Транспорт Sergey Korol
14 964

Хроники пикирующего авиалайнера

В марте 2019 года я написал заметку об остановке полетов Boeing 737 MAX. Самое время посмотреть что случилось с «Боингом», лайнером и гражданской авиацией с того времени — а случилось много интересного.

В закладки

Для тех, кому лень читать

  • Из-за проблем в новейшем лайнере Boeing 737 MAX произошло две катастрофы, полеты таких самолетов запретили.
  • Компания хотела быстро накатить патчи, но не получилось. Самолеты будут стоять до января 2020 года.
  • Boeing не останавливает конвейер, скопилась куча самолетов вокруг производства, ставят даже на автомобильные парковки.
  • Авиакомпании несут убытки, некоторые отказываются от лайнеров.
  • Boeing переименовал 737 MAX в 737-8200 (параноикам нужно быть внимательнее).
  • Ситуация невероятная для отрасли, но российских пассажиров это почти не коснется.

Краткое содержание предыдущей серии

В 2016 году компания Boeing представила новую модель пассажирского самолета — 737 MAX. Лайнер должен был стать самым экономичным пассажирским самолетом в своем классе, он очень заинтересовал авиакомпании по всему миру: они разместили заказы на 5000 лайнеров.

Однако в октябре 2018 и в марте 2019 года произошло две катастрофы 737 MAX. Как выяснили в результате расследования, катастрофы произошли из-за действия системы управления MCAS.

Из-за специфической поломки датчиков угла атаки MCAS «сходила с ума» и направляла самолет в землю. Полеты всех самолетов запретили, 371 лайнер остаются ждать устранения неисправностей в аэропортах.

Проблемы Boeing

Вскоре после обнаружения проблемы и «приземления» 737 MAX в компании Boeing пообещали быстро выпустить обновление ПО самолёта, чтобы устранить проблему с системы MCAS. В Boeing заявляли о готовности пройти повторные испытания сперва в апреле, затем — в мае.

Однако Федеральная авиационная администрация США (FAA) в июне выявила новые проблемы в ПО самолёта. На текущий момент сертификацию самолета перенесли на январь 2020 года, есть большая вероятность, что она сдвинется дальше. До момента устранения всех неисправностей самолет не поднимется в воздух.

Кроме того, сертификация самолета в США не означает автоматического разрешения на полеты по всему миру. Европейское агентство гражданской авиации (EASA) требует провести собственные тесты самолета.

Европейских авиационных чиновников можно понять — в результате расследования выяснилось, что во время первой сертификации 737 MAX американское агентство FAA практически отдало тестирование самолета в руки самой компании Boeing.

В Boeing считали, что они быстро решат проблемы с ПО и снова поднимут самолет в воздух через месяц–два, но эта идея обернулась финансовым и производственным кошмаром для компании.

Сейчас Boeing теряет минимум $1 млрд в квартал из-за простоев 737 MAX. Самолет, который когда-то был самым продаваемым в истории, за несколько месяцев «приземления» не принес ни одного заказа.

Только в июне 2019 года на парижском авиашоу лизинговая компания IAG объявила о будущей покупке 200 лайнеров 737 MAX (можно только предполагать, какими скидками со стороны авиапроизводителя удалось заключить эту сделку).

Производство лайнеров — это сложный технический процесс. На сборке 737 MAX занято более 10 тысяч человек, детали самолетов поставляют сотни компаний со всего света. В надежде на скорую сертификацию лайнеров Boeing решила не останавливать конвейер по производству 737 MAX, и на сегодняшний день вокруг сборочных цехов скопилось более 60 самолетов.

Из-за нехватки свободных площадей компания вынуждена размещать лайнеры даже на автомобильных парковках для сотрудников.

King 5News, YouTube

Компания уже снизила скорость сборки лайнеров с 52 самолетов в месяц до 42, но место заканчивается — и в Boeing заявляют, что остановить производство все же придется.

Из дополнительных расходов для Boeing можно отметить создание фонда в $100 млн для жертв авиакатастроф и задержки новейшего самолета 777X со складывающимся крылом до 2020 года из-за проблем с двигателем. Короче говоря, дела у авиапроизводителя так себе.

Проблемы авиакомпаний

После обнародования причин авиакатастроф много говорили о том, что авиакомпании начнут отказываться от контрактов на Boeing 737 MAX.

