Как мы сделали двухгодичные курсы для подростков с 80% дохождением
Мы - айти-школа Алексея Илларионова, дистанционное обучение подростков программированию и компьютерной графике.
Мы не считаем себя лучшими. Это делают люди.
В чём секрет?
На самом деле всё просто: надо сделать учёбу интересной (ВНЕЗАПНО). Более того, интерес ученика — это то, вокруг чего вообще должна строиться вся учебная программа и все процессы. Потому что длительное обучение работает только так.
А длительность — это хорошо. Длительность — это надёжно. Дать хоть что-то предметно нельзя даже за полгода. Нам, признаться, и двух-то лет с тремя уроками в неделю не хватает.
А почему подростки?
Они клёвые, со всем своим скепсисом, независимостью, провокациями. Мало кто хочет работать с ними, это самая сложная аудитория: уже не дети, каких-то базовых вещей (Scratch, Minecraft, например) им уже недостаточно, но ещё и не взрослые, ещё не относятся к образованию рационально. Работая с подростками, конкурируешь с другими провайдерами интереса: YouTube, TikTok, Steam в конце концов.
При этом более-менее серьёзно о будущей профессии можно говорить только с подростками. Так что, если мы называем себя профориентационными курсами, выбор аудитории невелик.
Как конкурировать с YouTube?
Достаточно просто, если понимать, что YouTube — инструмент получения эмоций. Значит, если и образование будет источником эмоций — оно сможет сражаться за интерес ученика.
Для этого надо сначала понять, что такое эмоция: это ответ, реакция на внешний импульс. Причём такой импульс, который находит отклик. Если какой-нибудь, ну, например, Артемий скажет: «Ты — говно», это будет совсем не то же, как если это сделает близкий человек.
В общем, схема такая: возникает внешний импульс, он резонирует с внутренним пространством, в ответ рождается эмоция. Именно поэтому над одним и тем же фильмом кто-то может смеяться, а кто-то плакать. А кто-то просто пожмёт плечами — не резонирует.
И как это применить в образовании?
Раз эмоция — ответ внутреннего пространства, то нужно понять, что в нём. А у подростка там: развлечения, поп-культура, мемы, поглубже — отношения со сверстниками, с родителями, самоидентификация, в конце концов.
Соответственно, знания должны быть способом выражения вот этого всего, должна создаваться устойчивая связь «образование = самовыражение, я учусь = я получаю эмоции». Ведь, на самом деле, именно так любое дело становится любимым, когда оно становится источником эмоций.
А конкретный пример можно?
Программирование начинается с изучения HTML-вёрстки.
За макет берётся instagram, преподаватель объясняет новые темы, верстает, ученики повторяют. Контент — профиль какого-нибудь супергероя (придумывается учителем). Так мы используем инструмент «близкая тема».
Потом ребята самостоятельно верстают свои варианты, причем каждый загадывает своего персонажа, остальные должны угадать его по содержанию постов. Здесь — инструмент «добавление от себя».
А после уже самостоятельная вёрстка нового макета «с нуля». Тема — интернет-магазин вещей, которые характеризуют ученика. Вся группа обсуждает каждую работу, голосуют за лучший вариант. Именно здесь первая стадия одного из главных инструментов «использование знаний для сообщения».
Со временем темы и инструменты становятся всё глубже и сложнее.
Но ведь не только самовыражение бывает мотивацией!
Да, но это — другая категория ребят. Они изначально имеют способности, уже какой-то опыт. Мы не для них. Наша задача — не создавать одиночный успешный успех, а поднимать среднюю температуру в массе.
Поэтому мы берём ребят без опыта, где-то даже без явного интереса. И за 2 года, с помощью эмоций, мы помещаем в их головы идею о профессии программиста или компьютерного художника.
Поэтому, если у ребёнка уже есть большой опыт, мы предупреждаем, что, возможно, ему у нас будет скучно.
Мы — входная группа в мир информационных технологий. Если, например, Яндекс.Лицей — школа олимпийского резерва, то мы — сеть «дюшек».
И всё, секрет только в эмоциях?
Нет. Эмоция — это фундамент, искра, которая может и потухнуть. А может и «зажечь» ученика. И, чтобы искра стала огнём, нужна группа.
Обучение издревле — коллективный процесс, инструмент коммуникации. Когда первый учитель добыл огонь и показал это первым ученикам, произошла магия образования: из ничего появилось знание. И группа начала использовать это знание внутри себя, обогащая его, дополняя и рождая новые смыслы.
Поэтому мы с большой настороженностью относимся к трендам индивидуализации образования: персональные образовательные траектории, искуственный интеллект-персональный помощник, вот это всё.
Мы считаем, что технологии, развивающие групповое взаимодействие, в конце концов будут гораздо более естественными для человека. Геймдев, например, уже давно это понял.
Пф, в групповых занятиях нет ничего нового
Да, вот только зачастую, говоря «группа», мы имеем в виду наследие промышленной революции, когда главное в процессе — одновременное обучение большого количества людей. Есть один носитель знания и он его транслирует. «Группа 1.0».
Сегодня же у нас нет проблемы доступа к информации. Наоборот, теперь её слишком много и в ней нужно уметь ориентироваться. Что получится, если сложить это с коллективной природой образования?
Группа, которая самостоятельно фильтрует, анализирует и использует информацию. Группа, которая обучается автономно. «Группа 2.0».
Да, это тоже не ново, но не в массе. Только сегодня, с помощью технологий, стало возможно перенести это из дорогих частных школ в широкий доступ. Возвести концепцию в абсолют, лишить образовательный процесс смысла без группы, вернуться к истокам.
Мы считаем, что следующим большим прорывом будет стартап, позволяющий в любое образование (корпоративное, дополнительное, общее, высшее) добавить «группу 2.0». Например, ИИ, который отслеживает не одного ученика, а всю группу как единый элемент, генерирует те или иные активности для улучшения её показателей. В общем, всё то, что уже давно есть в различных групповых терапиях (и откуда, мы, на самом деле, многое позаимствовали).
И как выглядит эта «группа 2.0»?
Пример, использующий несколько разных механик, применяется ближе к концу обучения:
Ребята делятся на команды по 3 человека, задание — создать 3D-модель хоррор квест-локации. Требования:
- Каждая комната должна олицетворять личный страх ребёнка.
- Все работы должны быть выполнены в едином стиле.
- Должны быть использованы темы, которые мы ещё не проходили, их нужно загуглить самостоятельно.
В конце каждая команда проводит защиту: рассказывает про использованные инструменты, про процесс в целом. Группа голосует за самый страшный квест.
Итого, как повысить дохождение?
- Добавить эмоции.
Сделать образование способом самовыражения. Обращаться к эмоциональному, а не рациональному. - Сделать обучение по-настоящему групповым.
Возведённым в абсолют, чтобы без группы обучение не имело смысла.
Кстати, мы выяснили, что эта формула, мало того, что работает с практически любым предметом, но и легко перекладывается на обучение взрослых тоже. Так что, вполне возможно, на рынке появятся курсы, которые вы будете хотеть проходить не только потому, что «надо».
Конечно, мы не д'Артаньяны: мы сделали много ошибок и, я уверен, совсем скоро сделаем ещё больше. Например, целиком и полностью концепцию «группы 2.0» мы осознали только в прошлом году и такие: "АААААА!". Или вот: у нас всё ещё не решена до конца проблема работы с выпускниками, не все ребята продолжают заниматься дальше.
Но зато мы настоящие.
Присоединяйтесь.
Наконец-то люди начинают постепенно понимать что индивидуальное обучение неэффективно. Надеюсь, что и образовательные программы для взрослых адаптируют под групповое обучение. А вообще лучше face-to-face обучения ничего не придумано и вряд ли придумают.
Да, "живое" обучение всегда будет выигрывать. Другой вопрос, что онлайн, используя разные уловки, может эту разницу максимально снизить )
слишком сложно, ничего не поняла
хааххаа понимаю)
Здорово написано про конкурирование с Ютуб через эмоцию
Алексей, Вы молодец! Мой сын учился в Вашей школе на курсах 3Д-дизайна. Действительно, задания требуют креативного подхода, эмоционального вовлечения в процесс. Здорово, что статья о якутской IT-школе появилась на любимом vc.ru!
Коле привет!