Депутаты Госдумы предложили возложить ответственность за тестирование беспилотников на удалённых операторов и техников Статьи редакции

Они подготовили законопроект, разрешающий обкатывать беспилотники в городах без водителей за рулём.

Группа депутатов в середине мая 2019 года внесла в Госдуму законопроект, который разрешает в России выпускать на дороги общего пользования беспилотные автомобили без водителей. Сейчас на испытаниях за рулём обязательно должен быть водитель.

Документ описывает, кто может тестировать беспилотники на дорогах общего пользования и кто должен контролировать движение машины. Многие детали, например, условия выпуска беспилотника на дорогу, должно будет уточнить правительство.

Что такое беспилотник и кто считается его водителем

Беспилотные автомобили не попадают под действующие стандарты транспорта в России, поэтому законопроект выделяет их в отдельный класс — «высокоавтоматизированные транспортные средства». К нему относятся машины с системой постоянного самоуправления без участия водителя-человека.

За управление беспилотником отвечает специалист, который находится в салоне (не обязательно за рулём), или оператор, у которого есть дистанционный доступ к системе управления. Они обязаны обеспечивать безопасность движения на дороге независимо от того, находится машина под их управлением или управлением системы автопилота.

Каждая беспилотная машина должна быть оборудована системой, позволяющей водителю или оператору немедленно отключить автопилот и взять управление на себя.

Кто сможет тестировать беспилотные машины на дорогах

Тестировать беспилотники смогут компании и индивидуальные предприниматели, которые получат специальное разрешение от органа исполнительной власти (какого именно, в законопроекте не уточняется).

Обязательным условиям получения разрешения будет наличие у компании страховки на случай аварии, в которой могут пострадать люди или другие автомобили. Другие условия выдачи разрешений и тестирования должно будет определить правительство.

Каждая машина должна быть застрахована на сумму, которая как минимум в два раза превышает максимальный размер страховой выплаты по ОСАГО, то есть на 1 млн рублей. Окончательно минимальную сумму страхования также определит правительство.

Если компания нарушит правила тестирования, у неё могут отозвать разрешение.

Как тестируют беспилотные машины сейчас

Первого декабря 2018 года правительство запустило в Москве и Татарстане эксперимент по тестированию беспилотников в общем потоке машин. Но в отличие от внесённого законопроекта, в эксперименте обязательно присутствие за рулём водителя, который вмешается в управление в нештатной ситуации.

Ограничения на тестирование машин без водителя за рулём или без традиционного руля управления приведёт к тому, что российские разработчики беспилотных технологий уедут работать в Европу, потому что в России нет возможностей для испытаний, заявил соавтор законопроекта, депутат Сергей Жигарев в разговоре с «Коммерсантом».

Сейчас российские компании-разработчики беспилотных технологий проводят испытания на полигонах или на ограниченных территориях. К примеру, «Яндекс» тестирует беспилотные такси в Иннополисе и Сколково. Также беспилотники компании под управлением водителей ездят по улицам Москвы, собирая данные для системы.

В июне 2018 года «Яндекс» показал поездку беспилотного автомобиля с водителем за рулём из Москвы в Казань. В ноябре 2018 года похожий эксперимент провела российская компания StarLine, чья машина проехала путь от Санкт-Петербурга до Казани.

Авторы законопроекта считают, что принятие документа поможет ускорить развитие беспилотного транспорта в стране и удержать российских разработчиков в этой сфере от переезда за границу. Законопроект вступит в силу сразу после подписания президентом России, но перед этим он должен пройти три чтения в Госдуме и получить одобрение Совета федерации.

0
13 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цой жив

Разве у беспилотного автомобиля есть оператор? А если это доставка без пилота?
Почему бы не наложить ответственность на разработчика алгоритма?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Представим что на дорогу выбежит человек. У любого видео будет задержка, пока оператор нажмёт на тормоз, машина уже собьёт человека. Кто будет виноват? Оператор? Технология? Я думаю суд не будет долго думать. Как в Черноболе, всю ответственность повесят на оператора.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Такое уже было с Uber. Тетка водитель во время теста в компьютерную игруху играла на смартфоне

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
За управление беспилотником отвечает специалист, который находится в салоне (не обязательно за рулём), или оператор, у которого есть дистанционный доступ к системе управления.
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Belyi

Нужен же стрелочник

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Belyi

Стрелочник

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

👍👍👍 молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Карина Антонова

В любом случае кто-то должен нести ответственность за эти аппараты. Как показывает мировая практика не все так просто с этими беспилотниками когда они выезжают на дороги общего пользования. А кто будет производить данные аппараты?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мальцев

Не подскажете, что именно с беспилотниками "не так просто"? Что-то не припомню никакой особой "мировой практики" на этот счет кроме нескольких случаев аварий. При том, что они уже давно и во всю используются на дорогах общего пользования.

Ответить
Развернуть ветку
MEGAtraXXXer666

не так просто решить вопрос ответственности уголовной/административной/гражданской, например, при причинении вреда человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Smalkov
Ответить
Развернуть ветку
Елена Ермакова

Ну да, с кого еще ответственность спросить? С обычных рабочих людей...
А если сбой в программе, тоже оператор виноват? Нет, ему просто не повезло...была его смена...
А если деталь была некачественная, тоже оператор виноват? Это несправедливо.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда