Как устроен шеринг электросамокатов
Бизнес шеринга электросамокатов в России, как, впрочем, и во всем мире, зародился относительно недавно. Он появился и сформировался буквально пару лет назад, а с этого года — он получил полную легализацию и законодательную базу в РФ.
В первую очередь этот бизнес, как бизнес стал возможен после появления специальных пригодных для шеринга устройств, а именно самокатов, способных выдерживать высокие нагрузки, ехать в горку, держать запас хода до 60 км от одной зарядки.
Поясню. Мы говорим о полноценной взрослой модели электросамаката, способным без труда везти «тело» весом до 120 кг в горку.
Остановлюсь именно на шеринговых моделях и их главных особенностях и отличиях от обычных, так называемых гражданских самокатов, которые можно приобрести в любом большом магазине или Интернете.
Лидерами рынка по праву можно считать модели линийки Найнбот Макс Про с заводским индексом 2.2 и Электросамокат Ninebot KickScooter MAX PLUS SNSC 2.3
В сезоне 2023 появился еще Макс Плюс Икс – его индекс 2.4. Но эта модель из будущего, о ней расскажу как-нибудь в следующий раз.
Гражданские аналоги всего того, что перечислил – модели G30 и G30LP.
Самокаты для проката тяжелые, массивные, цельнометаллические, вандаллоустойчивые, ну и главное их отличие - это съемная батарея.
Это значит, что в процессе обслуживания Вашего парка не надо везти весь самокат на зарядку. Достаточно снять батарею – она находится в деке самоката, крышка которой открывается с сервисного приложения. Выглядит батарея в виде чемоданчика, её проще и легче поставить на зарядку, чем искать розетку для целого самоката.
Модель Макс Плюс отличается от версии Макс Про тем, что у неё подпружиненная передняя вилка – так называемый гидравлический амортизатор. Этот самокат чуть тяжелее. Его используют в шеринге Яндекс и Вуш. Он является флагманом и зарекомендовал себя как надежное транспортное средство.
Для того, чтобы самокат мог использоваться в шеринге его нужно снабдить так называемым IOT модулем. IoT – это международная аббревиатура – Internet of things, переводится как Интернет вещей — это концепция передачи данных между физическими объектами.
Айоты бывают 2G, бывают 4G. Это устройство, которое как бы общается с самокатом и приложением, передавая необходимые данные об уровне заряда батареи, о состоянии электромотора. Также айот передает всевозможные команды на самокат. Это технология успешно зарекомендовала себя и активно используется в автомобильном шеринге – так называемом кар шеринге.
Для самокатов мы используем и рекомендуем двух производителей айотов, это Телтоника, модель TST100 и второй производитель – лидер китайского рынка компания Омни.
Третий компонент для шеринга самокатов это программное обеспечение – софт. И тут есть три варианта развития событий:
Написать свою собственную программу
Это самый затратный, но самый перспективный способ.
Найти толковых разработчиков, собрать их в команду, написать техническое задание, а дальше все это поддерживать собственными силами. Такая реализация по времени может занять от полугода до года.
Встать под чью то уже существующую франшизу
Дело в том, что ряд компаний на этом рынке, уже масштабируются таким образом. И они с радостью будут готовы взять парк ваших самокатов под свои знамена. Тут тоже главное не ошибиться, так как франшиза франшизе рознь. Везде есть свои подводные камни и нюансы.
Воспользоваться так называемым вайт-лейблом
Воспользоваться White Label, уже готовым и адаптированным под вас решением. Вам натянут Ваш дизайн на уже существующую программу и предложат оплачивать фиксированную ставку с каждого транспортного средства, либо привяжут платеж к вашей выручке.
Зарядная инфраструктура. Отдельно хотелось бы остановиться на больном, а именно зарядной инфраструктуре. Самокаты нужно заряжать, и заряжать эффективно, не тратя на это много времени и сил. От этого зависит ваша выручка.
Эволюция шеринга движется таким образом, что в самом начале самокаты целиком возили на зарядку, что есть и было крайне неудобно.
Потом появились сменные аккумуляторы и уже их стали возить на зарядку. Стало чуть полегче.
Теперь же многие компании смотрят в сторону распределенной зарядной инфраструктуры. Это когда по городу расставлены зарядные шкафы - станции, на подземных парковках или еще где-то, внешне они напоминают вендинговые автоматы, способные заряжать до 40ка или 50ти сменных аккумуляторов от одной розетки 220В одновременно. Такие решения существуют и активно развиваются в Европе и Азии.
Мы тоже не отстаем. В России, есть производство зарядных станций- шкафов для электро-самокатов. И стоят они гораздо дешевле зарубежных аналогов. О них отдельно расскажу, если заинтересует.
