Как запустить двигатель в мороз с помощью кипятка и тряпки
Архивные лайфхаки для зимней эксплуатации автомобиля
В первой части обзора мы выяснили, зачем наши отцы и деды разбавляли моторное масло на ночь бензином и каким образом поваренная соль с глицерином могут заменить электрический обогрев ветрового стекла. Сегодня вас ждут новые открытия. Вы узнаете, как с помощью кипятка и тряпки облегчить пуск двигателя, и куда прикрутить струбцину под капотом, чтобы поднять температуру воздуха в салоне. Продолжаем в алфавитном порядке.
Резина зимняя
Привычка менять шины по сезону сформировалась в России относительно недавно. В СССР зимней резины для легковых машин, можно сказать, не было. Кривая тяжелая малотиражная шина «Снежинка» погоды не делала.
30 лет назад, в ноябре 1993 года, журнал «За рулем» обращался к читателям:
«Итак, вы собрались-таки испытать себя на зимниках? Тогда поговорим для начала о шинах. Ясно, лысые тут не годятся… С лысыми наплачетесь в снегу, особенно влажном, при околонулевой температуре, когда снег рекордно скользок. Покупать для зимы специальные шины совсем не обязательно, хотя это, конечно, ваше право. Можно успешно ездить и на стандартных шинах, которыми оснащен ваш автомобиль, более того, с ними у вас больше надежд когда-нибудь по-настоящему овладеть зимними (то есть правильными!) приемами управления на любой скользкой дороге».
В 1990-х некоторые автовладельцы использовали полузимний комплект. На классических «Жигулях» он выглядел так: сзади – шишкастая зимняя резина, она позволяла тронуться по снегу, спереди – «лето», как-нибудь и «на лете» машина будет поворачивать.
Те, кто не имел денег, желания или возможности менять резину по сезону, следовали совету «иметь при себе небольшое количество песка для подсыпания под колеса при трогании с места».
Справедливости ради отметим, что ездить на летней резине зимой несколько десятилетий назад было значительно проще, чем сегодня. Советские летние шины рисунком протектора соответствовали современным всесезонным покрышкам. Машин меньше, и все – без шипов-липучек и прочих излишеств, мешающих скорейшему овладению «правильными приемами управления на любой скользкой дороге».
Система питания
Частные легковые автомобили в СССР, за редчайшим исключением, были карбюраторными. То есть питались бензином, а топливную смесь готовил механический прибор, периодически требовавший живого участия человека.
Перед пуском мотора в мороз рекомендовалось открыть капот и подкачать топливо в поплавковую камеру карбюратора, несколько раз нажав на рычаг бензонасоса: естественно, любой автовладелец знал, где он находится.
Потом требовалось выжать педаль сцепления – 99,999% легковых автомобилей имели механические коробки передач – и «до отказа вытянуть рукоятку управления воздушной заслонкой». Что такое «рукоятка управления воздушной заслонкой» с ходу вспомнит не каждый водитель со стажем: устройство все называли «подсосом». Двусмысленность слова никого не смущала, хотя и обыгрывалась в анекдотах: «Мой муж как «Ягуар», элегантный и быстрый» – «А мой как “Москвич”» – «В смысле?» – «Без подсоса не заводится». Мужчины в СССР нередко становились жертвами сексизма. Но не возмущались, потому что не знали такого слова.
Среди главных проблем зимнего пуска – плохая испаряемость бензина. Повысить ее помогал следующий совет: «положить на впускной трубопровод тряпку из трикотажной материи или мешковины, которые хорошо впитывают воду, и лить на нее кипяток слабой струей».
Творчество народное
В СССР нельзя было получить с новой машиной стояночный отопитель, обогреваемое ветровое стекло или теплый руль; электрического обогрева передних сидений – и того не предлагалось. И не было удобного маркетплейса, где собраны тысячи проверенных автомобилей с разными опциями.
Это стимулировало народное творчество.
Например, полвека назад, в 1973 году, на страницах журнала «За рулем» читатель делился способом облегчения пуска двигателя автомобиля зимой с помощью двух спиралей от электрических самоваров, очень популярных при Брежневе.
Одна спираль, вживленная в поддон картера двигателя, должна, по мысли изобретателя, разогревать масло, а вторая, установленная в «какой-либо бачок объемом 1-2 литра», прогревать жидкость в системе охлаждения. Автор идеи, И. Игнатов из города Уральска, предупреждал: совет годится только тем, кто имеет поблизости от места хранения автомобиля «розетку осветительной сети».
В том же номере журнала читатели И. Григорьев из Комсомольска-на-Амуре и Н. Авилов из Воркуты задаются вопросам – нельзя ли использовать выхлопные газы для обогрева водителя мотоцикла и его пассажиров в зимнее время? Надо сказать, что в те годы мотоциклы выступали в роли дешевой альтернативы автомобилям, а потому их круглогодичная эксплуатация была не прихотью, а насущной необходимостью.
Житель Воркуты прямо спрашивал: почему бы не вшивать в одежду водителя мотоцикла шланги, через которые проходили бы теплые отработавшие газы?
Редакция не крутила пальцем у виска, а терпеливо разъясняла. Во-первых, удлинение выпускного тракта «приведет к падению мощности двигателя и увеличению расхода топлива». Во-вторых, «отработавшие газы содержат токсичные вещества, частицы несгоревшего масла и топлива, они будут попадать в легкие, откладываться в шлангах, на обуви, одежде». В-третьих, одежда со шлангами «громоздка, сложна, неудобна», а потому станет «стеснять водителя».
Чехлы утеплительные
Сегодня вершина зимнего комфорта при уличном хранении машины – стояночный отопитель с дистанционным управлением или таймером. Не примитивный автозапуск двигателя, вынуждающий соседей вдыхать выхлопные газы прогревающегося мотора, а отопители типа Webasto или Eberspächer, тихие, эффективные и экономичные, с пользой потребляющие каждый грамм топлива из бака.
Советский автовладелец был неприхотлив: он был счастлив, когда в мороз получалось сидеть за рулем без куртки, пальто или дубленки. Однако нормально прогреть салон удавалось не всегда: двигатель сам никак не мог выйти на рабочую температуру. Поэтому перед началом «холодного времени года» мотор утепляли.
Книги с советами для автолюбителей приводили выкройки для самостоятельного пошива стеганых утеплительных радиаторных чехлов. В машине после их установки становилось теплее, да и мотор лучше тянул, но водитель должен был помнить: «зачехленный» двигатель с легкостью перегреется и закипит, как только подвернется удобный случай. А он, естественно, подвернется, как только вы застрянете в снегу. Мотор ревет, машина стоит на месте, охлаждение плохое, в финале – пар из-под капота.
В позднее советское время аккуратные фартуки ручной работы заменяли картонками, сделанными из коробок от бананов, которые изредка встречались в продаже и всегда имели цвет лайма.
Все знали: бананы – полуфабрикат, они должны дозреть до съедобного состояния за несколько дней дома, в темном шкафу.
К слову, утепленный чехлом или картонками мотор тоже не гарантировал Ташкента в салоне, если система отопления не отличалась производительностью. В автомобильной прессе приводились рекомендации, как заставить работать печку. Вот совет от владельца «Москвича», жителя Зеленограда: «при помощи струбцины пережимаю верхний резиновый патрубок между двигателем и радиатором; если пережать его полностью, то циркуляция через основной радиатор прекратится и весь поток воздуха пойдет через отопитель». Сезонный струбцинный климат-контроль.
Хранение зимнее
«Нередко видишь у дома аккуратно завернутую в брезент или пленку глыбу, очертаниями своими похожую на автомобиль. Это молодой неопытный автолюбитель укрыл свой новый автомобиль от метели, дождя и зимней стужи. А весной, развернув упаковку, владелец вскрикнет от неожиданности: его автомобиль будет выглядеть так, словно за зиму он успел переболеть оспой».
Книга середины 1980-х годов не обманывает: у каждого многоквартирного советского дома с ноября по март стояло несколько «брезентовых глыб». Зимняя эксплуатация выглядела настолько непростым делом, что многие предпочитали ставить машину на прикол, тем более что главная цель семейных поездок – дача – тоже использовалась лишь в теплое время года. Зимняя профессорская дача из «Джентльменов удачи» напоминала типичный дощатый домик на шести сотках не больше, чем школа, показанная в «Приключениях Электроника», походила на обычную среднюю школу.
Кроме того, люди жалели машины. Представьте типичную семью 1980-х. Он – инженер, она – учительница. На двоих зарабатывают 300 рублей в месяц. А «Жигули», в зависимости от модели, стоят от 6000 до 9000 руб. И в свободной продаже нет. Даже если откладывать ровно половину семейного дохода, нужная сумма накопится за три-пять лет. За те же три пять-лет интенсивной зимней эксплуатации кузов мог проржаветь до дыр. Машины той поры были ведрами, но, увы, не оцинкованными. И ежегодная обработка кузова пушечным салом, практикуемая некоторыми автовладельцами, не давала 12-летней гарантии от сквозной коррозии.
Потому и прятали люди на зиму машины под брезент. Решение, кстати, так себе: под лучами солнца укрытие превращалось в парилку, и кузов ржавел сильнее, чем просто под снегом.
Предметом зависти был гараж. Но и с ним не все так просто. Рекомендованный специалистами ритуал прощания с автомобилем до весны включал несколько пунктов, включавших разборку колес. Приводим список работ в пересказе по книге «Спутник автолюбителя 1963 года».
Произвести техническое обслуживание в объеме ТО-2 (заменить масло в двигателе, промыть и смазать подшипники ступиц
Слить жидкость из системы охлаждения
Снять радиоприемник и антенну, отнести в теплое сухое помещение
Покрыть слоем технического вазелина хромированные части автомобиля
Поставить машину на козелки, чтобы разгрузить подвеску: колеса не должны касаться пола (козелки обычно заменяли кирпичами или деревяшками — Прим. ред.)
Снять колеса. Диски очистить и при необходимости подкрасить, снять шины, камеры припудрить тальком. Собрать колеса, накачать до половины нормального давления, поставить на место
Смазать техническим вазелином петли дверей и капота
Очистить, смазать вазелином и обернуть бумагой шоферский инструмент
Снять, разобрать, промыть, собрать и поставить на место карбюратор
Вывернуть свечи, залить в каждый цилиндр по 25-30 г обезвоженного (прогретого на водяной бане) моторного масла, поставить свечи на место
Заткнуть отверстие выхлопной трубы туго скатанным куском материи, смазанной солидолом
Снять аккумуляторную батарею, зарядить, разрядить, слить электролит, промыть внутренности водой в течение 1,5-2 часов. Как вариант – ограничиться полной зарядкой батареи
С наступлением теплого времени года все действия совершаются в обратном порядке.
А какие хитрости зимней эксплуатации автомобиля знаете вы? Или все теперь просто, «сел и поехал»? Пишите в комментариях.
На сайте маркетплейса FRESH вы найдете более 20 000 проверенных автомобилей в диапазоне от ламповой атмосферной «Волги» ГАЗ-21 до полностью электрического Zeekr 001.