Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?

Голос свободного города.

В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.

О наболевшем

Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.

<i>                                                                          С добрым утром! </i>
                                                                          С добрым утром! 

Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.

Концепция устойчивой мобильности

В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.

Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.

В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.

<i>                                              Приоритетность участников дорожного <span>движения</span>​</i>              Илья Варламов
                                              Приоритетность участников дорожного движения              Илья Варламов

Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.

Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.

<i>                                Культура и взаимоуважение – ключ к комфортному передвижению</i>
                                Культура и взаимоуважение – ключ к комфортному передвижению

Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.

<i>                                                           Сравнение авто и велодорог​</i>
                                                           Сравнение авто и велодорог​

Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.

Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.

<i>​                                                                      Нужно больше скорости!</i>
​                                                                      Нужно больше скорости!

Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.

Российская действительность

В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.

​                        <i>                                             Траса BMX</i>
​                                                                     Траса BMX

Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.

<i>                                          Отказ от предубеждений + хорошая экипировка</i>
                                          Отказ от предубеждений + хорошая экипировка

После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».

Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!

Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».

Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».

77
реклама
разместить
79 комментариев

Автор утопист, велосипед в России только с апреля и до октября, пусть покатается в милионнике зимой (при -10, -20) на велике 20 дней в месяц на работу. Я думаю после вопроса "Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?» он мысленно ответит: «Никогда»!, но ответит вслух что "всё нормально, ездить можно" ))))) В бредовости идеи не сознается))

9

Москва пойдёт как пример миллионника где я катаюсь круглый год?

9

Дмитрий, да, возможно пользоваться исключительно велосипедом в наших реалиях пока что не возможно. На данном этапе развития российской велокультуры мы лишь предлагаем чаще использовать велосипед как одну из альтернатив личному автомобилю. 

К примеру, в Европе очень развиты маршруты поездок на работы с помощью связки велосипед-общественный транспорт. Люди доезжают до метро, паркуют велосипед и продолжают путь на работу по подземке.

6

В других же странах, например в Канаде катаются в -20 и холоднее. Почему мы не можем? Это же радионально, хоть и немножко утопия =)

3

15 лет езжу на велосипеде по Питеру. Летом прошлого года продал автомобиль. Как раз в миллионниках, вообще всё просто. Есть каршеринг для всяких случаев.

Но я согласен, что в России пока инфраструктура не готова к тому, чтобы любой человек мог безопасно ехать на велосипеде зимой.

1

Комментарий недоступен

как человек, который пару зим регулярно катал на велосипеде, скажу - нет. велосипед зимой - это только для фанатов. даже за 5км зимой волне успевают задубеть ноги. а если ехать пободрее, то на работе первым делом нужно принимать душ. ну и редко кто работает в 5км от дома, скорее 10-20км до работы и по пути будет несколько холмов (см.варшавку, например).
ps. в этом у меня > 210 часов накат, в прошлом почти 240, в теме.

5