Как мы с мужем создали сервис онлайн-записи для себя, а теперь им бесплатно пользуются более 100 бизнесов

Опыта в разработке не было, технического директора и инвестиций тоже. Расплачивались набитыми шишками, слезами и собственными деньгами, но оно того стоило.

Как мы с мужем создали сервис онлайн-записи для себя, а теперь им бесплатно пользуются более 100 бизнесов

Меня зовут Катерина, я сооснователь московской фотостудии Dvenadzat’, а теперь еще и успешного стартапа Cue — сервиса онлайн-записи для аренды и услуг. Изначально идея создания сервиса пришла из своего бизнеса, но покорить мир новым IT-продуктом тоже хотелось. Расскажу, как мне удалось запуститься, найти первых клиентов и собрать команду мечты.

Подходящего сервиса на рынке не было, и мы решили сделать свой

Я давно увлекаюсь фотографией, и в 2016 году уже пыталась начать свой первый IT-проект — что-то вроде Airbnb для бронирования фотолокаций. У меня не было полезных контактов, связей на венчурном рынке и понимания, как он работает. Я ничего не знала о стартапах, полагая, что презентации PowerPoint достаточно, чтобы собрать раунд в миллион долларов. И я начала привлекать финансирование под идею.

Удивительно, но в нее поверили: в 2018 году я была близка к тому, чтобы закрыть раунд инвестиций в один миллион долларов. Однако в последний момент у инвестора случились финансовые трудности, и воплотить проект в жизнь так и не получилось. Для меня это было сильным ударом: я грезила американской мечтой и покорением мира, но всё рухнуло в один миг. Сейчас понимаю, что мне даже повезло, ведь инвесторы были непрофильные, а условия — заведомо кабальные.

Позже я познакомилась с Лешей, своим мужем, и в 2019 году мы вместе с партнерами открыли фотостудию Dvenadzat’ в Москве. Из небольшого бизнеса Dvenadzat’ Studio выросла в огромное креативное пространство с пятнадцатью залами, где снимают крупные бренды: 12 STOREEZ, belle you, Ushatáva, Яндекс и многие другие.

Бронировать залы руками не хотелось, мы за максимальную автоматизацию процессов. Но имеющиеся сервисы нам не нравились: с устаревшими и негибкими интерфейсами было просто неудобно работать. При этом комиссии были гигантские — до 10% от оборота. С 2 млн рублей выручки нам пришлось бы отдавать около 200 тысяч рублей в месяц.

Недавно я поделился на vc.ru обзором проектов, которые я лично вручную тестировал, — почитайте, если интересно.

Алексей Юткин

На старте запуска студии нам удалось подобрать молодой проект с достаточно удобным интерфейсом. У него не было большого набора функций, кроме собственно онлайн-записи, но на первое время этого хватало.

Со временем мы как студия росли, а сервис — нет. Он позволял только забронировать зал и принять платеж, и мы не могли продвигать дополнительные услуги и делать разные условия по стоимости, как это давно принято в индустрии. Приходилось подстраиваться и тратить время сотрудников на переписку с клиентами, что увеличивало административную нагрузку и в целом не давало нам погрузиться в вопросы развития бизнеса.

Тут я вспомнила о своем неначавшемся проекте агрегатора фотолокаций. Мне по-прежнему хотелось сделать продукт, но теперь я лучше понимала арендный бизнес и знала, что нужно рынку. Стало ясно, что вместо агрегатора нужно делать систему бронирования и управления бизнесом. Кроме того, мы с Лешей активно консультировали других предпринимателей и видели, что многие сталкиваются с той же проблемой, что и мы: сфере услуг не хватает удобной платформы как раз для решения этих задач.

Решение о разработке приняли за один вечер: поняли, что выгоднее и проще заняться своим сервисом, чем использовать любой готовый, платить ему процент от наших оборотов и терпеть дискомфорт. Плюс нам очень хотелось встать на путь фаундеров стартапа. Так родилась концепция Cue (аббревиатура от слов creative, unique, easy), в основе которой лежала максимальная гибкость, открытость и удобство.

Первого разработчика нашли на Профи.ру и за месяц создали тестовый продукт для проверки гипотезы

Мы решили справиться своими силами, без инвесторов. К тому же у Леши был опыт работы с большими e-com-проектами и стартапами в области маркетинга и построения каналов продаж. Мы чувствовали себя уверенно, потому что доходы студии позволяли инвестировать определенные средства, и шли на осознанный риск.

Мы вложили всё, что было на сберегательном счете, и не знали, что в итоге потребуется в восемь раз больше денег.

Тогда мы еще не понимали, как должна двигаться разработка, как писать ТЗ и где искать спецов. Первого нашего разработчика мы вообще нашли на Профи.ру — не самое стандартное место для поиска. Он с большим энтузиазмом откликнулся на авантюру «а давай замутим стартап». Наверное, поэтому всё и получилось. Парень написал нам 70% бэкенда, который до сих пор функционирует и активно рефакторится :)

Перед тем как начать полноценную работу над продуктом, мы автоматизировали бронирования и ведение клиентов на WordPress для фотостудии Dvenadzat’. Сделали это за месяц, потому что нужно было срочно подключать онлайн-запись: сервис, на котором мы работали, закрылся, а на платформы-конкуренты идти не хотелось.

Так выглядела тестовая версия продукта на WordPress для Dvenadzat’ Studio и Mayak Studio
Так выглядела тестовая версия продукта на WordPress для Dvenadzat’ Studio и Mayak Studio

О том, что мы работаем над своим решением, узнали владельцы съемочного комплекса Mayak Studio — это очень крупный павильон c большими залами и профессиональным оборудованием, где проводят профессиональные рекламные съемки. Ребята тратили много денег на решение по онлайн-записи и хотели оптимизировать процессы, поэтому обратились к нам. Мы сразу предупредили, что разработка толком еще не идет, но в нас поверили и готовы были ждать. Так у Cue появился первый тестовый пользователь.

Я ничего не понимала в разработке и после первой встречи с фронтенд-разработчиком плакала навзрыд

Нам нужен был дизайнер, который продумает интерфейс. Мы не до конца осознавали ценность труда в этой области, хотели сэкономить. Нашли девочку, которая позиционировала себя как UX/UI, но по факту оказалась просто графическим дизайнером. Потратили на нее около 100 тысяч рублей, а она нарисовала вообще не то, и несколько итераций правок не спасли ситуацию. В итоге мы с ней разошлись, макеты я дорабатывала сама.

Благодаря работе фотографом я быстро освоилась в Figma, но опыта именно в дизайне не было, и это осложняло процесс. Я знала, какой интерфейс нужен, однако перенести идеальную картинку из головы в реальность не получалось. А еще мне наивно хотелось реализовать все функции сразу: внедрить финансовые отчеты, управление зарплатой сотрудников, продажу абонементов и сертификатов. Сама того не осознавая, пыталась нарисовать с нуля что-то вроде 1С. В общем, сделала все классические ошибки фаундера стартапа, прямо как по учебнику.

Настало время нанимать фронтенд-разработчика. Нашли его буквально по объявлению — на бирже фриланса FL.ru. Мы как заказчики давали ему много деталей, максимально погружали в проблему и пытались замотивировать на успех. Хотелось собрать крутую команду. Но разработчик посчитал, что может в моменте заработать денег и сделать некачественно — мол, они всё равно не заметят. В итоге он ушел из проекта, толком не поработав, и вместе с ним безвозвратно ушли 500 тысяч рублей.

На первой встрече мы просидели с фронтенд-разработчиком порядка четырех часов, и он вовсю сыпал терминами: «вам нужен профиль в битбакет», «кто будет делать код-ревью» — знаете, вот этот птичий язык разрабов. А я вообще не понимаю, о чем он говорит, и показать, что я профан, тоже не могу, я ж фаундер. После созвона просто лежала на полу и плакала навзрыд от перенапряжения.

И тут нам повезло встретить классного дизайнера, очень опытную девушку. Мы полностью перерисовали интерфейс — это обошлось в шесть раз дороже.

<p>С новым дизайнером у нас уже получилось то, что было близко к идеальному продукту</p>

С новым дизайнером у нас уже получилось то, что было близко к идеальному продукту

Она же порекомендовала нам агентство по разработке, которое готово было заняться фронтенд-частью. Наш проект поручили в работу восемнадцатилетнему парню, талантливому и амбициозному. Он с головой погрузился в продукт, и через полгода работы мы поняли, что его нужно хантить. Согласовали его переход с агентством — и он пришел к нам в штат.

Пошла учиться, нашла бренд-менеджера и начала снова переделывать дизайн

Когда команда разработки более-менее устаканилась и появился план на ближайшие пару месяцев, я поняла, что пробелы в знаниях нужно срочно восполнять. Начала читать всю базовую литературу по стартапам: «Бизнес с нуля», «Scrum. Революционный метод управления проектами», «Сложные решения». Прослушала онлайн-лекции Y Combinator Summer School.

Я погрузилась в правила индустрии стартапов и поняла, что всё делаю совершенно не так. Нужно было думать не обо всём функционале сразу, а сосредоточиться на MVP — минимально жизнеспособном продукте. Стыдно признавать, но в начале пути я не знала этого термина, хотя он основополагающий в разработке.

Стало понятно: если хочу быстро запустить продукт, надо резать лишнее. И я убрала по 30–40% функций из разных блоков. Это помогло нам встать на путь бережливого стартапа.

Мне важно было говорить на одном языке со своей командой. Именно поэтому я пошла учиться UX-дизайну в бюро Горбунова, подписалась на множество профильных телеграм-каналов. В одном из них увидела интервью с дизайнером и бренд-стратегом Марией Верхуновой, которое так меня вдохновило, что я ей написала лично. Мы созвонились и решили посотрудничать. Вместе мы разработали бренд-стратегию, появилось название Cue, которое отражает суть и концепцию продукта. Маша помогла нам четко сформулировать ценность и миссию бренда. И сейчас она наш бренд-директор и дизайн-лид. Благодаря ей продукт обрел дизайн-почву и визуальную целостность.

Дело пошло живее, и теперь мы знали, что делаем, но продукт всё еще находился в разработке, нужно было думать о релизе. Тогда мы занялись вопросом инфраструктуры. Это была новая область для нас, у текущих разработчиков компетенций не хватало, так что пришлось привлекать специалиста со стороны.

Для небольшого продукта с некритичной нагрузкой в перспективе пары лет мы отдали колоссальную сумму — 5000 $. В этот бюджет входили дорогие сервисы типа Kubernetes, а серверы подняли на Digital Ocean (это не самое бюджетное решение в перспективе), которые были абсолютно нерелевантны для нашего стартапа. Более того, некоторые элементы не могли работать автономно, и их нужно было постоянно поддерживать.

Именно в тот момент мы впервые задумались о техническом директоре. Двигаться дальше без человека с опытом было слишком рискованно.

Продукт лег из-за недействительных сертификатов, и в этот момент мы встретили нашего СТО

В январе 2023 года платформа Cue была полностью работоспособна, и мы готовы были выпустить ее в официальный релиз. Наш сервис дает возможность бизнесам в сфере аренды и услуг максимально гибко и просто автоматизировать онлайн-запись, управлять основными процессами в рамках одной системы.

Платформа сделана так, чтобы предприниматели вне зависимости от вида деятельности могли отвлечься от сложных задач, сфокусироваться на важном и получать удовольствие от своей деятельности. Для этого в продукте учтено большое количество сценариев: гибкие настройки цен, совмещение разных услуг, дополнительные опции, подключение платежей и многое другое, чего не найдешь в стандартных сервисах для автоматизации онлайн-записи.

Первыми клиентами сервиса стали, конечно же, фотостудии Dvenadzat’ и Mayak Studio. Мы надеялись оценить работу на двух крупных студиях в течение пары месяцев и уже после делать официальный анонс. Не тут-то было.

Однажды в весьма поздний для рабочих процессов субботний вечер мы ужинали с друзьями и рассказывали об успешной работе над продуктом. И тут наши с Лешей телефоны начинают разрываться от входящих сообщений: «Продукт не работает. Мы лежим!»

Мы сообщили команде о проблеме и дали задачу оперативно найти причину. Наш бэкенд-разработчик не смог быстро отреагировать: он просто был не на связи. Мы с Лешей запаниковали. Это был наш первый опыт, когда система перестала работать.

Я начала писать во всевозможные чаты и комьюнити предпринимателей и фаундеров. Мне ответили трое ребят. Двое не хотели говорить о сути проблемы, пока не утвердим стоимость гонорара, а третий — Женя — запросил доступы, задал мне кучу сложных инфраструктурных вопросов, и где-то через 30–40 минут всё заработало.

Сейчас это выглядит забавно, но мы допустили очень частую ошибку: не отследили сроки продления сертификатов
Сейчас это выглядит забавно, но мы допустили очень частую ошибку: не отследили сроки продления сертификатов

С того момента Женя влился в команду Cue так органично, будто он всегда был с нами. Мы работаем с ним месяц, два — всё отлажено, нет косяков и паники. А денег он при этом не берет — видит, сколько мы тратим, что лишнего бюджета нет, и скромничает. В итоге в апреле 2023-го он помог нам выйти в публичный релиз, обеспечив стабильность продукту и нашей нервной системе. В июне мы сделали его нашим кофаундером и CTO.

Когда вышли на рынок, не ожидали, что клиенты будут так долго тянуть с подключением

Еще в процессе разработки мы активно общались с другими фотостудиями, обменивались опытом, выясняли боли. Так что благодаря знакомству с Дмитрием Маркиным, который тогда был управляющим и креативным директором Mayak Studio, найти первых потенциальных клиентов было несложно. Именно Дмитрий создал комьюнити владельцев фотостудий в Телеграме, где поддерживает коллег, помогает советами. Студии из этого комьюнити стали нашими первыми клиентами.

Я тогда думала: сейчас люди увидят, какие мы классные и продвинутые, и прибегут к нам подключать Cue. А оказалось, что период принятия решения очень длинный: многие из тех, кто пришел к нам в апреле, дошел до подключения только в октябре.

Есть предприниматели, которые не понимают ценности продукта. Например, в Екатеринбурге есть успешная фотостудия, которая мне лично очень симпатична. В ней несколько залов и большой поток клиентов. Но ее владельцы намеренно не переходят на онлайн-запись и пользуются мессенджерами — видимо, пытаясь сохранить качество сервиса или камерность самой студии.

Для нас стало большим инсайтом, что нужно работать не только над Cue как продуктом, но и над осознанностью потенциальных пользователей, так как у многих нет опыта в автоматизации.

Сейчас большинство наших клиентов — фотостудии и близкие по смыслу арендные бизнесы, всего около сотни. Не только по всей России, но и в Турции, Казахстане, ОАЭ и вот сейчас уже в США. В Беларуси Cue вообще стал трендовым сервисом. Всё потому, что им начала пользоваться одна из самых крупных фотостудий — Kova Studio. Другие студии подсмотрели, чем пользуются крупные игроки на рынке, и тоже начали подключаться. Кстати, этот паттерн очень помогает нам в аспекте маркетинга. Еще сыграло на руку то, что Mayak Studio сняли со мной интервью — в нем я открыто рассказываю о том, над чем мы работаем. Я всегда рада делиться опытом с коллегами из индустрии, так что обращайтесь :)

Значительную долю трафика приводит лейбл Powered by Cue, который мы размещаем, если клиент интегрирует нашу систему на свой сайт
Значительную долю трафика приводит лейбл Powered by Cue, который мы размещаем, если клиент интегрирует нашу систему на свой сайт

Потихоньку начинаем подключать проекты из других сфер. Продукт действительно универсальный и подойдет для всех, кто оказывает услуги или занимается арендой. Через него можно записаться к коучу или логопеду, арендовать катер, забронировать спортивную площадку. Среди наших клиентов уже есть компании по аренде сапов и серфов, недавно за подключением обратились банный комплекс и гончарный коворкинг. Чтобы привлечь больше людей и раскрыть ценность продукта, мы активно перерабатываем сайт сервиса.

Единственное, куда мы пока идти не хотим, — это бьюти-сфера. В ней слишком много технических нюансов: например, нужна функция инвентаризации бьюти-средств, разделение записи на разных мастеров и так далее. Для этой индустрии уже есть подходящий сервис — YClients, тягаться с ним в борьбе за салоны красоты мы пока не готовы.