И это действительно происходит. Индонезийская авиакомпания Garuda отказалась от 49 лайнеров, саудовский Flydeal отказался от 30 лайнеров, после катастрофы 737 MAX в Ethiopian заявляют, что с большой вероятностью откажутся от четырех имеющихся и 29 заказанных MAX.

Однако крупнейшие покупатели 737 MAX пока ждут свои самолеты. Например, один из крупнейших лоукостеров Ryanair ждет 137 лайнеров в свой флот. Авиакомпания ожидала первые самолеты уже осенью этого года, к лету 2020 в ее флоте должны были появиться 58 лайнеров.

Задержки в сертификации привели к тому, что Ryanair уже начинает отменять рейсы из-за нехватки самолетов. Всего авиакомпания готовится отменить более 30 тысяч рейсов в следующем году и вероятно закроет некоторые направления совсем. Это больно ударит по европейским региональным аэропортам, многие из которых буквально живут на рейсах Ryanair.

Для самой авиакомпании с растущими издержками и падающими доходами задержка сертификации тоже некстати. Острый на язык CEO компании Майл О’Лэйри посоветовал Boeing «уже наконец собраться» (точнее говоря, “get their shit together”) и довести самолет до сертификации.

Кстати, со стоящих на американских парковках лайнерах для Ryanair пропало обозначение Boeing 737 MAX — вместо этого на самолетах пишут Boeing 737-8200. Это свидетельствует о том, что в PR-целях авиапроизводитель переименует свои самолеты.

The Guardian

Что будет дальше

Я ставлю на то, что в январе 2020 года или чуть позже лайнер все же сертифицируют, и парковки возле завода Boeing в Рентоне наконец освободят от самолетов.

В любом случае, на пассажиров задержки с поставками лайнеров пока влияют слабо, в Россию 737 MAX в любом случае поступил бы единичными экземплярами. Наши авиакомпании прикроются самолетами со вторичного рынка, благо в России и так наблюдается некоторый избыток провозных мощностей.

Но если через пару лет вы увидите на борту самолета надпись Boeing 737-8200, то вспомните эту историю.

#boeing

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Korol", "author_type": "self", "tags": ["boeing"], "comments": 61, "likes": 57, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 78219, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 05 Aug 2019 19:39:27 +0300" }
{"average":26197,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 78219, "author_id": 1958, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/78219\/get","add":"\/comments\/78219\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/78219"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
61 комментарий

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
–23

А российский SSJ летает и летает, несмотря на катастрофы и аварии на борту... кто ж его запретит?))

Ответить
22

Катастрофы не связаны между собой, следовательно, смысла в остановке полетов попросту нет

Ответить
11

там возникают вопросы к управлению и подготовке пилотов. Например, пилоты проходят обучение управлению в режиме direct mode (это когда компьютер не помогает) раз в три (!!!) года! О каком навыке может идти речь? Один из таких случаев и привел к катастрофе. Очевидно, что если не изменить управление или подготовку кадров, катастрофы так и будут происходить.

Ответить
12

Но ругать надо КБ Сухого и самолет! Так победим, да!

Ответить
1

Возможно, вы не совсем верно поняли мой комментарий. Вопросы есть и к управлению (системам), и к подготовке пилотов. В отчете на сайте МАК по поводу катастрофы Суперджета много нелогичного написано про как раз системы управления. А некоторые спорные вопросы просто оставили без комментариев.

Ответить
1

Если вы про авионику, то она на ССД-100 французская.
Но вопросы все равно к КБ Сухого, так?

Ответить
0

Да нет, скорее к Росавиации в целом

Ответить
2

По поводу Суперджета, да, возможно на это повлияло еще то, что Росавиация "приземлила" множественно профессиональных пилотов, которые получали летное удостоверение не в "тех" местах. К слову, на катастрофу в конечно счете влияет сразу несколько факторов, один из которых перевешивает, как этом случае)

Ответить
3

Более того - в обеих катастрофах вины самолета нет.

Ответить
0

Самолёт не отвечает одному из пунктов требований, согласно которому повреждение шасси не должно приводить к повреждению топливных баков

Ответить
0

Пруф? Там такая перегрузка была, что не верю.

