Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?

Голос свободного города.

В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.

О наболевшем

Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.

                                                                          С добрым утром! 

Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.

Концепция устойчивой мобильности

В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.

Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.

В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.

                                              Приоритетность участников дорожного движения              Илья Варламов

Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.

Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.

                                Культура и взаимоуважение – ключ к комфортному передвижению

Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.

                                                           Сравнение авто и велодорог​

Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.

Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.

​                                                                      Нужно больше скорости!

Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.

Российская действительность

В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.

​                                                                     Траса BMX

Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.

                                          Отказ от предубеждений + хорошая экипировка

После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».

Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!

Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».

Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Щукин Сергей

Я ежедневно гоняю до работы 19км на велике. И обратно. Летом, весной и осенью. Но со следующей недкли, когда 0-2 и снег - я, пожалуй, на метро/такси.

Велик - это ликий кайф. Когда в лицо ветерок и приятно бодрит. Но когда снег с дождём... автор, ты под чем?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Согласен, 19 км в рамках города - весьма большое расстояние. Но разве вы не согласитесь, что эти 19 км летом осенью и весной намного комфортнее и приятнее преодолевать по специально отведённым дорожкам? Без пешеходов, которые идут по всей ширине тротуара и мешают набрать комфортную скорость или водителей, недовольным присутствием медленного транспортного средства, которое не редко становится соучастником ДТП при злосчастно "повороте направо".

Ответить
Развернуть ветку
Щукин Сергей

Я не только не против вело инфраструктуры - я супер ЗА! Хотя, мне пешеходы не мешают - я их, если что, и по газону могу объехать.

Я недоумеваю насчёт идеи ездить зимой. Я работал в Амстере пару месяцев - ноябрь и декабрь - так даже там, при инфраструктуре и более тёплом климате - на велике гонял просто потому, что это проще, чем арендовать машину. Но без удовольствия.

И по поводу 'скинул штаны и сухой на работу' - это абсурд. Даже в лайтовом режиме ты весь мокрый зимой, если, конечно, не одет в эквип из Гортекса за стоимость топового велика. Просто потому, что когда комбез непромокаемый, то он и не дышащий. Так что, если душа на работе нет - то не варик. Да если и есть - тоже такое - зимой на работе мыться :/

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sg

Вы преувеличиваете проблему с экипировкой для зимнего катания. Сейчас будет четвертая зима, как я до -25° на работу и по делам езжу на велосипеде, при этом год назад я ездил в обычной одежде - термуха/джерси, горнолыжная куртка не на гортексе. Когда прям холод - на голове бафф под шлемом в виде балаклавы, очки от ветра. На ноги термоноски. И всё, никаких извращений с мытьём на работе не требуется. 

Ответить
Развернуть ветку
Щукин Сергей

Я ничего не преувеличиваю - я описываю оичный опыт. Как и вы. Он разный

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда