5 ошибок при внедрении ИИ, которые обойдутся дороже всего

Рассказываем, где и как чаще всего ошибаются менеджеры, а также даем советы как надо делать.

5 ошибок при внедрении ИИ, которые обойдутся дороже всего
Илья Кулаков
Директор по продуктам компании «Дататех» (Холдинг Т1)

Привет! Меня зовут Илья Кулаков, я директор по продуктам компании «Дататех» (Холдинг Т1). Мы помогаем компаниям подобрать и внедрить подходящие инструменты машинного обучения и ИИ и улучшить бизнес-процессы.

В этой статье расскажу, какие пять ошибок совершают компании, которые не слишком серьезно подошли к задаче и включились в ИИ-гонку под влиянием хайпа, а не потому, что это действительно необходимо их бизнесу.

Ошибка №1. Рассинхрон с целями

Искусственный интеллект находится на пике ожиданий, иногда завышенных, если вспомнить кривую Гартнера. Пять лет назад то же самое было с блокчейном — огромное количество компаний пытались внедрить распределенный реестр там, где он и не требовался.

Создание решений на основе машинного обучения с точки зрения бизнес-процессов ничем не отличается от разработки других IT-продуктов. Прежде чем переходить к запуску проекта, важно не забывать про первоначальную фазу обследования и классический консалтинг: управленческий, трансформационный и технологический. Это не про высокие технологии, а про менеджмент.

Для начала компании нужно выделить серые зоны и точки роста, оценить применимость технологии. Рассматривать ИИ в этом случае стоит как один из возможных вариантов, не отметая и более простые способы решения задачи. Приводя аналогии, есть много ситуаций, когда более целесообразно использовать не умные выключатели, а обычные механические тумблеры.

Точно так же человек с кликером на 10 часов для оценки трафика у магазина цветов, целесообразнее камер и ИИ-софта с функцией подсчета людей. С другой стороны, решение на базе технологии ИИ может быть полезно, если нужно найти какие-то нелинейные зависимости продажи цветов от погоды, времени суток или моды на леопардовый принт в одежде. Главное, чтобы затраты на проект в будущем окупались, и нам на старте было понятно, как и в какие сроки это произойдет.

Чтобы понять, действительно ли бизнесу нужен ИИ, нужно получить две точки зрения:

  1. От консалтинговой компании, которая имеет опыт реализации таких проектов, а не просто готовит многостраничные теоретические отчеты.
  2. От мультивендорной компании-интегратора, которая работает с разными решениями и имеет персонал с соответствующим опытом.

Общее правило: обязательно консультироваться с теми, кто не заинтересован продать какую-то конкретную технологию. Поэтому надо очень тщательно подходить к выбору исполнителя работ на этом этапе.

Подготовить стратегию применения ИИ в компании, все шаги оцениваются и бюджетируются, появляется дорожная карта по разработке, внедрению, обучению персонала и так далее.

Ошибка №2. Отсутствие качественных данных

ИИ создан по образу и подобию человеческого мозга, со всеми его особенностями. Например, он будет делать неверные выводы, если для обучения использовались неполные или искаженные данные. Так, в 2014 году Amazon начал разрабатывать ИИ для отбора кандидатов на вакансии. Через несколько лет обнаружили, что система была предвзята к женщинам, поскольку обучалась на данных о позициях, в которых исторически преобладали мужчины. В начале 2017 года проект закрыли.

Ещё один пример: системы безопасности беспилотных автомобилей при эксплуатации гораздо лучше определяют светлокожих пешеходов. Первопричиной стало то, что обучение ИИ проводилось в регионах, где преобладает такое население.

Эти примеры показывают, что нельзя пренебрегать этапом подготовки и получения данных. Большинство инженеров в области ИИ считают, что для обучения модели на каждый случай в среднем должно быть 500 вариантов. Часть данных может быть из купленных референсных датасетов, которые использовались для предобученных моделей, но другая часть должна быть собственной. При этом важно, чтобы выборка отвечала критериям полноты и равномерности распределения.

Что касается собственной информации, то готовить датасет придется, скорее всего, вручную. Для разметки могут пригодиться уже обученные алгоритмы, которые помогут, например, обводить контуром какие-то типовые объекты — людей, машины, здания, но рутины всё равно будет больше.

Здесь действует простое правило: те данные, в которых сомневаешься сам, не должны попасть в модель. Статистические выбросы способны сильно исказить результат.

Ошибка №3. Некорректная оценка стоимости внедрения и поддержки

Риелторский сервис Zillow, активы которого оцениваются в $6,5 млрд, в 2021 году закрыл ИИ-проект по оценке недвижимости, так как тот привел к большим финансовым потерям. Сложность задачи была значительно выше, чем изначально предполагалось. Подобные кейсы случаются часто, хотя мы обычно слышим только истории успеха.

Можно выделить четыре области, где часто происходит некорректная оценка проекта.

  1. Недооценка сопутствующих расходов. В бизнесе любая технология должна решать определенную задачу, и она не существует в вакууме. По разным оценкам, на сопутствующие работы может приходиться от 30 до 70% стоимости всего проекта. Это контейнеризация, управление доступом, реализация интеграции, новые менеджерские реалии и инструкции. Например, компании нужно определиться, кто отвечает за решения, если они теперь принимаются при помощи алгоритма.
  2. Недооценка капитальных затрат. ИИ работает на графических адаптерах. Множество моделей используют графические процессоры (GPU), стоимость каждого из которых сопоставима с новым автомобилем (цена может доходить до десятка млн руб.). Иногда для выполнения определенных алгоритмов нужно 10–15 GPU. Закупка такого оборудования сопоставима с открытием собственного таксопарка.
  3. Недооценка переменных издержек. ГПУ будут потреблять электроэнергию, требовать технического обслуживания, замены в случае выхода из строя.
  4. Недооценка деградации ИИ и необходимости дообучения. Модели на базе ИИ подобно человеку стареют и требуют дообучения из-за меняющихся внешних условий. Например, в контексте компьютерного зрения могут появляться новые образы и объекты, которые ИИ должен научиться узнавать. Нужно быть готовым вкладываться в поддержку модели столько, сколько компания будет её использовать.

Ошибка № 4. Отсутствие стратегии по обучению и адаптации команды

5 ошибок при внедрении ИИ, которые обойдутся дороже всего

Работа с продуктами на базе технологий ИИ требует обучения. Важно показать сотрудникам, как можно применять ИИ-решения. Например, зная про возможные потенциальные ошибки ИИ, не стоит опираться только на него при принятии важных решений — нужно сохранять критическое мышление. Отдельное внимание следует уделить промпт-инжинирингу, то есть правильной постановке задач чат-боту, языковой модели или любому другому решению на основе ИИ.

Помимо руководителя проекта, над содержанием образовательного продукта для сотрудников обязательно должны работать три типа специалистов:

  • бизнес-консультанты, которые знают подробности решаемой задачи и следят, чтобы программа не была оторвана от реальности;
  • ML-инженеры и ML-разработчики, которые понимают, как работает ИИ;
  • сопутствующие разработчики, поскольку решения на базе ИИ внедряются в существующую информационную систему.

Если это крупный бизнес со своим корпоративным университетом, то методист поможет упаковать содержание в правильную форму. Для компаний среднего размера эту функцию может взять на себя интегратор.

Отсутствие обучения и правильного позиционирования решения, в лучшем случае, не даст полностью раскрыть возможности нового продукта, в худшем: приведет к тихому саботажу решения со стороны сотрудников.

Громить станки как луддиты в XIX веке вряд ли кто-то будет, но вспоминая опыт массового внедрения систем АСУ ТП, тихо отключать оборудование и предохранители, чтобы показать несовершенство системы — работники вполне могут.

Ошибка №5. Неправильно подобранное решение или стратегия

Избежать этой ошибки поможет, правильное планирование и привлечение корректных консультантов (об этом мы говорили в начале статьи), а также использование подходящего софта.

Одним из ключевых требований для эффективного применения ИИ в бизнесе является наличие «фабрики ИИ» позволяющей консолидировать и управлять всеми ресурсами, необходимыми для ИИ: моделями, датасетами, аппаратными средствами. Чтобы построить фабрику ИИ, нужно использовать MLOps-решения – это конвейеры разработки ML-моделей. Очень важная встроенная функция таких решений: возможность сравнивать разные модели на одном и том же датасете, с идентичными задачами и оборудованием. Помимо оценки производительности, MLOps-решение позволяет, например, понять, какая модель тратит больше электроэнергии и других ресурсов.

Проблема может скрываться в некорректном подборе стратегии внедрения ИИ в компании. Существуют четыре вида стратегии: быстрое достижение результатов, минимальные стартовые риски, большой взрыв и пилот-тираж.

Например, большой взрыв подойдет для оснащения камер видеонаблюдения всех предприятий и цехов на производстве — только полная информация без белых пятен позволит получить необходимую выборку данных. В то же время маркетплейс или социальная сеть могут придерживаться подхода «пилот-тираж», постепенно раскатывая решение на всё большее количество пользователей.

99
2 комментария

Полезно, спасибо за разбор. Как раз думаю, стоит ли внедрять ИИ в нашем бизнесе. Судя по всему, тут главное не гнаться за модой, а реально понимать, где и зачем это нужно

2

ИИ должен работать на улучшение бизнес-процессов, а не быть модным трендом, который не приносит реальной пользы.

1