Как мы сделали платформу, которая помогает обеспечить предпенсионерам профессиональное долголетие

Рассказываем, что сделали Redmadrobot вместе с WorldSkills Russia, чтобы поддержать специалистов в возрасте: наших родителей, да и нас самих через несколько лет.

Как мы сделали платформу, которая помогает обеспечить предпенсионерам профессиональное долголетие

Чтобы помочь предпенсионерам быть конкурентоспособнее на рынке труда, правительство запустило специальную программу. С её помощью старшее поколение может приобрести или усовершенствовать свои навыки, компетенции и знания.

Статус предпенсионера получает гражданин, которому осталось пять или менее лет до выхода на пенсию.

Суть программы:человек выбирает образовательную организацию в нужном регионе и компетенцию, подаёт заявку и проходит обучение по удобному графику. Всего доступно 120 компетенций на любой вкус — от машинного обучения и веб-дизайна до агрономии и кондитерского дела.

Роструд организует всю программу, а реализацию доверили центрам занятости населения, работодателям и российскому представительству мирового движения WorldSkills.

Отзыв об обучении

После обучения участник проходит демонстрационный экзамен — практическое задание, в рамках которого слушатель на деле показывает освоенные компетенции. В конце он получает Skills Passport — документ отражает профиль профессиональных компетенций.

Skills Passport можно использовать при устройстве на работу: многие работодатели признают его так же, как и любой другой документ, подтверждающий профессиональные навыки.

​Skills Passport слушателя образовательной программы mos
​Skills Passport слушателя образовательной программы mos

Несколько слов о самом движении, чтобы понимать масштаб. WorldSkills — некоммерческое международное движение, основанное в 1947 году, в нём участвуют более 80 стран. Оно направлено на развитие профессионального мастерства студентов, школьников и специалистов разного возраста.

Для этого организаторы проводят профессиональные чемпионаты, где участники соревнуются в своих умениях. Такие мероприятия привлекают внимание к рабочим специальностям и в целом повышают уровень подготовки специалистов.

Российское представительство WorldSkills Russia проводит чемпионаты с 2012 года. Чемпионаты направлены на разную аудиторию: детей, подростков и студентов, а в 2019 году появилась возможность и для старшего поколения.

Задача

Согласно распоряжению правительства, у WorldSkills Russia была конкретная задача: направить на обучение 25 тысяч предпенсионеров до конца 2019 года. А до 2024 года количество граждан, прошедших обучение, должно достичь не менее 150 тысяч.

Чтобы собирать заявки на обучение, нужна была платформа с удобной формой регистрации и личными кабинетами.

Надо было не только дать людям возможность записаться на обучение, но и своевременно обновлять информацию по организациям, обрабатывать поступившие заявки, вести учёт учебных групп и учащихся, учитывать результаты проведения экзамена и формировать отчетность — нужен был более сложный инструмент, чем просто сайт. Поэтому было решено сделать платформу, на которой образовательные организации самостоятельно смогут работать с заявками.

Евгения Шатилова, менеджер проектов Redmadrobot, менеджер проектов Redmadrobot

Сложность была в том, что проект стартовал в марте, а до конца 2019 года нужно было полностью разработать платформу и направить на обучение заявленное количество предпенсионеров.

Март-май: MVP и первые заявки

Работа над платформой началась в марте, а впереди были летние «мёртвые» месяцы. В это время все обычно находятся в отпусках и не думают про учёбу. Поэтому, чтобы успеть реализовать программу в срок, нужно было сразу же начать собирать заявки.

За месяц совместно с командой клиента мы разработали MVP платформы — лендинг. Он был тестовым, грубым и с простым функционалом: по факту можно было только оставить заявку, указав две интересующие компетенции.

Но прототип справился со своей задачей: за полтора месяца через него было собрано 400 заявок в дополнение к 400 заявкам из офлайна.

Через полтора месяца, во втором релизе, лендинг постепенно стал превращаться в платформу: появилась возможность подать полноценную заявку на обучение (с выбором организации для обучения, компетенции и прочим), а также личный кабинет администратора образовательной организации, где можно было обрабатывать поступающие заявки на обучение. Команда приступила к работе над третьим релизом.

​Вторая версия регистрации
​Вторая версия регистрации

Первый месяц работы платформы показал, что нужно ускорить задачу по разработке адаптивного дизайна веб-страниц — 30% пользователей заходили с мобильных устройств.

Евгения Шатилова, менеджер проектов Redmadrobot

Нельзя, чтобы такой большой процент потенциальных слушателей уходил из-за неудобства. Конечно, простой адаптив был, но мобайл-френдли сайт назвать было нельзя. Поэтому мы добавили в бэклог задачи по разработке адаптивного дизайна страниц под основные разрешения мобильных устройств.

По итогу первых трёх релизов появилась полноценная версия платформы, которую дальше можно было развивать и дополнять новыми опциями.

Июль-октябрь: новая регистрация, интеграция с Рострудом и «хитрая» фильтрация

В начале на платформе можно было выбрать обучение только в своём городе. Но программа рассчитана не только на большие города, но и на маленькие населённые пункты.

В небольших городах и деревнях не всегда есть выбор учебных заведений. Поэтому важно было дать слушателям возможность выбирать курсы в городах или областях, куда они могли бы добраться на личном авто или общественном транспорте. И это одна из причин, почему на платформе понадобилась более сложная выдача учебных учреждений.

Мы приступили к разработке фильтров. Важно было предусмотреть все возможные варианты выбора пользователя. Кроме того, необходимо было учесть перекрёстную взаимосвязь между полями.

Полные списки значений (например, список всех городов и регионов), которые можно выбрать в разделах фильтра, имеют большой объем и хранятся на сервере, поэтому и поиск происходит там же. А выбранные пользователем значения фильтра хранятся в его браузере.

Погружаясь в логику, мы поняли, что стандартные сценарии работы с фильтром нам не подходят. Поэтому сначала проработали все возможные пользовательские сценарии, а затем определили, какой информации нам не хватает на фронте для реализации. Только после этого настроили работу фильтра на полноценный перекрестный поиск с возможностью выбора нескольких значений.

Виктория Разилова, frontend-разработчик Redmadrobot

Как работает перекрёстная взаимосвязь фильтров

Отдельная задача — адаптировать фильтры под мобильные устройства. Адаптаций было много — на несколько экранных разрешений: десктоп, планшеты, телефоны. Для каждого типа устройства нужно было продумать удобный и интуитивно понятный сценарий взаимодействия.

Фильтры на iPhone SE​

В шестом релизе платформы появились обновлённые фильтры, они упростили поиск для пользователя. Чуть позже, в восьмом релизе, на основе обратной связи от слушателей мы поменяли местами регистрацию и запись на обучение.

Раньше пользователю сначала нужно было зарегистрироваться, и только после этого открывалась возможность записаться на обучение. Но, например, бывало так, что интересной человеку профессии в его регионе нет, а регистрацию он уже прошёл. Это неудобно.

<p>Регистрация в начале и сейчас<span>​</span></p>

Регистрация в начале и сейчас

Поэтому в новом релизе всё стало наоборот: теперь можно выбрать, чему и где обучаться, а уже затем внести свои контактные данные.

Фильтры, ради которых все делалось, были «спрятаны» в самый конец — после регистрации. То есть человек сначала всё равно должен был зарегистрироваться, а потом уже дойти до фильтров и найти, либо не найти то, что искал.

Ольга Норкина, руководитель направления по работе с ИТ-платформой Worldskills 50+

Изменения повлияли на конверсию: процент пользователей, которые завершали регистрацию и записывались на обучение, вырос с 28% до 45% (данные за ноябрь-декабрь 2019 года).

<a href="https://drive.google.com/file/d/1tU1Ymy7lDEej4gvsHlvBmM_WZHco0Div/view?usp=sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">​Customer journey map </a>слушателя
​Customer journey map слушателя

Интеграция с системой Роструда

Платформа интегрирована с одной из систем Роструда (общероссийская база вакансий). Интеграция с информационной системой Роструда поможет не допустить повторного обучения, а также проверить достоверность данных СНИЛС, ФИО, даты рождения и статуса предпенсионера.

Личный кабинет администратора образовательной организации

Результаты проверок данных слушателей в системе Роструда администраторы видят в личном кабинете. Сейчас на платформе зарегистрировано 640 организаций.

Планируется больше: любое образовательное учреждение может подать заявку на прохождение квалификационного отбора у WorldSkills Russia и после его завершения стать участником программы.

Все изменения через аналитику и исследования

Мы держали плотный контакт с пользователями платформы WorldSkills 50+ через продуктовую аналитику и исследования.

Это помогает разрабатывать продукт, действительно удобный для пользователя, основываясь на фактах и цифрах, а не на субъективном мнении.

​Процесс записи на обучение в начале и сейчас
​Процесс записи на обучение в начале и сейчас

Процесс регистрации

В одной из первых версий платформы пользователь мог выбрать график обучения в начале записи. Но, пообщавшись со слушателями, мы поняли, что это бесполезный шаг. К тому же он негативно сказывался на конверсии в запись. В итоге мы его убрали.

После исследований с пользователями мы выяснили, что графики обучения в том формате, в котором они есть, неудобны и разнятся от одного учебного заведения к другому.

Чтобы не вводить в заблуждение и не тормозить пользователей на этапе записи, мы прибегли к хитрому UX-маневру: сделали этот шаг опциональным и вынесли за рамки формы регистрации. То есть теперь, после того как заявка отправлена, пользователь спокойно может выбрать подходящий ему график самостоятельно или позже посоветоваться с администратором учебного заведения.

Юлия Те, дизайнер Redmadrobot

С помощью продуктовой аналитики мы поменяли и сам процесс регистрации пользователя на платформе.

Поначалу пользователям приходилось вносить слишком много данных: ФИО, дату рождения, место рождения, место проживания, СНИЛС, паспортные данные, место работы, должность, место обучения и специальность.

Неудобно было заполнять столько полей, если ты просто хочешь узнать, чему можно научиться. И всей нужной информации в этот момент может не быть под рукой.

Основываясь на продуктовой аналитике, мы сократили количество полей для ввода в форме регистрации. Оставили только самое необходимое: ФИО, дату рождения, город проживания и СНИЛС.

До изменений на этапе ввода персональных данных с сайта уходило до 50% потенциальных слушателей, сейчас на этом шаге теряется менее 1% пользователей.

«Галочки» перед регистрацией

В первых версиях платформы перед началом регистрации нужно было поставить три «галочки», подтверждающих согласие пользователя с условиями программы. Но по наводке продуктового аналитика мы отказались от этого решения.

​«Галочки» при регистрации
​«Галочки» при регистрации

Информации было слишком много, и это сбивало посетителя с толку. Лишние расспросы уводили со страницы регистрации около 6% пользователей.

Данные из аналитики за август 2019​ года
Данные из аналитики за август 2019​ года

Чтобы не мешать слушателю регистрироваться, мы перенесли «галочки» в самый конец. Шаг был изменён в августе 2019 года, и после этого ни один пользователь не потерялся на этом этапе.

Аналитика улучшала много моментов в каждом релизе — от слишком длинной формы ввода пароля до конкретных пунктов внутри регистрации.

Ноябрь-декабрь: итоги и планы на 2020 год

В процессе работы над платформой вместе с командой клиента мы часто общались с целевой аудиторией проекта и сверялись с аналитикой.

Оказалось, что современные предпенсионеры достаточно диджитализированы. У многих есть смартфоны, а новую информацию они узнают из социальных сетей. Большинство слушателей справлялись с платформой самостоятельно, дополнительных решений не требовалось.

На конец 2019 года на платформе было зарегистрировано более 36 тысяч, а обучено чуть больше 25 тысяч человек. Всё успели в срок.

​Данные продуктовой аналитики за январь 2020 года
​Данные продуктовой аналитики за январь 2020 года

Некоторые слушатели программы строят планы на будущее. Например, предпенсионер Владимир Булатов после курса по виноделию планирует зарегистрировать ИП и развивать свой небольшой бизнес.

Я поборол свои страхи и пришёл в колледж. Конечно, было непросто запоминать и использовать новые термины, такие как «ассемблирование», «дегоржаж» или «декантация». Прежде я мог только дегустировать за праздничным столом магазинные вина и не задумывался о том, как их делают.

Владимир Булатов, слушатель курса «Виноделие», Анапа

Михаил Губерман, инженер, прошёл курс, чтобы лучше понимать современные методы и технологии работы. Он повысил квалификацию и стал увереннее чувствовать себя на производстве.

Поскольку на обучение я пошел специально по известной мне профессии, то и задачи перед собой ставил специальные. Мне необходимо было вспомнить методы работы со станком, изучить подробности, которые вызывали у меня вопросы, а также узнать неизвестные мне ранее возможности станка. Его модель я знал заранее, что и определило выбор курса. Почти все эти задачи я выполнил. Все вспомнил, убедился, что еще не все забыл.

Михаил Губерман, слушатель курса «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»

В постановление были внесены изменения, и с 2020 года в программе могут участвовать не только предпенсионеры, но и все, кто старше 50 лет.

На следующий год стоит такой же план: направить на обучение 25 тысяч человек.

Что помогло разработать продукт в срок

Очевидные, но полезные выводы из проекта:

  • MVP — отличный способ избежать ошибок и протестировать продукт на минимальных оборотах.
  • Работа итерациями позволяет формировать рабочий продукт на каждом этапе. Также это хороший способ синхронизироваться и быстро исправлять недочёты.
  • Customer Journey Map, исследования и интервью с пользователями помогают найти то, что действительно стоит улучшить во взаимодействии пользователя с продуктом.
  • Аналитика. Анализировать нужно каждый шаг, кнопку и сценарий. Важно основывать решения на метриках, отчетах и на общении со своей аудиторией. Это поможет отслеживать поведение пользователей и повлиять на него с помощью UX и UI.
  • Держать постоянную связь между командами: своими и клиента. Регулярно синхронизироваться и проводить встречи. Все участники должны быть в курсе деталей, чтобы потом не было внезапных решений. Например, в этом проекте у нас были ежедневные встречи с командой и встреча раз в две-три недели с командой клиента.
  • Обязательное совместное планирование и подведение итогов спринта (спринт — временной отрезок, в течение которого команда создаёт пригодный к использованию и выпуску результат).

Участвовать в программе могут люди от 50-ти и старше, а также лица предпенсионного возраста. Записаться на обучение можно через WorldSkills 50+ из любого региона России.

За фото и комментарии благодарим команду WorldSkills Russia.

5555
22 комментария

Комментарий недоступен

8
Ответить

Свою маму я пытаюсь 3 года растормошитьОставил бы ты свою маму в покое, неугомонный

Ответить

Чтобы не положить на полочку, нужно на работу устроиться. 
Или многим нужны люди 50+?

Ответить

Добрый вечер!Не надо своих пожилых родителей тормошить,единицам удаёться подстроиться под это время,время техники прогресса.

Ответить

Перетаргетнитесь, в России предпенсионерство в 40 лет начинается

4
Ответить

Для кое-каких работодателей после 30 уже все - дряхлое старчество

6
Ответить

Парикмахеры парикмахеры парикмахеры парикмахеры .....
Этой профессией даже на хлеб себе не заработаешь. Парикмахерских до фига на каждом углу, пустуют почти все, и это при демпинговых ценах на услуги. При этом, серьезные парикмахерские курсы занимают много месяцев и стоят сотни тысяч рублей - то есть, по определению вложенные деньги не отобьются никогда. 

Ответить