{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Все процессы компании как на ладони

В данной статье поделюсь, как мы пришли к разработке собственной IT-платформы и на какие грабли мы наступали.

Итак, поехали. ;)

Как часто вы сталкивались с попытками регламентировать деятельность в компании? С написанием инструкцией? Насколько быстро они терялись в куче папок на компьютере и превращались в абсолютно бесполезный инструмент? Как быстро Ваши сотрудники открывали и закрывали регламент, состоящий из 20 и более страниц, не дочитав до конца?

Все наши попытки ввести стандарты для процессов заканчивалась неудачей. Большинство бизнес-процессов у нас состоят из более чем 30 шагов и 7-10 участников. Нелегко координировать, помнить кто за кем идёт и что должен сделать, и уж тем более успеть это сделать в срок. Требуется ввести порядок, и при этом создать комфортную среду для сотрудников.

Сделаю небольшое отступление.
Отвечу, вкратце, что такое бизнес-процесс?
Это совокупность последовательных действий, направленных на производство и сбыт продукта (услуги), и поддержание стабильного функционирования бизнеса. Простыми словами, это все взаимодействия сотрудников друг с другом, которые проходят по заранее описанному алгоритму.

Примеры бизнес-процессов, которые часто требуют регламентации в компаниях:

  1. Процесс приема сотрудника на работу.
  2. Согласование договоров и других документов.
  3. Процесс закупки.
  4. Процесс снабжения компании товарами и услугами.
  5. Процесс обработки потенциальных клиентов.
  6. И многие другие процессы.

Ниже сформулирую то, с чем мы столкнулись, не имея описанных алгоритмов работы по процессам.

С какими проблемами мы столкнулись?

  • Сложные многоуровневые процессы протекали путем общения через почту (или чат) и большая часть накопленной информации терялась в огромных переписках.

  • Не было понимания, кто за что нес ответственность, и получали простаивающие процессы и сорванные сроки. А хвостов было не найти.
  • Даже самые простые задачи у двух отделов занимали недели.
  • Не было прозрачного понимания, где слабое место в процессе и мы не могли на него повлиять, чтобы ускориться.
  • Сталкивались с бесконечным правками и переделками.
  • И конечно, в итоге страдало качество продукта и усложнялась работа сотрудников (так как не было достаточной информации для решения своего вопроса).

Кстати, напишите в комментариях, если сталкивались с похожими проблемами и как вы их решали. Интересно, одни ли мы такие. =))

Как мы пытались их решать?

Во-первых, мы описали процесс в Visio в виде блок-схем. Постарались визуализировать процесс и уместить на несколько А4.

В качестве примера, прикрепляю описание одного из процессов:
«Обработка заявок/звонков с сайта»:

Описание бизнес-процесса «Обработка заявки/звонка с сайта» Киселев П.Д.

Во-вторых, перенесли блок-схему в дизайнер бизнес-процессов Битрикса. Это наш основной корпоративный портал, поэтому выбор пал на данное ПО.

Дизайнер бизнес-процессов в Битрикс Киселев П.Д.

Ниже пример задания для сотрудника, когда до него доходит «очередь»:
(Есть описание задания, от кого пришло и какое действие нужно совершить. В данном примере просят утвердить выдачу наличных денег, при нажатии на кнопку «Наличные выданы» процесс перейдет на следующий шаг)

Задания бизнес-процессов для сотрудников в Битрикс Киселев П.Д.

Поработав в Битриксе с бизнес-процессами около года, нашли множество багов и неудобств:

  • отсутствуют умные фильтры для процесса;
  • нет понятного и удобного реестра запущенных процессов;
  • не хватает расширенной карточки задания для сотрудника (где есть подробное описание, что и в какой момент следует сделать в рамках процесса, где взять материал и информацию для выполнения, просмотреть комментарии от других участников процесса и главное в какие сроки сделать задание);
  • отсутствуют отчеты по бизнес-процессам, чтобы, как минимум, отследить простои и узкие места;

Всё выше перечисленное подтолкнуло начать реализовывать собственную платформу, тем более накопился опыт в бизнес-процессах и их автоматизации. Конечно не с нуля, а на базе существующий IT-решений с открытым кодом.

Решение: IT платформа для трекинга и автоматизации бизнес-процессов компании

Описание

Платформу планируем запускать на всех платформах (приложение + веб).
По модели монетизации: Freemium или подписочная модель (часть функционала будет бесплатной + платные расширения) для B2B.

Хотим, чтобы платформа давала возможность удаленного управления сотрудниками: отображала их реальную загрузку, вовремя отправляла уведомления о любых сбоях в работе в рамках бизнес-процессов, кратно сокращала правки и доработки, повышала качество конечного продукта бизнес-процессов.

Платформа разрабатывается для удобной работы не только с компьютера, но и на любом смартфоне.

Акцент делаем на визуализацию! Вы видите на одном DashBoard`е все процессы в тех разрезах, которые действительно помогают принимать правильные управленческие решения.

Как это выглядит?

1. Страница со списком бизнес-процессов.

Наглядно видно, какой процесс на ком остановился и что необходимо сделать, чтобы его продвинуть дальше. Виден прогресс, который отображает, сколько осталось до конца процесса, чтобы получить итоговый результат.

У любого сотрудника есть возможность перейти во вкладку "Мои процессы" и увидеть только свои задания.

Бизнес-процессы компании Киселев П.Д,

2. Подробная карточка задания сотрудника в рамках бизнес-процесса.

Сотрудник, открывая карточку по своему заданию, видит, что именно ему нужно сделать, все прикрепленные документы и материалы (справа сверху), в какие сроки и какие комментарии по данному процессу оставили другие участники. Здесь же в карточке сотрудник прикрепляет документ и выполняет задание, ему не нужно переходить из одного в окна в другое - все в одном месте!

Карточка элемента бизнес-процесса Киселев П.Д.

3. Список всех созданных бизнес-процессов компании.

Создавайте и настраивайте сколь угодно бизнес-процессов в удобном конструкторе (по аналогии с тем, как создаются сайты из блоков в Tilda)

Список бизнес-процессов компании Киселев П.Д.

4. Пример отчетности для руководителей отделов.

Видна загрузка каждого сотрудника, его выполненные и просроченные задания. Также отображается сколько элементов запущено по каждому из бизнес-процессов и динамика по созданным и выполненным элементам.

Отчетность для руководителей отделов (подразделений) Киселев П.Д.

Ожидаемый результат от внедрения платформы

1. Вы ясно понимаете, кто чем занят и на каком шаге процесса.

2. Все сотрудники говорят на одном языке. Каждый знает, что сделать и какой материал подготовить для следующего участника процесса для выполнения его задания.

3. С уходом сотрудника Вы не теряете знание о том, в какой последовательности и как должен идти процесс, чтобы получить результат

4. Вы экономите деньги на передаче знаний новым сотрудникам, благодаря прозрачной и понятной системе процессов.

5. Сотрудник знает, что именно он делает; от кого что получает; в каком виде получает; в какие сроки выполняет работу; кому, когда и что передает; за что отвечает.

6. Наилучшим образом подготовитесь к автоматизации системы управления организацией; благодаря системе, которая выявит неоптимальные пути движения документов и материальных ценностей.

7. Визуализированная картина по используемым ресурсам, а также сколько в среднем занимает выполнение каждого задания.

8. Ваши процессы компании становятся измеримыми и Вы сможете на них влиять онлайн: ускорять, оптимизировать и выводить на новый уровень автоматизации

9. Снижаете человеческий фактор и как следствие количество ошибок, которые приводят к денежным потерям компании

Буду благодарен Вам за обратную связь в комментариях, ваши пожелания и критику еще=)

0
62 комментария
Написать комментарий...
Артур Миргаязов

Не понимаю зачем пилить свою.
Уже есть Планфикс и там реализовано всё и даже больше. Есть quickbpm, тоже неплохая штука

Может проще готовую взять и настраивать или идея не а автоматизации своих процессов, а в запуске стартапа?)

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Да, продуманные платформы.

Как давно пользуетесь планфиксом? Все устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mikhail Alekseev

Действительно, как и отмечали другие комментаторы, странно в 2020 разрабатывать свой bpmn движок. Например, есть Camunda - open source система управления бизнес-процессами от Deutsche Bank. Наверное, camunda самая известная и навороченная. Если есть требования использовать отечественное ПО, то есть сертифицированная RunaWFE. Если не устраивает дефолтный UI систем и есть штат программистов, то можно использовать вышеназванные как api провайдеров, рисуя свой UI.
Ещё bpium, bpmonline, bizagi, comindware (там, кстати, своя графовая СУБД используется) и т.д. Но раз уж начали, то ждём продолжения, что в итоге получилось, успехов.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Клиенты хотят:
1. Быстрее и проще
2. Видеть где сейчас бизнес процесс
3. Знать, что творится в процессах (сколько процессов на какой стадии)
4. Добавить заместителя
5. Автозапуск процессов

Это все и реализовываем. То, что нет в выше описанных системах

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Gleb Novikov

Непопулярную мысль скажу, но ведь любой бизнес процесс можно собрать в Jira или Яндекс.Трекере с помощью кастомных воркфлоу, в эту сторону даже не смотрели? Там и статистику собрать можно будет, и дополнительную автоматизацию накрутить с помощью API

На худой конец еще Trello есть, хотя там нет ограничения возможных переходов между статусами.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов

Jira ещё ладно, но Я.Трекер вообще сырой. Там все нотификации на почту, а не в интерфейсе системы, а удаление полей через поддержку. Системе уже 2 года в паблике и неизвестно сколько на бэке в самом Яндексе, и они далеки от всего, что описывает автор в посте.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

В эту сторону смотрели)
Но у нас бизнес процесс со множеством условий «если»

Например, Ввели одно значения в поле, должны пойти в ветку номер 13.4
Если второе, то вернутся на шаг 4

Бизнес процесс нелинейный (многоуровневый) и Яндекс трекер или Jira с этим не справляются

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Также есть ещё такой нюанс: сотрудник уволился или ушёл в отпуск и на шаг процесса нужно подставить другого по определенному правилу, чтобы не простаивал

Этого в Jira или Яндекс также не нашли. Но могу ошибаться, поправьте если что

Ответить
Развернуть ветку
Александр ВТр

+

Но со денежными параметрами процессов и добавленной стоимостью когда будет связь - собственникам намного станет ближе концепция. Предлагаю в сторону оценки в денежных единицах посмотреть. 

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Полностью согласен) будем развивать эту линию)

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Похоже на 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Карасик

+

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рабченок

Задача мелковата на карточке сотрудника

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Спасибо, приняли, в следующих итерациях улучшим, сделаем крупнее)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Valera Patyk

Можно "услышать" о том как вы организовывали структуру компании, разграничение функций и их описание для сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Конечно, подробно с макетами выложу через пару дней статью, включающую эти вопросы ;)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Alekseev

Ещё интересно, будет ли у Вас отдельно реализован слой бизнес-объектов и в каком виде? Или планируется все хранить в переменных БП?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Бизнес слои будут)

Как будет выглядеть постараемся вложить в презентацию, также пришлю информацию, как доберёмся до данного этапа;) себе зафиксировали это.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Пока не касались таких вопросов, но дали почву для размышлений) спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Alex B

Привет! А тестировали ELMA, Террасофт, аналогичные программы для моделирования бизнес-процессов? Битрикс24 конечно больше корпоративный портал и CRM, чем ПО для бизнес-процессов.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Привет) очень поверхностно, но сейчас смотрим их сильные места, чтобы перенять и дополнить платформу

Ответить
Развернуть ветку
Троицкий Филипп

+

Ответить
Развернуть ветку
Константин Парфентьев

Какую нотацию поддерживает ваш движок?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

BPMN

Ответить
Развернуть ветку
Iv Denis

+

Ответить
Развернуть ветку
Антоха Веселый

+

Ответить
Развернуть ветку
Абубакар Сергеевич

В битриксе так же есть функционал построения задач. Не пойму, вы от него уходите или будете работать в двух программах - тогда не будет ли это наоборот усложнением процессов?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

В двух программах точно нет)
Пока продолжаем работать в Битриксе, далее будем плавно переходить: переносить процессы и задачи, тестировать

Ответить
Развернуть ветку
Явор Василев

+

Ответить
Развернуть ветку
Daniyar Bayev

+

Ответить
Развернуть ветку
Артём Устюжанин

Новый модуль RPA в Б24 ещё не видели?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Если вы про роботов, то видели.

Но то, что они объявляли в бостонской презентации - пока ещё не реализовали до конца

И честно говоря не понятно, как они в канбан бизнес процесса будут зашивать параллельные процессы или те элементы которые должны одновременно пройти через 2 статуса (такое часто бывает, например, один отдел согласовывает заявку, другой параллельно должен вписать значение в поле «плательщик) и др, таких примеров у нас множество было

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Elena

+

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Снитковский

+

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

+

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Grachov

1. Идея прикольная
2. Какую обратную связь Вы хотите получить опубликовав пару скриншотов (возможно отрисованных, а не запрограммированных)
3. Вы предлагаете "еще одно" приложение в компанию, вместо того что бы сделать "продукт" в какой либо экосистеме, например в Битриксе - это большой минус
4. В чём принципальное отличие от "задачников", тем что после согласования одним человеком это улетает другому?
5. Можно еще долго спрашивать и задавать вопросы - но лучше всего будет если вы дадите на тест....

Ответить
Развернуть ветку
Константин Устинов

Добрый день!
Не смог понять на какую именно платформу Вы ушли после Битрикс24?

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

На данный момент разрабатываем свою)
С функционалом, который описан в статье.

Константин, как будет готова первая бета версия - пришлю Вам ссылку
Также пришлю всем, кто заинтересовался и поставит + под этим комментом

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Степан Чельцов

Я так понимаю, что вы в основу системы закладываете главный объект - бизнес-процесс? А что будет инициировать его и что будет результатом процесса, как вы это будете определять в настройках?

На мой взгляд, человека работающего с процессами компаний, важно в первую очередь причину и следствие разобрать, а какими процессами или связками процессов это будет реализовано уже не так важно. Есть много кейсов, когда сущности системы не отвечают удобству пользователя и процесс надо видоизменять (пример: контакт превратился из карточки контакта в текстовое поле в задаче), но как только мы это понимаем, сразу упираемся в невозможность таких изменений в системе.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Fedorov

Добрый день, Павел. Интересно, если не секрет, узнать уровень затрат которые вы на текущий момент понесли для разработки своей платформы.
Также хотелось бы узнать по возможностям системы/платформы:
- добавлять свои поля в процессы;
- есть ли поля типа Справочник;
- можно ли в процессе вести переписку между участниками выполнения процессами;
- может ли в процессе участвовать Клиент;
- как организованы права доступа к процессам и их полям, статусам и т.п.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пак

+

Ответить
Развернуть ветку
Лев Цепляев

+

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Погудин

+

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда