История «Зерокодер»: как телеграм-чат стал университетом с доходом 335 млн ₽
Даже самый обычный телеграм-чат технических энтузиастов может стать ступенью к созданию EdTech-проекта, который буквально формирует рынок зерокодинга в России.
Привет всем, меня зовут Кирилл Пшинник, я сооснователь и СЕО онлайн-университета «Зерокодер», научный сотрудник Университета Иннополис, автор книги «Искусственный интеллект: путь к новому миру». Сегодня я хочу рассказать вам историю — о том, как идея, подпитываемая искренней любовью к своему делу, может стать чем-то большим и интересным.
С чего все началось: «На коленке» и первые шаги
«Зерокодер» начался с телеграм-чата «На коленке» — места, где несколько энтузиастов разбирались в no-code инструментах, собирали свои первые проекты и делились находками. Это были 2020–2021 годы, когда рынок IT-образования в России был плотно занят корпоративными гигантами — они обучали классическому программированию.
У нас с сооснователями возникла мысль организовать свой EdTech-проект. При этом людей, которые знали бы о зерокодинговых инструментах, в России было совсем немного. Нелогично было позиционировать свою образовательную платформу как ресурс, который может научить людей работать на условном FlutterFlow — просто потому что про этот инструмент почти никто не знал. Так что наша идея была иной: предложить максимально мягкий вход в IT, без стресса от изучения синтаксиса, отладки и работы с терминалами.
На тот момент таких курсов практически не было. Существовали только две обучающие платформы, и обе школы вскоре прекратили активное развитие. Мы оказались в уникальной позиции: построить университет с нуля вокруг no-code/low-code инструментов и сделать это в первую очередь для начинающих.
Зерокодинг: слово, которое стало брендом
На Западе термин «no-code» довольно популярен — это история про создание программ и приложений без кода, с использованием специальных инструментов. В России проще всего привести в пример Tilda — конструктор сайтов, который позволяет собирать их из блоков, как «Лего».
Изначально в русскоязычной среде словосочетания вроде «ноу-код» или «лоу-код» были невостребованы, звучали тяжеловесно. Мы решили предложить свое слово — зерокодинг. Оно оказалось настолько удачным, что уже в 2024 году по запросу «зерокод» в «Яндекс Вордстате» было столько же показов, сколько по запросу «no-code». А с 2025 года термин начали использовать даже региональные школы и небольшие частные центры переобучения.
Кстати, зерокодинг — это не просто про сайты. Да, сначала пользователи осваивают Tilda, Glide или Notion, но потом двигаются дальше: к сборке бэкендов на Xano, интеграциям через Make и Zapier, автоматизациям в Google Sheets и настройке собственных нейросетевых ассистентов с помощью GPT.
И это не все — мы также популяризировали термин «гражданская разработка» — стали первыми, кто в принципе о ней заговорил. Это ситуация, когда пользователи без специфических знаний сами разрабатывают IT-продукты, например, приложения и сайты.
«Зерокодер» стал центром притяжения для всех, кто входит в IT не через код, а через интерфейс.
Нейросети и зерокодинг: союз, определяющий будущее
2023 год стал переломным для всего EdTech-а, и «Зерокодер» не был исключением. ChatGPT, Midjourney, Runway, DALL·E буквально ворвались в инфополе. На фоне ухода западных образовательных платформ с российского рынка мы увидели гигантский голубой океан — спрос на обучение ИИ среди русскоязычных пользователей. Учитывая, как перекликаются между собой зерокод-разработка и нейросети, мы не стали терять времени.
Первый курс по ChatGPT мы запустили всего за две недели — без экспертов, слайдов и методичек. Это был эксперимент. Мы просто сделали вебинар, собрали 600 заявок — изначально рассчитывая человек на 10, — и поняли, что попали в точку. Потом за месяц собрали методологию, создали базу кураторов, и за 6 месяцев выпустили 3 ИИ-курса. Сегодня это — половина нашего образовательного портфеля.
Нейросети стали неотъемлемой частью зерокодинга. Они позволяют писать запросы на естественном языке, автоматически генерировать таблицы, визуализировать данные, собирать дизайн-прототипы и даже деплоить приложения в один клик. GPT — это новый интерфейс взаимодействия с компьютером. Мы готовим студентов именно к такому будущему.
Вдохновляющие кейсы и влияние на рынок
Мы не просто обучаем — мы создаем рынок. Благодаря «Зерокодер»:
- термины «зерокод» и «гражданская разработка» получили широкое распространение;
- IT стало доступным для людей старше 50 лет — почти 25% наших учеников старше 40;
- наши вебинары и интенсивы регулярно посещают до 15 000 человек;
- мы развиваем сетку каналов, самые популярные насчитывает около 70 000 подписчиков, остальные — это закрытые инструментальные сообщества;
- выпускники собирают продукты для малого бизнеса за 1–2 недели вместо 3–4 месяцев классической разработки.
Сейчас «Зерокодер» — это онлайн-университет с полноценной инфраструктурой. У нас более 35 образовательных программ, 7 флагманских курсов по работе с нейросетями, огромное комьюнити из 100 000+ участников. Заработав 335 млн рублей за 2024 год, мы заняли 42 место среди всех EdTech-компаний и 12 — среди самых быстрорастущих, прибавив к выручке +71,95% по версии рейтинга Smart Ranking.
Мы не только обучаем, но и сопровождаем: от момента, когда человек впервые открывает Tilda или ChatGPT, до первых заказов и трудоустройства. В некоторых тарифах мы гарантируем доход после обучения. Это значит, что выпускники получают заказы на сумму не меньше стоимости курса.
Средний чек вырос с 10 000 до 96 000 рублей. Это подтверждает не только рост качества, но и доверие со стороны рынка.
Взгляд в будущее: импортозамещение, ISA и вайб-кодинг
С начала 2025 года мы усилили внимание к рынку импортозамещающих решений. Около 55% крупного бизнеса уже работает на отечественном ПО, и растет спрос на переобучение сотрудников под новые системы. Мы сегментируем обучение под эти задачи, ориентируемся на B2B и госзаказ.
Также мы готовим готовим специалистов, которые уже идут на стажировки и позиции в Яндекс и другие бигтехи. Наш карьерный центр обрабатывает сотни вакансий, стараясь подобрать оптимальные по функционалу и заработку, варианты сотрудничества на проектной и фулл-тайм основе.
И, наконец, мы работаем над новым направлением — вайб-кодингом. Это эмоционально-интуитивный подход к созданию решений с нейросетями. Не через холодные структуры и аналитические таблицы, а через настроение, визуал, команды на естественном языке, подбор идеального ассистента. Это одна из самых свежих и перспективных ниш в EdTech и ИИ.
Почему у нас получилось?
Потому что мы сделали ставку не на технологию, а на человека.
«Зерокодер» стал примером, как небольшая команда может изменить рынок без гигантских бюджетов и ресурсов. Мы были гибкими, быстрыми, смелыми. Запускали курсы за 14 дней, проводили марафоны по 16 часов в сутки, поддерживали пользователей в 2 часа ночи.
Мы не создавали «продукт для всех». Мы строили экосистему вокруг увлеченных, как было с самого начала, с возникновения того самого телеграм-чата. А потом эти увлеченные привели с собой друзей, коллег, детей и родителей.
Зерокодинг — это не просто тренд, а образ мышления, где технологии играют ключевую роль в развитии бизнеса и улучшении качества жизни и карьеры. Как в свое время был переход от DOS к Windows, от сайтов к соцсетям, от SEO к нейросетям.
Он позволяет людям брать цифровые инструменты в свои руки. А значит — менять карьеру, бизнес и жизнь. Уже сейчас малый бизнес создает мобильные приложения без программистов, предприниматели автоматизируют учет и маркетинг, школьники собирают сайты и чат-ботов, а пенсионеры — ищут подработку с помощью AI-ассистентов.
«Зерокодер» будет рядом, чтобы помогать им в этом пути.
P.S. Мы всегда открыты к партнерствам, сотрудничеству и совместным проектам. Если интересно пообщаться на тему развития ИИ — пишите в тг: @kpshinnik. Мир меняется. Вопрос только в том, кто этим миром управляет. И мы верим, что управление будет у тех, кто не боится учиться и экспериментировать.