Как устроен шеринг электросамокатов

Бизнес шеринга электросамокатов в России, как, впрочем, и во всем мире, зародился относительно недавно. Он появился и сформировался буквально пару лет назад, а с этого года — он получил полную легализацию и законодательную базу в РФ.

Видеоверсия данного материла

В первую очередь этот бизнес, как бизнес стал возможен после появления специальных пригодных для шеринга устройств, а именно самокатов, способных выдерживать высокие нагрузки, ехать в горку, держать запас хода до 60 км от одной зарядки.

Поясню. Мы говорим о полноценной взрослой модели электросамаката, способным без труда везти «тело» весом до 120 кг в горку.

Остановлюсь именно на шеринговых моделях и их главных особенностях и отличиях от обычных, так называемых гражданских самокатов, которые можно приобрести в любом большом магазине или Интернете.

Лидерами рынка по праву можно считать модели линийки Найнбот Макс Про с заводским индексом 2.2 и Электросамокат Ninebot KickScooter MAX PLUS SNSC 2.3

В сезоне 2023 появился еще Макс Плюс Икс – его индекс 2.4. Но эта модель из будущего, о ней расскажу как-нибудь в следующий раз.

Гражданские аналоги всего того, что перечислил – модели G30 и G30LP.

Электросамокат Ninebot KickScooter Max Plus X SNSC 2.4
Электросамокат Ninebot KickScooter Max Plus X SNSC 2.4

Самокаты для проката тяжелые, массивные, цельнометаллические, вандаллоустойчивые, ну и главное их отличие - это съемная батарея.

Это значит, что в процессе обслуживания Вашего парка не надо везти весь самокат на зарядку. Достаточно снять батарею – она находится в деке самоката, крышка которой открывается с сервисного приложения. Выглядит батарея в виде чемоданчика, её проще и легче поставить на зарядку, чем искать розетку для целого самоката.

Батарея NineRobot для электросамоката Ninebot KickScooter MAX SNSC 2.2 и SNSC 2.3, модель NEE1006-M1 (AB.00.0017.03) 
Батарея NineRobot для электросамоката Ninebot KickScooter MAX SNSC 2.2 и SNSC 2.3, модель NEE1006-M1 (AB.00.0017.03) 

Модель Макс Плюс отличается от версии Макс Про тем, что у неё подпружиненная передняя вилка – так называемый гидравлический амортизатор. Этот самокат чуть тяжелее. Его используют в шеринге Яндекс и Вуш. Он является флагманом и зарекомендовал себя как надежное транспортное средство.

фото самокатов Whoosh с сайта new-retail точка ru 
фото самокатов Whoosh с сайта new-retail точка ru 

Для того, чтобы самокат мог использоваться в шеринге его нужно снабдить так называемым IOT модулем. IoT – это международная аббревиатура – Internet of things, переводится как Интернет вещей — это концепция передачи данных между физическими объектами.

Айоты бывают 2G, бывают 4G. Это устройство, которое как бы общается с самокатом и приложением, передавая необходимые данные об уровне заряда батареи, о состоянии электромотора. Также айот передает всевозможные команды на самокат. Это технология успешно зарекомендовала себя и активно используется в автомобильном шеринге – так называемом кар шеринге.

Для самокатов мы используем и рекомендуем двух производителей айотов, это Телтоника, модель TST100 и второй производитель – лидер китайского рынка компания Омни.

Третий компонент для шеринга самокатов это программное обеспечение – софт. И тут есть три варианта развития событий:

Написать свою собственную программу

Это самый затратный, но самый перспективный способ.

Найти толковых разработчиков, собрать их в команду, написать техническое задание, а дальше все это поддерживать собственными силами. Такая реализация по времени может занять от полугода до года.

Встать под чью то уже существующую франшизу

Дело в том, что ряд компаний на этом рынке, уже масштабируются таким образом. И они с радостью будут готовы взять парк ваших самокатов под свои знамена. Тут тоже главное не ошибиться, так как франшиза франшизе рознь. Везде есть свои подводные камни и нюансы.

Воспользоваться так называемым вайт-лейблом

Воспользоваться White Label, уже готовым и адаптированным под вас решением. Вам натянут Ваш дизайн на уже существующую программу и предложат оплачивать фиксированную ставку с каждого транспортного средства, либо привяжут платеж к вашей выручке.

Зарядная инфраструктура. Отдельно хотелось бы остановиться на больном, а именно зарядной инфраструктуре. Самокаты нужно заряжать, и заряжать эффективно, не тратя на это много времени и сил. От этого зависит ваша выручка.

Эволюция шеринга движется таким образом, что в самом начале самокаты целиком возили на зарядку, что есть и было крайне неудобно.

Потом появились сменные аккумуляторы и уже их стали возить на зарядку. Стало чуть полегче.

Теперь же многие компании смотрят в сторону распределенной зарядной инфраструктуры. Это когда по городу расставлены зарядные шкафы - станции, на подземных парковках или еще где-то, внешне они напоминают вендинговые автоматы, способные заряжать до 40ка или 50ти сменных аккумуляторов от одной розетки 220В одновременно. Такие решения существуют и активно развиваются в Европе и Азии.

Зарядная станция OKAI 1.0
Зарядная станция OKAI 1.0

Мы тоже не отстаем. В России, есть производство зарядных станций- шкафов для электро-самокатов. И стоят они гораздо дешевле зарубежных аналогов. О них отдельно расскажу, если заинтересует.

- На каких самокатах ездят крупные игроки шеринга? И какой выбрать нам?

Тут я бы не стал изобретать велосипед в прямом и переносном смысле и доверился бы профессионалам. На мировом рынке есть ряд общепризнанных лидеров. И это не обязательно Найнбот. Их и используйте. Опасайтесь всевозможных реплик и подделок. Помните, что контроллеры нелицензионных самокатов могут не работать с айотами. А значит ими невозможно управлять.

- Сколько стоит шеренговый самокат в полном обвесе?

Стоимость самоката колеблется от 60 до 100 000 рублей. в зависимости от комплектации и опций. И тут надо внимательно считать экономику. Поэтому на этом месте многие предприниматели должны задуматься, как скоро окупится ваше транспортное средство.

- Где расставлять электросамокаты?

Существует две концепции – самокат как элемент транспортной инфраструктуры, своего рода общественный транспорт и самокат как аттракцион – развлечение в закрытых или открытых локациях.

И та и та модель бизнеса имеет право на жизнь и прекрасно сосуществует совместно.

- Где и как ремонтировать электросамокаты?

Приобретая самокат для шеринга, нужно забыть о заводской гарантии и гарантии продавца, так как на шеринговый вид транспорта она не распространяется.

Кроме того, как только Вы осуществили доработки, как-то установку IOt модуля или тросового противоугонного замка – с этого момент будет считаться, что вы вмешались в конструкцию транспортного средства, а следовательно лишились гарантии.

Также стоит помнить, что самокаты в количестве от 10 штук и более покупают по безналу на юридическое лицо, а это значит что ЗПП тоже не действует. Вместо него действует гражданский кодекс. Он определенным образом трактует взаимоотношения между продавцом и покупателем.

- Угоняют ли?

Производитель постарался, во всяком случае сделал все возможное, чтобы свести этот показатель к минимуму. Во-первых, не складываемая конструкция делает это ТС неудобным в домашней эксплуатации. Это все равно что угнать тележку из Ашана, а потом ездить на ней в соседнюю булочную.

IOT модуль – отдает ваши GPS координаты даже после полной разрядки основной батареи самоката. Ну и надо понимать, что все подозрительные аренды должны отслеживаться диспетчерами в режиме реального времени, а ПО настроено таким образом, что если райдер выезжает за зону разрешённую к прокату, то срабатывает уведомление, сигнализация, а при необходимости самокат и вовсе можно дистанционно заблокировать.

- Что ломается в электросамокате?

Ломается всё, что можно сломать. И тут не надо питать иллюзии, что вас обойдет сервисная часть стороной.

Я бы рекомендовал заложить минимум 2 процента от выручки в сезон на текущие ремонты.

Какие-то запчасти подходят от гражданских моделей, какие-то нет. У меня есть файлик с рекомендациями от производителя, котором перечислен весь список необходимых запчастей – от курка газа, до контролера и мотор-колеса.

Но есть и хорошая новость – самокаты достаточно крепкие, вандаллоустойчивые, поэтому в первый год, вы можете даже не поучаствовать дискомфорт от отсутствия запчастей. А что касается сменного АКБ так он вовсе начнет терять свои свойства только через пару лет активного использования.

Самокат для шеринга OKAI es400a
Самокат для шеринга OKAI es400a

Итак, подведем некоторые итоги

Хайп – от шеринга электротраспорта спал. Теперь это вполне себе обычный бизнес, в котором много операционки. И только от вас зависит, будет ли он успешен.

Второе! С помощью айот устройств, можно шерить не только самокаты. Тут все ограничивается вашей фантазией и конечно же потребностью рынка.

Ну и третье, помните, что самые интересные бизнес проекты рождаются на стыке потребностей и ваших возможностей. Так что хорошенько подумайте, насколько это ваше.

Я же в свою очередь, готов оказать поддержку. Прежде чем ввязываться, обязательно разберитесь в финансовой модели. Посчитайте период окупаемости и оцените риски. Я готов вам в этом помочь. Обращайтесь.

33
реклама
разместить
11 комментариев

Интересно свой движок для такси доработать под шеринг самокатов. Если кому интересно, то готов обсудить

1

возить пассажиров на самокате?

А гайд по тому же найнбуту макс про фпс мега ультра 2023 (ладно без юмора просто Макс Плюс Икс 2023) можно? и будет ли он или уже есть?