Зачем в Москве 500 км велополос?

Москва продолжает вкладывается в велоинфраструктуру. Теперь суммарная протяженность велодорожек в столице – почти как расстояние от Москвы до Воронежа. Неужели у нас столько велосипедистов?

Зачем города развивают велоинфраструктуру? Начнем с того, что это является важной частью более глобальной и насущной задачи по улучшению транспортной доступности в городе: это и увеличение связанности районов, и приспособление ее к новым и разнообразным видам мобильности, и диверсификация способов передвижения.

Фото "STEP. Транспортные решения"
Фото "STEP. Транспортные решения"

Велосипеды и другие средства индивидуальной мобильности (СИМы) все еще не являются полноценными участниками дорожного движения в российских городах. Но все равно скоро ими станут. Поэтому городам инфраструктурно нужно к этому готовиться

Такие изменения в городской мобильности в целом позитивны: они приводят к снижению пробок на улицах, а в долгосрочной перспективе и к улучшению экологической ситуации, в т.ч. к снижению уровня шума и количества выбросов СО2. Кроме того, регулярная физическая нагрузка при ежедневных поездках, как известно, повышает продолжительность жизни горожан за счет снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний. По данным ВОЗ этот риск снижается на 46%!

Сама концепция развития микромобильности – то есть передвижения по городу на компактном и экологичном транспорте, вроде велосипеда – нацелена на изменение паттернов поведения с точки зрения выбора способа перемещения.

Фото "STEP. Транспортные решения"
Фото "STEP. Транспортные решения"

Как все-таки побудить горожан массово пересесть на велосипеды?

Надо помнить, что человек выберет велосипед или самокат, только если будет создана соответствующая инфраструктура, которая обеспечит ему комфортность и безопасность поездки.

Проектирование транспортных объектов должно быть комплексным. Конечно, велодорожка – это уже хорошо. Но людям необходимы места для отдыха на маршруте. Например, отличным решением является организация кафе и даже просто окна с чаем, кофе и лавочкой для отдыха. Стоит позаботиться и о техническом состоянии средства передвижения. Рекомендуется размещать веломастерские или стойки для самостоятельного ремонта с минимальным набором необходимого оборудования (насос и ключи, например).

Стоит не забывать и о велопарковках и вообще местах хранения велосипедов. Часто именно отсутствие сопутствующих сервисов останавливает человека от пользования велосипедом. Может быть, выбор доехать до станции электрички на велосипеде и был бы оптимальным, но там нет велобокса и его негде хранить.

Нужно уделять внимание таким вещам, как увеличение доли мест для временного или постоянного хранения велосипедов, и таким образом поощрять людей на использование экологичных видов транспорта.

Что еще мешает популярности велосипедов для регулярных поездок по городу?

На наших улицах довольно низкий уровень безбарьерности городской среды, хотя бы комфортных понижений, безопасных пересечений. Плюс низкий уровень безопасности для СИМов на уровне ПДД и отсутствие полноценной нормативной базы. Недостаточно развита и сама культура поведения на дороге всех участников движения: водители редко проявляют уважение к пользователям средств индивидуальной мобильности и прижимают к краю проезжей части. Все это является сдерживающими факторами для развития микромобильности.

Что нужно учитывать при проектировании инфраструктуры микромобильности? Для начала стоит определить, какую часть улицы мы можем для этого использовать – тротуар или проезжую часть. Дальше понять, какие есть на ней объекты притяжения, чтобы создать комфортный съезд с велополосы. Затем уже проработать формат организации велосипедной полосы с учетом всех вводных (например, наличие парковок и движение общественного транспорта).

Если мы говорим о создании велополосы на проезжей части, то мы не сможем сделать ее, если у улицы ширина 7 метров (по одной полосе в каждую сторону), так как для нее просто нет места. Для велополосы в одну сторону требуется 1,5 метра, чтобы обеспечить пространство для безопасного перемещения. Также надо обеспечить разделение потоков. Лучше его делать физически или хотя бы в разметке с буфером. На скоростных магистралях движение средств индивидуальной мобильности в целом запрещено.

Чтобы город стал удобнее для велосипедистов, необходимо системно развивать инфраструктуру микромобильности, проявлять внимание к запросам сообщества и идти на диалог. Также стоит проводить мероприятия для повышения внимательности к велосипедистам и иным пользователям СИМов на дорогах, просвещать людей в вопросах ПДД для этой группы.

Начать дискуссию