S4 Consulting — бухгалтерия на аутсорсинге с NPS 45%

Экономим время и деньги предпринимателей: делаем качественную систему учета и снижаем расходы за счет оптимизированной работы бухгалтерии.

Идея

Для ведения учета предприниматель может нанять штатного бухгалтера, а может передать ведение учета бухгалтерской компании (аутсорсеру).

Для небольших компаний аутсорсинг идеальный вариант — не нужно нанимать сотрудника, выстраивать бухгалтерские процессы и отвлекаться от основной деятельности. При этом предприниматель получает качественные услуги за меньшую стоимость, чем зарплата штатного специалиста.

На западе около 80% компаний используют аутсорсинг бухгалтерии, в том числе средний и крупный бизнес.

В России доля таких компаний значительно меньше. Однако мы уверены, что их доля будет расти (малый и средний бизнес) и все больше компаний будут пользоваться услугами аутсорсинговых компаний, которые качественно ведут учет.

Продукт

Наша компания была основана в 2016 году и изначально обслуживала крупный бизнес — мы были общим центром обслуживания (ОЦО) для группы компаний. В 2018 году мы отделились от ОЦО и вышли на внешний рынок — обслуживать предпринимателей, малый и средний бизнес.

В течение 2018–2019 годов мы изучали конкурентов, проводили собеседования с сотрудниками и руководителями компаний по бухгалтерскому аутсорсингу топ-5 по выручке России (вытягивали инсайд), изучали потребности рынка и предпринимателей, тестировали разные модели устройства команд и их управления.

В итоге пришли к текущей версии продукта и нашим принципам в работе: работа на качество и индивидуальный подход к клиенту.

Рабочая группа

В группе работает пара — менеджер и ведущий бухгалтер. Это сотрудники, которые ежедневно общаются с клиентом, знают все тонкости коммуникации и выстраивают с клиентом теплые отношения.

Менеджер делает счета и реализации по запросу клиента, подготавливает договоры по шаблону и решает задачи по документообороту. Основная задача менеджера максимально быстро прочитать сообщение клиента или принять его звонок (в течение 10 минут) и быстро сделать счет, реализацию или договор для клиента (в течение 2 часов, среднее время подготовки 20 минут).

Ведущий бухгалтер считает налоги и зарплату, подготавливает отчетность, решает кадровые задачи и консультирует клиентов.

Юнит

Юнит состоит из 4 рабочих групп, консультанта-методолога, первичника, казначея и архивариуса.

Основная задача консультанта-методолога — настройка учета. Он разрабатывает учетную политику (логику счетов учета, отчеты для управленческого учета), описывает и регламентирует учетные процессы (например, процессы на складе или производстве), оформляет инструкции по работе в учетной системе, составляет ТЗ на доработку 1С.

Также консультант проверяет отчетность ведущих бухгалтеров, консультирует бухгалтеров по сложным вопросам и ежеквартально делает аудит бухгалтерских баз клиентов.

Первичник — это специалист, который отвечает за правильное занесение первичных документов в 1С.

Клиенты часто присылают документы ближе к концу месяца, а в худшем случае квартала, и у нас значительно возрастает нагрузка в отчетные периоды. Поэтому первичник собирает документы у поставщиков клиента и делает это регулярно, чтобы нормировать нагрузку на ведущего бухгалтера и снять головную боль со сбором первички у наших клиентов.

Казначей отвечает только за оперативную подготовку платежных поручений (среднее время подготовки 30 минут, но можем и быстрее), чтобы исключить отвлекающие факторы и снизить вероятность ошибки.

Архивариус отвечает за хранение оригиналов документов, которые приходят к нам в офис от клиентов. Либо самостоятельно приезжает в офис клиента и наводит порядок в документах — формат взаимодействия зависит от договоренности с клиентом.

S4 Consulting — бухгалтерия на аутсорсинге с NPS 45%

Коммуникация

Для общения с клиентами мы используем Telegram, почту и телефон, которые связаны через открытую линию в Битрикс24. Однако у нас есть клиенты, с которыми мы ведем общение в Skype, Asana (общение и таск-трекинг) и Whatsapp.

Мы общаемся с нашими клиентами «по живому». Объясняем непонятные бухгалтерские вещи простым языком и «на пальцах», а также избегаем канцеляризма и воды, наша главная задача — донести сообщение до клиента максимально просто, понятно и кратко.

Постановка задач от клиентов происходит в мессенджерах или по почте. Также клиенты могут ставить задачи в собственной таск-системе, если предоставят доступ нашему сотруднику.

Формат обслуживания

У нас есть 2 формата обслуживания:

  • Для компаний с небольшим документооборотом — это компании с небольшим количеством сотрудников (до ~20) и документооборотом не более ~200 документов в месяц. В этом случае к клиенту подключается стандартная группа и все взаимодействие осуществляется удаленно через онлайн каналы: Telegram, Whatsapp, почту и телефон.
  • Для компаний с сложным учетом и бизнес-процессами — это компании с большим количеством сотрудников (более ~20) и с документооборотом более ~200 документов в месяц. В этом варианте к клиенту подключается персональный младший бухгалтер, который будет полностью вести документооборот и оперативно вводить данные в учетную систему. Сотрудник может работать на территории клиента полный рабочий день. Расчет налогов и зарплаты, подготовка налоговой и управленческой отчетности осуществляется удаленно.

К отдельным проектам могут подключаться дополнительные специалисты: программист 1С, бухгалтер по зарплате или кадровик (если большое количество сотрудников), специалист по разработке финмоделей, специалист по ведению управленческого учета или юрист с требуемой специализацией.

Структура групп и юнитов статична только в количестве ведущих бухгалтеров и консультантов, состав других членов команды не фиксирован, как по количеству, так и по специализации.

S4 Consulting — бухгалтерия на аутсорсинге с NPS 45%

Настройка учета

При приеме проекта мы настраиваем учет:

  • Составляем карту учета — описываем специфику компании и особенности ведения учета
  • Прописываем логику счетов и формы управленческих отчетов
  • Фиксируем регламент коммуникации и документооборота
  • Составляем инструкции по работе в учетной системе для сотрудников клиента
  • Согласуем плановую налоговую нагрузку и периодичность расчета налогов по проекту
  • Планируем трудочасы сотрудников на проект

Мы регламентируем и стандартизируем учет на уровне проектов, чтобы любой бухгалтер мог за 1 час понять, как вести учет в этом проекте, если ведущий бухгалтер проекта уйдет в отпуск или заболеет, а также, чтобы все бухгалтеры вели учет в единой, правильной логике.

Если проводить аналогию с другими сферами, то регламент учета — это аналог документации к коду или технологическая карта производства, только по учету.

Также мы ведем базу знаний. Если в работе столкнулись с новым опытом, то после успешного решения задачи оформляем этот опыт в виде статьи (дополняем регламент этой инструкцией), чтобы остальные сотрудники могли обратиться к этому документу и решить похожую задачу по уже готовому скрипту. Это позволяет стандартизировать процесс и повысить производительность труда.

Контроль нагрузки на сотрудника

Для определения оптимальной нагрузки на бухгалтера мы анализируем бухгалтерскую базу клиента с помощью обработки 1С, которая вытаскивает нужные данные для расчета трудозатрат, а затем на основе наших нормативов и данных обработки рассчитываем трудозатраты на проект в часах.

В нашей компании нет выражения «бухгалтер ведет 10 компаний», а есть выражение «бухгалтер загружен на 110 часов». Мы контролируем нагрузку на бухгалтеров, чтобы они не выгорали и уделяли столько времени проекту, сколько потребуется.

IT

Для постановки задач используем Битрикс24 в облаке. Система достаточно громоздкая и иногда неудобная с точки зрения UI/UX, но с точки зрения цена/качество оптимальный вариант.

Для корпоративного общения используем Skype.

Корпоративную базу знаний (wiki) и регламенты проектов ведем в Google Документах и Google Таблицах. Просто, удобно, бесплатно.

Для сдачи отчетности используем СБИС отчетность. Выбрали СБИС из-за удобного личного кабинета, который позволяет отслеживать всю отчетность по всем клиентам в одном окне, а также из-за приятной стоимости по сравнению с другими провайдерами.

1С арендуем на выделенном сервере у Efsol. Среди всех провайдеров они показались нам наиболее качественными с точки зрения поддержки (есть SLA), надежности (делают ежедневные копии (бэкапы) всех баз) и качеству железа. Покупать железо и разворачивать собственный сервер с 1С (блэкджеком) и сисадмином на данный момент нерентабельно.

Базы клиентов разворачиваем на «нашем сервере» и предоставляем доступ 24/7 через веб, тонкий или толстый клиент. Однако, некоторые клиенты предпочитают использовать свой сервер для работы, в этом случае мы подстраиваемся под клиента и работаем на его территории, техподдержка в этом случае может осуществляться IT специалистами клиента или с нашей помощью.

Для автоматического занесения документов в 1С используем OCR — сервис Jetlex. Интеграция легко настраивается и сервис работает очень точно, даже с плохим качеством документов. С помощью OCR мы повысили точность заведения документов, а также смогли уменьшить себестоимость обработки документов на 27%.

Для составления договоров используем Doczilla. Удобный сервис в который мы заливаем свои шаблоны договоров, отмечаем поля которые будут изменяться, а дальше только вставляем в нужные поля необходимую информацию. Сервис сам сделает красивый документ.

Для хранения сканов документов используем Яндекс.Диск с строго типизированной структурой папок, а также дополнительно прикрепляем каждый скан документа в 1С.

Команда

У нас распределенная команда. В московском офисе работает часть бэк-офисного и производственного персонала — консультанты и архивариусы. Менеджеры, казначеи, ведущие бухгалтеры и первичники работают удаленно и оформляются только по ТК.

Сейчас все бухгалтерские компании и крупный бизнес переносит бэк-офисный персонал в регионы, чтобы сократить издержки. Мы не исключение, иначе мы не сможем конкурировать с другими компаниями по стоимости услуг.

Мы не стали делать офис в региональном городе, а выбрали удаленный формат работы. Для этого есть несколько причин:

  • Если делать региональный офис, то мы будем ограничены рынком труда этого города.
  • Сотрудники, которые выбирают удаленный формат работы, более продвинуты в техническом плане и с ними легче работать.
  • За счет экономии на офисе мы можем предложить более высокую зарплату, а следовательно привлекать лучших специалистов.

Однако у удаленного формата работы, есть свои минусы:

  • Наши сотрудники раскинуты по европейской части России, поэтому мы не можем в пятницу вечером за пиццой поговорить по душам и укрепить наш боевой дух. Мы решаем эту проблему съездом всех сотрудников в Москву 1–2 раза в год, совместной работе в течение недели и совместными выходными.
  • Бухгалтеры могут вести клиентов на «стороне». Однако в нашей компании отсутствует такая проблема, так как мы сразу предупреждаем, что не сможем сработаться, так как плановая нагрузка на проекты рассчитана и нормирована и мы будем нагружать специалиста полным объемом работ — сотрудник физически не сможет работать на 2 лагеря в течение рабочего дня.
  • Сотрудники могут «пропадать». В нашей компании также отсутствует эта проблема. Любой сотрудник отвечает в моменте, максимум в течение 10 минут, а дополнительным стимулом служит трудовой договор, должностная инструкция и трудовая книжка в нашем офисе :)

В общем, мы сразу оговариваем наши условия работы и то, что «халявить» и вести свои компании с нами не получится. Обычно на этапе онлайн собеседования остаются как раз кандидаты, которые готовы работать на наших условиях.

Дополнительным фильтром на «халявщиков» являются сами сотрудники и система вознаграждения.

  • Во-первых, наши сотрудники хотят делать свою работу качественно, с халявщиками это не получится, так как все процессы взаимосвязаны и от каждого члена команды зависит конечный результат.

  • Во-вторых, у нас имеется система KPI. 2/3 вознаграждения сотрудников фиксировано, а другая треть начисляется раз в квартал и зависит от оценки качества наших услуг нашими клиентами. Максимальный бонус достигается при оценке 8 баллов и выше по 10 бальной шкале.
    На данный момент медианная оценка по всем клиентам 8.7 баллов из 10 и мы этим гордимся.

Самая сложная задача нашего продукта — найти подходящего сотрудника.

Например, чтобы найти сотрудника на должность консультанта у нас уходит примерно 3 месяца — это одна из причин, почему этих специалистов мы ищем в Москве.

Поиск консультанта в регионах занимает гораздо больше времени (за 3 месяца поиска мы не нашли подходящего кандидата), а также уровень зарплаты таких специалистов сравним с московскими — порядка 100 000 рублей в месяц. Средняя зарплата консультанта в нашей компании 120 000 рублей на руки.

На поиск удаленных сотрудников в среднем уходит 1 месяц. Средняя зарплата ведущего бухгалтера 40 000 рублей на руки, менеджера и первичника 30 000 рублей.

Процесс отбора кандидатов происходит в 3 этапа:

  • Первый этап: анализ на профессиональные умения (hard skills). Кандидатам предлагается пройти задания на комплексные знания, которые составлены на реальных примерах и где нужно подумать, а не только погуглить НК и форумы.

  • Второй этап: анализ на личностные качества и умения (soft skills). Кандидатам предлагается описать свое решение жизненных ситуаций и рабочих задач, которые могут возникнуть в процессе работы. На этом этапе мы определяем ценности человека, чтобы они не шли в разрез с нашими, иначе мы просто не сработаемся.

  • Третий этап: оплачиваемый тестовый рабочий день. Если кандидат успешно прошел 1 и 2 этап, то ему предлагается поработать в команде в формате оплачиваемых тестовых 1–2 дней. Сотрудник решает обычные ежедневные задачи, а также смоделированные интересные задачи, которые возникали у нас на практике, а также устанавливает контакт с командой. Если кандидату понравились тестовые дни, то мы заключаем трудовой договор и начинаем делать качественный учет.

Продвижение и поиск клиентов

Контекстная и поисковая реклама

С контекстной и поисковой рекламы были клиенты, но стоимость привлечения клиента была высокой — стоимость привлечения клиента (CAC) выходила около 50 000 рублей, средний чек порядка 35 000 рублей, а время сотрудничества с таким клиентом составляло максимум 9 месяцев (LTV порядка 315 000 рублей).

Возможно, высокая стоимость привлечения связана с тем, что у нас был не самый вкусный оффер, либо мы просто криво настроили рекламу :)

Сейчас мы используем 3 условно контролируемых канала: таргетинг в соцсетях, «холодные» звонки, контент-маркетинг.

Таргетинг в соцсетях

Средняя стоимость клиента из Facebook и Instagram на «продажу в лоб» (CAC) составляет порядка 35 000 рублей. Средний чек около 30 000 рублей. Время жизни клиентов с этого канала около 15 месяцев и растет с каждым месяцем (сейчас LTV порядка 450 000).

Холодные звонки

Изначально мы не умели их готовить (делали обзвоны по сомнительным базам), но сейчас в качестве базы используем агрегаторы вакансий, где компании ищут бухгалтера в штат, поэтому это уже не холодный звонок — потенциальный клиент хочет решить задачу, связанную с бухгалтерией, но хочет решить задачу другим путём.

Иногда на площадках типа hh напрямую ищут аутсорсеров — сейчас этот канал используют многие бухгалтерские компании. CAC с этого канала около 30 000 рублей, однако средний чек выше — около 60 000 рублей. По времени жизни клиента объективных цифр пока нет.

Проекты с этого канала сложные и интересные — в таких проектах мы подключаем сотрудника, который работает на территории клиента, ведем управленческий, складской и производственный учет.

Контент-маркетинг

Продавать сложную услугу в лоб, которая основана на доверии — сомнительная затея. Поэтому, с декабря 2019 года мы начали заниматься контент маркетингом. Говорить об эффективности и затратах пока рано, но 1 клиент через контент уже пришел. Читайте наш блог на vc, там есть интересные материалы :)

Рекомендации

Самый эффективный источник. Клиенты с этого канала уже приходят горячими и поэтому можно заключить сделку за неделю, при этом мы не тратим на рекламу. Сейчас процентное соотношение клиентов с платных каналов и с рекомендаций 50 на 50. Средний чек около 30 000 рублей.

Монетизация

Мы составляем индивидуальные тарифы для каждого клиента, которые включают необходимый функционал и количественные показатели по этому функционалу: количество документов, сотрудников, строк в банковской выписке, платежек и другие параметры.

Также мы составляем таблицу с планируемыми трудозатратами на проект каждого сотрудника и ставку в час каждого специалиста, чтобы клиент мог объективно сравнить нашу стоимость услуг с стоимостью услуг других компаний.

S4 Consulting — бухгалтерия на аутсорсинге с NPS 45%

Для компаний с большим объемом документов и сотрудников экономика сложнее. С нашим классическим калькулятором стоимость обслуживания будет намного выше, чем при использовании штатного бухгалтера.

Поэтому, для сложных проектов мы рассчитываем индивидуальные нормативы и стоимость на основе этих нормативов, чтобы для обеих сторон был win-win: клиент экономил по сравнению с штатной бухгалтерией, а мы работали в прибыль.

Метрики

Сейчас у нас 38 юрлиц и 9 ИП на обслуживании.

Средний чек для небольших компаний — 30 000 рублей.

Средний чек для компаний с сложным учетом и большим документооборотом — 80 000 рублей.

В основном мы работаем с ООО на УСН 15% и ОСН. С ООО и ИП на УСН 6% работаем, только, если требуется управленческий учет, имеются операции с ВЭД, валютный контроль и специфическая отчетность (например, в ОЭЗ) или клиент пришел к нам по рекомендации или по знакомству.

Сейчас в команде 13 человек, которые обслуживают клиентов.

За 2019 год мы выросли в 3 раза. За 2020 планируем вырасти в 2 раза.

Планы на 2020

  • Доработать и внедрить SLA. В договор с нашими клиентами будем включать гарантированное время выполнения задачи, если же мы не успеем в срок (например, подготовим счет или платежку не по нормативу), то будем давать скидку на обслуживание.

  • Внутренние курсы повышения квалификации сотрудников. Курсы будут направлены на развитие профессиональных и личностных качеств наших сотрудников.

  • Будем заниматься оптимизацией процессов. Займемся разработкой внутренней системы управления проектов и оптимизацией работы 1С — обработки, которые облегчат работу с документами, автоматизируют проверку баз (аудит) и автоматизируют мониторинг по отчетности.
  • Возможно, разработаем личный кабинет и приложение для клиентов, чтобы вести коммуникацию и документооборот в одном окне. Однако, судя по опросам наших клиентов для них это не приоритет и им удобно работать в своих системах. Напишите свое мнение в комментариях, нужен ли вам личный кабинет и таск-трекинг бухгалтерии в отдельном приложении?

Сайт S4 Consulting.

Блог на vc.

88
8 комментариев

стоимость привлечения клиента (CAC) выходила около 50 000 рублей, средний чек порядка 35 000 рублей, а время сотрудничества с таким клиентом составляло максимум 9 месяцев (LTV порядка 315 000 рублей).

Вы неправильно считаете LTV. CAC оправдывает себя только в случае, если он ниже, чем прибыль, а не выручка, принесенная клиентом. Если вы отбиваете только выручку, то в результате с привлеченного клиента вы имеете только минус, равный вашим операционным расходам. Для вашего расчета вам надо считать LTV клиента как среднемесячная прибыль с клиента × среднее количество месяцев до чёрна.

1
Ответить

Спасибо за замечание.

Да, вы правы. Тут накосячили с определениями и увидели ошибку после запрета на редактирование материала :(

Но главное, что CAC < LTV (по прибыли) :)

1
Ответить

а что это за обработка такая интересная, которая рассчитывает трудозатраты?

Ответить

Специально писали внешнюю обработку 1С под эти нужды.

Ответить

Дизайн сайта повеселее надо сделать!
Гарантированно повлияет на конверсию.
Могу помочь, если что.

Ответить

Напишите в телеграм @Vlad_bryu. Всегда рады сотрудничеству.

Ответить