На трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва запустили первые беспилотные грузовики «КамАЗ» Статьи редакции
Пока их сопровождают испытатели.
- Три беспилотных «КамАЗа» стартовали с 679-го километра трассы М-11 «Нева» из Санкт-Петербурга в Москву, пишет «Фонтанка». Они доставят коммерческие грузы, а также соберут информацию о трассе.
- Пока в кабине есть руль, а машины будут сопровождать инженеры-испытатели. В частности, они возьмут на себя управление при объезде участка трассы под Тверью и заезды на заправку.
- Беспилотные грузовики будут перевозить коммерческие грузы по трассе М-11 «Нева» в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», сообщал Минтранс. Правительство разрешило запустить их между Москвой и Санкт-Петербургом в октябре 2022 года. В проекте участвуют «КамАЗ», «Старлайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics и оператор инфраструктуры — «Автодор».
- Беспилотники сделаны на базе магистрального тягача «Камаз-54901», добавляет ТАСС.
- Допущенные к испытаниям грузовики прошли оценку соответствия требованиям безопасности в лаборатории ФГУП «НАМИ», писало РБК. Пока эту процедуру полностью прошёл только «КамАЗ». По плану, отмечало издание, в ближайшее время на М-11 появятся и беспилотные грузовики «Сберавтотеха».
30K
показов
19K
открытий
4
репоста
Круто! Наконец-то, при нештатной ситуации с отказавшими тормозами, беспилотный дальнобой будет уходить в кювет, а не делать гармошку из попавшихся впереди автомобилей!👍
Он может сделать гармошку и при штатной ситуации,просто,потому что потерял триангуляцию по ГЛОНАСС
Там не одна система позиционирования, и уж точно "триангуляционный по ГЛОНАСС" не является основным для положения на дороге
Согласен херню сморозил.Триангуляция по вышкам ДжиЭсЭм.И всё же,зная,как безалаберно могут относится к важным вещам+отсутствие ответственности-новость больше для хайпа и продолжения получения денег для распила.
Эти камазы несколько месяцев возили грузы на Восточно-Мессояхском месторождении. Так что, нет, не только распил и хайп - своего потребителя оно уже найдёт точно
Интересно,где они все устройства закупать будут?У Китайцев?
А других вариантов особо никогда и не было 🤷♀️
Там основное это ПО и лидары.
ПО свое и лидары Яндекс например сам делает,
те, что есть на рынке или не подходят или слишком дорогие.
https://vc.ru/transport/323355-glavnyy-sensor-kak-ustroen-lidar-yandeks-dlya-bespilotnyh-avtomobiley
Взял и обломил выходца с братского народа. Притих.
ПО и правда свое. Лидары - клоны Велодайна (или вообще Велодайны без шильдика) на момент статьи что вы привели, там даже коробки еще не поменяли. Команда лидарщиков (и софт и хард) там из израильтян набиралась как я помню, где много лидар стартапов. Сам лидар собирается из компонентов, которые в РФ не производятся (ну кроме корпуса лол).
Также нужны автомобильные миллиметровые радары, видеокамеры, чипы для обработки и все такое. Тоже в РФ не производятся.
как раз не клоны)
они тестировали разные схемы, в статье про это есть, и в итоге выбрали схему с неподвижным лазером и подвижным зеркалом, а не схему Велодайна, где крутится сам лазер
Сам лидар собирается из компонентов, которые в РФ не производятсяНу понятно, что из компонентов собирают, а как еще?
Или Яндексу надо самим выплавлять кремний из песка, самими построить завод и клепать свои микросхемы, и т.д.?)
Смысл разработки своего лидара, что он спроектирован по своей спецификации с доступом к сырым данным, а не чтобы делать все его компоненты с нуля, переизобретая велосипед.
С нуля компоненты никто не делает, даже Велодайн, 90% компонентной базы производится в Азии.
У Велодайна не только 360 лидер как бы, а и направленные. Если что.
"Смысл разработки своего лидара, что он спроектирован по своей спецификации с доступом к сырым данным".
Нет, смысл в том, что на патенты в РФ все плевали, как и в Китае. Китайцы типа робосенса и инновужена тоже "сами все разработали", правда дальше китая носа не кажут, ибо на западных рынках их ждут юристы :)
и как называется модель Велодайна которую они склонировали? тут все модели с вращающимся лазером)
Нет, смысл в том, что на патенты в РФ все плевали, как и в Китае.https://velodynelidar.com/surround-lidar/
и типа Яндекс нарушает патенты? пруфы будут?
компания зарегена в Нидерландах и их легко засудят, если бы они что-то нарушили)
и при разделе Яндекса, они вынесли беспилотные авто в международную часть, и они изначально их планировали для междунродного применения, даже в США свои беспилотные авто продвигали и тестировали,
так что думать, что они там что-то копируют и делают с нарушениями патентов это бред
По-моему это не эти Камазы, а другие. И технология там вроде совсем другая - просто зашита программа кататься туда-сюда по одному карьеру.
Не, это все в рамках одного проекта было.
Значит ошибся, извиняюсь.
По вышкам тоже никакой трингуляции не выйдет, банально из-за того что антенны на телефоне всенаправленные и пеленговать вышки не получится. И там и сям используют измерение расстояния до известных точек.
Работа роботизированной техники построена на базе применения следующих технологий:
-GPS и Глонасс;
-ультразвуковые датчики;
-лидары и радары;
-оптическая электронная система.
Вот что выдают профильные статьи
Интересно. Используем бытовую ситуацию. На трассе прошёл ливень, на дороге стоит вода вперемешку с грязью. Тут кто то пролетает на огромной скорости и всю кабину грузовика окатывает грязевой водой. Время на стекание 10+ секунд, на датчиках останется грязевая пленка. В том числе грязевая пленка будет оставаться на датчиках просто во время любой поездки сразу после дождя. И вот как тут какать.
Ну давай автопилота на человека заменим, что поменяется:
Интересно. Используем бытовую ситуацию. На трассе прошёл ливень, на дороге стоит вода вперемешку с грязью. Тут кто то пролетает на огромной скорости и всю кабину грузовика окатывает грязевой водой. Время на стекание 10+ секунд, на стекле останется грязевая пленка. В том числе грязевая пленка будет оставаться на стекле просто во время любой поездки сразу после дождя. И вот как тут какать.
Пилот замедлится, протрет лобовое дворниками и поедет дальше, даже несмотря на минимальную видимость. Потому что 2 глаза с возможностью оценки расстояния и система зеркал.
Расстояние скорее лидаром оценивают, а так, да
Уже научились стереокамерами оценивать, точность пару сантиметров.
Лидар в дождь и туман не работает.
Под слоем грязи работают? Вопрос не в дожде и снеге. Вопрос в постоянном слое грязи.
Если камеры под лобовым стеклом то дворники успевают чистить.
В случае машины на автопилоте нам особо то и лобовое стекло не нужно и в целом концепция кабины, как таковая.
Лидар отлично работает в дождь
Неужели? Если луч лазера попадает в каплю то он либо рассейвается либо переломляется. Понятно что некоторые лучи в капли не попадут. Но чёткость картинки серьёзно просядет. Именно поэтому гуголовские роботакси не выезжают в дождь и песчанные бури.
Для начала стоит сказать, что автопилоты гугла уже давно научились ездить в дождь.
У Яндекса машины тоже прекрасно ездят в дождь и снег без особых проблем.
На Хабре довольно подробно все технологические решения Яндекса описывают.
Нет. >As we’re developing the technology, we’ve made sure our cars are aware of how rain may affect their ability to drive. Our cars can determine the severity of the rain, and just like human drivers they drive more cautiously in wet conditions when roads are slippery and visibility is poor. For now, if it’s particularly stormy, our cars automatically pull over and wait until conditions improve.
Сейчас конечно гуголовские роботакси могут в не сильный дождь ехать но это за счёт камер и радаров.
В Калифорнии например и Waymo и Круиз не могут использовать свои роботакси в дождь, в лицензии прописано.
Эмм а где про дождь то написано?
В тексте написано о том, что во время дождя они снижают скорость(что полагается делать всем водителям) и в случае шторма съезжают на обочину(что тоже полагается делать всем водителям).
Вот тебе инфа от производителя лидаров.
https://www.yellowscan.com/knowledge/is-lidar-compatible-with-rainy-or-foggy-weather/#:~:text=It%20is%20not%20recommended%20to,for%20rain%20it%20is%20dispersion.
и что мешает сделать тоже самое на автономном автомобиле?
Простейший алгоритм - замедление при потере ориентации, очистка сенсоров.
Ох уж эти тупые инженеры, которые таких мелочей не учли...
https://habr.com/ru/companies/yandex/articles/585444
<Мы живём не в самом благоприятном климате: у нас выпадают все возможные виды осадков, да и резкие перепады температуры не редкость. Всё это загрязняет наши сенсоры и мешает машине «видеть». Поэтому мы разработали специальную систему очистки, которая подаёт на лидар и камеры воздух и воду в правильной пропорции. Радары умеют видеть через закрытые кожухи, скрыты внутри крыши и в очистке не нуждаются.>
Например так))
А вообще, можно действительно омыватели сделать, как на ксеноновых фарах ставили
Дохера нам их понадобится, к каждому лидару с камерой подведи патрубок с форсункой. А они у нас повсюду, по бокам в том числе. Отлетающая вода с грязью, тем временем засирает обзор на постоянной основе.
Там не так много датчиков, что б это было проблемой
Провести проводку, проложить шланги по периметру машины, поставить везде писалки, заставить датчики подавать сигнал "я грязный, помой меня" это вообще не проблема.
Вопрос насколько часто это нам понадобится, потому что теоретически это очень серьёзная проблема.
Ну, поставить ёмкость с омывайкой, литров так на 20, тоже не видится сильной проблемой. Пополнять её можно будет при каждой заправке 🤷♀️
Эти технологии ещё лет 10-20 будут на стадии разработки,соответственно будут просить выделить ещё денях))
1.)механическая очистка камер
2.)Дублирование. У той же Теслы 3 камеры переднего вида.
3.)Использование дополнительных датчиков, например радара.
4.)Если быстро очистить датчик не вышло, то применяем безопасное торможение на основе имеющейся информации и работающих датчиков.
Ну тогда нам понадобится очень много писалок и невероятно много омывайки. Если посмотреть на любую машину в межсезонье она представляет из себя равномерный слой грязи.
ну омывайки не так уж и много, камеры то небольшие. ДА и опять таки, никого же не удивляют системы очистки ксенонок на машине?
У ксеноновых фар при загрязнении ухудшается рассеиваемость (слепить начинают банально вместо четкого пучка света) и чаще всего система омывания фар завязана на систему омывания лобового стекла.
Плюс, вдогонку. У нас не самого высокого качества дороги. Которые во время дождей (ну что поделать, всё что севернее Тамбова омывается дождями и превращается в говно раза 2 в неделю) покрываются лужами, в том числе скрывая под собой охреневшие ямы. Которые опытный пилот может уже запомнить. Теоретически, можно использовать систему запоминания дорожного полотна теслы. А в будущем вообще все машины будут это сканировать вокруг себя передавая абсолютно актуальную дорожную обстановку ближайшим машинам (а те ближайшим машинам итд).
Но в банальной реальности автопилот может замедлится и прокрасться в этом самом месте, мы получаем по итогу минус время, минус топливо на разгон, минус колодки. Как ещё вот тут жить.
Ну правильно выдают.
Да я не про беспилотные камазы,а,впринципе,что триангуляцию обычно по вышкам делают.
для триангуляции нужно уметь определять углы между источниками радиосигнала. Для этого нужны либо узконаправленные антенны либо многоантенные системы.
Почему деньги пилят в РФ, а технологии в ЕС, но при этом в ЕС нет беспилотных грузовиков а в РФ есть?
Может быть,потому что у вас устаревшая информация?
https://www.drive2.ru/c/2960169/
Ну в таких случаях, думаю автономная система управления по данным с видеорегистраторов, данным с датчиков приближения, и какие там ещё приблуды бывают, должна отработать, чтобы уйти с трассы..
Комментарий недоступен
А вот это такой момент, я думаю, что грузовик с датчиками вкруг, камерами, безопасне водил, у которых сплошные слепые зоны вокруг кабины, и они как раз ничерта перед собой не видят и давят не только случайно попавшихся вблизи пешеходов, но и целые легковушки 😏
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Разве беспилотники катаются по спутниковой навигации? Ну ты сморозил.
Комментарий недоступен
Ну суть в том, чтобы никого больше с собой не забирал.. хоть с водителем, хоть без
Комментарий недоступен
Ну, такие случаи во многих местах нет нет случаются) это касательно мародерства, если это можно так назвать. Да, дикари 🙈
Комментарий недоступен
А он обгонять сможет?
🤔 маневр объезда препятствия это какая-то сложная задача?..
Комментарий недоступен
Нет. Он будет по правилам делать. А по правилам это либо гармошка либо контролируемый съезд на обочину.
Не факт