Разработали аналог Confluence, чтобы продвигать сайт в поисковиках и увеличили посещаемость в два раза

Привет, я Вячеслав — руководитель отдела маркетинга ispmanager. Мы создаем сложный софт, для которого нужна документация. Мы сидели на Confluence, но решили его заменить еще до того, как Atlassian ушел из России.

Расскажу, как ради SEO-продвижения запустили iDocs — аналог Confluence (и до сих пор им пользуемся). А еще — почему не стали зарабатывать на продаже продукта, хотя окупили его разработку за счет продажи iDocs партнерам.

Разработали аналог Confluence, чтобы продвигать сайт в поисковиках и увеличили посещаемость в два раза

Почему нам не подошел Confluence 

Причин уйти с Confluence было две, и уход Atlassian из России — не главная из них.

Confluence можно разместить только на поддомене. Мы продаем панель управления хостингом. Это достаточно узкая ниша, SEO-запросов немного. Большинство из них связаны с услугами хостинга — которые мы не предоставляем. Поэтому семантическое ядро маленькое.

Мы хотели расширить семантическое ядро за счет индексации страниц с документацией. Поэтому контент нужно было перенести на хост — чтобы документация стояла на одном сервере вместе с сайтом, и у нее был адрес example.com/doc вместо doc.example.com. С Confluence так сделать не получилось — его можно разместить только на поддомене. Это было основной причиной мигрировать.

Технические трудности из-за ухода Atlassian из РФ для нас заключались в том, что в приложение не получилось добавить поддомен в зоне .ru — конструкция rudocs.ispmanager.com вместо привычного docs.ispmanager.ru нас не устраивала

Почему не выбрали готовые аналоги Confluence

Команда собрала список требований к аналогу Confluence:

  • Установка на хост — главное.
  • Удобная миграция из Confluence без потери содержимого.
  • Понятный редактор статей — язык разметки Markdown, inline-стили. Например, выделение текста, курсив, списки.
  • Возможность работать со структурой статей — менять уровни и работать с деревом статей.

В начале 2022 года мы протестировали несколько отечественных вариантов. Но ПО либо не поддерживало установку на хост либо миграция напоминала танцы с бубнами, а данные во время переезда терялись.

Посмотрели на рынок и поняли — it’s time to delat’ svoi product. Так уже поступили крупные компании — например, «Яндекс» запустил Yandex Wiki, «Ростелеком» — систему управления проектами «Яга». И мы приступили к работе.

iDocs — кодим, релизим и катимся в продуктовую пропасть

Опыт создания веб-приложений у нас есть — на сайте ispmanager уже работает фичреквест и форум, который мы написали с нуля на базе open-source решений.

За основу взяли технологии:

  • Фреймворк Laravel для сайтов и веб-приложений.
  • Админку на базе Orchid — Open-source решение для административной части сайта.
  • MySQL (MariaDB) для баз данных.

Рядом с фичреквестом на хосте у нас лежал актуальный сайт на Drupal — туда же мы планировали разместить документацию. Под этот «зоопарк» искали архитектуру, которая сможет нормально работать.

Пока обсуждали будущую архитектуру, дизайнер разрабатывал внешний вид документации — здесь было меньше всего проблем. В рамках ребрендинга мы уже обновляли все, что находится на сайте. Поэтому дизайн документации одобрили еще до того, как разработчики сели писать бэкенд. Референсом выступил дизайн Confluence.

К работе приступили впятером: я, два веб-разработчика, DevOps и дизайнер. Позже присоединился тестировщик.

Над названием продукта долго не думали, отталкивались от узнаваемого бренда ispmanager — получилось ispmanager Docs, а внутри компании прижилось сокращение iDocs.

Как выглядел процесс работы до первого деплоя:

  • Написали парсер для Confluence и закатили туда дамп пространств из Confluence — в процессе потеряли половину контента. Потратили еще несколько дней — доделали парсер, мигрировал текст, но потерялись картинки. Confluence хранит изображения в своей базе или подтягивает с URL — пришлось «перевозить» картинки в хранилище S3 и оттуда подтягивать их через подмену URL по маске.
  • Сделали административную часть приложения — настраивали создание статей, статусы, систему ролевого доступа, редактор. Мы использовали open-source, но все нужно было собрать вместе и подогнать под наши нужды.
  • Разработали архитектуру сайта и настроили маршрутизацию. Например, пользователь попадал на сайт и перенаправлялся в нужный раздел, который определял бэкенд.
  • Запустили выкатку обновлений с помощью CI/CD — раньше у нас его не было. Со временем научились выкатывать отдельные элементы системы: доку, сообщество, основной сайт.
  • Взяли свежий дамп актуальной доки и раскатили его на стейджинг. Все шло как по маслу — нажали заветную кнопку и запустили деплой.

Разгребаем последствия деплоя

С какими проблемами мы столкнулись после деплоя:

Страницы выдавали ошибку 404. Мы уходили с поддомена в хост, поэтому важно было проставить редиректы. Оказалось, мы сделали это недостаточно хорошо — около 20% редиректов, выставленных по маске rudocs.ispmanager.com/* не проставились.

«Адовый адок» — первое, что я подумал, когда увидел первые последствия деплоя.

Причину нашли в парсере, когда сравнили старые и новые URL — он поменял генерацию русских слов в английской раскладке
и «pol-zovatelya» превратились в «polzovatelya».

В результате нашли старую структуру URL и проставили редиректы на уровне документации — мы предусмотрели возможность проставить 301 редирект из интерфейса iDocs. Транслитерацию в итоге сделали так же, как было в Confluence.

Так выглядят редиректы в интерфейсе iDocs
Так выглядят редиректы в интерфейсе iDocs

Все починили примерно за неделю — в результате iDocs научили собирать URL после парсинга, как это делает Confluence.

Появилась ошибка «Поиск не работает» — поиск работал только по названию статьи и ее описанию. Из-за этого репрезентативность выдачи стремилась к нулю.

А еще поиск оказался очень перегруженным. А статьи выдавались по степени совпадения, а не актуальности. Поэтому древние материалы по устаревшим версиям продукта упорно лезли в первые строки выдачи.

Дизайнер и веб-разработка доделали поиск, улучшили релевантность и докрутили интерфейс. Появилась возможность выбрать, по каким пространствам искать — например, по корневым директориям с документацией ispmanager 6, SSL-сертификатами и другими.

Как выглядит поиск по пространствам:

Интерфейс для работы с пространствами сейчас не самый удобный — знаем, планируем заняться доработкой позже
Интерфейс для работы с пространствами сейчас не самый удобный — знаем, планируем заняться доработкой позже

После первого деплоя iDocs довольно быстро поняли, что продукт сырой — предстоит еще много работы, коллеги это подтвердили =))

Исправляли косяки и активно тестировали iDocs всей командой
Исправляли косяки и активно тестировали iDocs всей командой

Что еще доработали в iDocs:

  • Докрутили работу со статьями — добавили предпросмотр статей, исправили ошибки, из-за которых не сохранялся текст в блоках и некорректно отображался код.
  • Добавили возможность мигрировать из Confluence по API. Теперь не нужно делать дамп и загружать его в парсер — iDocs все подтягивает сам.
  • Сделали глобальный лог изменений.

iDocs — что получилось

Дизайн iDocs сделали в светлой и темной теме. В статье рассказали, как уже разрабатывали темную тему для панели ispmanager.

Как выглядит пользовательский интерфейс iDocs:

Интерфейс iDocs
Интерфейс iDocs

Как выглядит iDocs в админке:

Технические писатели ispmanager говорят, что в iDocs удобнее работать, чем в Confluence. Надеюсь, они так говорят не ради премии =)
Технические писатели ispmanager говорят, что в iDocs удобнее работать, чем в Confluence. Надеюсь, они так говорят не ради премии =)

Стремились сделать интуитивно простой интерфейс — сейчас в iDocs понятная структура статей по уровням и удобные инструменты для оформления.

Как выглядят инструменты:

Оставили основные инструменты для работы с текстом
Оставили основные инструменты для работы с текстом

Сделали автоматическое оглавление внутри статьи, которое подтягивается через хедеры.

Как выглядит оглавление внутри статей:

Навигация внутри статьи видна справа от основного текста — так удобнее перемещаться по объемным статьям с большим количеством подзаголовков
Навигация внутри статьи видна справа от основного текста — так удобнее перемещаться по объемным статьям с большим количеством подзаголовков

Продолжаем учитывать пожелания команды — докручиваем функционал, который нужен в работе. Например, добавили возможность посмотреть историю изменений статьи:

В каждой статье видно, кто и когда вносил изменения — удобно, почти как в Google Docs
В каждой статье видно, кто и когда вносил изменения — удобно, почти как в Google Docs

И чего добились

Главной целью разработки iDocs — расширить семантическое ядро с помощью индексации страниц с документацией на основном домене.

Как изменилась посещаемость сайта ispmanager:

Данные Яндекс.Метрики
Данные Яндекс.Метрики

Переезд на iDocs в мае 2023 года увеличил посещаемость сайта ispmanager практически в 2 раза — теперь поисковики чаще показывают документацию пользователям, и это помогает наращивать SEO-трафик.

Получилась достойная альтернатива Confluence, которую мы смогли разместить на хосте — сделали полноценный продукт для документации и базы знаний.

Киллер-фича iDocs — возможность поставить ПО на хост, чтобы документация вместе с сайтом находились на одном сервере. Насколько нам известно, российские аналоги Confluence не могут таким похвастаться — если знаете варианты, расскажите о них в комментариях.

Почему не стали выводить iDocs на рынок

Изначально мы писали продукт для себя, зарабатывать на iDocs не собирались. Позже мы захотели попробовать вывести его на рынок. Но не срослось.

Да, продукт купили и используют наши партнеры. Эти продажи отбили издержки на первичную разработку. Но мы изучили спрос, сделали расчеты и решили не выходить на рынок. Все по-взрослому =)

Почему решили не продвигать iDocs:

  • Российский рынок — маленький. Многие крупные компании уже сделали для себя похожие решения, а маленькие игроки используют бесплатные программы — например, Media.Wiki, Wiki.js, DokuWiki.
  • За рубежом — серьезная конкуренция. Бороться с Confluence трудно.
  • Вложения в продукт. Чтобы вывести iDocs на рынок нужно около 10 млн ₽: разработать механизмы обновлений клиентских установок и учета срока лицензий, закрыть код, организовать техподдержку, упростить установку ПО, провести кастдевы с аудиторией.
  • Длинный срок окупаемости — более 3 лет. В текущей экономической ситуации это не выглядит разумной инвестицией — есть способы окупить такую сумму быстрее. Например, расширить географию продаж флагманского продукта — панели управления ispmanager.

Для компании важно развивать продукт с понятным рынком и сроком окупаемости, поэтому от идеи продвигать iDocs «в люди» мы отказались.

Но развитие iDocs на этом не остановилось — продолжили работу и регулярно докручиваем фичи для внутренних потребностей. iDocs полностью закрыл потребность ispmanager в ПО для документации и базы знаний.

Продукт на рынок по-прежнему не выводим, но готовы развернуть доку или базу знаний для вашего проекта. Если у вас похожие задачи и нужна альтернатива Confluence — напишите на почту bizdev@ispmanager.com. Заказать бесплатную демо-версию и узнать подробнее об условиях можно на сайте ispmanager.

88
11 комментариев

Не стали зарабатывать на продаже, хотя окупили за счет продажи.

Ничего не понял 🫤

1

Л-логика) Согласен, не очень понятно написано.)

Посыл в том, что мы окупили первоначальную разработку за счет партнеров, но не стали дальше двигать продукт в рынок. Т.е. заниматься продвижением, искать маркет-фит и вот это все)

Судиться за нейминг не боитесь, что придётся? Вот, например https://idocs.kz

Поэтому официальное название - ispmanager docs. А iDocs лишь внутреннее)

Неужели не нашлось ни одного готового варианта, который можно было бы просто купить и так сильно не заморачиваться?

Мы рассматривали парочку. И даже тестировали. Но один из них не пропустили девопсы, другой не работал как надо.

В общем, изначальная идея была что-то найти на рынке, но не случилось.