Как мы с мужем создали сервис онлайн-записи для себя, а теперь им бесплатно пользуются более 100 бизнесов
Опыта в разработке не было, технического директора и инвестиций тоже. Расплачивались набитыми шишками, слезами и собственными деньгами, но оно того стоило.
Меня зовут Катерина, я сооснователь московской фотостудии Dvenadzat’, а теперь еще и успешного стартапа Cue — сервиса онлайн-записи для аренды и услуг. Изначально идея создания сервиса пришла из своего бизнеса, но покорить мир новым IT-продуктом тоже хотелось. Расскажу, как мне удалось запуститься, найти первых клиентов и собрать команду мечты.
Подходящего сервиса на рынке не было, и мы решили сделать свой
Я давно увлекаюсь фотографией, и в 2016 году уже пыталась начать свой первый IT-проект — что-то вроде Airbnb для бронирования фотолокаций. У меня не было полезных контактов, связей на венчурном рынке и понимания, как он работает. Я ничего не знала о стартапах, полагая, что презентации PowerPoint достаточно, чтобы собрать раунд в миллион долларов. И я начала привлекать финансирование под идею.
Удивительно, но в нее поверили: в 2018 году я была близка к тому, чтобы закрыть раунд инвестиций в один миллион долларов. Однако в последний момент у инвестора случились финансовые трудности, и воплотить проект в жизнь так и не получилось. Для меня это было сильным ударом: я грезила американской мечтой и покорением мира, но всё рухнуло в один миг. Сейчас понимаю, что мне даже повезло, ведь инвесторы были непрофильные, а условия — заведомо кабальные.
Позже я познакомилась с Лешей, своим мужем, и в 2019 году мы вместе с партнерами открыли фотостудию Dvenadzat’ в Москве. Из небольшого бизнеса Dvenadzat’ Studio выросла в огромное креативное пространство с пятнадцатью залами, где снимают крупные бренды: 12 STOREEZ, belle you, Ushatáva, Яндекс и многие другие.
Бронировать залы руками не хотелось, мы за максимальную автоматизацию процессов. Но имеющиеся сервисы нам не нравились: с устаревшими и негибкими интерфейсами было просто неудобно работать. При этом комиссии были гигантские — до 10% от оборота. С 2 млн рублей выручки нам пришлось бы отдавать около 200 тысяч рублей в месяц.
Недавно я поделился на vc.ru обзором проектов, которые я лично вручную тестировал, — почитайте, если интересно.
На старте запуска студии нам удалось подобрать молодой проект с достаточно удобным интерфейсом. У него не было большого набора функций, кроме собственно онлайн-записи, но на первое время этого хватало.
Со временем мы как студия росли, а сервис — нет. Он позволял только забронировать зал и принять платеж, и мы не могли продвигать дополнительные услуги и делать разные условия по стоимости, как это давно принято в индустрии. Приходилось подстраиваться и тратить время сотрудников на переписку с клиентами, что увеличивало административную нагрузку и в целом не давало нам погрузиться в вопросы развития бизнеса.
Тут я вспомнила о своем неначавшемся проекте агрегатора фотолокаций. Мне по-прежнему хотелось сделать продукт, но теперь я лучше понимала арендный бизнес и знала, что нужно рынку. Стало ясно, что вместо агрегатора нужно делать систему бронирования и управления бизнесом. Кроме того, мы с Лешей активно консультировали других предпринимателей и видели, что многие сталкиваются с той же проблемой, что и мы: сфере услуг не хватает удобной платформы как раз для решения этих задач.
Решение о разработке приняли за один вечер: поняли, что выгоднее и проще заняться своим сервисом, чем использовать любой готовый, платить ему процент от наших оборотов и терпеть дискомфорт. Плюс нам очень хотелось встать на путь фаундеров стартапа. Так родилась концепция Cue (аббревиатура от слов creative, unique, easy), в основе которой лежала максимальная гибкость, открытость и удобство.
Первого разработчика нашли на Профи.ру и за месяц создали тестовый продукт для проверки гипотезы
Мы решили справиться своими силами, без инвесторов. К тому же у Леши был опыт работы с большими e-com-проектами и стартапами в области маркетинга и построения каналов продаж. Мы чувствовали себя уверенно, потому что доходы студии позволяли инвестировать определенные средства, и шли на осознанный риск.
Мы вложили всё, что было на сберегательном счете, и не знали, что в итоге потребуется в восемь раз больше денег.
Тогда мы еще не понимали, как должна двигаться разработка, как писать ТЗ и где искать спецов. Первого нашего разработчика мы вообще нашли на Профи.ру — не самое стандартное место для поиска. Он с большим энтузиазмом откликнулся на авантюру «а давай замутим стартап». Наверное, поэтому всё и получилось. Парень написал нам 70% бэкенда, который до сих пор функционирует и активно рефакторится :)
Перед тем как начать полноценную работу над продуктом, мы автоматизировали бронирования и ведение клиентов на WordPress для фотостудии Dvenadzat’. Сделали это за месяц, потому что нужно было срочно подключать онлайн-запись: сервис, на котором мы работали, закрылся, а на платформы-конкуренты идти не хотелось.
О том, что мы работаем над своим решением, узнали владельцы съемочного комплекса Mayak Studio — это очень крупный павильон c большими залами и профессиональным оборудованием, где проводят профессиональные рекламные съемки. Ребята тратили много денег на решение по онлайн-записи и хотели оптимизировать процессы, поэтому обратились к нам. Мы сразу предупредили, что разработка толком еще не идет, но в нас поверили и готовы были ждать. Так у Cue появился первый тестовый пользователь.
Я ничего не понимала в разработке и после первой встречи с фронтенд-разработчиком плакала навзрыд
Нам нужен был дизайнер, который продумает интерфейс. Мы не до конца осознавали ценность труда в этой области, хотели сэкономить. Нашли девочку, которая позиционировала себя как UX/UI, но по факту оказалась просто графическим дизайнером. Потратили на нее около 100 тысяч рублей, а она нарисовала вообще не то, и несколько итераций правок не спасли ситуацию. В итоге мы с ней разошлись, макеты я дорабатывала сама.
Благодаря работе фотографом я быстро освоилась в Figma, но опыта именно в дизайне не было, и это осложняло процесс. Я знала, какой интерфейс нужен, однако перенести идеальную картинку из головы в реальность не получалось. А еще мне наивно хотелось реализовать все функции сразу: внедрить финансовые отчеты, управление зарплатой сотрудников, продажу абонементов и сертификатов. Сама того не осознавая, пыталась нарисовать с нуля что-то вроде 1С. В общем, сделала все классические ошибки фаундера стартапа, прямо как по учебнику.
Настало время нанимать фронтенд-разработчика. Нашли его буквально по объявлению — на бирже фриланса FL.ru. Мы как заказчики давали ему много деталей, максимально погружали в проблему и пытались замотивировать на успех. Хотелось собрать крутую команду. Но разработчик посчитал, что может в моменте заработать денег и сделать некачественно — мол, они всё равно не заметят. В итоге он ушел из проекта, толком не поработав, и вместе с ним безвозвратно ушли 500 тысяч рублей.
На первой встрече мы просидели с фронтенд-разработчиком порядка четырех часов, и он вовсю сыпал терминами: «вам нужен профиль в битбакет», «кто будет делать код-ревью» — знаете, вот этот птичий язык разрабов. А я вообще не понимаю, о чем он говорит, и показать, что я профан, тоже не могу, я ж фаундер. После созвона просто лежала на полу и плакала навзрыд от перенапряжения.
И тут нам повезло встретить классного дизайнера, очень опытную девушку. Мы полностью перерисовали интерфейс — это обошлось в шесть раз дороже.
С новым дизайнером у нас уже получилось то, что было близко к идеальному продукту
Она же порекомендовала нам агентство по разработке, которое готово было заняться фронтенд-частью. Наш проект поручили в работу восемнадцатилетнему парню, талантливому и амбициозному. Он с головой погрузился в продукт, и через полгода работы мы поняли, что его нужно хантить. Согласовали его переход с агентством — и он пришел к нам в штат.
Пошла учиться, нашла бренд-менеджера и начала снова переделывать дизайн
Когда команда разработки более-менее устаканилась и появился план на ближайшие пару месяцев, я поняла, что пробелы в знаниях нужно срочно восполнять. Начала читать всю базовую литературу по стартапам: «Бизнес с нуля», «Scrum. Революционный метод управления проектами», «Сложные решения». Прослушала онлайн-лекции Y Combinator Summer School.
Я погрузилась в правила индустрии стартапов и поняла, что всё делаю совершенно не так. Нужно было думать не обо всём функционале сразу, а сосредоточиться на MVP — минимально жизнеспособном продукте. Стыдно признавать, но в начале пути я не знала этого термина, хотя он основополагающий в разработке.
Стало понятно: если хочу быстро запустить продукт, надо резать лишнее. И я убрала по 30–40% функций из разных блоков. Это помогло нам встать на путь бережливого стартапа.
Мне важно было говорить на одном языке со своей командой. Именно поэтому я пошла учиться UX-дизайну в бюро Горбунова, подписалась на множество профильных телеграм-каналов. В одном из них увидела интервью с дизайнером и бренд-стратегом Марией Верхуновой, которое так меня вдохновило, что я ей написала лично. Мы созвонились и решили посотрудничать. Вместе мы разработали бренд-стратегию, появилось название Cue, которое отражает суть и концепцию продукта. Маша помогла нам четко сформулировать ценность и миссию бренда. И сейчас она наш бренд-директор и дизайн-лид. Благодаря ей продукт обрел дизайн-почву и визуальную целостность.
Дело пошло живее, и теперь мы знали, что делаем, но продукт всё еще находился в разработке, нужно было думать о релизе. Тогда мы занялись вопросом инфраструктуры. Это была новая область для нас, у текущих разработчиков компетенций не хватало, так что пришлось привлекать специалиста со стороны.
Для небольшого продукта с некритичной нагрузкой в перспективе пары лет мы отдали колоссальную сумму — 5000 $. В этот бюджет входили дорогие сервисы типа Kubernetes, а серверы подняли на Digital Ocean (это не самое бюджетное решение в перспективе), которые были абсолютно нерелевантны для нашего стартапа. Более того, некоторые элементы не могли работать автономно, и их нужно было постоянно поддерживать.
Именно в тот момент мы впервые задумались о техническом директоре. Двигаться дальше без человека с опытом было слишком рискованно.
Продукт лег из-за недействительных сертификатов, и в этот момент мы встретили нашего СТО
В январе 2023 года платформа Cue была полностью работоспособна, и мы готовы были выпустить ее в официальный релиз. Наш сервис дает возможность бизнесам в сфере аренды и услуг максимально гибко и просто автоматизировать онлайн-запись, управлять основными процессами в рамках одной системы.
Платформа сделана так, чтобы предприниматели вне зависимости от вида деятельности могли отвлечься от сложных задач, сфокусироваться на важном и получать удовольствие от своей деятельности. Для этого в продукте учтено большое количество сценариев: гибкие настройки цен, совмещение разных услуг, дополнительные опции, подключение платежей и многое другое, чего не найдешь в стандартных сервисах для автоматизации онлайн-записи.
Первыми клиентами сервиса стали, конечно же, фотостудии Dvenadzat’ и Mayak Studio. Мы надеялись оценить работу на двух крупных студиях в течение пары месяцев и уже после делать официальный анонс. Не тут-то было.
Однажды в весьма поздний для рабочих процессов субботний вечер мы ужинали с друзьями и рассказывали об успешной работе над продуктом. И тут наши с Лешей телефоны начинают разрываться от входящих сообщений: «Продукт не работает. Мы лежим!»
Мы сообщили команде о проблеме и дали задачу оперативно найти причину. Наш бэкенд-разработчик не смог быстро отреагировать: он просто был не на связи. Мы с Лешей запаниковали. Это был наш первый опыт, когда система перестала работать.
Я начала писать во всевозможные чаты и комьюнити предпринимателей и фаундеров. Мне ответили трое ребят. Двое не хотели говорить о сути проблемы, пока не утвердим стоимость гонорара, а третий — Женя — запросил доступы, задал мне кучу сложных инфраструктурных вопросов, и где-то через 30–40 минут всё заработало.
С того момента Женя влился в команду Cue так органично, будто он всегда был с нами. Мы работаем с ним месяц, два — всё отлажено, нет косяков и паники. А денег он при этом не берет — видит, сколько мы тратим, что лишнего бюджета нет, и скромничает. В итоге в апреле 2023-го он помог нам выйти в публичный релиз, обеспечив стабильность продукту и нашей нервной системе. В июне мы сделали его нашим кофаундером и CTO.
Когда вышли на рынок, не ожидали, что клиенты будут так долго тянуть с подключением
Еще в процессе разработки мы активно общались с другими фотостудиями, обменивались опытом, выясняли боли. Так что благодаря знакомству с Дмитрием Маркиным, который тогда был управляющим и креативным директором Mayak Studio, найти первых потенциальных клиентов было несложно. Именно Дмитрий создал комьюнити владельцев фотостудий в Телеграме, где поддерживает коллег, помогает советами. Студии из этого комьюнити стали нашими первыми клиентами.
Я тогда думала: сейчас люди увидят, какие мы классные и продвинутые, и прибегут к нам подключать Cue. А оказалось, что период принятия решения очень длинный: многие из тех, кто пришел к нам в апреле, дошел до подключения только в октябре.
Есть предприниматели, которые не понимают ценности продукта. Например, в Екатеринбурге есть успешная фотостудия, которая мне лично очень симпатична. В ней несколько залов и большой поток клиентов. Но ее владельцы намеренно не переходят на онлайн-запись и пользуются мессенджерами — видимо, пытаясь сохранить качество сервиса или камерность самой студии.
Для нас стало большим инсайтом, что нужно работать не только над Cue как продуктом, но и над осознанностью потенциальных пользователей, так как у многих нет опыта в автоматизации.
Сейчас большинство наших клиентов — фотостудии и близкие по смыслу арендные бизнесы, всего около сотни. Не только по всей России, но и в Турции, Казахстане, ОАЭ и вот сейчас уже в США. В Беларуси Cue вообще стал трендовым сервисом. Всё потому, что им начала пользоваться одна из самых крупных фотостудий — Kova Studio. Другие студии подсмотрели, чем пользуются крупные игроки на рынке, и тоже начали подключаться. Кстати, этот паттерн очень помогает нам в аспекте маркетинга. Еще сыграло на руку то, что Mayak Studio сняли со мной интервью — в нем я открыто рассказываю о том, над чем мы работаем. Я всегда рада делиться опытом с коллегами из индустрии, так что обращайтесь :)
Потихоньку начинаем подключать проекты из других сфер. Продукт действительно универсальный и подойдет для всех, кто оказывает услуги или занимается арендой. Через него можно записаться к коучу или логопеду, арендовать катер, забронировать спортивную площадку. Среди наших клиентов уже есть компании по аренде сапов и серфов, недавно за подключением обратились банный комплекс и гончарный коворкинг. Чтобы привлечь больше людей и раскрыть ценность продукта, мы активно перерабатываем сайт сервиса.
Единственное, куда мы пока идти не хотим, — это бьюти-сфера. В ней слишком много технических нюансов: например, нужна функция инвентаризации бьюти-средств, разделение записи на разных мастеров и так далее. Для этой индустрии уже есть подходящий сервис — YClients, тягаться с ним в борьбе за салоны красоты мы пока не готовы.
За ранней монетизацией не гонимся, но планы масштабные
Весь фундаментальный набор функций в Cue бесплатный. Это наше осознанное решение: мы хотим, чтобы малый и средний бизнес развивался, так что даем время встать на ноги и масштабироваться без затрат. Мне нравится, как это сделал Телеграм: его базовые функции бесплатные, платишь только за дополнительные опции, если хочешь в полной мере насладиться сервисом. В будущем мы планируем, конечно, сделать конструктор тарифов, чтобы бизнес мог составить собственный тарифный план и не платил за функции, которые ему не нужны.
Сегодня продукт частично функционирует на дизайне, который мы проработали. Но в сотрудничестве с Марией Верхуновой мы начали снова обновлять дизайн-систему — сейчас занимаемся юзабилити и стараемся обеспечить нужную гигиену во взаимодействии с сервисом. Проводим исследования, анализируем пользовательские пути и постепенно избавляемся от непонятных неинтуитивных действий.
Часть интерфейсов и компонентов мы уже заменили, в ближайшие недели будут обновляться остальные части. Мы ожидаем полный переезд в течение пары месяцев.
Сейчас приоритет — это рефакторинг, переработка исходного кода, чтобы он стал чище и понятнее, а самое главное — масштабируемее. Мы не можем просто так взять и запустить что-то новое, потому что пока надо стабилизировать старое. Это неизбежные последствия ошибок, которые мы совершили в начале пути. Параллельно к нам подключаются клиенты, через сервис уже проходит около 50 тысяч бронирований в месяц — от этого немножко страшно. Но хоть ошибки и баги случаются, у нас нет критичных сбоев. Например, невозможно создать два заказа на одно время, чем страдают многие другие системы.
Сам продукт состоит из двух частей: административной панели, с которой работает бизнес, и сайта онлайн-записи для клиентов. Большую работу планируем провести именно над сайтом: хотим усилить кастомизацию интерфейса. Например, чтобы предприниматели могли менять цвет кнопок и другие элементы под фирменный стиль бизнеса. А еще хотим внедрить кастомные поля, чтобы бизнес мог самостоятельно добавлять в форму записи опросники, анкеты, документы — что угодно.
Так как мы создаем международный продукт, иногда сложно сбалансировать приоритеты для российской и глобальной аудитории. Например, у нас сейчас есть новые пользователи в США, поэтому спешим подключить сервис приема платежей Stripe.
Точно будем делать аналитику. Уже сейчас данные можно выгрузить через Excel, но хочется, чтобы клиенты могли на красивых бордах видеть свои результаты: сколько денег заработали, какие услуги популярны. Пока компенсируем этот недостаток личным вниманием: Леша потрясающе работает в Excel, пишет макросы, так что вручную помогает клиентам скрутить данные в таблицах.
В будущем думаем применить технологии искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать спрос и выручку, давать рекомендации для ценообразования. Это далекая цель, но мы смотрим в ее сторону.
Никого не призываю запускать свой стартап — это больно. Для успешной работы над продуктом мне нужно было освоить IT Project Management, понять, как быть тимлидом, вести бэклог, ставить сроки, формировать спринты и многое другое. Во всём разбиралась по ходу дела, часто на ощупь и против шерсти. Все постоянно критиковали, что ничего не выйдет, да еще и то, что ты русский фаундер, всё усложняет на мировой арене. Но я всегда верила, что мы прорвемся. Это качество во многом нам помогло.
Всё оказалось сильно сложнее, чем мы это представляли изначально. Но мы честно рисковали и не жалеем, потому что именно этот опыт показал, как строится стартап с нетехническими фаундерами. Вышло своего рода дорогое обучение.
Если у вас есть свой бизнес услуг, можете сами пощупать Cue — он бесплатный. После того как подключитесь, сможете давать ссылку на онлайн-запись в соцсетях или интегрировать сервис со своим сайтом. И забегайте в мой телеграм-канал «Дальше Мы Сами» — там я рассказываю больше внутрянки о том, как мы строим стартап.
Если по продукту есть вопросы, пишите в комментариях, мы ответим. И как вам наш путь? Что бы вы сделали по-другому?
вместо отрисовки/верстки дизайна с нуля можно было взять готовый css framework. Например платный 49 баксов https://keenthemes.com/metronic немного поиска и окажется что "шаблон админки для сайта" выводит на кучу готовых вариантов.
Безусловно это один из подходов, но он нам не близок. Мы амбициозно строим продукт своими руками от А до Я!
Понятно, что статья про пиар, рассказ о сервисе и тд.
Но, некоторые упомянутые вещи, скорее отталкивают, чем привлекают.
Думать и говорить о нейронках трендово и перспективно - но все же, вопрос монетизации должен стать во главу угла. Огромное кладбище сервисов, которые интересны и полезны, но не нашли то, за что люди готовы им платить. И на данный момент вы описываете огромные вложения в проект, для меня к примеру один из вопросов, в какой момент вы это посчитаете и решите пристрелить лошадь.
Сами описали, что сервис которым пользовались отошел в мир иной, думаю представляете, какой это риск, завязать значительную инфраструктуру на сервис, перспективы которого туманны (Возможно в Екб студия так и думает).
Да и заявления, что текущий функционал останется бесплатный (а ведь он ключевой и ваш продукт маркет фит) - это выстрел себе в ногу.
Политика как у tg, notion и тд прекрасна, но как бы не стала для вас утопией.
Все же эти продукты, часть экосистем или бизнес-планов в "долгую". Другая сторона медали, что до появления випок, рекламы и тд в тг, сколько лет инфраструктура, разработка и тд и тп были черной дырой бюджета Дурова.
Можете ли вы себе такое позволить?
Удачи вам, надеюсь проект перерастет во что-то большее для владельцев, чем просто опыт.
Конечно пиар:) Это must have сегодняшнего времени. И наша основная стратегия развития лежит в так называемом SERM/ORM-маркетинге, он же репутационный маркетинг. Мы планируем рассказывать много и открыто!
Мы точно знаем, за что люди будут нам платить, поэтому беспокойства в этом аспекте нет. Мы действительно можем себе позволить риск, играя в долгую. При этом огромные вложения в проект связаны скорее с отсутствием фундаментального хард скила - написания кода. Здесь без затрат никуда.
Бесплатность базовых частей мы будем сохранять, потому что и в нашем рынке онлайн-букинг платформ есть определенные правила игры. И я говорю не про РФ рынок, а про глобальную картину в целом. Вы очень правильно отметили - мы строим экосистему:) Что касается AI - это тоже must have - выигрывает тот, кто умеет быстро и понятно применить технологию. Уж интеграция лингвистической модели не самая сложная вещь на земле.
Я понимаю, что мы своим подходом очень волнуем многих, и ваши комментарии разумны. Спасибо вам за обратную связь!
Мне понравилось. Хоть что-то новое, а не пережевывать очередные токены openAI Единственно я не понял с тарификацией. А что тогда не бесплатно?
Спасибо большое, что прочитали! Пока все бесплатно:) на самом деле стратегия в том, чтобы фундаментальный функционал оставался бесплатным, а далее будет вариативность тарифов с расширенной функциональностью. Объективно, в текущей стадии продукта брать подписку не за что, важнее найти product market fit. Честно сказать, так произошло, потому что мы спешили выйти в релиз, а времени на то, чтобы сделать логику тарифов не оставалось. В итоге родился такой подход, который отражает философию бренда и наши ценности.
Чуть позже, у пользователей появятся новые возможности, такие как интеграции (Google Календарь, Zoom, WhatsApp и др), а так же фичи, которые можно самостоятельно выбрать и платить за какие то конкретные. Таким образом тариф каждый собирает себе сам:) что то вроде Store внутри продукта - я у многих такое уже видела.
Это наша гипотеза на ближайший год. Тренды в SaaS продуктах меняются, мы стараемся найти правильный подход.
Супер статья! Очень вдохновляет! Прямо хоть сериал снимай про вас!!!