Как впервые запустить подкаст: прошли этот путь и расскажем обо всех подводных камнях
Недавно мы запустили подкаст «Сегодня на ретро» — это было очень интересно, но сложно. Например, мы не знали, что жаркие споры в начале эпизода можно получить, только если разговорить гостей перед записью. Или что нельзя загрузить аудиоверсию подкаста с YouTube на другие площадки. Рассказываем, какие ошибки мы допустили, чтобы вы их не совершали.
Привет! На связи Ксюша Калинина, менеджер команды Influence Marketing и SMM в Selectel. Я отвечаю за наш подкаст — от идеи и до финального продвижения в соцсетях. До запуска «Сегодня на ретро» я и мои коллеги еще не занимались такими проектами. Расскажу о нашем пути и поделюсь подводными камнями, которых мы не ждали.
Цель и формат: решили с помощью подкаста продвигать YouTube-канал
Мы давно работаем с блогерами на YouTube, получаем охваты, переходы и регистрации, но, по сути, их приносят внешние каналы, а не собственный YouTube. При этом у нас есть аккаунт Selectel, но фактически мы его не использовали и теряли часть аудитории. Именно поэтому поставили себе цель — раскачать свой YouTube-канал.
Для прокачки канала мы прописали стратегию. На первом этапе хотели работать на широкую аудиторию, чтобы привлекать подписчиков. Это важно, чтобы алгоритмы YouTube поняли, что мы не просто выкладываем видео, — у нас живой канал, который смотрят люди с разными интересами. Не только программисты и разработчики.
Но при этом не хотели отходить от IT: было бы странно выбрать совсем отвлеченную тему, в которой у нас нет экспертности. Мы решили, что будем ориентироваться на тех, кто интересуется IT, но не будем производить узкоспециализированный контент.
Выбирали между моушен-видео и подкастами. Была идея сделать серию моушен-видео с анимированной графикой, где мы будем объяснять популярные термины или ситуации из сферы IT — например, что такое DDoS-атаки и как их предотвратить. Но это оказалось затратно. Процесс производства растянут во времени и нужно больше ресурсов: написать сценарий, найти и утвердить стиль, подготовить раскадровку, добавить анимацию. Работа дизайнеров в целом стоит дорого, а еще на каждом этапе отнимают время согласования.
В итоге остановились на формате подкаста. Он показался менее затратным по производству: удобен в работе и запуске, легко монтируется и позволяет комфортно распределять ресурсы команды.
Концепция и темы: изучили аудиторию и ее потребности — в этом помогли коллеги
Финальная концепция была такой: делаем охватный подкаст, который поможет собрать аудиторию и будет связан с работой в IT. Решили, что фишкой будут раздражающие моменты в работе технических специалистов.
Дальше мы стали штурмить темы для подкаста и их наполнение. Я пошла за помощью к команде: эйчарам, разработчикам, сисадминам, продакт-менеджерам.
Наши коллеги слушают подкасты о разработке и на околоайтишные темы. Чаще всего они называют довольно известные в нашей сфере проекты.
- «Радио-Т». Еженедельная импровизация на околокомпьютерные темы. В подкасте обсуждают всё, что хоть как-то связано с IT: от Apple Vision Pro и нейросетей до софт-скилов айтишников и женственности CSS.
- «Запуск завтра». Подкаст ведет Самат Галимов. Вместе с приглашенными гостями он рассказывает о технологиях, которые меняют жизнь: от батареек и 3D-печати домов до системы распознавания лиц и компьютерной безопасности.
- «Подлодка» — подкаст об IT-сфере, но темы бывают разные: от разработки и продуктовой аналитики до работы сырным сомелье и пивоварения.
- «Бородокаст» — подкаст о технологиях, играх и сериалах. В выпусках обсуждают широкий круг тем — например, нейросетевую дискриминацию, Черную пятницу и роботакси.
Мы подготовили примерные темы и провели опрос среди коллег: попросили их либо проголосовать за одну тему из списка, либо поделиться своими болями, которые хочется обсудить. Около 50 человек из команды нам помогли.
В итоге мы выбрали пул тем: про трудоустройство и обучение в IT, рабочий этикет и карьерные дилеммы — например, зачем нужен личный бренд или как вырасти в должности. Все эти вопросы, с одной стороны, касаются диджитал-сферы, а с другой — не уходят в узкие детали по профилю.
Поиск гостей, продакшен и промо: с чем пришлось столкнуться из-за отсутствия опыта
У нас не было опыта запуска подкастов, поэтому для помощи мы привлекли подрядчика. Разделили работу так: Selectel занимается поиском гостей, разработкой тем, а продакшен-студия берет на себя сценарии, координацию на площадке, запись и монтаж.
Для поиска гостей нужен обширный нетворкинг. Если у тебя его нет, придется потрудиться. Я смогла найти всего несколько гостей через знакомства, а надо было почти два десятка.
В итоге много искала на разных сервисах: перелопатила сайты профильных и известных IT-конференций, например HighLoad++ и TeamLead Conf, смотрела подходящие темы, спикеров, оценивала, насколько они часто выступают. Если были видео, я смотрела их. Писала спикерам напрямую, уточняла, в России они или нет, могут ли приехать в Москву, где мы планировали запись.
Много гостей не соглашались: кто-то не мог приехать в Москву, кому-то было неинтересно. Иногда возникали дырки, когда кто-то из спикеров сначала был готов приехать, а позже отказывался перед записью — приходилось искать замену. Хорошо, что в каждом выпуске есть кто-то из команды Selectel: мы знали, что можем позвать своих коллег, и иногда это очень помогало с заменами.
На площадке нужно все контролировать. Важно заранее иметь чек-лист, что нужно продумать или взять с собой.
Например, мы решили, что нам не нужен сет-дизайнер, чтобы проработать интерьер площадки, и это было ошибкой. Сет-дизайн — это способ передать идею ролика (или в нашем случае подкаста) через внешнюю атмосферу, обстановку в студии. Если у вас открытый разговор, где все должны вовлекаться, офисный стол и стулья не подойдут — общение будет похоже на рабочую встречу.
Сет-дизайн должен перекликаться с визуальной концепцией подкаста, дополнять ее. У нас были кресла, в них все себя чувствуют немного расслабленнее. Но не хватило визуальных деталей: было бы круто добавить декор, который отразил бы идею подкаста сильнее.
В студии нужно контролировать все: декорации, расписание и внешний вид спикеров. Важно удостовериться, что у всех есть расписание, что все понимают, что происходит, когда приходить, какой у них пул задач. Заранее скинуть гостям сценарий эпизода, а за день до записи уточнить, все ли в силе, рассказать, куда и в какой одежде приезжать.
Гостям требуется время на раскачку. Представьте, что в комнате собралось четыре человека, которые видят друг друга первый раз в жизни. И тут они начинают участвовать в подкасте и пытаться обсуждать темы — это будет довольно скованный формат, даже когда друг друга можно перебивать. Мы поняли, что участникам надо немного познакомиться перед записью, чтобы они поняли, с кем они общаются, разговорились и расслабились, были готовы к дискуссии.
Готовый подкаст надо выкладывать на аудиоплощадки, и это сложнее, чем размещение видео на YouTube. На YouTube механика работы с подкастами мне была понятна, а как работать с аудиоплощадками, я не знала и было много вопросов. Как туда выкладывать? На все площадки вручную или централизованно? Какие есть способы продвижения и есть ли они вообще? Можно ли просто залить аудиодорожку из YouTube?
Продакшен нам помог и пояснил сложные моменты:
Кросс-постить подкаст с YouTube, то есть вырезать аудиодорожку и заливать ее на все площадки, — это не очень хорошая идея. Выпуски надо адаптировать, сокращать, убирать то, что режет слух, когда нет видео.
- Для аудио нужно отдельно записывать интро — это заставка в начале подкаста.
- Рекомендательных систем на аудиоплощадках нет (кроме Яндекс Музыки), поэтому для продвижения нужно использовать собственные каналы: делать анонсы, давать ссылки на выпуски в текстовом контенте.
О рекламе нужно позаботиться заранее. Записать подкаст — это только половина дела. Скорее всего, без продвижения он не взлетит: подкаст будут слушать только те, кто знаком с вашей компанией, а потенциальные слушатели о нем просто не узнают.
Для продвижения мы использовали разные способы. Во-первых, публиковали анонсы во всех доступных социальных сетях Selectel, чтобы наши текущие подписчики узнали о подкасте. Во-вторых, мы выходили с посевами отдельных выпусков в телеграм-каналах, а сейчас делаем так для подборок выпусков. В-третьих, использовали переупаковку — например, делали Shorts с моментами из подкастов, публиковали тексты в Академии Selectel и на vc.ru.
Эксперты тоже немного помогали: некоторые из них публиковали посты о том, что они поучаствовали в подкасте. Это принесло новую аудиторию.
Сейчас мы выпустили один сезон подкаста — вот с такими показателями
Мы записали и выпустили один сезон из 10 выпусков. Вот, что у нас вышло по цифрам:
сумма просмотров всех выпусков — 55 801,
сумма просмотров Shorts — 134 200,
- общий охват — 190 000.
Подкаст привел на канал примерно 320 новых подписчиков, но большая часть аудитории смотрела контент без подписки. Будем работать с этим показателем в следующие итерации.
Мы планируем продолжать готовить видеоконтент для нашего YouTube-канала. Будет это подкаст или что-то другое — решим позже. Если поймем, что подкаст остается оптимальным решением, продлим его на второй сезон, а может быть, изменим концепцию.
А вы видели наш подкаст? Расскажите, о каких околоайтишных темах хотелось бы узнать и в каком формате. А может быть, вы мечтаете запустить свой подкаст? На какую тему он будет?
боже, динозавры в студии — это очень мило!! неоновую фигурку специально делали?
Прихватили с собой из офиса. Всегда круто смотрится!
хочется больше по нетворкингу узнать — люди и правда соглашаются а подкаст, если он еще никому неизвестный? нет такого, что у вас аудитория с гостем должна быть примерно одинаковая по объему и сфеер?
Да, люди действительно соглашаются идти в подкаст, который еще не запущен. Но здесь 2 важных уточнения:
1) Мы не приглашали в подкаст «селебов» с развитыми собственными площадками и большой аудиторией. Так что тут было проще. Из инфлюенсеров в гостях была только Саша Клименко.
2) Мы готовили презентацию-медиакит для гостей, в которой отразили не только формат подкаста и темы, но и планы по его дистрибуции и прогнозы по охватам. Спрогнозировать охваты нового подкаста тяжело, так что давали хотя бы ориентиры по охватам анонсирования — это мы могли предсказать достаточно точно.
Есть ли аналитика, по времени подкастов? Мне просто интересно, сейчас многие не любят долго смотреть подкаст а выбирают структурированную и сжатую информацию в коротких роликах, шортсах или обзорах. Так вот интересно какие видео привлекают больше внимания короткие или длинные?)
У коротких и длинных форматов разная аудитория. Так что нельзя сказать, что шортсы полностью заменят и вытеснят длинные видео. Глубина просмотра выпусков — более 50%, что в целом неплохой результат для почти часовых видео. Но в следующих сезонах будем работать над тем, чтобы этот показатель растить)
Спасибо за инфу) будет подкаст про железо? я знаю у вас есть люди с большими компетенциями в области серверного оборудования. Может быть и про бенчмарки.
Отдельного подкаста про железо скорее всего не будет, но точно в рамках одной из рубрик для YouTube эту тему добавим, сейчас как раз прорабатываем
Интересная идея! А какие темы вам тут были бы интересны? Может быть, есть вопросы по конкретному железу?
Импортозамещение, что используется или планируется использовать у вас?. Как тестируется железо(какой путь проходит)?
Когда у вас появится 2х сокетные АРМ конфигурации, видел у вас с одним сокетом. Есть ли запрос клиентов на импортозамещение.
Я и не думал, что это настолько длинный путь
Тут как в "Хоббите": туда и обратно :) А между драконы, усталые путники и сокровища!
Бесценные 320 подписчиков получаются
А вы примерно подсчитывали во сколько вам обходится каждый выпуск из разряда «продакшен+промо». И считаете ли бизнес показатели?
Да, конечно, все затраты на продакшн и промо подсчитывали. Более того, бюджет на промо закладывали уже на старте проекта, потому что понимали, что без него новый подкаст аудиторию не получит.
Прямых бизнес-результатов от подкаста в ближайшей перспективе не ждем, так как на старте цель была иная — не продажа продуктов, а узнаваемость и формирование коммьюнити.
Считаем, что с последним уже преуспели: видим в комментариях как минимум одного нового спикера для подкаста :)
Спасибо за развернутый ответ) Если нужны спикеры из сферы заказной разработки, то пингуйте меня) в описании профиля есть контакты.
Спасибо! Буду иметь в виду, классные спикеры всегда нужны :)
Зовите и меня в гости, я на куче подкастов был и много где выступаю (сюда не буду кидать инфу, но в личку пришлю)
Евгений, спасибо за отклик!
Мы думаем сейчас о запуске второго сезона. Возможно, сможем встретиться вместе в студии и обсудить насущное!
подкасты еще живы? )
Проверили: жизнь есть! Скоро запишем новый сезон :)