в России сегодня торгует уже больше 1 000 компаний. Под влиянием общего тренда они тоже подняли цены значительно выше рекомендуемых поставщиками.
Нужно отметить, что остаться в игре по новым правилам удалось не всем. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Подщеколдин сигнализирует, что в России сейчас под угрозой закрытия находятся более 2000 автосалонов, которые ранее успешно торговали автомобилями, но не сумели перестроиться под новые условия рынка. К слову, это означает появление 74 000 безработных.
“Самоочищение” рынка оказалось на руку крупным отечественным автодилерам и их китайским коллегам. Они укрупняются, “пилят” освободившийся от слабых конкурентов сегмент рынка и радостно повышают цены.
Как и отечественные производители, более не стесняемые именитыми западными конкурентами. Скрепно-посконный АвтоВАЗ с 1 марта традиционно поднял РРЦ ещё на 2%. Но сам же предупредил, что цены у дилеров могут отличаться.
При этом концерн зафиксировал в феврале рост продаж наиболее популярных моделей. Lada Granta показала аж +190% к продажам февраля 2022. Ещё бы цены не повышать, когда так попёрло.
Дилеры китайских брендов и вовсе устанавливают произвольные цены, ориентируясь только на тревожную конъюнктуру. То есть, кто во что горазд.
В результате общий объём продаж на первичном авторынке России в январе и феврале 2023 года рухнул на рекордные 62%. Оглушённый повсеместным скачком цен российский автолюбитель взглянул на рост своих доходов, и ему стало грустно. Да ещё и постоянно растущая уверенность в стабильном будущем склоняет отечественных потребителей к решению повременить с любыми крупными покупками.
Теперь у дилеров всё хорошо — они продают одну машину по цене двух. Издержек вдвое меньше, включая и проблемную логистику. А потребитель угрюмо “сосёт” вторичный рынок, который также старается не отставать в ценообразовании, раз уж такая удачная оказия.
Многие автовладельцы вместо покупки нового авто реанимируют своих потёртых железных коней параллельно-импортозамещёнными деталями, нередко кустарного производства, а также восстановленными или “донорскими” запчастями. Крадеными, если по простому.
Под оком государевым
Сложившаяся ситуация не укрылась от взора главы страны. В ходе видеоконференции 11 января 2023 года Сам мягко и ненавязчиво, как он один умеет, пожурил правительство и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову следить за ценами на авторынке. С целью повышения доступности легковых автомобилей для российских семей.
“Обращаю ваше внимание на необходимость постоянного контроля над ценообразованием, чтобы под сурдинку этих сложностей, о которых мы все знаем, в том числе и с логистикой, никто не злоупотреблял… Не поднимал бы цены на автомобильную технику”, — изрёк на совещании Президент РФ.
Отчитываться о контроле за ценообразованием на авторынке чиновникам теперь придётся каждый квартал, начиная с апреля 2023 года. Не отвертеться.
Поэтому КПРФ поднатужилась и извергла в Госдуму депутата Лебедева с соответствующей инициативой.
А нас за шо?
В ответ на законопроект немедленно и весьма организованно оскалились автодилеры. Участники рынка хором считают, что в нынешних рыночных условиях предложение торговать по РРЦ актуально только для единственной на 100% ипортозамещённой Lada Granta и официально поставляемых в Россию китайских машин. Но это неточно.
Зато несомненно, что официальные поставки иностранных автомобилей почти иссякли, а контрабандисты вертели рекомендации автопроизводителей на неоригинальной запчасти.
Для оставшихся авто ушедших западных марок РЦЦ недействительны. Запрашивать у официального продавца новую стоимость параллельно-ввезённых машин — явный моветон. Опытные автодилеры небезосновательно предположили, что реализация инициативы Лебедева повлечёт за собой расцвет чёрного рынка.
“Покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже”, — поясняет руководитель по работе с транспортными предприятиями бренда Kept Сергей Казачков.
Консолидированную позицию автодилеров лаконично и чётко выразил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:
“Сказал президент хорошо, ёмко, хлёстко! Но установить ограничения на цену автомобилей будет невозможно и даже неправильно. Рыночная цена на то и рыночная: или мы живем при капитализме, или мы живем при коммунизме. Если есть какие-то другие формы устройства государства, расскажите мне. Пусть государство займется регулированием пенсий и других соцвыплат, но не коммерческой деятельности, её должны регулировать сами коммерсанты”, — сказал эксперт, как отрезал. Хорошо хоть не послал чиновников по известному адресу в завершение своего выступления.
Выводы преждевременны
Похоже, в Госдуме назревает нешуточный замес вокруг жирнейшей темы установки цен на авторынке России. Стороны чётко выразили противоположные позиции и готовятся их защищать.
Удастся ли автодилерам отстоять свои интересы и саботировать распоряжение Самого? Или Госдума сама по сложившейся традиции накрест забьёт на поручение Президента и инициативу КПРФ? Интрига, однако…
Разумеется, мы продолжим внимательно следить за полыхающим цирком-шапито, в который нынче превратилась новостная повестка, и будем держать вас в курсе. Запасаемся попкорном, друзья!
Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.
Благодарим за внимание, лайки и комментарии.
Так они и сейчас продают якобы не дороже. Просто намазали "антикор" за 300к. Отодрать его не можем, извините. Хотите без допов - вставайте в очередь, перезвоним через полгода (не перезвоним). В любом случае выкрутятся. Пока предложение будет ниже спроса, ничего с ценами не изменится.
В законе нужно обязательно этот момент с допами не упустить, что мол это проблема автосалона, а не покупателя.
Совершенно верно, именно про это и поправки Лебедева.
Цирк - это цены на китайцев в РФ. Да и на Лады, в общем-то.
Так точно! О том и речь, собственно.
ну цены на лады вообще какой то цирк
ну вот вам и суверенитет. Удивляют люди, которые говорят, что если мы будем сами все производить "стоимость точно упадёт!". Капитализм так не работает, все издержки упадут на потребителя.
Если организовать покупку авто напрямую, то дилеры станут не нужны и проблема накруток, антикоров и ковриков отпадёт
Дилерская сеть на одном сервисе не проживет. Слишком большие затраты на ведение дилерского бизнеса. Нормальный производитель заинтересован в наличии стабильной дилерской сети. Так что не вариант в полной мере такое реализовывать. А не в полной - выходит шняга перекупская, как в случае с хуиндаём
Организуйте
Эту бизнес модель уже обкатывает Тесла и несколько Китайских брендов. Сложно сломать привычку за которой столько заинтересованных лиц кормится.
Это да, но сможет оно работать в таком режиме?
Они уже орали на этот счет, когда Хундай заявила о подписке. Они так обгадились, что воняло очень долго.
Back to USSR!
дед же хочет вернуть ссср, вот вам маленькими, но уверенными шагами идем
Воистину, товарищ!
И детский хор так на фоне радостно на мотив Буратино:
ДИ - ФИ - ЦИТ!
Давно пора нагибать этих барыг
Т.е. они в минус начнут работать? Скорее вам придется покупать тачку у сомнительного перекупа.
Проблема не в барыгах-проблема в дефиците. А дефицит из-за кого?
И это еще и при очень низком спросе. Верх абсурда
Полностью согласен. Хотя бы берега показать, а то совсем уж...
Барыги тут государство. Ндс, утилизационный конский сбор, пошлины вот почему Москвич в Китае стоит 25к а в России 50к.
Вообще авто дилеры должны быть ликвидированы как класс! В США уже несколько лет количество проданных через интернет новых автомобилей превышает количество проданных в салонах. Так же должно быть и у нас, человек зашел на сайт производителя, выбрал авто необходимые опции оплатил и машину привезли к подъезду. Когда уже эти барыги исчезнут из нашей жизни? Искренне желаю банкротства всем авто дилерам России, ибо порядочных среди них нет!
Документы при дистанционной продаже там как проверяют? Вдруг покупатель с судимостью, с запретом вождения, или вообще без прав. А гонять машину туда-сюда это издержки и потеря товарного вида.
Это не про продажи "мимо" дилеров. Это просто про продажу без визита в торгующую организацию. Если автодилеры обанкротятся, то вы будете не в состоянии обслуживать свой гарантийный автомобиль
Ну ты ляпнул. Представляю выдачу нового Авто в таком вот дворике..
Всё автодилеоство в стране сплошной цирк. Коврики по 800 т.р. Кредиты навязанные
уже не так. Вместо православных дилеров, за счёт увеличения РРЦ в небеса, бакшиш рубят производители рисовозок из поднебесной
Статья забавная, а вот ситуация не очень.
Зато интригующая, Николай. Благодарим за активность.
Автодилеров вместе с риелторами пора на свалку отправить.
да и не только их. можно ещё и застройщиков недвижимости, платных врачей и учителей, массажисток, косметологов и вообще всех, кто занят в сфере услуг. Ах да, забыл ещё про таксистов и торговцев алкоголем в ларьках. Нужно срочно вернуть всех на фабрики и заводы. А кто не согласится, в шахту уголь добывать или лес валить.
а кто будет осуществлять гарантийный, да и вообще ремонт согласно стандартов производителя?
там им как раз подходящее место будет
В Черногории новая тойоту короллу купил, 20500 евро. Держитесь там.
В РФ тысяч на 5 подороже.
Но в Черногории все машины кроме Гольфа считаются от лукавого.
Не по статусу этот Ян Хайцеэр дерзкий. Он ещё не извинился? Не говорил, что его слова вырвали из контекста и всё такое?
Вроде про авторынок говорит, а как будто армию дискредитирует.
Рамзан Ахматыч, по ходу, не знает ещё про этот демарш)))
Будем ездить на одном авто по 40 лет. Цены похожи на заградбарьеры.
Диды ездили по 40 лет,и мы поездим. Кубинцы ездят по 40 лет, а мы чем хуже?
У нас и так средний возраст авто 20 лет
Депутат даже не от ЕР. Завернут инициативу.
Есть такое подозрение, да.
вот откуда лексус логотип упер!
«Сам» как всегда изрёк, а где ресурсы для выполнения его изречений брать как всегда не сказал😅
Государство хочет регулировать рынок. В принципе логично. Рынку места особенно не останется
как будто неплохо выглядит
РРЦ тачек подняли так, что нет особой возможности клеить сверху. Теперь эта "накидка" уходит производителю. Разве что с автовазом немного не так
А потому что нефиг быть такими жадными🧐
Дак покупатели и пострадают первыми.
А вот и посмотрим, Наталья, чем всё обернётся в итоге.
Это вы про г-нов депутатов?
Комментарий недоступен
Будет всё! Но не для всех. А кому очень сильно надо будет, для них подороже.
сейчас реально цены взлетели,но с другой стороны селеры тоже должны зарабатывать
Места за кассой в общепите всегда вакантны
Почему бы пошлины не отменить просто наконец-то?
Тогда никто не будет тут заводы строить
Ой зафиксируют цены, значит навяжут какое нибудь обязательное обслуживание, от которого нельзя отказаться.
Или производитель сам выкупить простаивающие ДЦ и сам же будет торговать
Бажачки... Даже в совке тачки дороже официального прайса продавались.. Запретители с ИБД. Вариантов обходов со всех сторон - масса
Тоже верно. Распоряжение это хорошо, а вот как исполнить?
Популизм, не примут, и не реализуемо - ррц будет указана в одном квиточке, а накрученные дилером деньги за допы - в другом
Тоже так думаю. Честно говоря, даже надежды не теплится на решение.
welcom to Russia как в одной рейв песне.
Берега определить бы надо да, 2 года назад товарищь брал весту sw cross за 945 я диву давался и волосы дыбом были, а щас такая же бричка уже 2 в той же комплектации.
Кошмар честно
Дилеры прекрасно обойдут это - если введут, то придется у перекупов покупать новье, так как в продаже не будет ничего и очередь на год вперед.
Что-то мне подсказывает что дилеры смогут договориться с производителями о нужных РРЦ
Не устраивают цены по которым продают дилеры, открывайте свои центры от производителя. Кстати китайцы скоро так и сделают. Они будут реализовывать свои авто, через свои же центры продаж. Государство само сначала пустило всё на самотёк, когда сильно раздулась цепочка между производителем и покупателем. Уберите законодательно лишние звенья и проблема сразу улетучится.
Странно, что до сих пор, никого ещё не волнует ценообразование в недвижимости. А ведь там ценник тоже вырос до небес.
sovok.jpg
Эм, т.е. прямо признают, что антимонопольная служба в России не работает? РРЦ - это вообще хрень очень странная даже со стороны ФАС.
Это потому что то, что называют РРЦ - на самом деле МРЦ. Если бы цена действительно была "рекомендуемая", при которой можно ставить ниже и выше без проблем - это нормально. Но когда нельзя торговать ниже РРЦ - то это МРЦ
в Госдуме назревает нешуточный замес
Только к сожалению этот замес ничего не даст
как тонко подмечено картинкой
Херня конечно все это. Если авто слишком дорогие - значит никто не будет покупать. Если покупают - значит цена рыночная. А регулирование цен государством просто не будет работать.
Мфо то же орали что им не будет прибыли. Однако государство зарегулировало рынок, а мфо остались. Так что да, правильный закон.
Не говорю, что дилеру не нужно зарабатывать, не не 300 же процентов маржи (условно).
Закон, безусловно, доработаю, но какое то регулирование рынка нужно. Имхо
а то, что МФО зарабатывает 365 процентов в год, а на просрочках 700 - это ничего?
Может, с них начать? Им всё никак обещанные 0.8 в день не введут.
Закон, который не будет работать, весьма неправильный. И весь оверпрайс, что рубят ща на поднебесном автохламе, рубит производитель(кроме автотаза).
Комментарий удален модератором
Может запретить, а может не запретить.
Допустим китайская машина стоит 20к баксов, какой потолок цены будет с учётом доставки и растаможки? И какой процент берет автодилер? Автодилер предоставляет гарантию на автомобиль 2-3 года?
Представительство китайского производителя притаскивает автомобиль в РФ, таможит его, и получает стоимость 2000000 рублей.
Понимая что дилерам надо зарабатывать, устанавливается РРЦ 2400000, выше которой дилеру подниматься нельзя. Не устраивает - дилер может идти торговать другими автомобилями. В условные 400к заложены расходы дилера и прибыль.
Значит дефицит и изначально высокая рекомендованная цена производителя.
В обществе необходимо формировать отношение к менеджерам из автосалонов как к представителям петушиной обоймы, чтобы они испытывали перманентный стыд только от одной мысли о своей работе.
Так, хорошо, что там следующее по порядку, запрет алкашки?
В редакторе возле каждого блока есть всплывающее меню. В нём есть звёздочка. Ей нужно отметить нужную для превьюшки картинку и текстовой блок. Звёздочка появится в правом верхнем углу отмеченных блоков. А заголовок встаёт сам, пишется сверху.
Конечно, это то, что это действительно о
Запретить нахрен этих барыг!
Обязать производителей продавать автомобили напрямую через сайт.
На то вы будете ездить напрямую через сайт к производителю?
Что мешает производителю, сделать салоны, которые будут продавать с минимальной накруткой. Я бы сделал именно так.
Растаможку если убрать, цены сразу упадут.
Более глупой идеи на авторынке я ещё не встречал. Если это реализовать - то у всех дилеров машины будут выкупать их же менеджеры, ставить на учёт и тут же сдавать в свой же трейд-ин.
Конечно, цены у дилеров, особенно на китайцев, которые никуда не уходили - просто сумасшедшие. Но, это, по факту, цена гарантии. Хотите дешёвый авто - купите тех же китайцев у неофициалов, которые привезли их из Казахстана, но уже без гарантии (хавал кстати сохраняет гарантию).
А вместо всей этой чехарды с закреплением цен и т.д., можно просто снизить пошлину на ввоз автомобилей с текущих 48% до более адекватных 10-15%.
Правда тогда все забудут про Китай, и все машины будут покупаться у неофициалов, которые завозят их из Кореи и Европы.
Было-бы славно...