{"id":3891,"title":"\u041c\u044b \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c 100 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0432\u044b \u0441\u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=3891&url=https:\/\/vc.ru\/special\/invest&hash=f04745aa4d132660bed9e2b800f7a11b186e865b37e0eafded251e584854a386","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как мы сделали двухгодичные курсы для подростков с 80% дохождением

Мы - айти-школа Алексея Илларионова, дистанционное обучение подростков программированию и компьютерной графике.

Мы не считаем себя лучшими. Это делают люди.

Алексей Илларионов
Руководитель айти-школы

В чём секрет?

На самом деле всё просто: надо сделать учёбу интересной (ВНЕЗАПНО). Более того, интерес ученика — это то, вокруг чего вообще должна строиться вся учебная программа и все процессы. Потому что длительное обучение работает только так.

А длительность — это хорошо. Длительность — это надёжно. Дать хоть что-то предметно нельзя даже за полгода. Нам, признаться, и двух-то лет с тремя уроками в неделю не хватает.

А почему подростки?

Они клёвые, со всем своим скепсисом, независимостью, провокациями. Мало кто хочет работать с ними, это самая сложная аудитория: уже не дети, каких-то базовых вещей (Scratch, Minecraft, например) им уже недостаточно, но ещё и не взрослые, ещё не относятся к образованию рационально. Работая с подростками, конкурируешь с другими провайдерами интереса: YouTube, TikTok, Steam в конце концов.

При этом более-менее серьёзно о будущей профессии можно говорить только с подростками. Так что, если мы называем себя профориентационными курсами, выбор аудитории невелик.

Как конкурировать с YouTube?

Достаточно просто, если понимать, что YouTube — инструмент получения эмоций. Значит, если и образование будет источником эмоций — оно сможет сражаться за интерес ученика.

Для этого надо сначала понять, что такое эмоция: это ответ, реакция на внешний импульс. Причём такой импульс, который находит отклик. Если какой-нибудь, ну, например, Артемий скажет: «Ты — говно», это будет совсем не то же, как если это сделает близкий человек.

В общем, схема такая: возникает внешний импульс, он резонирует с внутренним пространством, в ответ рождается эмоция. Именно поэтому над одним и тем же фильмом кто-то может смеяться, а кто-то плакать. А кто-то просто пожмёт плечами — не резонирует.

И как это применить в образовании?

Раз эмоция — ответ внутреннего пространства, то нужно понять, что в нём. А у подростка там: развлечения, поп-культура, мемы, поглубже — отношения со сверстниками, с родителями, самоидентификация, в конце концов.

Соответственно, знания должны быть способом выражения вот этого всего, должна создаваться устойчивая связь «образование = самовыражение, я учусь = я получаю эмоции». Ведь, на самом деле, именно так любое дело становится любимым, когда оно становится источником эмоций.

А конкретный пример можно?

Программирование начинается с изучения HTML-вёрстки.

За макет берётся instagram, преподаватель объясняет новые темы, верстает, ученики повторяют. Контент — профиль какого-нибудь супергероя (придумывается учителем). Так мы используем инструмент «близкая тема».

Потом ребята самостоятельно верстают свои варианты, причем каждый загадывает своего персонажа, остальные должны угадать его по содержанию постов. Здесь — инструмент «добавление от себя».

Например, чей это может быть профиль?

А после уже самостоятельная вёрстка нового макета «с нуля». Тема — интернет-магазин вещей, которые характеризуют ученика. Вся группа обсуждает каждую работу, голосуют за лучший вариант. Именно здесь первая стадия одного из главных инструментов «использование знаний для сообщения».

Со временем темы и инструменты становятся всё глубже и сложнее.

Но ведь не только самовыражение бывает мотивацией!

Да, но это — другая категория ребят. Они изначально имеют способности, уже какой-то опыт. Мы не для них. Наша задача — не создавать одиночный успешный успех, а поднимать среднюю температуру в массе.

Поэтому мы берём ребят без опыта, где-то даже без явного интереса. И за 2 года, с помощью эмоций, мы помещаем в их головы идею о профессии программиста или компьютерного художника.

Стоит только идее завладеть сознанием, как избавиться от неё практически невозможно

Поэтому, если у ребёнка уже есть большой опыт, мы предупреждаем, что, возможно, ему у нас будет скучно.

Мы — входная группа в мир информационных технологий. Если, например, Яндекс.Лицей — школа олимпийского резерва, то мы — сеть «дюшек».

И всё, секрет только в эмоциях?

Нет. Эмоция — это фундамент, искра, которая может и потухнуть. А может и «зажечь» ученика. И, чтобы искра стала огнём, нужна группа.

Обучение издревле — коллективный процесс, инструмент коммуникации. Когда первый учитель добыл огонь и показал это первым ученикам, произошла магия образования: из ничего появилось знание. И группа начала использовать это знание внутри себя, обогащая его, дополняя и рождая новые смыслы.

Образование как инструмент коммуникации

Поэтому мы с большой настороженностью относимся к трендам индивидуализации образования: персональные образовательные траектории, искуственный интеллект-персональный помощник, вот это всё.

Мы считаем, что технологии, развивающие групповое взаимодействие, в конце концов будут гораздо более естественными для человека. Геймдев, например, уже давно это понял.

Пф, в групповых занятиях нет ничего нового

Да, вот только зачастую, говоря «группа», мы имеем в виду наследие промышленной революции, когда главное в процессе — одновременное обучение большого количества людей. Есть один носитель знания и он его транслирует. «Группа 1.0».

Сегодня же у нас нет проблемы доступа к информации. Наоборот, теперь её слишком много и в ней нужно уметь ориентироваться. Что получится, если сложить это с коллективной природой образования?

учитес

Группа, которая самостоятельно фильтрует, анализирует и использует информацию. Группа, которая обучается автономно. «Группа 2.0».

Да, это тоже не ново, но не в массе. Только сегодня, с помощью технологий, стало возможно перенести это из дорогих частных школ в широкий доступ. Возвести концепцию в абсолют, лишить образовательный процесс смысла без группы, вернуться к истокам.

Мы считаем, что следующим большим прорывом будет стартап, позволяющий в любое образование (корпоративное, дополнительное, общее, высшее) добавить «группу 2.0». Например, ИИ, который отслеживает не одного ученика, а всю группу как единый элемент, генерирует те или иные активности для улучшения её показателей. В общем, всё то, что уже давно есть в различных групповых терапиях (и откуда, мы, на самом деле, многое позаимствовали).

И как выглядит эта «группа 2.0»?

Пример, использующий несколько разных механик, применяется ближе к концу обучения:

Ребята делятся на команды по 3 человека, задание — создать 3D-модель хоррор квест-локации. Требования:

  1. Каждая комната должна олицетворять личный страх ребёнка.
  2. Все работы должны быть выполнены в едином стиле.
  3. Должны быть использованы темы, которые мы ещё не проходили, их нужно загуглить самостоятельно.

В конце каждая команда проводит защиту: рассказывает про использованные инструменты, про процесс в целом. Группа голосует за самый страшный квест.

Итого, как повысить дохождение?

  1. Добавить эмоции.
    Сделать образование способом самовыражения. Обращаться к эмоциональному, а не рациональному.
  2. Сделать обучение по-настоящему групповым.
    Возведённым в абсолют, чтобы без группы обучение не имело смысла.

Кстати, мы выяснили, что эта формула, мало того, что работает с практически любым предметом, но и легко перекладывается на обучение взрослых тоже. Так что, вполне возможно, на рынке появятся курсы, которые вы будете хотеть проходить не только потому, что «надо».

Конечно, мы не д'Артаньяны: мы сделали много ошибок и, я уверен, совсем скоро сделаем ещё больше. Например, целиком и полностью концепцию «группы 2.0» мы осознали только в прошлом году и такие: "АААААА!". Или вот: у нас всё ещё не решена до конца проблема работы с выпускниками, не все ребята продолжают заниматься дальше.

Но зато мы настоящие.

Присоединяйтесь.

{ "author_name": "Алексей Илларионов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 21, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 139583, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 22 Jul 2020 08:14:13 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Наконец-то люди начинают постепенно понимать что индивидуальное обучение неэффективно. Надеюсь, что и образовательные программы для взрослых адаптируют под групповое обучение. А вообще лучше face-to-face обучения ничего не придумано и вряд ли придумают.

Ответить
2

Да, "живое" обучение всегда будет выигрывать. Другой вопрос, что онлайн, используя разные уловки, может эту разницу максимально снизить )

Ответить
1

слишком сложно, ничего не поняла

Ответить
0

хааххаа понимаю)

Ответить
1

Здорово написано про конкурирование с Ютуб через эмоцию

Ответить
1

Алексей, Вы молодец! Мой сын учился в Вашей школе на курсах 3Д-дизайна. Действительно, задания требуют креативного подхода, эмоционального вовлечения в процесс.  Здорово, что статья о якутской IT-школе появилась на любимом vc.ru!

Ответить
Комментарии
null