{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Трибуна
ZAN Celebrity

Инфобизнес: как законно вести деятельность и не оставаться в минусе

Топ 10 ошибок, которые допускают блогеры и эксперты, когда продают услуги и инфопродукты. Как делать все по букве закона и иметь устойчивый плюс на балансе.

Всем привет! Меня зовут Олег Письменков. Я контент-менеджер, ZAN: Сelebrity, первого в мире маркетплейса онлайн событий и услуг.

Сегодня мы поговорим о наиболее частых ошибках, которые допускают предприниматели, когда продают инфопродукты и услуги на просторах социальных сетей и в интернете.

  • Вопрос актуальный, так как рынок инфобизнеса еще не достиг своего пика. Об этом говорят недавние исследования «Яндекс.Кассы» и «Нетологии». Аналитики изучили затраты россиян на онлайн-образование и выяснили, что средний чек за онлайн-курсы в 2020 вырос на 20%, а общий оборот рынка на 60%. Что интересно, только 8% россиян совершали покупки образовательных продуктов в интернете, но 40% уже находятся на стадии готовности и допускают покупку инфопродукта в будущем. Может, эти 40% достанутся вам?

  • Также, хочу отметить, что расширяется ассортимент товаров и услуг, которые можно приобрести в интернете. Так, это не только эфиры, вебинары, курсы, тренинги, консультации, реклама бьюти-мастеров, но и видеопоздравления, “подруга на час”, телефонный разговор с кумиром. Такой формат услуг набирает оборот, и рост впереди.

Как же продавать услуги, внимание, время легально? Давайте рассмотрим основные ошибки, которые допускают предприниматели при продаже товаров и услуг в социальных сетях и на просторах интернета.

Первая и самая главная ошибка. Не оформляют предпринимательскую деятельность юридически. Не платят налоги.

Если вы эксперт, инфобизнесмен, мастер beauty индустрии, и систематически получаете денежные средства и регулярный доход, ваша деятельность считается предпринимательской и требует юридического оформления.

Предприниматели и фирмы, как и физические лица, обязаны платить налоги со своих доходов. Это зафиксировано в налоговом кодексе РФ.

На официальном сайте федеральной налоговой службы периодически появляются точечные отчеты о проверках и привлечении к ответственности малых предпринимателей, которые продают услуги через социальные сети.

На первый взгляд, сумма штрафа небольшая - всего 2 000 рублей (ст. 14.1 КоАП РФ), но есть нюансы:

  • Если ежегодный доход превышает 2 250 000 рублей (или ваш бизнес нанесет ущерб другим на обозначенную сумму), предпринимателю грозит уголовная ответственность на срок до 6 месяцев или штраф 300 000 рублей.
  • Если налоговая докажет, что человек ведет незаконную предпринимательскую деятельность, то доначислит налоги (и штрафы) с незадекларированных доходов и приравняет деятельность физического лица к деятельности индивидуального предпринимателя.

ВАЖНО!

В 2021 году появились новые формы проверок бизнеса. О них говорится в Постановлении Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969.

Малый бизнес освободили от плановых проверок, и некоторые “предприниматели” вздохнули с облегчением. Но внеплановые проверки никто не отменял.

И если недовольный сотрудник или клиент напишет жалобу, проверки не избежать.

И вполне логично, что с ростом количества потребителей, увеличится и число недовольных клиентов.

Решение: оформить самозанятость, индивидуальные предпринимательство или общество с ограниченной ответственностью. И платить налоги.

Вторая ошибка. Не размещают договор публичной оферты

Оферта заменяет десятки договоров и помогает избежать недоразумений во взаимоотношениях между продавцом и покупателем.

Офертой может быть любое рекламное предложение, в котором содержатся существенные условия сделки - стоимость, количество, результат.

Чтобы принять предложение клиент должен выразить готовность купить - оформить заявку, оплатить или просто сообщить о решении в переписке.

Если на странице покупки отсутствует договор публичной оферты, то в случае судебного разбирательства существенными условиями будет считаться то, что написано в карточке товаров или в публикации о продаже.

Важно корректно прописать в договоре услуги и основания, на которых вы их оказываете.

Оферта должна быть продумана до мелочей, чтобы обезопасить вас в случае судебных разбирательств или претензий со стороны покупателя.

Например, если разные тарифы предполагают разный перечень услуг, обязательно укажите это - на сайте, в оферте, в личной переписке. В противном случае клиент может потребовать обратную связь на тарифе, который ее не предполагает. И будет прав.

ВАЖНО! Фраза “Не является публичной офертой” не освобождает продавца от исполнения обязательств по заявленным условиям. Многие используют правила ст. п.1 ст. 437 ГК РФ: «Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении».

Но они не учитывают, что это правило не распространяется на онлайн-торговлю.

Решение: предусмотрите, чтобы покупатель согласился с условиями оферты при оформлении заявки или при покупке.

Третья ошибка. Оферта ущемляет права потребителей.

Оферта должна быть составлена строго в соответствии с законами о защите прав потребителей.

Если выяснится, что в оферте есть условия, которые ущемляют права покупателя, то должностному лицу выпишут административный штраф в размере 2 000 рублей, а юридическому лицу - 20 000 рублей.

Необходимо помнить о формулировке «незаконное обогащение». Возврат средств должен осуществляться полностью за минусом фактически понесенных затрат.

Решение: Тщательно продумать текст оферты, предусмотреть возможные издержки (например, проценты на эквайринг).

Четвертая ошибка. Не оформляют договорные обязательства с сотрудниками или подрядчиками.

Некоторые объясняют это запретом на заключение трудовых договоров для самозанятых. Но при этом закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами, с такими же самозанятыми или с индивидуальными предпринимателями.

Среди возможных документов - договор подряда или договор оказания услуг.

Например, вы самозанятый маркетолог: продумываете стратегию, пишете тексты, оформляете визуал, но не умеете настраивать таргет. Заказчик не желает общаться с разными исполнителями, ему проще получать всю информацию через вас и платить вам за комплекс работ. Вы привлекаете таргетолога по договору оказания услуг (как самозанятый или ИП) . И платите налог с общей стоимости ваших услуг. У налоговой в таком случае не возникнет к вам вопросов.

Рассмотрим на конкретных цифрах:

Стоимость услуг маркетолога составляет 100 000 рублей.

Услуги таргетолога обошлись вам в 30 000 рублей. Таргетолог в этом случае сам платит за себя налоги - или как самозанятый 6%, или как ИП на УСН 6%, так как получает деньги от самозанятого или ИП. Стоимость

И налог платите вы с полной суммы 100 000 рублей. 100 000*4% = 4000 рублей

ВАЖНО! Запрещается маскировать под гражданско-правовыми отношениями постоянные трудовые. Вы можете обращаться к одному и тому же дизайнеру регулярно и оплачивать его работы сдельно. Но если в вашем торговом павильоне каждый день сидит продавец, то налоговую будет сложно убедить, что у вас свободные сдельные отношения. Будьте аккуратнее.

Решение: грамотно оформляйте отношения с сотрудниками. В любой ситуации есть выход. Выход экономически выгодный обеим сторонам.

Пятая ошибка. Выбирает самые очевидные, но не самые выгодные варианты работы

Иногда предприниматели выбирают то, что пользуется наибольшей популярностью, но при этом не учитывают особенностей своего бизнеса, не проводят предварительных расчетов.

Чаще всего выбирают УСН (упрощенную систему налогообложения). Действительно, УСН считается выгоднее, например, патента, если прибыль получается меньше, чем потенциальный доход, разделенный на 2,5

Но есть примеры, когда патент получается более целесообразным. Главное - корректно все рассчитать. Например, некоторым поставщикам маркетплейса Wildberries выгоднее работать на патенте.

Виды предпринимательской деятельности, для осуществления которых ИП вправе приобрести патент, перечислены в ст. 346.43 НК РФ. Среди них – розничная торговля через объекты стационарной торговой сети (с торговыми залами или без них), а также через объекты нестационарной торговой сети.

№ 03-11-11/99937 пояснил следующее: при торговле через интернет применение ПСН правомерно, только если ИП рекламирует свои товары в интернете, а реализует их непосредственно в стационарной торговой сети.

Например, вы продаете 100 000 ручек стоимостью 50 рублей = 5 000 000 рублей

Себестоимость ручки - 15 рублей, отчисления маркетплейсу - 15 рублей. Дополнительные издержки - около 10 рублей.

Доход получается 1 000 000 рублей, По УСН налог составит 60 000 рублей.

А при ПСН - 48 000 рублей (стоимость патента) + 42 000 рублей (пенсионные и страховые отчисления) - 42 000 рублей (налоговый вычет за пенсионные и страховые отчисления) = 48 000 рублей.

Разница очевидна.

Решение: Провести предварительные расчеты и сравнить возможные варианты конкретно на вашем примере.

Шестая ошибка. Самозанятность - «на семь бед один ответ»

Не все могут быть самозанятыми.

Здесь все просто. Если вы работаете на территории Российской Федерации и имеет гражданство РФ, Белоруссии, Киргизии, Казахстана или Армении, вы можете оформить самозанятость при условии, что вы оказываете услуги или продаете товары собственного изготовления (не перепродаете).

Чаще всего это:

  • Косметические услуги на дому

  • Съемка фото и видео

  • Организация и проведение мероприятий

  • Консультации экспертов

  • Бухгалтерские и финансовые услуги

  • Дизайн, копирайтинг, SMM, маркетинг

  • Сдача своего жилья в аренду

  • Грузоперевозки

  • Ремонтные и строительные работы.

Заниматься можно любой деятельностью, которая не попадает под ограничения ФЗ №422 и других законов РФ.

Из самых распространенных запретов - самозанятые не могут заниматься торговлей маркированных и подакцизных товаров, а также перепродажей любых товаров. Если даже часть продукции до сих пор не маркируется, в самое ближайшее время произойдет поэтапный переход на полную маркировку.

Самозанятые могут продавать только товары, сделанные своими руками.

Решение: Изучить ФЗ № 422 и осуществлять коммерческую деятельность в соответствии с предписаниями.

Седьмая ошибка. Не учитывают полный перечень документов.

Beauty-индустрия считается классической нишей Инстаграма. Многие девушки ищут локальных мастеров по хэштегу «нужная услуга» + «город, район».

Кто-то работает на дому, кто-то арендует помещение, кто-то совмещает первое и второе. Но важно помнить, что одной самозанятости здесь недостаточно.

Наряду с документами о юридической регистрации предпринимательской деятельности необходимо подготовить пакет документов:

  • санитарная книжка для сотрудника,

  • лицензии на медицинскую деятельность

К медицинской деятельности относятся перманентный татуаж, лазерная эпиляция, инъекционная косметология, пирсинг, ультразвук, микротоки, пилинг, медицинский массаж, отбеливание зубов, консультации по питанию и диетам.

  • если работа связана с резкими запахами, потребуется специальная вытяжка,
  • выполнение противопожарных норм,
  • сертификаты на продукцию

Решение: обеспечить полный список документов и требований к вашему виду деятельности.

Восьмая ошибка. Продают образовательные услуги без лицензии

Не только к бьюти-мастерам “особые” требования.

Согласно положению о лицензировании образовательной деятельности ФЗ “Об образовании” образовательная деятельность подлежит лицензированию. Положение о лицензировании образовательной деятельности

При этом если вы работаете один, например, занимаетесь репетиторством, то лицензия не понадобится. Достаточно профессионального образования, стажа и отсутствия судимости.

До тех пор, пока не решите выдавать сертификат об окончании обучения.

Если вы проводите без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, то такая деятельность называется культурной или досуговой, но не образовательной.

Считается, что процесс оформления лицензии - сложный, долгий, но это не совсем так. Грамотный специалист может помочь получить лицензию стоимостью от 12 000 рублей бессрочно.

Решение: Получайте лицензию, если занимаетесь околообразовательной деятельностью. Это несложно. Смотрите пункт 10.

Девятая ошибка. Не следят за новостями из мира бухгалтерии.

Помните пункт 6? Планируется, что к 2024 году каждая единица товара будет маркирована. При изготовлении на продукт будет нанесен специальный код, который расскажет нам все - тип продукции, материалы, дату и место изготовления.

Таким образом, государство борется с контрафактом и случаями воровства.

Например, в Бразилии маркировка табачных изделий позволила избавиться от 7 нелегальных заводов, убрать с прилавков подделки, и увеличить выплату налогов в табачной сфере на 40%.

Помните пункт 1? Плановые налоговые проверки временно отменены для малого и среднего бизнеса. Но что будет завтра - вопрос.

В мире бухгалтерии и финансов постоянно происходят изменения на законодательном уровне.

Решение: Надо следить.

Десятая ошибка. Игнорируют помощь узких экспертов - юристов, бухгалтеров, финансистов.

“Бизнес у меня маленький, доход небольшой” - самый распространенный ответ.

Но цены специалистов для малых предпринимателей, обычно, умеренные.

И если не получается оплатить сопровождение, можно взять консультацию специалиста, который расскажет пошаговый план или поможет найти выход из сложной ситуации.

А еще есть вариант - получить сразу комплекс услуг: и рекламировать, и легально продавать инфопродукты, и при этом не думать о поисках узких специалистов, о зарплате для наемных сотрудников.

Мы создали сервис ZAN, первый в мире маркетплейс онлайн событий и услуг, по аналогии с западным порталом Cameo.com, понимая нужды современных предпринимателей - заниматься качеством продукта и не париться об операционке.

Думается, что это главный тренд 2021 - расширение ассортимента товаров и услуг и забота о качестве.

Выбор за вами!

За помощь в создании статьи благодарю Вохмянину Светлану, эксперта по налоговому сопровождению и бухгалтерскому аудиту.

0
5 комментариев
Aleksandr Murin

По поводу образования: большинство проектов в сфере просвещения с трудом попадают под образовательную деятельность. Лицензия нужна, если услуга является переподготовкой по специальности, повышением квалификации, обучением. При этом вам придется написать программы и выполнить ещё целую кучу требований чиновников. Если вы проводите семинары по обмену опытом или конференции, при этом не позиционируете свою услугу как образовательную, не собираетесь выдавать сертификаты о переподготовке или повышении квалификации, то это просветительская деятельность. У вас нет утвержденной и согласованной с чиновниками из сферы образования программы, участие в вашем мероприятии не предполагает получение специальности. То есть это не лицензируемая деятельность.
Но и в таком случае можно выдать бумажку: к примеру сертификат участника семинара или круглого стола. И в нём же указать перечень вопросов, который вы разбираете. Главное не писать, что человеку присвоена специальность, квалификация. И не должно быть квалификационного экзамена с оценкой. А вот практическое задание с разбором ошибок вполне можно сделать частью семинара.
Многие специалисты делятся опытом именно по такой схеме. Потому что лицензия — это не только деньги, но ещё и целая куча требований. К примеру, к образованию самого спикера. К программе. К количеству часов. При этом квалификация спикера вполне может устраивать потребителя, но не устраивать чиновников. Потребителю нужно конкретное решение для его проблемы. Ответ на конкретный вопрос. Как написать новость или статью, как настроить рекламу на площадках Яндекс или Гугл, как нарисовать в векторном редакторе яблоко или котика. Покупают ответы.
Если человеку нужен документ государственного образца о получении образования, повышении квалификации, то он уже целенаправленно ищет компанию, которая предоставляет такие услуги. И тут будет корректней указать, что конкретно вы продаете. Если вы продаете образовательную услугу, то это лицензируемая деятельность. Если вы продаете возможность участия в семинаре (по сути входной билет), то это не имеет отношения к образованию. Продавать можно и консалтинговые услуги, это тоже не будет считаться образованием.

Ответить
Развернуть ветку
ZAN Celebrity
Автор

Все абсолютно верно. Дело в том, что многие инфобизнесмены выдают сертификаты с формулировкой «прошёл обучение». Это некорректно. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Murin

Да, сам такое видел и у самого была пара таких. Знаю примеры, когда аналогичные документы выдавали производители медицинского оборудования. И тут дело не в том, что это некорректно. Сейчас такие деяния попадают под статью 14.1 КоАП или статью 171 УК РФ.
Но дело в том, что для уголовного дела нужен крупный или особо крупный размер доходов. А по административному правонарушению для физлиц штрафы очень маленькие, чтобы вообще кого-то остановить. Если правонарушение совершено впервые, то суд скорее всего даст минимальный штраф. Особенно если так называемое обучение вообще трудно пролицензировать. К примеру, это какой-то очень специфичный продукт или услуга, а альтернативы такому обучению нет, как нет и экспертов. Кто-то учит пользоваться своими доработками системы управления содержимым сайта. Кто-то учит пользоваться определенным оборудованием, которое выпускает. Это же касается различных косметических процедур, которые не являются медицинскими услугами.
По сути такому горе-предпринимателю выгодно учить, писать в документах то, что хочет видеть покупатель, и иметь риск потенциальной проверки. Чаще всего проверка до него и не дойдёт. Или не придёт, потому что не разберётся в происходящем и не захочет позориться в суде.
Но по большей части, проблема тут не только в незнании закона, но и в принципиальном нежелании нести дополнительные расходы.
У меня у самого был очень специфический опыт, когда пришлось консультировать. Продукт был — сайт на битриксе для медицинских организаций с доработками от одной местной фирмы. Сделан не очень логично, переделан криво. Чтобы «привести его в чувство», ушло немало времени. Заказчик хотел, чтобы я «научил» с ним работать 2 контент-менеджеров. Пришлось залезть в законодательство, понять, что учить в прямом смысле нельзя, особенно в тех условиях, где есть ещё ограничения со стороны разработчика. Пришлось организовать им конференцию на несколько дней «Особенности структуры и управления содержимым сайта медицинской организации».
После того, когда побывал в шкуре редактора, контент-менеджера, врача и юриста было не очень. 
Благо все довольны остались и юридически придраться не к чему. Вот тут я совершил десятую ошибку — решил, что смогу разобраться сам. Разобрался. Получил кучу знаний, которые никогда больше не применю. И потратил кучу времени.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Murin

https://zan.zone/milamikituk Кстати, вот это — реклама медицинских услуг. Нужно указать номер лицензии, а по возможности выложить её в открытый доступ. Также согласно ФЗ 323 от 21.11.11 нужно предоставить сведения об образовании специалиста и о действующем сертификате (год, выдавшая организация, направления переподготовки или повышения квалификации)
В информационном сообщении однозначно указано, что это дипломированный диетолог-нутрициолог. Есть специальность с кодом 31.08.34 – Диетология. Услуга, согласно описанию, медицинская. Согласно приказу Минздрава 956н от 29 декабря 2018 года — B01.013.001 Приём (осмотр, консультация) врача-диетолога первичный.
Если это не так, то должно быть указано, что консультация не является приёмом врача.
Это не придирка, а рекомендация. Пожалуйста проверьте и поправьте.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Инфобизнес по обучению, предоставлению курсов и тд. Подходит под патент или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null