{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Michael

Хотел бы я посмотреть на стоимость решения электрификации хаотичной парковки во дворе высотки какой-нибудь и кто за все это заплатит, это один момент. Сами по себе электромашины может быть и неплохо, но у нас пока прорывом считается АКПП на УАЗе, а уж производство элетромашин явно не для нашей промышленности. Можно конечно под это производство сделать целый нац.проект с триллионным бюджетом, чтобы развивать полный цикл производства на отечественных агрегатах. Но оглянитесь вокруг. Элита государства нам уже годами намекает, что все "это экономически невыгодно", им. Иначе бы вкладывались деньги в реальное производство и разработки. Пока же, попил гос.доходов интереснее, потому что эта элита собирается жить заграницей, а не в тухлой России.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Электромобили проще в целом

Ответить
Развернуть ветку
Michael

То есть в нашей стране вот так запросто могут начать производить всю электронику? Батареи, инверторы, процессоры, микросхемы и прочие высокие технологии? Просто пока не надо?:)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Balkin

При наличии неограниченного финансирования — могут. Больше того, уже производят, с военной приёмкой. Цена, правда, на микросхемы и процессоры с военной приёмкой никому не понравится :-)
И техпроцесс там микроскопический не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Не могут, потому что нам никто ни технологии, ни станки, ни другое высокотехнологичное оборудование не продает. Санкции однако. Мы даже разработать сами во вменяемые сроки не сможем. Потому что нет вложений в разработку, спецов нормальных тоже с каждым годом все меньше. Даже процессор Байкал производиться в Тайване кажется. Можно верить, что Россия способна быть на самообеспечении по всем высоколотехнологичным разработкам, дай только денег, но это сродни веры в силу молитвы:)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Balkin

Процессор Байкал производится на Тайване, когда нужен маленький техпроцесс. У России пока нет таких производств. В Зеленограде только 65 нм доковыряли пока, и замахнулись на 25, если память не врёт. Да, в других странах есть 10 нм. Да, работа медленно идёт. Но я не просто так пишу про неограниченное финансирование. =) Перейти от глобального распределения труда к чучхэ вполне возможно, только никому не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Насколько я понимаю, нам сейчас ни оборудование ни технологии под это дело не продадут. Чтобы стать родиной слонов во всех высоких технологиях, нам никаких денег не хватит. Если я не ошибаюсь, под каждый процессор и технологию идет целая куча связанных производств. Они кругом обложены лицензиями. Единственный выход - это или мириться со всем миром и создавать на каждое решение свой велосипед. Откуда взять на это деньги и специалистов, я не знаю. Но точно уверен, что нельзя за рубль сделать то, что в других странах потребовало сотни тысяч долларов. Опять же, не вижу тенденций к тому, что в нашу страну хотят переехать ведущие разработчики и специалисты. Было где-то сравнение бюджетов крупнейших вузов Запада и нашего Министерства образования. Кажется там у одного вуза бюджет был больше, чем у всего нашего министерства. Вопрос, у кого больше шансов на развитие технологий и выращивание специалистов, на Западе или у нас?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Balkin

Не ошибаешься, конечно. И все эти связанные производства у России есть, про что я и пишу. Можно либо их развивать, на что нужны деньги, либо и дальше интегрироваться. У нас решили для масс маркета интегрироваться, для военных и других целей использовать своё.

Одни только деньги, конечно, не решают ничего, решают деньги и время. Скажем, ни одно государство и даже все государства разом не смогут взять и сделать прямо сейчас урановые центрифуги или нанотрубки как у нас. А мы не сможем 25 нм запустить прямщас.

Бюджеты вузов не мешают выращивать специалистов. Вот ты, небось, что-то делать умеешь, быть может тебя где-то этому научили? Российские специалисты на глобальном рынке труда вполне себе востребованы.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда