{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Все процессы компании как на ладони

В данной статье поделюсь, как мы пришли к разработке собственной IT-платформы и на какие грабли мы наступали.

Итак, поехали. ;)

Как часто вы сталкивались с попытками регламентировать деятельность в компании? С написанием инструкцией? Насколько быстро они терялись в куче папок на компьютере и превращались в абсолютно бесполезный инструмент? Как быстро Ваши сотрудники открывали и закрывали регламент, состоящий из 20 и более страниц, не дочитав до конца?

Все наши попытки ввести стандарты для процессов заканчивалась неудачей. Большинство бизнес-процессов у нас состоят из более чем 30 шагов и 7-10 участников. Нелегко координировать, помнить кто за кем идёт и что должен сделать, и уж тем более успеть это сделать в срок. Требуется ввести порядок, и при этом создать комфортную среду для сотрудников.

Сделаю небольшое отступление.
Отвечу, вкратце, что такое бизнес-процесс?
Это совокупность последовательных действий, направленных на производство и сбыт продукта (услуги), и поддержание стабильного функционирования бизнеса. Простыми словами, это все взаимодействия сотрудников друг с другом, которые проходят по заранее описанному алгоритму.

Примеры бизнес-процессов, которые часто требуют регламентации в компаниях:

  1. Процесс приема сотрудника на работу.
  2. Согласование договоров и других документов.
  3. Процесс закупки.
  4. Процесс снабжения компании товарами и услугами.
  5. Процесс обработки потенциальных клиентов.
  6. И многие другие процессы.

Ниже сформулирую то, с чем мы столкнулись, не имея описанных алгоритмов работы по процессам.

С какими проблемами мы столкнулись?

  • Сложные многоуровневые процессы протекали путем общения через почту (или чат) и большая часть накопленной информации терялась в огромных переписках.

  • Не было понимания, кто за что нес ответственность, и получали простаивающие процессы и сорванные сроки. А хвостов было не найти.
  • Даже самые простые задачи у двух отделов занимали недели.
  • Не было прозрачного понимания, где слабое место в процессе и мы не могли на него повлиять, чтобы ускориться.
  • Сталкивались с бесконечным правками и переделками.
  • И конечно, в итоге страдало качество продукта и усложнялась работа сотрудников (так как не было достаточной информации для решения своего вопроса).

Кстати, напишите в комментариях, если сталкивались с похожими проблемами и как вы их решали. Интересно, одни ли мы такие. =))

Как мы пытались их решать?

Во-первых, мы описали процесс в Visio в виде блок-схем. Постарались визуализировать процесс и уместить на несколько А4.

В качестве примера, прикрепляю описание одного из процессов:
«Обработка заявок/звонков с сайта»:

Описание бизнес-процесса «Обработка заявки/звонка с сайта» Киселев П.Д.

Во-вторых, перенесли блок-схему в дизайнер бизнес-процессов Битрикса. Это наш основной корпоративный портал, поэтому выбор пал на данное ПО.

Дизайнер бизнес-процессов в Битрикс Киселев П.Д.

Ниже пример задания для сотрудника, когда до него доходит «очередь»:
(Есть описание задания, от кого пришло и какое действие нужно совершить. В данном примере просят утвердить выдачу наличных денег, при нажатии на кнопку «Наличные выданы» процесс перейдет на следующий шаг)

Задания бизнес-процессов для сотрудников в Битрикс Киселев П.Д.

Поработав в Битриксе с бизнес-процессами около года, нашли множество багов и неудобств:

  • отсутствуют умные фильтры для процесса;
  • нет понятного и удобного реестра запущенных процессов;
  • не хватает расширенной карточки задания для сотрудника (где есть подробное описание, что и в какой момент следует сделать в рамках процесса, где взять материал и информацию для выполнения, просмотреть комментарии от других участников процесса и главное в какие сроки сделать задание);
  • отсутствуют отчеты по бизнес-процессам, чтобы, как минимум, отследить простои и узкие места;

Всё выше перечисленное подтолкнуло начать реализовывать собственную платформу, тем более накопился опыт в бизнес-процессах и их автоматизации. Конечно не с нуля, а на базе существующий IT-решений с открытым кодом.

Решение: IT платформа для трекинга и автоматизации бизнес-процессов компании

Описание

Платформу планируем запускать на всех платформах (приложение + веб).
По модели монетизации: Freemium или подписочная модель (часть функционала будет бесплатной + платные расширения) для B2B.

Хотим, чтобы платформа давала возможность удаленного управления сотрудниками: отображала их реальную загрузку, вовремя отправляла уведомления о любых сбоях в работе в рамках бизнес-процессов, кратно сокращала правки и доработки, повышала качество конечного продукта бизнес-процессов.

Платформа разрабатывается для удобной работы не только с компьютера, но и на любом смартфоне.

Акцент делаем на визуализацию! Вы видите на одном DashBoard`е все процессы в тех разрезах, которые действительно помогают принимать правильные управленческие решения.

Как это выглядит?

1. Страница со списком бизнес-процессов.

Наглядно видно, какой процесс на ком остановился и что необходимо сделать, чтобы его продвинуть дальше. Виден прогресс, который отображает, сколько осталось до конца процесса, чтобы получить итоговый результат.

У любого сотрудника есть возможность перейти во вкладку "Мои процессы" и увидеть только свои задания.

Бизнес-процессы компании Киселев П.Д,

2. Подробная карточка задания сотрудника в рамках бизнес-процесса.

Сотрудник, открывая карточку по своему заданию, видит, что именно ему нужно сделать, все прикрепленные документы и материалы (справа сверху), в какие сроки и какие комментарии по данному процессу оставили другие участники. Здесь же в карточке сотрудник прикрепляет документ и выполняет задание, ему не нужно переходить из одного в окна в другое - все в одном месте!

Карточка элемента бизнес-процесса Киселев П.Д.

3. Список всех созданных бизнес-процессов компании.

Создавайте и настраивайте сколь угодно бизнес-процессов в удобном конструкторе (по аналогии с тем, как создаются сайты из блоков в Tilda)

Список бизнес-процессов компании Киселев П.Д.

4. Пример отчетности для руководителей отделов.

Видна загрузка каждого сотрудника, его выполненные и просроченные задания. Также отображается сколько элементов запущено по каждому из бизнес-процессов и динамика по созданным и выполненным элементам.

Отчетность для руководителей отделов (подразделений) Киселев П.Д.

Ожидаемый результат от внедрения платформы

1. Вы ясно понимаете, кто чем занят и на каком шаге процесса.

2. Все сотрудники говорят на одном языке. Каждый знает, что сделать и какой материал подготовить для следующего участника процесса для выполнения его задания.

3. С уходом сотрудника Вы не теряете знание о том, в какой последовательности и как должен идти процесс, чтобы получить результат

4. Вы экономите деньги на передаче знаний новым сотрудникам, благодаря прозрачной и понятной системе процессов.

5. Сотрудник знает, что именно он делает; от кого что получает; в каком виде получает; в какие сроки выполняет работу; кому, когда и что передает; за что отвечает.

6. Наилучшим образом подготовитесь к автоматизации системы управления организацией; благодаря системе, которая выявит неоптимальные пути движения документов и материальных ценностей.

7. Визуализированная картина по используемым ресурсам, а также сколько в среднем занимает выполнение каждого задания.

8. Ваши процессы компании становятся измеримыми и Вы сможете на них влиять онлайн: ускорять, оптимизировать и выводить на новый уровень автоматизации

9. Снижаете человеческий фактор и как следствие количество ошибок, которые приводят к денежным потерям компании

Буду благодарен Вам за обратную связь в комментариях, ваши пожелания и критику еще=)

0
62 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kiselev
Автор

Пока не касались таких вопросов, но дали почву для размышлений) спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда