За платьем с охраной: история «бренда для успешных женщин» Roseville

Стартапы в fashion-бизнесе мало освещают в деловой прессе. Этот рынок в России плохо изучен и редко входит в поле зрения венчурных инвесторов. Хотя часто он оказывается намного интереснее, чем кажется. Рассказываю, как появился Roseville и почему его история похожа не на «Дьявол носит Prada», а на историю создания Apple в гараже.

В офисе Roseville
В офисе Roseville

В 2014-м я основала Roseville — премиальную марку, ориентированную на работающих женщин. О нас писали все глянцевые медиа от Vogue до Harper’s Bazaar, а Glamour даже номинировал на премию «Дизайнер Года». Настало время рассказать о нас как о бизнесе.

Вложения в компанию на старте составили всего 700 тысяч рублей. Мы пережили два кризиса, брали займы в «Потоке» на запуск категорий, сотрудничали практически со всеми селебрити — от Полины Гагариной до Ксении Собчак.

Предыстория

Roseville — мой первый бизнес. Раньше я работала в маркетинге в сферах FMCG и услуг, сделала неплохую карьеру в международной компании. В какой-то момент я поняла, что хочу продолжить карьеру в более интересной мне области.

Так я попала в fashion-ритейл. Последней моей работой по найму стала должность исполнительного директора в компании, связанной с ресторанным и бьюти-бизнесом — крупной сетью SPA-салонов.

Я не умею рисовать и конструировать, что многим до сих пор кажется странным. Но мода — это такой же бизнес, как остальные, поэтому мой маркетинговый бэкграунд очень помогает. А для всего остального у нас есть отличная команда.

Оксана Пальчик, портная
Оксана Пальчик, портная

В 2017 году я закончила MBA в Vienna Business School, изучала предпринимательскую деятельность и инновации, а до этого училась в МГУ и канадском WLU с фокусом на стратегический маркетинг. Мода — очень инновационная сфера: в ней продуктовые линейки (коллекции) полностью обновляются от 2 до 8 раз в год в зависимости от сегмента, их нужно правильно планировать и продвигать.

Идея

Работая в fashion-компаниях, я изучила потребности покупателей и нашла незанятую нишу. Так родилась гипотеза, которая выросла в бизнес-идею. При всем видимом изобилии на рынке не было предложения, удовлетворяющего предпочтения нового поколения потребителей:

  • Одеваться в офис красиво, но не вычурно;

  • Желание уникальности. Риск встретить коллегу, одетую в те же вещи, в крупных компаниях всегда высок;
  • Отдавать крупную сумму только за премиальное качество;
  • Покупать то, что прослужит долго не только с точки зрения качества, но и стиля.

Это вылилось в концепцию Roseville — это «одежда для успешных женщин», которым важно быть женственными и деловыми одновременно (этот баланс, как оказалось, сохранить непросто).

За платьем с охраной: история «бренда для успешных женщин» Roseville

Сейчас мы создаем коллекции по модели slow fashion — вне времени, вдохновляясь ретро-эпохой. Благодаря этому подходу наши коллекции не устаревают. Мы даже можем повторить что-то из архивов пятилетней давности: они до сих пор выглядят актуально и нравятся клиентам.

Две работы

Я не сразу ушла из найма. Сначала Roseville был моим бизнесом-хобби. Мне было страшно бросить руководящую должность ради плохо прогнозируемого проекта.

Мы с партнером вложили 700 тысяч рублей собственных средств и запустили бизнес. Даже по тем временам для старта деньги были незначительными. Опыт и связи в индустрии помогали значительно сэкономить на издержках.

Первые полгода я совмещала наём и бизнес, работала по ночам и по выходным. Каждый вечер ездила в Капотню — там был наш первый экспериментальный цех. Домой возвращалась в 2 ночи, спала по 4 часа, а утром снова шла на работу. Это было непростое время.

Нам было психологически сложно вложить в бизнес больше денег и разгрузить себя. Ниша была новой. Мы могли позволить себе потратить только то, что не боимся потерять. В отличие от рынка ИТ, где в основном продается интеллектуальный продукт, мы в случае неудачи остались бы должны не только оплату фабрикам, но и деньги поставщикам.

Кто придумывает одежду

Вместе с партнером первый год мы были и клиент-менеджерами, и администраторами. Параллельно нужно было думать об основной работе и заниматься развитием бизнеса. Через несколько месяцев после запуска из найма я все-таки ушла, поскольку проект рос быстрее, чем мы ожидали.

Обычно в бренде есть дизайнер, который создает видение продукта. В Roseville этим до сих пор занимаюсь я. В нашем случае это работа на стыке маркетинга, ассортиментной матрицы и дизайна, поэтому делегировать эту часть нет смысла.

В среднем мы производим от 50 до 200 единиц каждой модели в сезон. Размещаем заказы только на проверенных фабриках, держать свое производство — отдельный бизнес. Расширяться в этом направлении мы пока не планируем.

Сегодня в нашем штате 15 человек. В экспериментальном цехе и производственном отделе трудятся 4 человека. Остальные, включая меня, сидят в бэк-офисе или работают с клиентами в магазине.

Кто покупает

Наш чек — low premium: цены не люкс, но выше среднего. Шесть лет назад в этой нише был пробел — на рынке были представлены только зарубежные бренды не лучшего качества. Поэтому нас быстро заметили. Плюс клиенты активно искали новые имена.

Основные каналы продвижения для одежды в нашем сегменте:

  • социальные сети и таргетинг;
  • звезды и инфлюенсеры;
  • публикации в медиа.

2014 год был золотым временем: соцсети тогда только начинали активно расти. Благодаря прошлым проектам я знала многих инфлюенсеров и глянцевых редакторов. Почти все согласились нас поддержать.

Потом подтянулись селебрити. Многие сначала приходили к нам как клиенты. Мы никогда не платили за продвижение звездам. Это моя принципиальная позиция: хороший продукт востребован сам по себе.

Нашим первым звездным клиентом стала Полина Гагарина. Мы познакомились незадолго до Евровидения и сразу же поняли, что наши взгляды на моду совпадают. А в 2018-м Ксения Собчак баллотировалась в президенты и стала выбирать наши вещи для всех официальных мероприятий.

Ксения Собчак в одном из наших платьев
Ксения Собчак в одном из наших платьев

В первые годы существования марки благодаря нашим друзьям-журналистам нам удалось попасть в международных стритстайл-хроники на нескольких ключевых неделях моды: в Париже, Милане, Нью-Йорке. Это было огромным прорывом.

Наша аудитория с самого начала была достаточно премиальной. Первыми клиентками были женщины с кортежем и охраной. Изначально я не таргетировала эту аудиторию и была удивлена, что мы их заинтересовали. Выяснилось, что этим девушкам хотелось чего-то нового, того, чего нет у их подруг.

Сейчас, конечно, аудитория расширилась: в среднем наша вещь стоит 18 тысяч рублей. Наши клиентки — девушки, успешные в различных профессиональных областях, топ-менеджеры и предприниматели. Для такой аудитории работать очень приятно. Я отлично понимаю их потребности.

Крым и коронавирус

Мы начали разработку первой коллекции в начале 2014 года. Через несколько месяцев начался валютный кризис, и закупочные цены резко выросли.

Кризис и последующий 2015 год для нас стали стадией бурного роста. Цены на западные бренды начали расти, стало легче конкурировать в нашем сегменте. Валютный кризис мы пережили хорошо — даже несмотря на то, что все наши ткани (а также кожа и трикотаж) производятся в Европе.

В этом году от карантина я ожидала гораздо худшего. Боялась за отношения с оптовыми партнерами: с закрытыми магазинами им нет смысла закупать у нас коллекции. Но в прошлом году мы сфокусировались на своем канале продаж и сильно снизили свою зависимость от других.

За платьем с охраной: история «бренда для успешных женщин» Roseville

В итоге в апреле спрос упал всего на 30%, что терпимо для нашего сегмента, а в мае вышел на докризисный уровень. Июнь же вообще стал прорывным. Со своей стороны мы много для этого сделали, но спрос тоже приятно удивил.

Клиенты спокойно пользовались интернет-магазином и доставкой с примеркой по Москве, а для регионов мы, как и многие, сделали курьерскую доставку бесплатной. Нам даже удалось безболезненно уйти на удаленку: мы перевезли все оборудование сотрудникам домой, поэтому работа не останавливалась ни на минуту.

Запуск коллекций без денег

Финансами в Roseville сейчас занимаюсь я. С самого начала существования марки мы не хотели связывать себя долгим и крупным кредитом.

При этом иногда нам требуются дополнительные средства для запуска новых категорий и расширения объема производства. В основном деньги нужны на закупку материалов и оплату работы фабрик — под одну коллекцию требуется от 3,5 до 10 млн рублей.

Когда мы впервые поняли, что нам срочно нужны деньги, мой партнер по другому бизнесу (он финансист) посоветовал попробовать краудлендинг в «Потоке»: сотни инвесторов дают заем бизнесу под процент, а процедура оформления — дистанционная и максимально простая, что для меня важно.

Первый заем мы взяли для запуска трикотажа в Италии. Это была новая и дорогая категория: ограничение по минимуму — 100 единиц товара на цвет при большой себестоимости. Нам нужен был трикотаж сразу на весь сезон, а в моменте кэш-флоу не позволял дополнительные траты такого масштаба.

Копить и откладывать деньги под новую категорию мне кажется нелогичным с точки зрения операционки. А взять короткий заем с комфортным графиком платежей и платить всего полгода, пока продается коллекция — удобно. Получается, что заем мы погашаем из целевой выручки, под которую и занимаем.

В начале мая мы получили очередной заем, хотя знаем, что в условиях кризиса увеличилось количество отказов. Из-за пандемии «Поток» и другие финансовые организации анонсировали ужесточение скоринга, но мы показываем хорошую выручку, берем займы под развитие и не допускаем просрочек.

В итоге в мае мы вернулись на уровень средней докризисной выручки. А в июне случился абсолютный рекорд продаж в своем канале за всю историю марки, превысив декабрьскую выручку более, чем на 30%. Мы даже толком не успели освоить заемные средства: просто подстраховались и стали увереннее планировать производство, зная, что есть подушка безопасности.

Вопреки прогнозам, люди все еще хотят покупать. Нам важно не останавливать производство из-за коронавируса. На карантине мы отшивали до 600 единиц одежды в месяц. Сейчас это уже 900 единиц. В 2020 году мы прогнозируем выручку на уровне 85–100 млн рублей.

Последние события заставили нас пересмотреть многие процессы и стать эффективнее во всех отношениях. В следующем сезоне мы также запустим англоязычную версию интернет-магазина на фоне увеличения спроса. Возможно, это направление окажется для нас перспективным.

Личный топ ошибок

Я слышала, что на vc.ru любят читать об ошибках. У нас они тоже были — куда бизнесу без них?

Вот мой личный топ:

1. Поздно расширили штат

Людей нужно было нанимать гораздо раньше, чтобы освободить себя от операционки и заниматься развитием. Эту ошибку я повторяла не раз :) Помогла фраза от моего другого партнера: если найм человека позволит тебе зарабатывать, хотя бы отбивая его зарплату, при этом освобождая руки — бери. Такой подход использую до сих пор, отлично работает.

2. Не стали делать дополнительных инвестиций в бизнес

В самом начале развития марки мы не рассматривали возможность продажи доли или другие виды инвестиций, кроме личных — хотелось быть независимыми.

Я плохо понимала, как это работает, меня это пугало. В итоге упустила момент для масштабирования. Потом MBA помог мне побороть страх перед заемными деньгами. Я поняла, что кратный рост без привлечения инвестиций или займов невозможен. Кредитов все еще избегаем, но хотя бы краудлендинг для нас стал выглядеть понятнее и безопаснее.

3. Следили за модой

Звучит странно, но даже в моде не следует слишком сильно гнаться за трендами. Например, пару лет назад в моде господствовали streetwear и ugly fashion. Даже отразив их максимально деликатно, мы ошиблись с концепцией и потеряли продажи, поскольку наша ЦА ждала от нас привычной ретро-стилистики.

Вывод: если вам удалось выстроить четкий ДНК марки, как в нашем случае, берегите его и не стремитесь резко адаптировать под импульсы рынка.

2828 показов
6.4K6.4K открытий
11 репост
60 комментариев

Ольга, очень круто читать про такие кейсы от наших предпринимателей, тем более, что  
рынок одежды очень сложный и это классно, что у вас получилось на нем закрепиться. 

Первые две ошибки, которые вы описали - это стандартные ошибки бизнесменов-женщин. Женщина преимущественно пытается все контролировать, поэтому на этапе активного роста компании, она начинает данный рост непреднамеренно тормозить т.к. понимает, что теряет контроль над всеми аспектами в собственном деле.. у моей супруги та же проблема)

Отсюда и нежелание найма новых сотрудников, боязнь инвестиций и т.д.)

Ответить

Роман, спасибо! Женщина-control freak это вообще ходячий мультипликатор ошибок :) Когда мы начинали, российский модный бизнес только зарождался - не было бенчмарков, кейсов, статистики. Это сильно усугубляло нашу нерешительность

Ответить

Роман, вам не кажется, что формулировать правило для большой категории на основе наблюдений за двумя объектами – так себе идея? Даже если один из них ваша жена

Ответить

Ольга, спасибо за такой интересный материал!
Тема совмещения бизнеса и работы мне тоже очень близка - тоже проходила этот путь год назад :) И перечисленные ошибки - особенно про расширение штата и привлечение дополнительных средств - очень откликаются.
Успехов вам с бизнесом! 

Ответить

Спасибо вам за такие тёплые слова! Тут Роман в комментариях пишет, что это частая проблема (не очень согласна, что только у женщин, правда 😊). Желаю вашему бизнесу успехов и процветания!

Ответить

Ольга, добрый вечер. Отличная статья, мне очень понравилась, при всём многообразии магазинов, дизайнеров и модельеров вы смогли принести что-то новое, что зацепило потребителей, очень за вас рад.

Тоже хочу заняться бизнесом - производство сиропов для лимонадов, кофе, коктейлей и может ещё чего, не вижу а рынке хороших предложений, а у кого не спрошу никто и ни одного производителя не знает, но страхи тоже, работаю откладываю, мысли есть, хочется реализовывать :)

Может вы что подскажете начинающему?)

Ответить

Михаил, спасибо, это правда очень приятно :) 

Когда-то я работала в FMCG и HoReCa - по-моему, на рынке сиропов и правда должны быть ниши. А еще здорово, что хотите делать продукт, который вам нравится.

Мне кажется, можно посчитать какую-то небольшую подъемную модель теста с валидными данными, которые покажут, стоит ли идею масштабировать. Я думаю, для начала можно это сделать недорого: инвестировать только в формулу и небольшую линейку 3/4 вкуса. Допустим, в сиропах производить для сетей сразу не стоит, тк очень дорогие и сложные листинги. Можно попробовать начать с HoReCa и, допустим, какого-то популярного премиального агрегатора типа Family Friend - так вы поймёте, какая тяга к вам vs в среднем по категории. А маржа вначале может быть минимальна, она появится при масштабировании. Ну и удачи! Я правда считаю, что ключевое - это делать бизнес, к которому лежит душа.

Ответить