За ранней монетизацией не гонимся, но планы масштабные

Весь фундаментальный набор функций в Cue бесплатный. Это наше осознанное решение: мы хотим, чтобы малый и средний бизнес развивался, так что даем время встать на ноги и масштабироваться без затрат. Мне нравится, как это сделал Телеграм: его базовые функции бесплатные, платишь только за дополнительные опции, если хочешь в полной мере насладиться сервисом. В будущем мы планируем, конечно, сделать конструктор тарифов, чтобы бизнес мог составить собственный тарифный план и не платил за функции, которые ему не нужны.

Сегодня продукт частично функционирует на дизайне, который мы проработали. Но в сотрудничестве с Марией Верхуновой мы начали снова обновлять дизайн-систему — сейчас занимаемся юзабилити и стараемся обеспечить нужную гигиену во взаимодействии с сервисом. Проводим исследования, анализируем пользовательские пути и постепенно избавляемся от непонятных неинтуитивных действий.

Часть интерфейсов и компонентов мы уже заменили, в ближайшие недели будут обновляться остальные части. Мы ожидаем полный переезд в течение пары месяцев.

Так интерфейс выглядит сегодня
Так интерфейс выглядит сегодня

Сейчас приоритет — это рефакторинг, переработка исходного кода, чтобы он стал чище и понятнее, а самое главное — масштабируемее. Мы не можем просто так взять и запустить что-то новое, потому что пока надо стабилизировать старое. Это неизбежные последствия ошибок, которые мы совершили в начале пути. Параллельно к нам подключаются клиенты, через сервис уже проходит около 50 тысяч бронирований в месяц — от этого немножко страшно. Но хоть ошибки и баги случаются, у нас нет критичных сбоев. Например, невозможно создать два заказа на одно время, чем страдают многие другие системы.

Мы регулярно собираем обратную связь от пользователей — это помогает понять, что надо улучшать в первую очередь
Мы регулярно собираем обратную связь от пользователей — это помогает понять, что надо улучшать в первую очередь

Сам продукт состоит из двух частей: административной панели, с которой работает бизнес, и сайта онлайн-записи для клиентов. Большую работу планируем провести именно над сайтом: хотим усилить кастомизацию интерфейса. Например, чтобы предприниматели могли менять цвет кнопок и другие элементы под фирменный стиль бизнеса. А еще хотим внедрить кастомные поля, чтобы бизнес мог самостоятельно добавлять в форму записи опросники, анкеты, документы — что угодно.

Так как мы создаем международный продукт, иногда сложно сбалансировать приоритеты для российской и глобальной аудитории. Например, у нас сейчас есть новые пользователи в США, поэтому спешим подключить сервис приема платежей Stripe.

Точно будем делать аналитику. Уже сейчас данные можно выгрузить через Excel, но хочется, чтобы клиенты могли на красивых бордах видеть свои результаты: сколько денег заработали, какие услуги популярны. Пока компенсируем этот недостаток личным вниманием: Леша потрясающе работает в Excel, пишет макросы, так что вручную помогает клиентам скрутить данные в таблицах.

Наш приоритет — всегда быть на связи, быстро отвечать и помогать бизнесу. У нас живая техподдержка, с которой просто подключить сервис или обучить ваших администраторов
Наш приоритет — всегда быть на связи, быстро отвечать и помогать бизнесу. У нас живая техподдержка, с которой просто подключить сервис или обучить ваших администраторов

В будущем думаем применить технологии искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать спрос и выручку, давать рекомендации для ценообразования. Это далекая цель, но мы смотрим в ее сторону.

Никого не призываю запускать свой стартап — это больно. Для успешной работы над продуктом мне нужно было освоить IT Project Management, понять, как быть тимлидом, вести бэклог, ставить сроки, формировать спринты и многое другое. Во всём разбиралась по ходу дела, часто на ощупь и против шерсти. Все постоянно критиковали, что ничего не выйдет, да еще и то, что ты русский фаундер, всё усложняет на мировой арене. Но я всегда верила, что мы прорвемся. Это качество во многом нам помогло.

Всё оказалось сильно сложнее, чем мы это представляли изначально. Но мы честно рисковали и не жалеем, потому что именно этот опыт показал, как строится стартап с нетехническими фаундерами. Вышло своего рода дорогое обучение.

Если у вас есть свой бизнес услуг, можете сами пощупать Cue — он бесплатный. После того как подключитесь, сможете давать ссылку на онлайн-запись в соцсетях или интегрировать сервис со своим сайтом. И забегайте в мой телеграм-канал «Дальше Мы Сами» — там я рассказываю больше внутрянки о том, как мы строим стартап.

