Kuzuk — сервис для бронирования отдыха в России Статьи редакции

Сотрудничает с 15 курортами страны.

Меня зовут Евгений Афанасьев, мне 36 лет. Я сооснователь сервиса по бронированию отдыха в России Kuzuk.ru.

Идея

Проект Kuzuk.ru был создан четыре года назад со словами «сейчас мы сделаем онлайн-бронирование российских турбаз». Правда, тогда мы имели за плечами опыт работы в классическом турагентстве, и у нас было понимание, что процесс это долгий и начинать стоит с малого.

Мы с партнером вложили чуть более 1 млн рублей из собственных средств и сделали сайт, где можно было выбрать отели и турбазы на двух российских курортах — горнолыжном Шерегеше и летнем Алтае. Места были выбраны по принципу «что ближе и в чем лучше разбираемся».

У нас было две главные особенности — достоверная информация о каждой турбазе и мгновенный расчет цен по всем объектам по заданным параметрам. Тогда аналогов такого сервиса в нашей нише не было.

Мы наняли менеджеров, запустили рекламу, пошли первые продажи. Это было такое «продвинутое» турагентство с продажами по телефону. В целом наши ожидания по прибыли оправдались. Но экономика сошлась с трудом — к концу летнего сезона первоначальные вложения были потрачены на разработку, рекламу, офис и менеджеров.

Закрывать кассовый разрыв пришлось личными кредитами. Зимой дело пошло лучше (у нас была огромная клиентская база от старого бизнеса), и к концу зимы удалось накопить несколько миллионов, чтобы пережить межсезонье. Пока сервис существует на собственные средства, но мы задумались о привлечении инвестиций для масштабирования.

К чему пришли

Сегодня проект прибылен и потихоньку развивается, но, вопреки нашим ожиданиям, по статистике, в онлайне мы бронируем только 15% заказов. И если четыре года назад к операциям в интернете были не готовы покупатели, то сейчас к этому не готовы отели.

Внутренний туризм сегодня — это мини-отели, санатории, коттеджи, гостевые дома и обычные посуточные квартиры вблизи курортных зон. Большинство из них в лучшем случае используют компьютер только для ведения внутреннего учета занятости мест. Использование профессиональных систем для обмена данными о занятости отеля пока развито слабо.

Причин много — нет отдельного человека для ведения учета, нет технической возможности, основные контрагенты не используют эти системы и другие. К тому же, многие средства размещения работают полулегально.

Цели

Сейчас мы подстраиваемся под ситуацию и перестраиваем бизнес-модель. Фактически создаём новый стартап на базе существующего бизнеса. Главная цель на ближайший год — перевоплотиться из продвинутого турагентства в удобный интернет-сервис по выбору отдыха в России.

Если раньше все бизнес-процессы замыкались на нашем отделе продаж, который выступал обязательным посредником между туристом и отелем, то сейчас мы хотим напрямую связать отельера и туриста. Так, клиент создает заявку через наш сервис, отель подтверждает её через SMS или email, мы несем ответственность за бронь (клиента действительно ждут в отеле и деньги переведены не мошенникам) и получаем комиссию от отеля.

Таким образом мы решаем две проблемы клиента: неуверенность в достоверности информации и безопасность платежей. И большую проблему курортных отельеров — невозможность ведения актуальной сетки занятости в онлайне. При этом мы не отказываем от колл-центра, он будет по-прежнему помогать всем, кто захочет посоветоваться со специалистом перед бронированием.

0
42 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Согласен. Мы в процессе.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Смирнов

Вот специально зашел и посмотрел - дизайн нормальный.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Смирнов

Ну то что там дорабатывать надо, банально шрифты и всякую мелочь это факт и дизайн в дальнейшем тоже.
Сейчас важно запустить продукт, который они называют стартапом... ведь сейчас модно все называть страртапом.
И тестировать в рамках этого дизайна будет ок.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Не согласен, чем проще дизайн, тем больше надежда что продажи именно "от производителя".

Чем более дизайн наворочен - тем больше подозрения что это какой-то очередной агрегатор, и ладно если московский барышникъ, а то может и росс. филиал Noname Travel Co, с дизайном оттуда, а текстами из Google Translate, и полной _деперсонализацией_, и конечно без никакого офиса в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

вопрос: а разве у отелей нет договорных отношений с тур агентствами, с которыми они уже работают тыщу лет типа Пегаса (не реклама:) ) которые их "койки" продают? которым вы пытаетесь создать норм так конкуренцию, и у которых бюджет не кислый. вот идея с частниками ничего такая, но есть много но... от налоговой базы с их стороны до технической реализации, которая вся ляжет на вас. в общем не понятно

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Туроператоры, которые у нас на слуху, в основном работают по международным направлениям. Во внутреннем туризме их доля ничтожно мала. Причина - у них другая бизнес-модель, которая не подходит для внутреннего туризма. Они предлагают готовые туры, а во внутреннем туризме сформировались другие привычки у клиентов. Нужно сначала переформатировать рынок под свою модель или понять себя. Но сейчас вновь вырос выездной туризм и интерес к этому у Пегаса и Ко пропал.
Главный наш конкурент - букинг. Но он плохо работает с мелкими игроками, которые составляют лвиную долю рынка. Пока букинг довольствуется городскими отелями :)

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Евгений, Ваша статья сначала вызывает лёгкую ироничную улыбку, но данный комментарий уже заставляет начать беспокоиться, если не секрет: какой Ваш предыдущий опыт в бизнесе? И почему-то не могу найти информацию о наличии лицензий у ООО Кузук?
Андрей Олеговичу респект, я б так не смог... палиться...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

а в чем палится, что то я не понял?) думаете я на Пегас работаю)))?

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Да, нет, я про то, что нужно быть "закалённым человеком", чтобы прелюдно игнорировать букву "т" в таком сильном названии как [агентство стратегических программ], завидую, у меня такой смелости нет

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

а я думаю все про что вы говорите) спасибо за поправку) не заметил сразу) здесь при вводе места работы автоматом помню появилось мое я и подтвердил его) а сейчас зашел и не могу отредактировать) в общем спасибо за внимательность) прошу простить меня, хотя ведь все мы не без греха))) да, кстати, вопрос к vc.ru почему не могу отредактировать с телефона столь ужасную ошибку, а то тут уже люди застыдили меня)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

и сейчас компания в которой я работаю просто по-другому называется, а это старое название

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Какие лицензии Вы ожидаете увидеть?
Про опыт: в 14 лет газетами на улице торговал украдкой от родителей, в 18 лет комплектующими к Pentium-I и так далее, много всего было - веб-студия, городские порталы, офисная телефония итп.

Ответить
Развернуть ветку
Bernatovich Valeriy

Недавно бронировали номер в скромном небольшом отеле в Белокурихе. Как раз через booking

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Было бы глупо утверждать, что мы круче букинга. У нас есть представление как изменить бизнес-модель, чтобы не "попасть под букинг" как OkToGo и при этом вырасти. Этим сейчас и занимаемся

Ответить
Развернуть ветку
Max Kraynov

Сделайте для курортов хотя бы базовый PMS (property management system) или посоветуйте им имеющиеся решения, с которыми вы уже работаете. (По аналогии с тем, что booking.com предлагает отелям) И будет вам счастье. Хотя проблему черных касс это не решит, разумеется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Kraynov

Может, Александр Галочкин ( https://www.facebook.com/alexander.galochkin ) из TravelLine может что-то посоветовать? У них же было что-то похожее.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Да, Макс, мы сотрудничаем с ТревелЛайн и являемся евангелистами этой системы в Сибири. На мой взгляд, это единственное подходящее под задачи решение.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Rigovsky

3 месяца выпытывали у TravelLine API чтобы дать нашим отелям, в итоге после десятка писем так никто ничего и не отдал, сославшись за отсутствие ресурсов (отдать документацию) :)
Пришлось идти к букингу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Спасибо за интересную статью, с достаточным для понимания процесса набором фактов
1. С миллионом рублей и хорошей базой клиентов решили создать систему.
2. Создали, а она попросила еще, условно миллион, или может два, и продолжает хотеть кушать.
3. Внезапно, оказалось что не все места размещения хотят чтобы "все в Интернете" видели их загрузку - особенно чтобы конкуренты не видели, налоговые органы, да и (возможно) даже их собственники лучше чтобы не знали. Потому что "привычнее на бумаге" это только отговорка для сокрытия информации.
4. На этом месте (опять внезапно), вместо расширения вглубь - т.е. работы с собственниками и развития модуля для мест размещения (работающего в т.ч. оффлайн), автор(ы) решили идти экстенсивно - т.е. расширять географию.

Рекомендовал бы засветиться в Курилке Турдома, и послушать что там скажут.

И еще раз спасибо за честность - это большая редкость - теперь модно чтобы "специалисты по PR" засахаривали любой горький опыт до состояния "Бабушкино варенье, забытое на антресоли, XO"

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Я не верю в идеальные истории проектов. У всех бывают трудные времена. И как раз эта часть наиболее интересная - как проект решал проблемы.
Про профессионалов туриндустрии. У нас сложно выстраиваются отношения с туроператорами и турагентствами. Многие из них довольно консервативные и считают что мы туроператоры так как заключаем договора напрямую с гостиницами. Только не находят нас среди реестра туроператоров и начинают возмущаться. И еще куча разных разногласий.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Как решал - мы видим - менял проект на ходу и собирал еще деньги. И пока живет. Хотя нет инфы - если клиентская база помогла выжить, то может она и раньше неплохо существовать позволяла?

Кол-во "сервисов" которые не хотят оформляться как туроператоры, при этом активно реализуют туры .... туризм последние 5-6 лет весь из скандалов, стало сложно работать, никто никому не верит.

Про мифотворчество - в туризме полно слухов про "двух парней, которые на коленке сделали вжух", и заработали 2 млн за неделю, правда готовились к этому полгода.

Потом правда выясняется, что каким-то волшебным образом именно этим парням отдали квоты на что-то дефицитное, они получили временную монополию, и поэтому да, заработали. Или им разрешили. Неясно.

Мне лично в статье не хватило куска бизнес-плана - оценка спроса в год по сезонам, стоимость среднего путешествия, структура продаж (где, у кого покупают авиабилеты, трансферы, размещение).

Потому что решение "Все, делаем сервис!" могло появиться только тогда, когда будущие 2-3 года обещали серьезный рост спроса по этим направлениям ... а это так, ехали тысячи человек из Мск в сезон, а поехали, условно, десятки тысяч из Мск, СПб, Екб, Нсб и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
Unknow

ребят а с какой целью здесь размещают стартапы?

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

а с какой целью интересуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Unknow

есть стартап. думаю писать или нет сюда. если просто так выложить, то какой смысл )

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

сюда далеко не все стартапы принимают. А выкладывают я думаю - найти возможно потенциальных инвесторов, привлечь клиентов ну и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Unknow

ну а если идея хорошая, инвестор посмотрит и сам всё сделает ) я просто считаю свою идею хорошей, но нет средств агрессивно зайти на рынок)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

а их и не появится без инвестора, так что придется рассказывать инвестору) а без продукта хотя бы MVP идея никому не нужна) а самое главное подробной ее реализации (продвижения), а еще команды с кем это будешь делать. без этого бабок тебе не дадут. а судя по тому что ты не знаешь где искать инвестора, то вышеперечисленного у тебя нет кроме крутой идеи. Иначе ты бы как минимум знал про акселераторы (типа ФРИИ) и пытался бы в эти места засунуться. И тогда бы вопрос твой стоял бы по-другому: парни был там-то там-то не дают денег, что еще посоветуете, в банках уже закредитовался, все работает нужны бабки порвать рынок рекламой в вк по всему постсоветскому пространству:))

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

Чет выбираеш спб, а выдает Алтай

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Спасибо, посмотрим почему Питер предлагается, мы его пока не продаем.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Ismagilov

Пока очень сыро, PMS точно нужен, иначе много ручной работы. Но радует, что эта сфера потихоньку оживает.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

а еще на airbnb смахивает ваш сервис) они еще к нам не добрались?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

У airbnb есть предложения на многих курортах, но доля у них незначительная и особо не растет. Еще такая особенность - этот сервис популярен у поколения Y, а наши клиенты чаще всего X. Дело в особенностях туризма: разные категории отелей бронируют разные люди и делают это по-разному. Но это тема отдельной статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Galimzhan Seilov

Спасибо Evgeny, полезно было узнать опыт вашего сервиса.Мы запустились на рынке Казахстана на рынке внутреннего туризма и приема туристов из за рубежа. Возможно немного перестарались и запустились сразу на 4 языках.Но ваше статья была очень полезной.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Afanasev

Удачи вам в развитии! Кстати, может Вы подскажете что значит слово "kuzuk" на казахском? Часто встречаю в соцсетях упоминание слова в речи, но переводчик не переводит, скорее всего какое-то разговорное слово (надеюсь цензурное).

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А kuzuk "кузук" (шишка, шишка кедра и/или орех), неправильные значение?

Еще kuzak есть (стручок гороха, символический подарок мальчику)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Северный

Идея развития отечественного туризма по бизнес-модели букинг.ком витает в воздухе уже 3-4 года.

Поторопитесь не спеша, друзья. После утверждения рабочей бизнес-модели подумайте о тактике агрессивного роста. Кроме курортов Шерегеша и Алтая есть сотни баз активного отдыха во всех уголках России, чтобы оперативно на них выйти вам потребуются агенты влияния "на местах", по типу обучающих центров UBER в каждой стране и городе мира.

Успехов :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Афанасьев

В этой идее что-то есть, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sevas

Интересно было прочесть, сам занимаюсь проектом из этой индустрии. Евгений, как Вы считаете, малая доля онлайна связана с консервативностью клиентов, которые выбирают отдых в России, в частности на Алтае?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Афанасьев

Клиенты как раз хотят бронировать и платить онлайн. Проблема в средствах размещения - где-то не хватает ресурсов, где-то компетенции, а кое-где просто нет технической возможности.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Извините, добавлю мнение - клиенты с серьезными деньгами на отдых в России (а это дорого, перелеты и трансферы особенно), это обычные люди из мегаполисов - с планшетами и смартфонами, активно живущие в онлайне.

Просто если ты едешь в неизвестное место, то надо либо часть ответственности повесить на посредника - лучше туроператора, лучше федерального, лучше с офисом в Вашем городе - либо ехать "свободным художником" - планируя поездку самостоятельно, и имея "варианты отхода" - ну не понравилось место, не отпуская такси - едем в другое по плану, пусть даже еще 4 часа.

Если съездили 1 раз компанией и понравилось - тем более нет необходимости бронировать именно онлайн - повторная поездка уже на личных связей с менеджером базы, а если он сменился - тогда что там еще сменилось?

К сожалению, хорошие места быстро становятся популярными и могут от этого испортиться ... что-то все меньше историй слышу "А мы туда 10 лет ездим зимой, каждый год".

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда