RoBurger — новое поколение быстрого питания
Большинство из нас (и я как раз из их числа) иногда ест фастфуд. Лично для меня это удобно, вполне понятно, местами вкусно и достаточно быстро. Я не говорю сейчас про какой-то конкретный бренд, скорее больше про тип еды. Это вполне может быть гамбургер, курица от известных брендов или шаверма-шаурма из кафе у дома.
Но что мне не нравится во всех без исключения фастфудах – это риск. Риск того, что в твоем сборном блюде не будет того, что должно быть или наоборот, будет то, чего бы ну вот вообще бы не хотелось.
Я встречал много ситуаций, когда такой риск становился реальной проблемой: нет котлеты в заказе «с собой», но есть лук, который вы четко просили не класть; или слишком много чесночного соуса из-за того, что поменялся повар; или в двухкотлетном бургере одна котлета почему-то стала меньше другой (пруф); или отчего-то в твоей шаверме-шаурме появился нож (пруф).
Можно найти еще массу примеров, думаю, со всеми нами хотя бы раз такое случалось. Понятно, что можно пожаловаться, и вам скорее всего все сделают как надо, но ведь хочется же просто нормально поесть.
Почему такое происходит? Мне кажется, ответ все мы знаем: потому что еду нам готовят люди, низкооплачиваемый линейный персонал, который хоть и не специально, но все равно склонен «косячить».
Они не обязательно всегда виноваты в этих ошибках: причина может быть в самой организационной системе, которая постоянно стремится к снижению расходов и повышению формализации процессов.
Но люди не роботы (особенно те, которым за это платят три копейки), поэтому риск ошибки всегда будет присутствовать, а это значит, нам придется все время думать во время заказа: «а смогут они на этот раз сделать нормальный бургер или опять будет какое-нибудь г**но?»
Мы предлагаем решить эту проблему, исключив людей из процесса приготовления как раз за счет роботизации. Итак, платформа RoBurger.
Платформа RoBurger
Если кратко, то RoBurger – это модульная роботизированная платформа для приготовления фастфуда с текущим фокусом на гамбургерах, которая нацелена на решение проблемы человеческого фактора, негативно влияющего на процесс приготовления.
Все операции по приготовлению блюд выполняются в автоматическом режиме, при этом сама платформа обслуживается оператором (пока).
Применение роботизации исключает влияние человеческого фактора на процесс приготовления и дает возможность использовать ингредиенты более высокого уровня, чем в традиционном фастфуде при сохранении стоимости конечного блюда на аналогичном уровне.
Платформа рассчитана на постоянное расширение меню за счет интеграции разработок внешних (т.е. нештатных) инженеров и инженерных команд в обмен на процент с продаж соответствующего блюда.
На текущий момент, по такой схеме разрабатывается модуль для приготовления шавермы, готов к интеграции 3d-принтер для печати шоколадом, обсуждается разработка фритюра, модулей приготовления пельменей и блинов.
Модули RoBurger также могут быть сконфигурированы в разных вариантах, исходя из требований по мощности, доступной площади, модели продаж и вариативности блюд.
Изначально мы планировали продавать RoBurger владельцам небольших кафе или сдавать его в аренду, но, пообщавшись с рынком, отложили эту идею, несмотря на то, что получили хорошие отклики и высокую заинтересованность.
Причина этого решения заключалась в том, что для старта таких продаж нам нужно было собрать полноценный прототип, а лучше организовать с кем-нибудь пилотный запуск. Но если мы сами сделаем прототип, то почему мы сами не можем начать продавать бургеры конечным потребителям?
Мы решили, что можем и, более того, это решение снимет с нас ряд технологических ограничений: мы можем начать продавать раньше, чем установка будет полностью готова, при этом дорабатывая ее в процессе эксплуатации.Кроме того, такая модель позволяет нам сделать бренд узнаваемым, а также быстро протестировать сегменты и каналы продаж.
Таким образом, сейчас мы нацелены на продажу бургеров конечным пользователям (b2c), при этом прототип сможет готовить стандартный гамбургер (булочка, кетчуп, огурец, котлета, помидор, майонез) со скоростью 1 бургер за 4 минуты, а коммерческая версия на базе прототипа уже будет иметь 2 типа котлет, 6 типов топпингов, 5 видов соусов и готовить со скоростью 1 бургер в минуту.
Цена на выходное блюдо будет зависеть от состава и локации, но в среднем мы планируем установить ее на уровне 200 рублей. При этом в нашем бургере будет свежая булочка, 100 грамм мраморной говядины в виде бифштекса, настоящий тертый сыр и другие ингредиенты ресторанного качества.
Касдев и рынок
Для оценки b2c сегмента мы провели ряд интервью (участвовало порядка 80 человек, в основном, студенты из Москвы и Санкт-Петербурга), которые подтвердили существование проблемы.
Мы также выяснили, на что люди больше всего обращают внимание при заказе фастфуда, и собрали имейлы для рассылки информации о старте продаж. Фактически, 90% опрошенных сказали, что сталкивались с проблемой некачественного фастфуда, а 99% согласились попробовать наш бургер.
Само собой, часть из них отвалится (все-таки конверсии никто не отменял), но достаточно высокие цифры говорят, что проблема есть и наш продукт вполне принимается аудиторией как ее решение.
В качестве инсайтов мы также узнали, что больше всего людям не нравится небольшое количество вкусовых вариаций, низкое отношение цена/качество, а также неполные и холодные блюда. Наиболее же интересны возможность гибкого выбора состава и качественные ингредиенты.
Исходя из нашей модели продаж, можно сказать, что сейчас мы работаем на рынке быстрого питания, объем которого в мире равен $781 млрд в год (пруф). В течение одного-двух лет мы считаем, что можно занять 0.5% российского сегмента, что в условиях фокуса на текущей целевой аудитории (поколения Y и Z, примерно 60% населения) даст нам возможность зарабатывать до $25 млн в год (с вычетом себестоимости ингредиентов).
Мировая конкуренция на роботизированном сегменте данного рынка присутствует (см., например, Creator, Picnic, Flippy), однако пока ни одна компания не смогла занять лидерские позиции и выйти за пределы рынка США. Многие из них успешно привлекают серьезные раунды инвестиций, что говорит о существовании глобального тренда в направлении автоматизации приготовления еды.
Масштабироваться мы планируем тремя путями: географически, в новые продуктовые ниши и по каналам продаж. Мы также планируем запустить продажу франшиз, предзаказы на них уже можно отправлять через контакты на сайте или мне напрямую.
Где мы сейчас
Что касается технической части, то сейчас мы находимся на этапе испытаний и отладки второй версии прототипа, т.е. той, с которой уже можно продавать. Видео с последних испытаний всегда можно найти в наших пабликах (VK, FB).
До конца лета мы планируем начать продавать на публичном рынке и одновременно дорабатывать технологические недочеты, которые точно появятся в процессе эксплуатации.
На втором этапе, когда технология будет более-менее отработана, мы планируем произвести порядка пяти единиц серийной модели платформы и сфокусироваться на систематическом тестировании пользовательских сегментов и каналов продаж.
Мы развиваемся по венчурной модели, которая предполагает привлечения нескольких раундов инвестиций при постоянном росте оценки компании. Сейчас с помощью площадки iGoFund мы привлекаем Seed инвестиции (6.5 млн р. за 10% в уставном капитале), которые необходимы для доработки прототипа, запуска продаж и последующего производства серийной модели платформы, а также для проведения маркетинговых кампаний и организации продаж в каналах.
Следующий раунд инвестиций (раунд А) мы планируем начать привлекать в первом квартале 2021 года и предполагаем рост оценки компании в 5-10 раз. Наша цель – стать одним из лидеров на глобальном рынке роботизированного приготовления фастфуда в течение 10 лет.
Спасибо всем, кто дочитал до конца: ) Будем рады любым отзывам и комментариям!
Сколько прибор будет стоить ?
Сложно сказать конечную стоимость, т.к. мы пока все-таки не планируем его продавать. Но когда опрашивали представителей b2b рынка, то озвучивали сумму 1-1.5 млн р., и она была вполне приемлема. Серийная версия будет укладываться в эти рамки. Если же мы поставим оборудование по франшизе, то паушальный платеж будет гораздо ниже.
Интуиция, что ты делаешь, прекрати!
Итак в комметарии пришёл @Дмитрий Яковенко, владелец iGoFund — краудинвестинговая платформа.
На этой инвестистиционной платформе собираются средства на один проект.. RoBurger.
Смотрим фаундеров RoBurger, два из четырех @Максим Малый и @Андрей Чемихин - аспиранты Сколтеха.
Итак: с помощью видео невиданной фигни с гамбургером выходцы Скольково собираются собрать fund на разработку заведомо недееспособного девайса.
Спасибо за ваше мнение :)
Вопросов к проекту много ... вот первая партия:
- в вашем опросе приняло участие 80 человек. А кто они? По вашему рассказу выборка крайне узкая. Если вы уж взялись за подсчет "недоложенной котлеты" , то каков процент косяков из общего количества заказынных блюд одним респондентом?
- ваш продукт - аппарат, а не сами бургеры. Верно? Ведь вы собираетесь продавать аппараты через b2b модель. Тогда почему вы опрашиваете людей, а не бизнес? Ведь вашей ЦА является бизнес, им покупать ваш аппарат.
- из предыдущего пункта еще один вопрос: какую проблему бизнеса вы решаете?
- говоря о времени приготовления бургера за 4 минуты, а "в каком-то будущем" за 1 минуту, вы ориентируетесь на "сборку" или "приготовление" бургера?
Андрей спасибо за вопросы!
1. Выборка узкая, согласен. Но у нас не было цели сделать стат значимую выборку, была цель пощупать боль, есть ли она вообще. Процент косячных бургеров и других блюд конечно небольшой, но тут многим достаточно попасть один раз, чтобы не приходить в это заведение какое-то время и все время ждать каких-то проблем от фастфуда. Недавно при мне человеку сделали пиццу с чесночным соусом, а должны были без, в итоге ему надо было ждать еще 20 минут, он отменил заказ и ушел. Маловероятно что он в ближайшее время придет к ним снова.
2. Продукт - фастфуд приготовленный роботом. И нет, мы в ближайшее время не собираемся продавать аппараты b2b. Бизнес мы опрашивали, результат если кратко "интересно, но покажите прототип и мы подумаем."
3. Если смотреть на b2b модель (по которой мы сейчас не работаем), то там первоочередная боль - это затраты на линейный персонал, вторичная - привлечение потока клиентов. Обе мы можем решить, но пока мало наработки, чтобы говорить о конкретных цифрах. Это еще одна причина почему сейчас b2c а не b2b.
4. На приготовление. Больше всего времени занимает жарка котлеты, сейчас это 3 минуты, в будущем можно уменьшить до 30 секунд если жарить на потоке.
Максим, очень надеюсь что вы адекватно восприняли замечания в VC Kitchen chat от Якова. Я вас наталкивал на выводы, а Яков рассказал на личном опыте.
Остановитесь, обдумайте полученную информацию. Подумайте в какую сторону "повернуться", как нишеватся, на какой рынок и клиентский сегмент ориентироваться. И ни в коем случае не собирайте деньги с людей через краудфандинг. И тем более не берите деньги у псевдо "инвестора" ничего не понимающего в инвестировании в технологичные стартапы на ранней стадии.
Удачи вам. Молодцы что вобще занимаетесь разработкой и задумываетесь об улучшении клиентского опыта! :)
Андрей, мы, в целом, стараемся адекватно воспринимать критику, особенно от людей с опытом :) Мы с Яковом еще много чего обсуждали в личке и, думаю, пришли к понимаю если не общей стратегии, то хотя бы первых маркетинговых шагов. В целом, все говорят о b2b (ну то есть вообще все)), но когда в него погружаешься, получается все не так красиво, как хотелось бы (по крайней мере в России). Поэтому сейчас в плане маркетинга и пиара мы будем делать упор именно на развитие платформы и предзаказы франшиз (что в своем роде тоже b2b) и смотреть на результаты. Спасибо вам за участие в обсуждении, буду рад видеть ваши комментарии и далее!
P.S. А в чем проблема краудинвестинга (то есть инвестиции от любого, кто захочет за долю)? Я не настаиваю, что это единственная верная модель для хардверного проекта в России, но все же, как мне кажется, она имеет право на жизнь, разве нет? Все делается через платформу, которая выступает неким регулятором отношений, юридически так же все достаточно прозрачно и потенциальные инвесторы сразу информируются о том, что венчур - это высокий риск. Интересно услышать ваше мнение :)
Максим, проблема не в самом краудинвестинге, а в принципе в привлечении инвестиций на данной стадии проекта. Дело в том что у вас крайне высокие риски, хотя бы потому что вы не определились с моделью продаж. И тут я больше за вас и тебя лично переживаю, что проект на оговоренных условиях не стрельнет и вы останетесь с обязательствами. Мы в РФ живем, здесь слово "инвестор" практически равно кредитор.
Я бы посоветовал для начала получить пару предзаказов или подписать пару договоров о намерении с вами сотрудничать и только потом собирать средства на реализацию. Так вы уменьшите риски, которые в любом случае остаются. Разработка софта или софт-вера, как и инвестирование это не гарантии, а управление рисками.
Говорю по собственному опыту, так как уже обжигался, и я такой далеко не один.
Еще раз скажу: я за вас и вы молодцы. Двигайте свою идею, но сначала обдумывайте шаги.
P.S.: Можешь меня в чате котиков найти по фамилии, чем смогу помогу и подскажу)
Андрей, спасибо за комментарий! Будем думать)
1. В обоих пабликах нет видео.
2. На фото прототипов нет гигиенических разделителей сред, кусочек фарша останется и в нем заведутся микробы, которые попадут в следующие блюда.
3....
4. PROFIT!
- в группе vk 8 видеороликов))
- Я думаю в прототипах такие вещи опускаются, но скорее всего автор проекта знает про сан нормы) В сан нормах это есть?
Вы не меня спрашивайте, а пищевых технологов, которые участвуют...или не участвуют в проекте.
В сан нормах напрямую такого не прописано, но мы, само собой, учитываем необходимость очистки и отсутствия контактов между ингредиентами. Поверьте, не в наших интересах кого-то травить :)
Да я уже всё понял, не травить планируете.
https://vk.com/videos-194065265, нужно вступить, чтобы посмотреть. С фб сложнее, там видео в внутри постов и в комментариях под ними (из-за механизма работы с видео фб). Но все видео дублируются, так что тех, что есть в вк вполне хватит чтобы получить общее представление об автомате.
Что касается разделителей сред, то они конечно будут присутствовать, сейчас они в неявном виде, т.к. это пока прототип для демонстрации принципа работы. Плюс весь автомат разрабатывается таким образом, чтобы можно было легко демонтировать и чистить загрязняющиеся поверхности.
Эдуард, а вы вступили в группу? Без этого, к сожалению, видео не доступны.
Вступил и все равно пустота
Сорри, был косяк с правами доступа, поправил, должны быть видны сейчас.