Аренда автомобилей без сюрпризов. Часть 1 – Россия

Матчасть по аренде авто. Как выяснилось, у многих друзей-знакомых регулярно что-то происходит.

Привет. Я биздевлю в агрегаторе аренды авто в РФ и зарубежом. Знаю о сюрпризах, которые могут подстерегать в этом деле. Решил подбить в конспект, вдруг кому ещё актуально.

Сперва про РФ, потом добавлю отдельной статьей про зарубеж, потому что в таких странах как Грузия, Эмираты, Турция, Черногория, Албания – в них очень много своих нюансов (особенно задача про аренду без кредитки будет интересной!)

Речь НЕ о каршеринге, т.е. поминутной аренде, а о посуточной аренде с письменным договором Аренды ТС и передачей ключей из рук в руки.

В любой аренде, хоть машины, хоть пылесоса, все одинаково. Вы за деньги чем-то пользуетесь, а потом возвращаете (если возвращаете). Пока пользуетесь – отвечаете за сохранность оного. Сломал – платишь.

Итак, какие есть нюансы при аренде авто в РФ:

1. Служба безопасности.

Документы водителя запрашивают всегда заранее, потому что будут проверять судимость, долги, иногда кредитную историю, если премиальный авто – могут и глубже копнуть. СБ отвечает на 3 вопроса:

– Насколько чистый клиент?

– Если разобьет – сможем ли ущерб взыскать?

– Можно ли выдать машину?

Чем дороже машина – тем глубже смотрят.

Документы (паспорт и права) в 90% случаев запрашивают через зеленый месенджер. Никто из клиентов не любит скидывать свои персональные данные непонятно кому, тем более сканы, но все это делают, ибо так проще и быстрее. Могут ли эти сканы дальше быть использованы не по назначению? Технически – да. Так что лучше на скан класть бумажку "для проверки службы безопасности", но этим заниматься обычно лень... хотя единожды сделав, потом можно годами ими пользоваться...

Вопрос – а в аэропортах в РФ по прилету как машину тогда берут? Там тоже проверяют клиента, но там ожидают ответ от СБ прямо при вас. Проверка одного водителя занимает 10 минут времени. Как раз договор аренды и доверенность на управление ТС заполнят.

В аэропорту просто подойдя к стойке клиентов глубоко уже не смотрят.Так что если вы мальчиш-плохиш и злостный алиментщик, то в аэропорту "по прилету" больше шансов арендовать, там времени меньше на проверку. С другой стороны, стойки в аэропортах только у тех, кто умеет быстро чекать клиентов.

Кстати, а при чем тут алименты? Как они влияют на то, дадут ли авто?

Если будет ущерб, то прокат будет в суде в очереди стоять на взыскание задолженности – уж если бывшая не может с клиента денег выбить на дитяток, то прокат тем более фанерой пролетит со своей компенсацией ремонта.

2. Маршрут следования.

На любой прокатной машине стоит GPS маяк, который позволяет прокату видеть, где его машинка в данный момент. Многие думают, что можно взять авто и поехать куда угодно, хоть в пустыню, как в американских фильмах. По факту – нет. Зона эксплуатации ВСЕГДА органичена. Иногда за доплату, ее можно расширить, но не всегда и зависит от водителя и его профиля (что скажет СБ). Например: – пересечь Крымский мост из Крыма стоит 5+ тыс. руб (далеко, плюс угнать становится проще) – Из Сочи доехать до Анапы – 2-7 тыс руб. (серпантин, износ колодок x3 к стандартному) – Из Мурманска до Териберки (да, это где снимали Левиафан, кладбище кораблей) 5-15 тыс руб – дороги же плохие – повышенной износ...

В общем не забывайте сообщать, куда поедете, потому что иначе может выйти так, что и не поедете вовсе.

На самом деле СБ проката всегда думает, что машину вывозят за пределы зоны эксплуатации с целью угона. В понимании СБ, этот маячок вместе с аккумулятором потом в лесу будет найден. И кол-во угонов прокатных машин в РФ довольно высокое – в основном, на запчасти, разумеется.

3. Страховки.

Тут самое интересное и пожалуй, грустное.

ОСАГО без ограничений на машинах есть, но в нем почти всегда не стоит галочки "действует для автомобиля, сдаваемого в аренду". Если произойдет что-то серьезное по вине клиента, то ответственность с львиной вероятностью будет на водителе (а на ком же ещё? собственник сдал машину в аренду – как он может за неё отвечать? В теории конечно может, если водитель уклоняется от ответственности и компенсации, то в итоге и собственнику (прокату) может прилететь нечто вроде субсидиарки – поэтому СБ и смотрит под микроскопом на долги водителя).

КАСКО. Когда вам в прокате обещают страховку КАСКО, то вам продают воздух. Попросите посмотреть на полис КАСКО и вам откажут, потому что его не существует. Страховка КАСКО в России на арендованной транспорт настолько удорожает аренду и затраты, что ее просто не оформляют, машина становится экономически неокупаемая. Есть исключения, но их – по пальцам пересчитать.

Это не отменяет права прокатной компании взять на себя ваш риск – дескать мы сами вас страхуем и берем ваш риск на себя. Но за такой КАСКОй в арендном бизнесе почти всегда стоит донорский ремонт. Что это такое: вот у вас в прокате есть 10 моделей машин одинаковых, одну из них сильно стукнули в морду, вы ее в сторонку поставили, и начинаете с нее по мере надобности снимать детали для других машин той же модели. Донорство деталей в общем. То, что сейчас в авиации называют "каннибализм", после закрытия запчастей Боингом и Эйрбасом.

Но донорство возможно в больших конторах при автопарках от 10-15 одинаковых моделей. В мелких конторах этого нет, но они и КАСКО не будут навязывать так рьяно. В любом случае, в договоре, в пункте про КАСКО есть оговорки, которые их юрист трижды утвердил, и по которым ущерб все равно компенсировать будете вы. Какие они могут быть... Например, что страховка действует при соблюдении клиентом правил дорожного движения. С одной стороны – с этим не поспорить при получении, вы же собираетесь их нарушать? С другой – как ДТП по вашей вине (то есть то для чего КАСКО вообще-то и нужна) может наступить при соблюдении всех ПДД? В общем, прокат всегда будет стараться скинуть любой ущерб на клиента. Неважно что там в договоре. Страховок в легальном поле по сути нет. Добровольно платить за кого-то никто не хочет.

4. Осмотр при получении/возврате.

Прокат не только списывает ущерб на клиента, но и зарабатывает существенно на ремонте авто. Зарубежом – иногда даже БОЛЬШЕ, чем на аренде, но об этом в следующей части.

При любом ДТП прокат может в смету включать все что угодно – по цене сервиса у официала (до недавних пор, такой оборот был в использовании). Кстати, хорошо, если стоимость покраски будет отдельным допником идти к договору – так хотя бы ясно, чего ожидать и по какой цене крыло красить. Плюс при ДТП по вашей вине всегда добавится простой машины, пока она будет чиниться, даже если она не была забронирована на это время. Но обычно об этом сказано в договоре.

Чем новее машины, тем строже будут смотреть на мелкие косяки при возврате. Менеджер-приемщик всегда имеет процент от косяков, которые найдет, поэтому смотрят пристально и предвзято. Не всегда, не везде, но как правило.

При получении не ленитесь снимать скрупулезно и каждую(!) царапинку вносить в акт приемки. Это выглядит нудно, но бережет деньги и нервы в дальнейшем. Если получаете авто ночью, ищите и требуйте прожектор. Но лучше не берите авто ночью.

5. Мойка при возврате.

Возврат происходит на чистую. Машину надо мыть за собой. Мойка как правило не включена в цену. Так же как и бензин, и парковки. (Эти ожидания – когнитивные деформации от каршеринга, который по сути – похожая, но совершенно другая услуга – каршерингом вы пользуетесь дома, там где живете в больших городах, это аналог такси. Аренда автомобиля почти всегда – на чужбине или где-то далеко от дома, где нужна мобильность и уверенность, что на оставленном тобой авто никто никуда не уедет.)

6. Топливо / Пробег

Если в баке более пусто, чем когда получали – то недолив посчитают по цене около 100 руб. / литр, включающей работу менеджера и дорогу до заправки. В среднем, так.

Пробег в РФ обычно ограничен 200 км. в сутки. Перепробег измеряется всегда совокупно к кол-ву дней аренды. Например, 5 дней = 1000 км. включено в аренду, остальное – доплатишь при возврате.

7. Общее состояние авто.

В регионах РФ дефицит машин в хорошем состоянии. Много ушаташек. Много праворучек. О последнем, кстати, не всегда сказано. В целом сервисный сервис не ахти. Я отнюдь не сторонник хаять, тем более абстрактно, но в условном Пятигорске, Мурманске, Дагестане, Горном Алтае... хороший сервис в автопрокате просто не существует. Тут всей индустрии предстоит развиваться, эволюционировать и поднимать стандарты работы всем вместе.

8. Где искать и букать

Лучше бронируйте через внешние площадки, так у вас будет хоть какая-то уверенность в условиях и цене, на которых впишитесь в аренду автомашины. Конечно площадка берет комиссию с заказа, но зачастую цена для вас та же. Веский плюс: без предоплаты в сезон снять крайне сложно, а отправлять деньги в Авито-неизвестность – дело такое себе. Ваучер и некая третья сторона сильно помогут в споре, случись что, не дай Боже.

Получилось слегка запугивающе, но статистически у большинства клиентов все хорошо. Главное – обойтись без ДТП, тогда все будет в порядке. Не уверены в водительских силах – гораздо лучше взять в аренду такси.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Ну не знаю, ежегодно с семьей приезжаем в Алматы, там берем машину на 5-6 дней в Rentacars.kz. и никогда не было проблем и сложностей. Бывают проблемы с залогом, возврат поступает, когда мы уже возвращаемся из отпуска.