- На каких самокатах ездят крупные игроки шеринга? И какой выбрать нам?
Тут я бы не стал изобретать велосипед в прямом и переносном смысле и доверился бы профессионалам. На мировом рынке есть ряд общепризнанных лидеров. И это не обязательно Найнбот. Их и используйте. Опасайтесь всевозможных реплик и подделок. Помните, что контроллеры нелицензионных самокатов могут не работать с айотами. А значит ими невозможно управлять.
- Сколько стоит шеренговый самокат в полном обвесе?
Стоимость самоката колеблется от 60 до 100 000 рублей. в зависимости от комплектации и опций. И тут надо внимательно считать экономику. Поэтому на этом месте многие предприниматели должны задуматься, как скоро окупится ваше транспортное средство.
- Где расставлять электросамокаты?
Существует две концепции – самокат как элемент транспортной инфраструктуры, своего рода общественный транспорт и самокат как аттракцион – развлечение в закрытых или открытых локациях.
И та и та модель бизнеса имеет право на жизнь и прекрасно сосуществует совместно.
- Где и как ремонтировать электросамокаты?
Приобретая самокат для шеринга, нужно забыть о заводской гарантии и гарантии продавца, так как на шеринговый вид транспорта она не распространяется.
Кроме того, как только Вы осуществили доработки, как-то установку IOt модуля или тросового противоугонного замка – с этого момент будет считаться, что вы вмешались в конструкцию транспортного средства, а следовательно лишились гарантии.
Также стоит помнить, что самокаты в количестве от 10 штук и более покупают по безналу на юридическое лицо, а это значит что ЗПП тоже не действует. Вместо него действует гражданский кодекс. Он определенным образом трактует взаимоотношения между продавцом и покупателем.
- Угоняют ли?
Производитель постарался, во всяком случае сделал все возможное, чтобы свести этот показатель к минимуму. Во-первых, не складываемая конструкция делает это ТС неудобным в домашней эксплуатации. Это все равно что угнать тележку из Ашана, а потом ездить на ней в соседнюю булочную.
IOT модуль – отдает ваши GPS координаты даже после полной разрядки основной батареи самоката. Ну и надо понимать, что все подозрительные аренды должны отслеживаться диспетчерами в режиме реального времени, а ПО настроено таким образом, что если райдер выезжает за зону разрешённую к прокату, то срабатывает уведомление, сигнализация, а при необходимости самокат и вовсе можно дистанционно заблокировать.
- Что ломается в электросамокате?
Ломается всё, что можно сломать. И тут не надо питать иллюзии, что вас обойдет сервисная часть стороной.
Я бы рекомендовал заложить минимум 2 процента от выручки в сезон на текущие ремонты.
Какие-то запчасти подходят от гражданских моделей, какие-то нет. У меня есть файлик с рекомендациями от производителя, котором перечислен весь список необходимых запчастей – от курка газа, до контролера и мотор-колеса.
Но есть и хорошая новость – самокаты достаточно крепкие, вандаллоустойчивые, поэтому в первый год, вы можете даже не поучаствовать дискомфорт от отсутствия запчастей. А что касается сменного АКБ так он вовсе начнет терять свои свойства только через пару лет активного использования.
Итак, подведем некоторые итоги
Хайп – от шеринга электротраспорта спал. Теперь это вполне себе обычный бизнес, в котором много операционки. И только от вас зависит, будет ли он успешен.
Второе! С помощью айот устройств, можно шерить не только самокаты. Тут все ограничивается вашей фантазией и конечно же потребностью рынка.
Ну и третье, помните, что самые интересные бизнес проекты рождаются на стыке потребностей и ваших возможностей. Так что хорошенько подумайте, насколько это ваше.
Я же в свою очередь, готов оказать поддержку. Прежде чем ввязываться, обязательно разберитесь в финансовой модели. Посчитайте период окупаемости и оцените риски. Я готов вам в этом помочь. Обращайтесь.
За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…
Говорят в России если что-то и делают высокотехнологичного, то это просто переклейка шильдиков с китайской техники. Кстати, считаю этот стереотип во многом своей заслугой, ведь до того как «Сделано у нас» начал показывать реальные производства в России, всепропальщики говорили куда проще: "в России нет производств". И только когда СуН начал писать…
И достаточно скоро.
Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.
Я была на множестве выставок за последнее время и начала отслеживать, как расположение элементов влияет на мой пользовательский опыт и восприятие информации.
Интересно свой движок для такси доработать под шеринг самокатов. Если кому интересно, то готов обсудить
возить пассажиров на самокате?
А гайд по тому же найнбуту макс про фпс мега ультра 2023 (ладно без юмора просто Макс Плюс Икс 2023) можно? и будет ли он или уже есть?