Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Как мы сделали платформу, которая помогает обеспечить предпенсионерам профессиональное долголетие

Рассказываем, что сделали Redmadrobot вместе с WorldSkills Russia, чтобы поддержать специалистов в возрасте: наших родителей, да и нас самих через несколько лет.

Как мы сделали платформу, которая помогает обеспечить предпенсионерам профессиональное долголетие

Чтобы помочь предпенсионерам быть конкурентоспособнее на рынке труда, правительство запустило специальную программу. С её помощью старшее поколение может приобрести или усовершенствовать свои навыки, компетенции и знания.

Статус предпенсионера получает гражданин, которому осталось пять или менее лет до выхода на пенсию.

Суть программы:человек выбирает образовательную организацию в нужном регионе и компетенцию, подаёт заявку и проходит обучение по удобному графику. Всего доступно 120 компетенций на любой вкус — от машинного обучения и веб-дизайна до агрономии и кондитерского дела.

Роструд организует всю программу, а реализацию доверили центрам занятости населения, работодателям и российскому представительству мирового движения WorldSkills.

Отзыв об обучении

После обучения участник проходит демонстрационный экзамен — практическое задание, в рамках которого слушатель на деле показывает освоенные компетенции. В конце он получает Skills Passport — документ отражает профиль профессиональных компетенций.

Skills Passport можно использовать при устройстве на работу: многие работодатели признают его так же, как и любой другой документ, подтверждающий профессиональные навыки.

​Skills Passport слушателя образовательной программы mos
​Skills Passport слушателя образовательной программы mos

Несколько слов о самом движении, чтобы понимать масштаб. WorldSkills — некоммерческое международное движение, основанное в 1947 году, в нём участвуют более 80 стран. Оно направлено на развитие профессионального мастерства студентов, школьников и специалистов разного возраста.

Для этого организаторы проводят профессиональные чемпионаты, где участники соревнуются в своих умениях. Такие мероприятия привлекают внимание к рабочим специальностям и в целом повышают уровень подготовки специалистов.

Российское представительство WorldSkills Russia проводит чемпионаты с 2012 года. Чемпионаты направлены на разную аудиторию: детей, подростков и студентов, а в 2019 году появилась возможность и для старшего поколения.

Задача

Согласно распоряжению правительства, у WorldSkills Russia была конкретная задача: направить на обучение 25 тысяч предпенсионеров до конца 2019 года. А до 2024 года количество граждан, прошедших обучение, должно достичь не менее 150 тысяч.

Чтобы собирать заявки на обучение, нужна была платформа с удобной формой регистрации и личными кабинетами.

Надо было не только дать людям возможность записаться на обучение, но и своевременно обновлять информацию по организациям, обрабатывать поступившие заявки, вести учёт учебных групп и учащихся, учитывать результаты проведения экзамена и формировать отчетность — нужен был более сложный инструмент, чем просто сайт. Поэтому было решено сделать платформу, на которой образовательные организации самостоятельно смогут работать с заявками.

Евгения Шатилова, менеджер проектов Redmadrobot, менеджер проектов Redmadrobot

Сложность была в том, что проект стартовал в марте, а до конца 2019 года нужно было полностью разработать платформу и направить на обучение заявленное количество предпенсионеров.

Март-май: MVP и первые заявки

Работа над платформой началась в марте, а впереди были летние «мёртвые» месяцы. В это время все обычно находятся в отпусках и не думают про учёбу. Поэтому, чтобы успеть реализовать программу в срок, нужно было сразу же начать собирать заявки.

За месяц совместно с командой клиента мы разработали MVP платформы — лендинг. Он был тестовым, грубым и с простым функционалом: по факту можно было только оставить заявку, указав две интересующие компетенции.

Но прототип справился со своей задачей: за полтора месяца через него было собрано 400 заявок в дополнение к 400 заявкам из офлайна.

Через полтора месяца, во втором релизе, лендинг постепенно стал превращаться в платформу: появилась возможность подать полноценную заявку на обучение (с выбором организации для обучения, компетенции и прочим), а также личный кабинет администратора образовательной организации, где можно было обрабатывать поступающие заявки на обучение. Команда приступила к работе над третьим релизом.

​Вторая версия регистрации
​Вторая версия регистрации

Первый месяц работы платформы показал, что нужно ускорить задачу по разработке адаптивного дизайна веб-страниц — 30% пользователей заходили с мобильных устройств.

Евгения Шатилова, менеджер проектов Redmadrobot

Нельзя, чтобы такой большой процент потенциальных слушателей уходил из-за неудобства. Конечно, простой адаптив был, но мобайл-френдли сайт назвать было нельзя. Поэтому мы добавили в бэклог задачи по разработке адаптивного дизайна страниц под основные разрешения мобильных устройств.

По итогу первых трёх релизов появилась полноценная версия платформы, которую дальше можно было развивать и дополнять новыми опциями.

Июль-октябрь: новая регистрация, интеграция с Рострудом и «хитрая» фильтрация

В начале на платформе можно было выбрать обучение только в своём городе. Но программа рассчитана не только на большие города, но и на маленькие населённые пункты.

В небольших городах и деревнях не всегда есть выбор учебных заведений. Поэтому важно было дать слушателям возможность выбирать курсы в городах или областях, куда они могли бы добраться на личном авто или общественном транспорте. И это одна из причин, почему на платформе понадобилась более сложная выдача учебных учреждений.

Мы приступили к разработке фильтров. Важно было предусмотреть все возможные варианты выбора пользователя. Кроме того, необходимо было учесть перекрёстную взаимосвязь между полями.

Полные списки значений (например, список всех городов и регионов), которые можно выбрать в разделах фильтра, имеют большой объем и хранятся на сервере, поэтому и поиск происходит там же. А выбранные пользователем значения фильтра хранятся в его браузере.

Погружаясь в логику, мы поняли, что стандартные сценарии работы с фильтром нам не подходят. Поэтому сначала проработали все возможные пользовательские сценарии, а затем определили, какой информации нам не хватает на фронте для реализации. Только после этого настроили работу фильтра на полноценный перекрестный поиск с возможностью выбора нескольких значений.

Виктория Разилова, frontend-разработчик Redmadrobot

Как работает перекрёстная взаимосвязь фильтров

Отдельная задача — адаптировать фильтры под мобильные устройства. Адаптаций было много — на несколько экранных разрешений: десктоп, планшеты, телефоны. Для каждого типа устройства нужно было продумать удобный и интуитивно понятный сценарий взаимодействия.

Фильтры на iPhone SE​

В шестом релизе платформы появились обновлённые фильтры, они упростили поиск для пользователя. Чуть позже, в восьмом релизе, на основе обратной связи от слушателей мы поменяли местами регистрацию и запись на обучение.

Раньше пользователю сначала нужно было зарегистрироваться, и только после этого открывалась возможность записаться на обучение. Но, например, бывало так, что интересной человеку профессии в его регионе нет, а регистрацию он уже прошёл. Это неудобно.

<p>Регистрация в начале и сейчас<span>​</span></p>

Регистрация в начале и сейчас

Поэтому в новом релизе всё стало наоборот: теперь можно выбрать, чему и где обучаться, а уже затем внести свои контактные данные.

Фильтры, ради которых все делалось, были «спрятаны» в самый конец — после регистрации. То есть человек сначала всё равно должен был зарегистрироваться, а потом уже дойти до фильтров и найти, либо не найти то, что искал.

Ольга Норкина, руководитель направления по работе с ИТ-платформой Worldskills 50+

Изменения повлияли на конверсию: процент пользователей, которые завершали регистрацию и записывались на обучение, вырос с 28% до 45% (данные за ноябрь-декабрь 2019 года).

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1tU1Ymy7lDEej4gvsHlvBmM_WZHco0Div%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=115070" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">​Customer journey map </a>слушателя
​Customer journey map слушателя

Интеграция с системой Роструда

Платформа интегрирована с одной из систем Роструда (общероссийская база вакансий). Интеграция с информационной системой Роструда поможет не допустить повторного обучения, а также проверить достоверность данных СНИЛС, ФИО, даты рождения и статуса предпенсионера.

Личный кабинет администратора образовательной организации

Результаты проверок данных слушателей в системе Роструда администраторы видят в личном кабинете. Сейчас на платформе зарегистрировано 640 организаций.

Планируется больше: любое образовательное учреждение может подать заявку на прохождение квалификационного отбора у WorldSkills Russia и после его завершения стать участником программы.

Все изменения через аналитику и исследования

Мы держали плотный контакт с пользователями платформы WorldSkills 50+ через продуктовую аналитику и исследования.

Это помогает разрабатывать продукт, действительно удобный для пользователя, основываясь на фактах и цифрах, а не на субъективном мнении.

​Процесс записи на обучение в начале и сейчас
​Процесс записи на обучение в начале и сейчас

Процесс регистрации

В одной из первых версий платформы пользователь мог выбрать график обучения в начале записи. Но, пообщавшись со слушателями, мы поняли, что это бесполезный шаг. К тому же он негативно сказывался на конверсии в запись. В итоге мы его убрали.

После исследований с пользователями мы выяснили, что графики обучения в том формате, в котором они есть, неудобны и разнятся от одного учебного заведения к другому.

Чтобы не вводить в заблуждение и не тормозить пользователей на этапе записи, мы прибегли к хитрому UX-маневру: сделали этот шаг опциональным и вынесли за рамки формы регистрации. То есть теперь, после того как заявка отправлена, пользователь спокойно может выбрать подходящий ему график самостоятельно или позже посоветоваться с администратором учебного заведения.

Юлия Те, дизайнер Redmadrobot

С помощью продуктовой аналитики мы поменяли и сам процесс регистрации пользователя на платформе.

Поначалу пользователям приходилось вносить слишком много данных: ФИО, дату рождения, место рождения, место проживания, СНИЛС, паспортные данные, место работы, должность, место обучения и специальность.

Неудобно было заполнять столько полей, если ты просто хочешь узнать, чему можно научиться. И всей нужной информации в этот момент может не быть под рукой.

Основываясь на продуктовой аналитике, мы сократили количество полей для ввода в форме регистрации. Оставили только самое необходимое: ФИО, дату рождения, город проживания и СНИЛС.

До изменений на этапе ввода персональных данных с сайта уходило до 50% потенциальных слушателей, сейчас на этом шаге теряется менее 1% пользователей.

«Галочки» перед регистрацией

В первых версиях платформы перед началом регистрации нужно было поставить три «галочки», подтверждающих согласие пользователя с условиями программы. Но по наводке продуктового аналитика мы отказались от этого решения.

​«Галочки» при регистрации
​«Галочки» при регистрации

Информации было слишком много, и это сбивало посетителя с толку. Лишние расспросы уводили со страницы регистрации около 6% пользователей.

Данные из аналитики за август 2019​ года
Данные из аналитики за август 2019​ года

Чтобы не мешать слушателю регистрироваться, мы перенесли «галочки» в самый конец. Шаг был изменён в августе 2019 года, и после этого ни один пользователь не потерялся на этом этапе.

Аналитика улучшала много моментов в каждом релизе — от слишком длинной формы ввода пароля до конкретных пунктов внутри регистрации.

Ноябрь-декабрь: итоги и планы на 2020 год

В процессе работы над платформой вместе с командой клиента мы часто общались с целевой аудиторией проекта и сверялись с аналитикой.

Оказалось, что современные предпенсионеры достаточно диджитализированы. У многих есть смартфоны, а новую информацию они узнают из социальных сетей. Большинство слушателей справлялись с платформой самостоятельно, дополнительных решений не требовалось.

На конец 2019 года на платформе было зарегистрировано более 36 тысяч, а обучено чуть больше 25 тысяч человек. Всё успели в срок.

​Данные продуктовой аналитики за январь 2020 года
​Данные продуктовой аналитики за январь 2020 года

Некоторые слушатели программы строят планы на будущее. Например, предпенсионер Владимир Булатов после курса по виноделию планирует зарегистрировать ИП и развивать свой небольшой бизнес.

Я поборол свои страхи и пришёл в колледж. Конечно, было непросто запоминать и использовать новые термины, такие как «ассемблирование», «дегоржаж» или «декантация». Прежде я мог только дегустировать за праздничным столом магазинные вина и не задумывался о том, как их делают.

Владимир Булатов, слушатель курса «Виноделие», Анапа

Михаил Губерман, инженер, прошёл курс, чтобы лучше понимать современные методы и технологии работы. Он повысил квалификацию и стал увереннее чувствовать себя на производстве.

Поскольку на обучение я пошел специально по известной мне профессии, то и задачи перед собой ставил специальные. Мне необходимо было вспомнить методы работы со станком, изучить подробности, которые вызывали у меня вопросы, а также узнать неизвестные мне ранее возможности станка. Его модель я знал заранее, что и определило выбор курса. Почти все эти задачи я выполнил. Все вспомнил, убедился, что еще не все забыл.

Михаил Губерман, слушатель курса «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»

В постановление были внесены изменения, и с 2020 года в программе могут участвовать не только предпенсионеры, но и все, кто старше 50 лет.

На следующий год стоит такой же план: направить на обучение 25 тысяч человек.

Что помогло разработать продукт в срок

Очевидные, но полезные выводы из проекта:

  • MVP — отличный способ избежать ошибок и протестировать продукт на минимальных оборотах.
  • Работа итерациями позволяет формировать рабочий продукт на каждом этапе. Также это хороший способ синхронизироваться и быстро исправлять недочёты.
  • Customer Journey Map, исследования и интервью с пользователями помогают найти то, что действительно стоит улучшить во взаимодействии пользователя с продуктом.
  • Аналитика. Анализировать нужно каждый шаг, кнопку и сценарий. Важно основывать решения на метриках, отчетах и на общении со своей аудиторией. Это поможет отслеживать поведение пользователей и повлиять на него с помощью UX и UI.
  • Держать постоянную связь между командами: своими и клиента. Регулярно синхронизироваться и проводить встречи. Все участники должны быть в курсе деталей, чтобы потом не было внезапных решений. Например, в этом проекте у нас были ежедневные встречи с командой и встреча раз в две-три недели с командой клиента.
  • Обязательное совместное планирование и подведение итогов спринта (спринт — временной отрезок, в течение которого команда создаёт пригодный к использованию и выпуску результат).

Участвовать в программе могут люди от 50-ти и старше, а также лица предпенсионного возраста. Записаться на обучение можно через WorldSkills 50+ из любого региона России.

За фото и комментарии благодарим команду WorldSkills Russia.

5555
22 комментария
[]