Ответить
2

Вы за наказание непричастных? Нельзя забывать традиции?

Ответить
2

Слава богу, что все же подумали о безопасности пассажиров и прекратили полеты до повторной сертификации.

Ответить
21

Давал бы кто то гарантию, что сертификация позволит проверить все аспекты работы систем самолета.

Кмк, сертифицирующие органы разбираются в таком сложном изделии как самолёт - значительно слабее производителя. Поэтому - никаких гарантий сертификация не даёт.

Ответить
15

ситуация получается безвыходная - когда боинг и собирает, и проверяет самолет - ну такое себе. Интересная идея - давать самолеты боинга проверять специалистам аэробуса. Вот уж кто будет тщательно всякие косяки изыскивать)

Ответить
24

Или нет: сокрытие найденных косяков с последующем падением самолетов конкурента.

Ответить
3

1. В городе два парикмахера
2. Известно, что парикмахер сам себя не стрижёт
Напомнило одну логическую загадку просто.

Ответить
0

Насчёт проблемной ситуации - так и есть! Подходы к гарантированному решению - не ясны

Ответить
–28

Все же Боинг это не Сухой в гражданском авиастроении. Надеюсь, такой чудовищный промах - это разовая акция

Ответить
18

а у Сухого были многократные акции?

Ответить
–11

У Сухого ОДИН гражданский самолёт всего и был. И с ним он сразу же жидко обдристался.

Ответить
6

В чем, интересно

Ответить
0

В том, что у самолета отрубилась связь и куча электроники после банального попадания молнии?

Ответить
5

У сухого все норм в гражданском авиастроении.

Проблемы ssj больше связаны с тем, что у нас в стране не все в порядке в авиации! И с пилотами

Ответить
0

Держите нас в курсе!

Ответить
3

Как вариант, можно было бы новые модели самолетов допускать исключительно на грузовые перевозки, полетали годик другой, нет системных проблем? Тогда до пассажирских перевозок допускать.

Ответить
1

Да, хорошая идея. "Практика - критерий истины" - это ж никто не отменял!))

Ответить
0

Только дорогая, готовы ли люди это оплатить удорожанием билетов на 5-10%?

Ответить
0

Думаю, цифры завышены: посмотрите, сейчас Боинг на год задержит отгрузку машин. И издержки на компенсацию этого - несколько миллиардов, за десятки (или сотни?) самолетов.

А тут все будет в плановом режиме

Ответить
0

Если на другую чашу весок кинуть такие издержки, то да, то на то и выйдет.
Но ситуация с этим боингом все таки не так распространена, хотя с увеличением сложности самолетов и переходом на полный автопилот ошибок будет больше.
А так даже новое ПО можно было бы сначала разрешать устанавливать на грузовые борты.

Ответить
1

Вообще норм идея!

У меня есть один бизнесок - это производство косметологических препаратов. Там все по gmp, всякие серьезные iso и все такое. Люди в тайвиках ходят как в resident evil. Но! Никакие системы контроля и тесты не дают 100% гарантии - поэтому мы перешли просто на месячную выставку каждой партии продукции. Сначала коммерсанты орали - что как так, надо быстрее - и ничего, привыкли)) щас все норм, проблем по качеству - ноль. Это отличный показатель у нас в отрасли!

Ответить
0

По логике вещей должны быть написаны тесты покрывающие некий спектр сценариев, тесты пройдены - сертификат получен. Детали реализации (условно: опытный пилот и ручной штурвал, или блондинка и интеллектуальный автопилот) сертифицирующий орган волновать не особо должны.

Ответить
1

Юнит, интеграционные и приемочные тесты?))

Думаю, примерно так и есть - но это капну как сложно гарантировать покрытие тестами всех кейсов.

К тому же при катастрофах были проблемы в работе датчиков. То есть нужны сценарии тех или иных отказов разных систем. То есть нудно разбираться - какие системы есть и как именно они могут сломаться.

А ещё были проблемы с юзаблилити. Вроде бы в Иркутске у Сибири пилот рукавом задел переключатель. Виноват пилот? Да. Но баг то - от производителя!

Ответить
8

Boeing 737-8200 это не ребрендинг, это специальная версия по заказу Ryanair

Конструкционно MAX 8-200 отличается от «стандартного» MAX 8 дополнительной парой аварийных выходов на уровне 26-го ряда — секция взята от более длинного MAX 9, в котором они спроектированы по умолчанию. Это позволяет соблюсти требования безопасности, и вместо кухни в хвостовой части поставить туалеты и места для бортпроводников. Тогда в салоне помещается 200 кресел с минимально допустимым пространством для каждого пассажира: ширина спинки 17,2 дюйма, шаг рядов — 28 дюймов. Причём для этого не подойдут уже используемые кресла. Специально для MAX 8-200 французская компания Zodiac разработала новый особо тонкий облегчённый вариант.

Информация отсюда https://aeronautica.online/boeing-s-high-capacity-737-8-makes-first-flight/

Ответить
4

еще больше паксов в этой маршрутке

Ответить
2

Ofmg. скотовоз 21 века!))) Удивлён отсутствию стоячих мест

Ответить
2

Скоро будет, в разработке...

Ответить
1

Не будет,это крайне травмоопасный способ перевозки людей который не получит сертификацию,но апгрейд салонов узкофюзеляжных самолетов не стоит на месте,вот пару примеров
https://www.frequentflyers.ru/2016/09/05/side-slip/

Ответить
0

На дату выхода статьи внимание обращали?

Ответить
0

Вот достаточно аргументированная статья по этому поводу
https://www.frequentflyers.ru/2019/04/04/no_standing/

Ответить
0

Эти аргументы высосаны из пальца, все перечисленные проблемы в статье решаются, экономия победит, на рейсах <1000 км 100%

Ответить
2

Тот момент, когда в начале статьи аннотация и ты рассчитываешь на объем в 2-3 поста Фаге, а статья-то короткая, но всё по полочкам..)

Ответить
–12

.... Все по полочкам!? В тексте статьи три раза упоминается о том что самолеты ставить некуда, и поэтому они стоят на автостянке . Статья явно заказная! Для распространения отрицательного мнения об авиакомпании.

Ответить
16

Эйрбас заказал? Чтобы сформировать отрицательное мнение о Боинг на vc?

Ответить
5

А че, «влиятельный» ресурс среди закупщиков лайнеров :)

Ответить
4

Да тут каждый второй ежемесячно лайнер-другой берет!))

Ответить
7

а до статьи-то все хорошо у Боинга было!

Ответить
3

Кстати, пилоты той же малазийской Lion Air ранее уже замечали такую особенность поведения самолета, но умудрялись справляться,но никто и подумать не мог, что дело в MCAS.
До второй катастрофы (:
P.S. Спасибо за статью, хоть кто-то заговорил о коммерческих убытках самой авиастроительной корпорации, и отрасли в целом)

Ответить
1

но умудрялись справляться

Не "умудрялись", а действовали 100% с инструкцией в таких ситуациях.
В двух разбившихся пташках пилоты как раз НЕ справились с внештатной ситуацией и НЕ действовали по инструкции.
Денис Окань хорошо расписывал эту проблему максов и катастрофы.

Ответить
0

Lion Air — индонезийская авиакомпания.
А когда их пилоты уже замечали "такую особенность"?

Ответить
1

Во время предпоследнего полёта разбившегося самолёта

Ответить
–9

Зеркалирую на на наш SuperJet и ещё глубже видна разница между свободной рыночной и планово-бюджетной экономикой. А ведь пассажиры летят в Сочи на SSJ100, и не дай Бог чего-то там подымит снаружи или изнутри, но лететь надо и страну спасать заодно

Ответить
3

В чём разница? В том что боинг накосячил - как давно никто из коммерческих производителей не косячил?

Ответить
1

Может все-таки Январь 2020 ???

Ответить
0

Жаль авиакомпании, поскольку им приходится тратиться на простой ВС, поддержание его летной годности на протяжении всего срока,платить за место в ангаре.Особенно тех же лоукостеров, которые уже получили, но так и не воспользовались.
По сути, недостаток провозной емкости можно заместить мокрым лизингом, но очень долго на нем тоже не уплывешь (: Поэтому, думаю что уже очень скоро посыпятся отмены заказов во имя новых neo.

Ответить
0

Победа же собиралась эти самолеты покупать, в июле на сколько я помню должны были быть поставки. У автора об этом ни слова.

Ответить
0

об этом было написано в предыдущей статье автора

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }