«Финдоставка»: с чего начинается банк, когда закрыты отделения
Сервисы, связанные с дистанционным обслуживанием, должны меньше пострадать от коронакризиса, чем многие другие, а возможно, и оказаться в плюсе. Сейчас в прессе много говорят про онлайн-ритейл и доставку еды, но есть и менее очевидные ниши. Например, доставка финансовых продуктов с удалённой идентификацией.
Что будет с такими сервисами после пандемии — пока непонятно. С одной стороны, доставка, удалённые услуги — тренд. С другой, у банков проблемы. Но банки, несомненно, выживут. А венчурные фонды уже показывают горячий интерес к компаниям, бизнес которых может выиграть от подобных ситуаций.
Компания «Финдоставка» показала по итогам 2019 года более 150% роста выручки (с 40 млн рублей в 2018-м до 100 млн рублей). Прогноз на 2020 год — 200 млн рублей (построен до коронавируса), инвестиции к данному моменту составили 8 млн рублей. Федеральное покрытие: более 200 городов в России, 300 курьеров, клиенты — половина банков первой десятки.
Пока это b2b-бизнес, основной аудиторией которого являются банки. «Финдоставка» привозит людям выпущенные банками карты и документы, идентифицирует получателя, обеспечивает правильное заполнение документов.
Аналогичным образом доставляются SIM-карты и другие продукты, требующие по закону идентификации и личного участия клиента в заполнении документов. В США и Европе карты отправляются по почте. В России и большинстве других развивающихся финансовых рынков законодательно требуется личная идентификация.
Банкам — особенно цифровым, отказывающимся от отделений, — приходится заводить в штат курьеров или пользоваться внешним провайдером доставки карт.
«Тинькофф» — половина рынка доставки финпродуктов с удаленной идентификацией
Больше всего доставок сейчас осуществляет «Тинькофф»: по внешней оценке, 300–400 тысяч доставок в месяц. Собственно, с «Тинькофф» этот рынок в России и начался в 2010 году.
Первоначально банк пытался работать с «Почтой России», но быстро понял бесперспективность этого варианта. Массово банки начали использовать удаленную идентификацию в последние два года.
Своими штатами курьеров обзавелись в Qiwi, «Кредит Европа Банке», «Альфа Банке». «Сбербанк» вложил 1 млрд руб в 2019 году в запуск дочерней компании «Сберлогистика». Но на «Тинькофф» всё ещё приходится более половины доставок: всего на рынке их сейчас 500–600 тысяч в месяц.
Из независимых игроков на рынке лидерами с федеральным охватом являются «Финдоставка», «ВС-Экспресс», «Фрейт Экспресс» и «КартаНаДом».
От b2b «Финдоставка» планирует развиться к b2c и стать маркетплейсом финансовых услуг (подобно banki.ru или sravni.ru) «или даже необанком», как говорит один из основателей Игорь Хмель. Аналогичную платформу пытался запустить в 2016 году «Тинькофф», компания собиралась вложить в запуск до $200 млн, но банки не захотели работать через ресурс конкурента, опасаясь, что он будет забирать лучших клиентов.
За три года — в прибыль
«Финдоставка» в 2016 году была основана Ильхамом Хатыповым и Игорем Хмелем. Хмель к этому моменту успел более трёх лет проработать над инновационными проектами «Сбербанка» (в Sberbank Labs и Digital Ventures).
Ильхам Хатыпов был ранее директором конкурирующей «КартыНаДом», а ещё он знает турецкий язык и интересуется происходящим на рынках Турции. Там сервисы удаленной идентификации и доставки финансовых продуктов развивались очень бурно, курьеры даже сейчас развозят примерно половину выпущенных банками карт.
Один из лидеров турецкого рынка, компания Aktif Ileti, пыталась прийти в Россию в 2010 году, но кризис подорвал их планы. У Aktif Ileti курьер заполняет документы цифровой ручкой Digipen на маркированной бумаге, данные одновременно передаются на сервер банка.
Это довольно дорого в реализации: Digipen — недешёвое устройство. В России сервис пошел своим путем, решили, что проще работать с готовыми документами и фотографировать их.
Хмель и Хатыпов искали технического партнера для реализации доставки карт в России. В конце 2016 года таким паритетным партнером стала компания «Достависта» (основатель «Достависты» Михаил Александровский и Игорь Хмель закончили Российскую экономическую школу — РЭШ).
Техническая платформа «Достависты» была доработана для соответствия требованиям законодательства по внутренним процессам банков и стала технической базой «Финдоставки». С тех пор «Финдоставка» обзавелась такой функциональностью, как верификация, обучение курьеров с возможностью открытия нового города за неделю, локальный фулфиллмент, колл-центр.
Как это работает
Представитель (CEO предпочитает не называть их курьерами) привозит конверт с индивидуальным договором, а также сим-картой, банковской картой или другим физическим воплощением продукта, когда оно есть. Получает подпись в договоре и удостоверяется в нужном её качестве, сверяет данные в договоре с паспортными.
Для подтверждения исполнения услуги фотографирует документы и собирает нужный комплект для возврата в банк. По клиентским скриптам произносит речь о других продуктах банка — это кросс-продажи.
«Финдоставка» начала работать с регионов: модные необанки и доставка за пределы Москвы и Петербурга ещё проникли слабо, банковских отделений меньше, а личный контакт с «представителем» — хороший канал продаж.
Бизнес основан на стыке трёх функций:
- банковского бэк-офиса (печатает и комплектует документы, хранит и доставляет банковские карты, работает с банковским архивом);
- логистика, непосредственно курьерская доставка, в том числе из Москвы в регионы и обратно в архив банка;
- защищенная передача электронных документов для удаленной идентификации и верификации документов.
Клиенты — в основном коммерческие банки, госбанки, удостоверяющие центры, которые выпускают ЭЦП, сотовые операторы, провайдеры страховых услуг.
Как это зарабатывает
Экономика у компании пока несложная:
- Банк платит в среднем 750 рублей за одну доставку.
- «Финдоставке» нужно получить документы, дозвониться до получателя, согласовать доставку, вручить ему конверт в оговоренное время и по согласованному адресу, проверить все подписанные документы и вернуть их в банк.
- Основные затраты — выплаты курьерам: из-за более сложной работы они получают примерно вдвое больше, чем в обычной курьерской компании.
- В 2017 году стартап ставил целью доказать жизнеспособность бизнес-модели и востребованность услуги. В 2018 году была цель — максимально широко охватить регионы и увеличить оборот. В 2019 году покрыли 100 городов России, в середине 2019 года компания вышла на самоокупаемость.
- По итогам года нарастили выручку на 150% до 100 млн рублей, потратив в общей сложности всего 8 млн рублей заемного финансирования в 2017–2018 за все годы.
- Венчурные инвестиции от фондов до сих пор не привлекались. В 2020 году запланировано удвоение бизнеса и старт финансового маркетплейса.
Последние три месяца в среднем у компании по 25 тысяч заявок в месяц, бывали пиковые дни с 3000 заявок.
Возможность сфокусироваться на доставке именно банковских продуктов основатель обнаружил в период работы в «СПСР-Экспресс», пытаясь увеличить портфель проектов по доставке в банковском секторе.
Именно тогда, благодаря идее Алекса Васильева, и был запущен такой сервис, который потом переродился в специализированную индустрию. Финансовым организациям легче и комфортнее работать с компаниями, которые понимают боли и цели банковских продакт менеджеров.
«Финдоставка» решает этот вопрос с меньшими затратами через стандартизацию и контроль работы представителя с получателем, описывая определенные операции, которые надо выполнить представителю банка в момент вручения документов. В том числе и потому, что сотрудник курьерской компании в день доставляет до 80 посылок и не может уделить достаточное количество времени получателю, тщательно всё заполнять и проверять.
Начинала «Финдоставка» как маркетплейс: партнеры, специализирующиеся на экспресс-доставке, могли брать размещённые банками на площадке заказы. Но конфликт с основным партнером по доставке, возникший из-за различий в понимании статусов, не дал возможности далее развивать модель. Было принято решение запускать собственную сеть.
Операционная модель с собственными сотрудниками оказалась гораздо эффективнее и успешнее. Сейчас в «Финдоставке» работают около 300 курьеров по индивидуальным договорам. При согласии банка-заказчика доставку может взять на себя партнер. Среди них есть Pony Express, «Почта России», есть точки самовывоза.
Верификаторы и искусственный интеллект
30 сотрудников в штате — верификаторы, которые в реальном времени могут проверить заполненные клиентом документы и тут же послать запрос на исправление, пока клиент еще общается с курьером.
Однако роста количества верификаторов, пропорционального росту бизнеса, в «Финдоставке» не хотят и стремятся автоматизировать процесс, разрабатывая специальный софт.
Верификаторы обучают искусственный интеллект, указывая на ошибки в обработанных документах. «Финдоставка» как облачный ИТ-сервис сейчас берет услуги такой верификации на аутсорс, иногда банки покупают ИТ-продукт компании для осуществления доставки силами своих сотрудников.
Свои курьеры ближе к телу
Со стороны кажется, что для банков гораздо выгоднее отправлять с картами собственных курьеров — в процессе общения они продают другие продукты банка. «Финдоставка» позволят банкам написать «продажные» скрипты для своих курьеров, но мотивация что-то продавать в этом случае несравнимо ниже.
Однако содержать собственную сеть представителей по всей стране могут себе позволить только крупные банки с большой линейкой продуктов.
Развитие биометрической идентификации основателей «Финдоставки» не пугает.
Эти планы требуют инвестиций: «Финдоставке» нужно $1–3 млн на ближайшие перспективы, до $10 млн — на финансовый маркетплейс мечты И. Хмеля. Banki.ru и Sravni.ru сейчас имеют выручку от 2,5 до 4 млрд рублей в год. А в Германии платформа Raisin по привлечению депозитов, похожая на ориентир «Финдоставки», недавно привлекла $206 млн и вышла на американский рынок.
Интересный бизнес. А как в апреле отразился карантин на кол-ве заказов?
Сначала был плюс, потом банки закрутили свои скоринг машины до нуля.
Расчетные продукты в приоритете, как видим.
Начала недавно пользоваться вашим сервисом. Мне все нравится. Успехов в развитии проекта!)
"Курьерские компании отлично умеют физически перемещать предметы и контролировать логистику" по отзывам и личному опыту верно подмечано, с логистикой то плохо и было, и по итогу теже 60 из 100. Но это говоря о Питере и МСК. В других городах и проблемы поменьше, и логистики порой нету от слова совсем.
1. Первая сводится к трудоустройству сотрудника «Финдоставки» в штат банка, так как кредитная организация не может поручить идентификацию третьему лицу, а должна выполнять её самостоятельно
А каким НПА это регулируется?
Сама идентификация - это больше к 115фз и 353фз. Есть нюансы с применением, они уже описаны в нормах ЦБ РФ.
Понял, спасибо!
Самая простая и понятная всем схема
Ну да, этого следовало ожидать. Май очевидно пока тоже под вопросом...
Спасибо)
А как с юридической стороны происходит идентификация? По каким законам, принципам?
В конце статьи же есть комментарии по общим принципам оформления по такой схеме.
А идентификацию всегда проводит банковский сотрудник, кроме схемы с БПА.
Комментарий недоступен
Много у кого свои. Это не мешает использовать разные каналы дистрибуции и сравнивать их эффективность.
Биометрия же позволяет совершать меньше действий для подтверждения юридически значимых действий. Это эффективнее в ряде случаев.
Комментарий недоступен
Биометрия - это набор данных из твоего лица и голоса, которые хранятся в определенной базе данных. Использовать их для слежки дорого и сложно, есть более дешёвые способы, как твои транзакции, разговоры и трекинг телефона.
Своя сеть представителей по стране, да. К слову, и в биометрию можем :)