Если по продукту есть вопросы, пишите в комментариях, мы ответим. И как вам наш путь? Что бы вы сделали по-другому?

3737
19 комментариев

вместо отрисовки/верстки дизайна с нуля можно было взять готовый css framework. Например платный 49 баксов https://keenthemes.com/metronic немного поиска и окажется что "шаблон админки для сайта" выводит на кучу готовых вариантов.

3

Безусловно это один из подходов, но он нам не близок. Мы амбициозно строим продукт своими руками от А до Я!

Понятно, что статья про пиар, рассказ о сервисе и тд.
Но, некоторые упомянутые вещи, скорее отталкивают, чем привлекают.
Думать и говорить о нейронках трендово и перспективно - но все же, вопрос монетизации должен стать во главу угла. Огромное кладбище сервисов, которые интересны и полезны, но не нашли то, за что люди готовы им платить. И на данный момент вы описываете огромные вложения в проект, для меня к примеру один из вопросов, в какой момент вы это посчитаете и решите пристрелить лошадь.
Сами описали, что сервис которым пользовались отошел в мир иной, думаю представляете, какой это риск, завязать значительную инфраструктуру на сервис, перспективы которого туманны (Возможно в Екб студия так и думает).
Да и заявления, что текущий функционал останется бесплатный (а ведь он ключевой и ваш продукт маркет фит) - это выстрел себе в ногу.
Политика как у tg, notion и тд прекрасна, но как бы не стала для вас утопией.
Все же эти продукты, часть экосистем или бизнес-планов в "долгую". Другая сторона медали, что до появления випок, рекламы и тд в тг, сколько лет инфраструктура, разработка и тд и тп были черной дырой бюджета Дурова.
Можете ли вы себе такое позволить?
Удачи вам, надеюсь проект перерастет во что-то большее для владельцев, чем просто опыт.

1

Конечно пиар:) Это must have сегодняшнего времени. И наша основная стратегия развития лежит в так называемом SERM/ORM-маркетинге, он же репутационный маркетинг. Мы планируем рассказывать много и открыто!

Мы точно знаем, за что люди будут нам платить, поэтому беспокойства в этом аспекте нет. Мы действительно можем себе позволить риск, играя в долгую. При этом огромные вложения в проект связаны скорее с отсутствием фундаментального хард скила - написания кода. Здесь без затрат никуда.
Бесплатность базовых частей мы будем сохранять, потому что и в нашем рынке онлайн-букинг платформ есть определенные правила игры. И я говорю не про РФ рынок, а про глобальную картину в целом. Вы очень правильно отметили - мы строим экосистему:) Что касается AI - это тоже must have - выигрывает тот, кто умеет быстро и понятно применить технологию. Уж интеграция лингвистической модели не самая сложная вещь на земле.
Я понимаю, что мы своим подходом очень волнуем многих, и ваши комментарии разумны. Спасибо вам за обратную связь!

2

Мне понравилось. Хоть что-то новое, а не пережевывать очередные токены openAI Единственно я не понял с тарификацией. А что тогда не бесплатно?

1

Спасибо большое, что прочитали! Пока все бесплатно:) на самом деле стратегия в том, чтобы фундаментальный функционал оставался бесплатным, а далее будет вариативность тарифов с расширенной функциональностью. Объективно, в текущей стадии продукта брать подписку не за что, важнее найти product market fit. Честно сказать, так произошло, потому что мы спешили выйти в релиз, а времени на то, чтобы сделать логику тарифов не оставалось. В итоге родился такой подход, который отражает философию бренда и наши ценности.
Чуть позже, у пользователей появятся новые возможности, такие как интеграции (Google Календарь, Zoom, WhatsApp и др), а так же фичи, которые можно самостоятельно выбрать и платить за какие то конкретные. Таким образом тариф каждый собирает себе сам:) что то вроде Store внутри продукта - я у многих такое уже видела.
Это наша гипотеза на ближайший год. Тренды в SaaS продуктах меняются, мы стараемся найти правильный подход.

1

Супер статья! Очень вдохновляет! Прямо хоть сериал снимай про вас!!!

1