Как построить бизнес в вертолётной индустрии
Вертолётный бизнес — ниша с ограниченным количеством игроков, но попасть в неё возможно. 7 лет назад я спрогнозировал развитие отрасли и рискнул открыть компанию Helipoints, специализирующуюся на проектировании и строительстве посадочных площадок для вертолётов. Делюсь опытом, как я начинал.
Почему вертолетные площадки
В 2013 году, когда я решил создать собственный бизнес, ниша строительства аэродромов и посадочных площадок была относительно свободной. Не было конкуренции, но и владельцев вертолётов можно было пересчитать по пальцам.
С одной стороны, я рисковал не найти клиентов, с другой — на тот момент я уже твёрдо решил связать свою жизнь с авиатемой. Будучи инженером-строителем дорог и аэродромов по образованию, я несколько лет проработал в «Ленаэропроекте» и имел за плечами опыт проектирования нескольких вертолётных площадок.
Начиная свое дело, я решил не ограничиваться только проектированием. Уже тогда понимал, что более востребован у клиентов будет комплекс услуг — начиная эскизными предпроектными проработками, заканчивая сертификацией и вводом объекта в эксплуатацию.
Строительство аэродромов отложил до лучших времён, когда у моей компании будет достаточно мощностей и опыта. Остановился на вертолётных площадках.
Начало
Самым сложным на старте было убедить клиентов в моём профессионализме. Я понимал, что 29-летний парень и абсолютно новая компания — не самые внушающие доверие подрядчики на рынке строительства дорогостоящих и сложных объектов.
Помогла моя репутация, заработанная у крупных заказчиков, для которых я проектировал объекты во время прошлой деятельности. Собрал их благодарственные письма и показывал потенциальным клиентам, как доказательство моей состоятельности выполнять работу качественно и в срок.
Начинал я поэтапно, так как никаких внешних финансовых вливаний не привлекал. Брать деньги в займы я не хотел принципиально, решил обойтись своими силами. Для полноценного запуска необходимо было обеспечить компанию первым большим заказом.
Поиск клиентов
Поиск достаточно крупного клиента занял около года. Я обзванивал своих бывших заказчиков, ездил по девелоперам и застройщикам (в том числе застройщикам загородных коттеджных посёлков премиум-класса), делал массовые холодные рассылки.
Всё делали своими силами. Параллельно я верстал сайт, чем занимался впервые в жизни. Моя супруга нарисовала логотип. Тогда очень важно было вызвать доверие, показать серьёзность намерений и не потерять возможные входящие заказы.
Год подготовки и упорной работы принёс плоды — я подписал несколько контрактов, один из которых позволял покрыть все накладные расходы на официальное открытие компании.
В 2014 году я зарегистрировал ООО «Хелипойнтс», вступил в СРО и приступил к работам.
Затраты
Как я уже говорил выше, внешние инвестиции в бизнес не привлекались, поэтому все затраты на старте я жестко оптимизировал.
600 000 рублей
Основные статьи затрат:
— регистрация организации
— аренда небольшого офиса в бизнес-центре на окраине Санкт-Петербурга
— вступление в СРО строителей (САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ)
— закупка оргтехники и прочих накладных затрат
Вложения окупились за 6 месяцев работы.
Команда
В строительной отрасли невозможно работать в одиночку, от команды напрямую зависит — «взлетит» ли твой бизнес.
В самом начале я рассматривал три пути комплектации штата:
1. Найм профессионалов своего уровня за счёт выгодных условий труда.
2. Привлечение фрилансеров на проектную работу.
3. Формирование команды из молодых сотрудников без опыта с дальнейшим обучением специфике строительства посадочных площадок.
Начал с первого варианта, но быстро разочаровался. Сложно выстраивать новый формат отношений с бывшими коллегами, которые не привыкли видеть тебя в роли директора. Часто возникали непонимания и споры из-за разницы взглядов на рабочие процессы. В итоге схему пришлось менять.
Второй вариант на тот момент я уже отмёл. Уровень ответственности работ над проектами не позволял допускать ошибки и серьёзные срывы сроков. Я не мог доверить объекты людям, не вовлечённым в компанию.
Остановился на последнем варианте, предполагающем обучение молодых специалистов. Этой схемы мы придерживаемся до сих пор.
Спустя 6 лет
Оборот компании Helipoints составляет около 200 000 000 рублей.
В 2,5 раза
Поиск клиентов и продвижение
Мы пришли к той точке, когда не нужно активно искать клиентов, заказчики сами к нам приходят. «Сарафанное радио» в вертолетной индустрии работает без перебоев. Так как ниша довольно узкая, многие наши клиенты знакомы между собой и рекомендуют подрядчиков друг другу. К тому же мы подкрепляем позиции компании маркетинговыми активностями: таргетированной рекламой и контент-маркетингом.
Основные заказчики Helipoints — это нефтедобывающие компании, медицинские учреждения, Министерство обороны и МЧС, крупные девелоперы, застройщики, владельцы бизнес-центров и коттеджных поселков, предприниматели. География проектов — от Калининграда до Сахалина. Рассматриваем направление ближайшего зарубежья, есть опыт работы в Грузии.
Проекты
В 2019 году разработали около 20 объектов, включая частные аэродромы. Мы нарастили мощности и теперь готовы работать не только над вертолетными площадками, но и над более крупными проектами. В среднем устройство посадочной площадки с проектно-изыскательскими, строительно-монтажными работами и вводом в эксплуатацию занимает у нас полгода.
Команда
Сегодня в штате компании — 30 человек, многим из которых чуть более 25 лет. Количество персонала напрямую зависит от загруженности на проектах. Костяк команды состоит из руководителей проекта — универсальных сотрудников, которые в состоянии решать задачу любой сложности. Иногда на строительные работы мы привлекаем отдельные бригады на субподряд. Особенно это касается объектов в регионах.
Перспективы вертолетного рынка
В ближайшее время объём авиационного рынка будет расти, этому есть ряд причин:
— Государство разрабатывает программы по развитию малой авиации и снижает налоги на ввоз авиатехники.
— Развитие нефтегазовой отрасли существенно влияет на индустрию, являясь основным покупателем вертолётов.
— Существует острая потребность в пассажирских авиаперевозках, особенно в труднодоступных регионах России.
Драйвером спроса на вертолёты стала пандемия — в экстренном порядке усилили санитарную авиацию, а частные клиенты стали чаще задумываться о покупке техники из-за нежелания контактировать с окружающими.
К тому же я вижу большие перспективы у беспилотной авиации. Новая тенденция также требует наземной авиационной инфраструктуры, которая очень близка к вертолетным площадкам. Это и хабы для беспилотников и сопутствующие сервисы по их зарядке, ремонту, модернизации.
Наблюдая за развитием отрасли, я уже сейчас готовлю из молодых сотрудников профессиональных специалистов, которые смогут справиться с возрастающим спросом. Нужно быть готовым к появлению новых игроков и удерживать позиции.
Александр, спасибо за интересную статью. А может побольше рассказать о самих площадках ? есть ли какие-то типовые варианты ? Условно проект миллион, работы+материалы еще 5 итого за 6 млн у вас площадка под ключ.
Или везде уникальные проекты ?
И это, снег как убираете с крыш?
При посадке сам убирается )
Самый простой вариант - лопатами.
Сложнее - антиобледенительное покрытие - по типу как "тёплый пол". Реализовывали для ряда объектов на кровлях.
Да, у нас ребятишки однажды накидали снежок лопатами с кровли надцатого этажа. Веселые были разборки.
Поэтому только теплый пол и в канализацию. Ну а пыль само сдует :)
Рад, что понравилась.
Есть типовые варианты для площадок: на земле, на кровле, надводных площадок.
Цена на комплексное устройство площадки начинается от 5 миллионов, но может достигать и 100 миллионов рублей, в зависимости от закладываемого в проект оборудования
По каждому из направлений деятельности — проектированию, строительству, оборудованию, сертификации — есть сформированная стоимость. Заказчик сам выбирает, какие из услуг и в каком объеме он хочет получить у нас.
Интересный рассказ.
Кстати, хорошая иллюстрация того, почему слишком инициативных на работу брать не стоит:)
Классическая дилемма, шустрый и пиздит или вялый и не пиздит
А по моему нормальная схема начала бизнеса - эксперт начал своё дело, в котором он разбирается, а лучше бы по вашему вместо этого начал тестировать ниши продавать картошку , потом щебень через Яндекс Директ и не важно что он инженер строитель - но зато никого не обидел )
Если очень коротко изложить статью, то история успеха - откопировал своего бывшего работодателя и увел у него клиентов. Отсюда и минимум рисков и затрат.
Ну дак сделай также и купи себе Бентли в чем проблема)
Классика
Поздравляю, ты успешно прошёл тест на бездельника, который никогда ничего в жизни сам не сделал. Потому что только такие люди не понимают суть и смысл труда (и бизнеса)
Ты случайно не дворник? Просто мне уже не первый раз говорят, что я ничего не делаю. И все разы я слышал это только от дворников.
Меня чуть-чуть пугают перспективы распространения малой авиации(мск). Когда над домом пролетает вертолёт - это минута долбежки по ушам тысячам людей, а что будет когда вертолёты станут вместо маршруток для чинуш и бизнесменов?
Комментарий недоступен
Это очень дорого. По деньгам буквально на порядок дороже эксплуатации частного самолета.
Видел сегодня ценник на такси в москов сити от 130к за час
Час эксплуатации обычного советского рыдвана Ми-8 еще 20 лет назад стоил 1000 баксов. Просто себестоимость.
На ми 8 над городами не летают. Есть намного более дешевые варианты.
Летают. По той простой причине, что два двигателя. Обычным тарахтелкам по мск мало где можно летать. МКАД и речки.
А, если про Москву, то может, я не в курсе
Каждый раз когда проезжаю мимо ЛенаЭроПроекта, пытаюсь себя заставить правильно расставить ударение.
А разве медицинские учреждения, министерство обороны и МЧС не должны искать подрядчиков в конкурсном порядке?
Да, ищут в конкурсном порядке.
Мы либо сами участвуем в таких конкурсах, либо работаем на подряде. Посадочные площадки часто являются частью строящегося объекта, на который нас привлекают как технологов.
Я полтора года работал в вертолетной компании.
Наверное 7-8 человек которых я знал - погибли в разных авариях.
Не знаю, стараюсь не летать больше
Ох, хорошо что вы в ГИБДД не работали!
если прочитаете внимательно, тут вертолёты не собирают, а строят площадки для них, думаю, вопрос безопасности посадочных площадок для вертолётов тоже учитывается при строительстве.
Да, Ольга, вы правы. Это один из самых основных вопросов при проектировании и строительстве.
Сочувствую.
PS: поэтому беспилотники - next big thing
Беспилотники тоже будут ломаться и падать
Люблю VC за статьи о необычных и интересных бизнесах. Строительство авиаинфраструктуры это реально круто! С одно стороны, очень узкая тема, но я представляю какое там количество тонкостей и нюансов. Спасибо за статью! Александр, хотел бы поинтересоваться, профильное ли у Вас образование? Где учат на инженеров-проектировщиков вертолётных площадок?
Благодарю!
Я в 2007 году получил диплом в Санкт-Петербургском Архитектурно-Строительном университете на "Автомобильно-дорожном факультете" по специальности Инженер путей
сообщения (Автомобильные дороги и аэродромы)
"Нужно быть готовым к появлению новых игроков и удерживать позиции."
Самое вероятное - что кто-то из ваших сотрудников откроет аналогичный бизнес, забрав с собой технологии и клиентскую базу.
Если так рассуждать так любой бизнес обречён на провал. Но на самом деле далеко не каждый готов что то открыть, многим просто этого не надо, многие боятся и т п
Скорее раньше придут и отберут. ))
Конечно, кровавый режим прямо заберёт эту компанию с 200 млн оборота , кошмарные денжищи 🤣
да вы просто не знаете что вмире творится. вон у Лёши оборот был ещё меньше, а взяли и отравили, у пиццериста вообще последние 32 миллиона увели. вангую что лет через 10 путин со своей гоп-командой будет лично дежурить на пустыре и отбирать жвачку у детей
Да только это в Латвии происходило
Хорошая статья, спасибо! Больше бы таких на VC.RU, а то одни жалобы на банки))
Спасибо за обратную связь!
Да уж , супер.
Очень занимательная статья, спасибо!
Было бы не плохо попасть в такую компанию)
Неплохо.
Отличный рост за 6 лет)
Оч-чень симпатичный персонаж ! Авиация меня тоже занимает на любительском уровне. Так, меня обуяла идея самолёта по схеме тандем. Я сделал маштабную модель и только потом из Сети узнал, что такая схема называется тандем и были попытки её реализовать.
Сейчас меня занимает "тюнинг" винта вертолёта. "Вишенка в торте" - автомат перекоса лопастей вертолёта. Его сложность, надёжность меня впечатляют. Но нельзя ли его упразднить? Ведь пропеллер, что запускается с катушки ниток, устойчиво перемещается в полёте. Предлагается крамольная идея обкашлЯть возможность замены АПЛ на ...кардан. Дескать, наклоном оси винта к корпусу можно задавать направление полёта.
С оказией вопрос о характерном хлопающем звуке вертолёта в полёте. На работу двигателя такой звук не похож. Критиковать без фанатизма. С ув., - С. Дмитриев
Когда уже дроны начнут массово перетаскивать грузы по воздуху?
Я бы даже поучаствовал в подобном проекте )
Интересная компания - "ЛенаЭроПроект".
ЗЫ. А самое интересное не рассказали - из чего состоит эта площадка и как их делают. Я-то думал, кружок нарисовал на крыше и готово, ну может ещё флюгер какой рядом поставил. А на земле даже кружка рисовать не нужно))