Как я делал бизнес на Дальнем Востоке. История сети пекарен «Машенькины пироги»

Привет, меня зовут Иван Емельянов, я родился на Дальнем Востоке и здесь же начал предпринимательскую деятельность. Моя история напоминает череду нескончаемых препятствий. За 13 лет я 14 раз менял сферу деятельности.

Все началось с работы помощника юриста за зарплату в 7 тыс. рублей в месяц, а затем открытия мини-кафе. Теперь я владелец сети пекарен «Машенькины пироги» с выручкой 119 700 593 руб. в год.

Как открыть свой бизнес? С какими неудачами сталкиваются региональные предприниматели? Как преодолеть трудности и не выгореть? Делюсь своим опытом.

Как я делал бизнес на Дальнем Востоке. История сети пекарен «Машенькины пироги»

Трудности предпринимательства

Открытие сети — это не только моя заслуга, но и моей семьи. Пекарню «Машенькины пироги» я назвал в честь дочки. Мы часто ездим по миру, поэтому решили совместить приятное с полезным — стали собирать лучшие рецепты пирогов по всему миру. Так родилась концепция нашего заведения — гастротуризм.

Я родился в Хабаровске и до 30 лет строил здесь бизнес. Проект «Машенькины пироги» тоже зародился на Дальнем Востоке. Прежде чем сеть пекарен разрослась и стала приносить стабильный доход, я столкнулся с чередой неудач, которые накапливались как снежный ком. Но обо всем по порядку.

Выгорание и поиск себя

За 13 лет моя сфера деятельности сменилась 14 раз. Чего только не было: ночной клуб в Таиланде, перепродажа автомобилей из Японии, поставка икры, строительный бизнес и многое другое.

У меня было много неудачных попыток, проблем и внешних обстоятельств, которые не давали укрепиться на рынке. Из-за того, что я постоянно сталкивался с трудностями, иногда опускались руки.

Несмотря на сложности, я продолжал искать себя. Я взвешивал плюсы и минусы, разбирался, чем мне нравится заниматься, в чем я действительно хорош. Чтобы стать успешным бизнесменом, нужно иметь внутренний стержень. Считаю, что я не боюсь трудностей во многом благодаря родителям. Моя мама была врачом, а отец строителем. В 90-х они начали создавать свой бизнес. Я смотрел на них и восхищался. У родителей были и победы, и неудачи, но они не боялись рисковать.

На самом деле только к 30 годам я понял, чем хочу заниматься. Оказалось, что больше всего мне нравится работать с общепитом. Так я решил открыть первую пекарню.

Человеческий фактор

Бизнес — это прежде всего люди. Но помните — «разводы» здесь на каждом шагу, все хотят получать прибыль. Кто-то за свои счет, а кто-то за чужои. Предпринимательский опыт научил меня четко регулировать рабочие отношения, так как я не раз сталкивался с обманом подрядчиков.

Когда мы только начали запускать проект, то хотели получить небольшой цех и купить 1 печку. Наш минимальный капитал составлял 550 тыс. рублей. Знакомые посоветовали мне шеф-повара, который обещал проработать меню, обустроить цех, достать оборудование с хорошеи скидкои и запустить производство. Через пару недель я передал ему 215.000 рублеи на закуп. Получив оборудование, я обнаружил, что это убитая техника под списание, стоимость которой не превышает 50 тыс. рублей. За это время шеф-повар успел пропасть.

У меня также был опыт работы с друзьями, после которого я окончательно понял, что всеми юридическими вопросами должны заниматься специалисты. Никогда больше не буду сотрудничать с людьми без юридических документов, в которых будет прописано, кто и что делает. Верьте людям на слово, только если оно заверено подписью и печатью.

Благодаря этому опыту я стал более подкованным в юридических вопросах. Поэтому когда начал искать команду и партнеров для сети пекарен, я чувствовал себя уверенно.

Как я делал бизнес на Дальнем Востоке. История сети пекарен «Машенькины пироги»

Оптимизация бизнес-процессов

От открытия первой пекарни до создания франшизы прошел 1 год и 3 месяца. Основные проблемы, с которыми я столкнулся за это время, — ошибка при выборе сотрудников и слишком большие финансовые затраты.

Когда я набрал первую команду, то быстро понял, что сотрудники не могут работать в условиях жесткой многозадачности. Изначально моими приоритетами были делегирование обязанностей и полное доверие к команде в плане принятия решений. Мне казалось, что я работаю с людьми, которые готовы полностью включиться в рабочий процесс и могут работать самостоятельно. К сожалению, коллеги не справлялись с целями, и это подорвало мое доверие. Я стал принимать большинство решений самостоятельно, и это улучшило ситуацию, но ненадолго.

Сильная команда — это одно из главных условий для развития бизнеса. Поэтому я решил полностью поменять штат сотрудников, и дела пошли в гору. Теперь моя команда состоит из ответственных и целеустремленных людей, за которыми не нужно следить. Они прекрасно справляются.

Я не только нашел других специалистов, но и сократил штат. Оказалось, что 1 человек может заменить 4-5 работников, если правильно распределить обязанности. Это решение также помогло мне снизить инвестиции для будущих франчайзи партнеров в цех пекарен, которые были в районе 5 млн. Конечно, это оказалось очень затратно. Я быстро нашел решение — уменьшил стоимость инвестиций до 950 тыс. рублей и привлек большой объем партнеров, которые готовы были вкладывать эти средства.

Поиск инвесторов

Чтобы масштабировать бизнес, я начал искать инвесторов. Как правило, это долгий процесс, особенно, если у тебя региональный бизнес. Да и вообще, российскому предпринимателю сложно получить помощь от государства, но все-таки я начал пробовать.

Мой совет начинающим бизнесменам — обращайтесь за помощью. Нужно искать хорошие франшизы, ходить на бизнес-форумы, знакомиться с людьми. Я никогда не верил в помощь государства, но когда попробовал обратиться, был удивлен.

Я принял участие в национальной премии «Бизнес-успех”, которая прошла в рамках Дальневосточного форума предпринимателей. Это конкурс для российских бизнесменов, которые представляют свои проекты на государственном уровне. Я решил заявить о сети пекарен “Машенькины пироги».

Так я получил награду в номинации «Лучший проект в сфере торговли и услуг». При выставлении оценок жюри учитывало динамику развития и объем оборота, информацию об уникальных программах лояльности, наличие эффективных инструментов развития персонала. Оценивали даже креативный подход к оформлению торговых точек. Мы выиграли, и это был успех.

Нас заметил центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Этот проект помогает бизнесменам на всех этапах развития бизнеса. Центр оказывает имущественную и экспортную поддержку, отправляет бизнесменов на форумы и помогает решать вопросы, связанные с развитием бизнес-проектов.

Этот центр оплатил мне участие во франшизной выставке, после которой у меня появились инвесторы из Швейцарии. Они оценили франшизу «Машенькины пироги» в 4 млн долларов и предложили вложить эти средства в обмен на 10% доли бизнеса. Так у меня появились первые международные инвесторы.

География

Я до сих пор считаю, что открыть бизнес в регионе легче чем в Москве или Петербурге. Здесь практически нет конкуренции, а для развития бизнес-идей это просто непаханое поле. Но наличие бизнеса на Дальнем Востоке все-таки имеет свои минусы.

У меня часто мелькала мысль, что переезд в европейскую часть России помог бы мне быстрее расширить бизнес. После участия во франшизной выставке эта мысль окончательно укоренилась в моей голове. Там моим проектом интересовались многие предприниматели, которые хотели стать партнерами и спонсорами. Как только они узнавали, что мы из Хабаровска, их энтузиазм сразу пропадал. Все-таки это и правда слишком далеко.

Я решил перебраться в Санкт-Петербург вместе с семьей. Теперь головной офис и цех находятся здесь. Все пироги сейчас делаются в Петербурге. Работа с региональными заведениями не пострадала. Решение — шоковая заморозка полностью собранных пирогов на современном оборудовании и отправка в другой город. Подрядчикам остается только купить печь и морозильную камеру.

Теперь мы продолжаем развиваться не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Сеть пекарен уже существует в 13 городах.

Как я делал бизнес на Дальнем Востоке. История сети пекарен «Машенькины пироги»

Ошибки закалили меня и дали бесценный опыт. Оборачиваясь назад, я вижу, что все было не зря. Я рад, что трудности привели к тому, что теперь у меня есть любимое дело, которое приносит стабильный заработок, растет и развивается.

Несмотря на сложный 2020 год, мы продолжаем расширяться. В этом году мы собираемся открыть пекарни в 50-ти городах-партнерах, а также выйти на оборот в 1 000 000 000 руб.

7474
146 комментариев

Плиз, велкам. Инфоцыган с продажей франшизы на vc.ru. Никогда такого не было и вот опять

57
Ответить

По вашему сеть пекарен это инфобизнес?

4
Ответить

Покажи плз в тексте статьи, где автор продает франшизу / рекламирует франшизу / впаривает франшизу /... Я нашел лишь несколько мимолетных упоминаний в контексте, не более того.

2
Ответить

Комментарий недоступен

55
Ответить

Лоооол. Добавлю, что 50 местоимений Я в тексте, намекает на чванье.

6
Ответить

Предлагаю сотрудничество с ООО «Кошкин Дом».)

1
Ответить

Один инфоцыган с франшизой пиарит другого. Взаимоопыление)

Ответить