Как запустить двигатель в мороз с помощью кипятка и тряпки

Архивные лайфхаки для зимней эксплуатации автомобиля

В первой части обзора мы выяснили, зачем наши отцы и деды разбавляли моторное масло на ночь бензином и каким образом поваренная соль с глицерином могут заменить электрический обогрев ветрового стекла. Сегодня вас ждут новые открытия. Вы узнаете, как с помощью кипятка и тряпки облегчить пуск двигателя, и куда прикрутить струбцину под капотом, чтобы поднять температуру воздуха в салоне. Продолжаем в алфавитном порядке.

Резина зимняя

Привычка менять шины по сезону сформировалась в России относительно недавно. В СССР зимней резины для легковых машин, можно сказать, не было. Кривая тяжелая малотиражная шина «Снежинка» погоды не делала.

30 лет назад, в ноябре 1993 года, журнал «За рулем» обращался к читателям:

«Итак, вы собрались-таки испытать себя на зимниках? Тогда поговорим для начала о шинах. Ясно, лысые тут не годятся… С лысыми наплачетесь в снегу, особенно влажном, при околонулевой температуре, когда снег рекордно скользок. Покупать для зимы специальные шины совсем не обязательно, хотя это, конечно, ваше право. Можно успешно ездить и на стандартных шинах, которыми оснащен ваш автомобиль, более того, с ними у вас больше надежд когда-нибудь по-настоящему овладеть зимними (то есть правильными!) приемами управления на любой скользкой дороге».

В 1990-х некоторые автовладельцы использовали полузимний комплект. На классических «Жигулях» он выглядел так: сзади – шишкастая зимняя резина, она позволяла тронуться по снегу, спереди – «лето», как-нибудь и «на лете» машина будет поворачивать.

Те, кто не имел денег, желания или возможности менять резину по сезону, следовали совету «иметь при себе небольшое количество песка для подсыпания под колеса при трогании с места».

Справедливости ради отметим, что ездить на летней резине зимой несколько десятилетий назад было значительно проще, чем сегодня. Советские летние шины рисунком протектора соответствовали современным всесезонным покрышкам. Машин меньше, и все – без шипов-липучек и прочих излишеств, мешающих скорейшему овладению «правильными приемами управления на любой скользкой дороге».

Система питания

Частные легковые автомобили в СССР, за редчайшим исключением, были карбюраторными. То есть питались бензином, а топливную смесь готовил механический прибор, периодически требовавший живого участия человека.

Перед пуском мотора в мороз рекомендовалось открыть капот и подкачать топливо в поплавковую камеру карбюратора, несколько раз нажав на рычаг бензонасоса: естественно, любой автовладелец знал, где он находится.

Потом требовалось выжать педаль сцепления – 99,999% легковых автомобилей имели механические коробки передач – и «до отказа вытянуть рукоятку управления воздушной заслонкой». Что такое «рукоятка управления воздушной заслонкой» с ходу вспомнит не каждый водитель со стажем: устройство все называли «подсосом». Двусмысленность слова никого не смущала, хотя и обыгрывалась в анекдотах: «Мой муж как «Ягуар», элегантный и быстрый» – «А мой как “Москвич”» – «В смысле?» – «Без подсоса не заводится». Мужчины в СССР нередко становились жертвами сексизма. Но не возмущались, потому что не знали такого слова.

Среди главных проблем зимнего пуска – плохая испаряемость бензина. Повысить ее помогал следующий совет: «положить на впускной трубопровод тряпку из трикотажной материи или мешковины, которые хорошо впитывают воду, и лить на нее кипяток слабой струей».

Творчество народное

В СССР нельзя было получить с новой машиной стояночный отопитель, обогреваемое ветровое стекло или теплый руль; электрического обогрева передних сидений – и того не предлагалось. И не было удобного маркетплейса, где собраны тысячи проверенных автомобилей с разными опциями.

Это стимулировало народное творчество.

Например, полвека назад, в 1973 году, на страницах журнала «За рулем» читатель делился способом облегчения пуска двигателя автомобиля зимой с помощью двух спиралей от электрических самоваров, очень популярных при Брежневе.

Одна спираль, вживленная в поддон картера двигателя, должна, по мысли изобретателя, разогревать масло, а вторая, установленная в «какой-либо бачок объемом 1-2 литра», прогревать жидкость в системе охлаждения. Автор идеи, И. Игнатов из города Уральска, предупреждал: совет годится только тем, кто имеет поблизости от места хранения автомобиля «розетку осветительной сети».

В том же номере журнала читатели И. Григорьев из Комсомольска-на-Амуре и Н. Авилов из Воркуты задаются вопросам – нельзя ли использовать выхлопные газы для обогрева водителя мотоцикла и его пассажиров в зимнее время? Надо сказать, что в те годы мотоциклы выступали в роли дешевой альтернативы автомобилям, а потому их круглогодичная эксплуатация была не прихотью, а насущной необходимостью.

Житель Воркуты прямо спрашивал: почему бы не вшивать в одежду водителя мотоцикла шланги, через которые проходили бы теплые отработавшие газы?

Редакция не крутила пальцем у виска, а терпеливо разъясняла. Во-первых, удлинение выпускного тракта «приведет к падению мощности двигателя и увеличению расхода топлива». Во-вторых, «отработавшие газы содержат токсичные вещества, частицы несгоревшего масла и топлива, они будут попадать в легкие, откладываться в шлангах, на обуви, одежде». В-третьих, одежда со шлангами «громоздка, сложна, неудобна», а потому станет «стеснять водителя».

Чехлы утеплительные

Сегодня вершина зимнего комфорта при уличном хранении машины – стояночный отопитель с дистанционным управлением или таймером. Не примитивный автозапуск двигателя, вынуждающий соседей вдыхать выхлопные газы прогревающегося мотора, а отопители типа Webasto или Eberspächer, тихие, эффективные и экономичные, с пользой потребляющие каждый грамм топлива из бака.

Советский автовладелец был неприхотлив: он был счастлив, когда в мороз получалось сидеть за рулем без куртки, пальто или дубленки. Однако нормально прогреть салон удавалось не всегда: двигатель сам никак не мог выйти на рабочую температуру. Поэтому перед началом «холодного времени года» мотор утепляли.

Книги с советами для автолюбителей приводили выкройки для самостоятельного пошива стеганых утеплительных радиаторных чехлов. В машине после их установки становилось теплее, да и мотор лучше тянул, но водитель должен был помнить: «зачехленный» двигатель с легкостью перегреется и закипит, как только подвернется удобный случай. А он, естественно, подвернется, как только вы застрянете в снегу. Мотор ревет, машина стоит на месте, охлаждение плохое, в финале – пар из-под капота.

В позднее советское время аккуратные фартуки ручной работы заменяли картонками, сделанными из коробок от бананов, которые изредка встречались в продаже и всегда имели цвет лайма.

Все знали: бананы – полуфабрикат, они должны дозреть до съедобного состояния за несколько дней дома, в темном шкафу.

К слову, утепленный чехлом или картонками мотор тоже не гарантировал Ташкента в салоне, если система отопления не отличалась производительностью. В автомобильной прессе приводились рекомендации, как заставить работать печку. Вот совет от владельца «Москвича», жителя Зеленограда: «при помощи струбцины пережимаю верхний резиновый патрубок между двигателем и радиатором; если пережать его полностью, то циркуляция через основной радиатор прекратится и весь поток воздуха пойдет через отопитель». Сезонный струбцинный климат-контроль.

Хранение зимнее

«Нередко видишь у дома аккуратно завернутую в брезент или пленку глыбу, очертаниями своими похожую на автомобиль. Это молодой неопытный автолюбитель укрыл свой новый автомобиль от метели, дождя и зимней стужи. А весной, развернув упаковку, владелец вскрикнет от неожиданности: его автомобиль будет выглядеть так, словно за зиму он успел переболеть оспой».

Книга середины 1980-х годов не обманывает: у каждого многоквартирного советского дома с ноября по март стояло несколько «брезентовых глыб». Зимняя эксплуатация выглядела настолько непростым делом, что многие предпочитали ставить машину на прикол, тем более что главная цель семейных поездок – дача – тоже использовалась лишь в теплое время года. Зимняя профессорская дача из «Джентльменов удачи» напоминала типичный дощатый домик на шести сотках не больше, чем школа, показанная в «Приключениях Электроника», походила на обычную среднюю школу.

Кроме того, люди жалели машины. Представьте типичную семью 1980-х. Он – инженер, она – учительница. На двоих зарабатывают 300 рублей в месяц. А «Жигули», в зависимости от модели, стоят от 6000 до 9000 руб. И в свободной продаже нет. Даже если откладывать ровно половину семейного дохода, нужная сумма накопится за три-пять лет. За те же три пять-лет интенсивной зимней эксплуатации кузов мог проржаветь до дыр. Машины той поры были ведрами, но, увы, не оцинкованными. И ежегодная обработка кузова пушечным салом, практикуемая некоторыми автовладельцами, не давала 12-летней гарантии от сквозной коррозии.

Потому и прятали люди на зиму машины под брезент. Решение, кстати, так себе: под лучами солнца укрытие превращалось в парилку, и кузов ржавел сильнее, чем просто под снегом.

Предметом зависти был гараж. Но и с ним не все так просто. Рекомендованный специалистами ритуал прощания с автомобилем до весны включал несколько пунктов, включавших разборку колес. Приводим список работ в пересказе по книге «Спутник автолюбителя 1963 года».

  • Произвести техническое обслуживание в объеме ТО-2 (заменить масло в двигателе, промыть и смазать подшипники ступиц

  • Слить жидкость из системы охлаждения

  • Снять радиоприемник и антенну, отнести в теплое сухое помещение

  • Покрыть слоем технического вазелина хромированные части автомобиля

  • Поставить машину на козелки, чтобы разгрузить подвеску: колеса не должны касаться пола (козелки обычно заменяли кирпичами или деревяшками — Прим. ред.)

  • Снять колеса. Диски очистить и при необходимости подкрасить, снять шины, камеры припудрить тальком. Собрать колеса, накачать до половины нормального давления, поставить на место

  • Смазать техническим вазелином петли дверей и капота

  • Очистить, смазать вазелином и обернуть бумагой шоферский инструмент

  • Снять, разобрать, промыть, собрать и поставить на место карбюратор

  • Вывернуть свечи, залить в каждый цилиндр по 25-30 г обезвоженного (прогретого на водяной бане) моторного масла, поставить свечи на место

  • Заткнуть отверстие выхлопной трубы туго скатанным куском материи, смазанной солидолом

  • Снять аккумуляторную батарею, зарядить, разрядить, слить электролит, промыть внутренности водой в течение 1,5-2 часов. Как вариант – ограничиться полной зарядкой батареи

С наступлением теплого времени года все действия совершаются в обратном порядке.

А какие хитрости зимней эксплуатации автомобиля знаете вы? Или все теперь просто, «сел и поехал»? Пишите в комментариях.

На сайте маркетплейса FRESH вы найдете более 20 000 проверенных автомобилей в диапазоне от ламповой атмосферной «Волги» ГАЗ-21 до полностью электрического Zeekr 001.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда