{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Swapie, или как мы хотим поменять рынок детских игрушек в России

1. Покупка детских игрушек − это не модно

В начале 2019 года я перебрался из московского офиса консалтинговой компании в аналитический хаб той же компании в Ньюкасле, Великобритания. К тому времени моя жена работала в Ньюкасле уже год. А в конце 2019 года мы стали родителями.С появлением дочери многое изменилось, в том числе структура семейного бюджета.

Нужно оплачивать детский сад, подгузники, детское питание, детские товары и, конечно же, детские игрушки.

Мы верим, что детские игрушки – это важно для развития ребенка, поэтому покупали сортеры, кубики, конструкторы и другие игрушки, которые должны сделать малыша сверхразумом. При этом наша дочь не играла с одной игрушкой больше недели, а где-то треть купленных игрушек ей были совсем не интересны. Со временем траты на игрушки возрастали, а место в доме постепенно заканчивалось.

Однажды моя жена наткнулась на рекламу сервиса детских игрушек по подписке Whirli. Whirli − это библиотека детских игрушек.

За 15 фунтов в месяц (~1500 рублей) мы могли взять в аренду качественные игрушки и в любой момент бесплатно обменять их на любые другие.

Оформить подписку и заказать игрушки можно через сайт, курьер доставит заказ до двери. Идея нам понравилась, и мы оформили подписку на полгода, тем более что цена была невысокой.

Сервис Whirli оказался идеальным решением для нас, потому что:

  • Это дешевле, чем покупка игрушек, особенно с учетом того, что наш ребенок любит играть с разными игрушками.
  • Экспансия детских игрушек на территории нашего дома остановилась, что не могло не радовать нас: родители поймут.
  • Каждая доставка коробки с игрушками – это позитивные эмоции и увлеченный ребенок на ближайшее время. И ему абсолютно все равно: это его личные игрушки или это игрушки по подписке.

С Whirli мы вообще перестали покупать игрушки, за исключением мягких, но делаем это достаточно редко. В целом наше представление о необходимости покупки игрушек поменялось. Шеринг (прокат) представляется более эффективным решением как с точки зрения личных выгод, так и с точки зрения снижения экологического следа.

2. Я стартапер

Я давно мечтал открыть свой бизнес. При этом мне хотелось, чтобы он был интересным, полезным для общества и связанным с ИТ и технологиями (хотя бы немного), то есть ларек с шаурмой, перепродажа на маркетплейсах и прочее меня не привлекали. Онлайн-сервис детских игрушек по подписке подходил под эти критерии, и мне как молодому отцу тема детских игрушек была близка. Я загорелся идеей.

Мы опросили знакомых и незнакомых мам, убедились, что проблема покупки игрушек им также знакома. Параллельно изучили российский рынок и поняли, что в России нет крупных и современных сервисов проката детских игрушек по подписке, таких как Whirli. Более того, в конце 2020 года Whirli поднял раунд инвестиций на 4 млн фунтов, что придало мне мотивации и уверенности, что это крутая идея, которая может изменить представление родителей о необходимости покупки большинства игрушек.

Так я решил попробовать создать сервис детских игрушек по подписке в России − Swapie.

3. Назад дороги нет

Инвестировать сразу в разработку продукта было страшно. А поскольку я давно хотел научиться делать сайты, то решил сделать сайт самостоятельно. В течение пары месяцев я прошел несколько онлайн-курсов и был готов начинать разработку сайта. Ну по крайней мере я убедил себя в этом. Но то, как я выбирал курсы и делал свой сайт с нуля, заслуживает отдельного рассказа.

Несколько месяцев я занимался проектом после работы, но времени не хватало, проект двигался медленно. К тому моменту я уже потерял интерес в консалтинге и был готов идти дальше, пробовать что-то новое. В конце июня 2021 года я взял бессрочный неоплачиваемый отпуск с понимаем, что больше не вернусь, и полностью сфокусировался на своем проекте.

Разработка сайта, дизайн, верстка − все сопровождалось огромным количеством проблем с учетом того, что я не имел релевантного опыта. Тем не менее к середине августа 2021-го простой сайт с лендингом, тарифами, каталогом был запущен в Сеть на домене swapie.ru.

4. Тестирование спроса

Прежде чем вкладывать ресурсы в дальнейшую разработку сайта, мы (а примерно в этот момент у меня сформировалась команда из друзей, которым также была интересна идея) решили протестировать спрос. Идея была в том, чтобы запустить рекламу в Instagram и посмотреть стоимость лидов. Так мы бы поняли, насколько интересен и полезен людям разрабатываемый сервис.

Наша знакомая за символическую плату нарисовала нам баннеры и настроила рекламу. Бюджет был небольшой – 1000 рублей в день. Спустя ~10 дней рекламы результат был следующий:

  • CTR (click-through-rate) − 2,6 %.

  • CPC (cost-per-click) − 7,35 р.

  • CPL (cost-per-lead) − 474 р.

  • Количество лидов – 22.

Результат нас более чем удовлетворил. Мы рассчитывали, что хотя бы половина лидов станут нашими клиентами. В этом случае CAC (customer acquisition cost) в районе 900 рублей нас вполне устраивал. Жена уже начала искать квартиру в Хамовниках.

5. Запуск и разочарование

После тестирования мы продолжили работу над сайтом и в сентябре запустили первую MVP-версию. Имея хоть и небольшую базу потенциальных клиентов и опыт «успешной» рекламной кампании, мы переживали, что не справимся с резким наплывом пользователей.

Поехали. Посты в соц. сетях. Рассылка писем с промокодом. Рекламная кампания с бюджетом 4 тыс. рублей в день.

И вот мы имеем нулевую конверсию из писем и 1 подписчика за неделю рекламной кампании…

Провал. Оказалось, что лиды и близко неэквивалентны клиентам. Наши ожидания и реальность разошлись, как в море корабли. Такими темпами мы бы сожгли бюджет, не набрав и 20 подписчиков.

Поразмыслив над причинами, я выделил следующее:

  • Новая, незнакомая концепция. Детские игрушки напрокат – непривычный сервис для России, люди не доверяют, и у них возникают вопросы: гигиена, что делать в случае поломки и прочее.
  • Неизвестный бренд и отсутствие доверия. Обычно людям нужно несколько раз увидеть рекламу бренда, чтобы только начать задумываться о покупке. Тем более, когда они покупают подписку (считай обязательство) на определенный срок.
  • Отсутствие опыта в маркетинге. Мы не знали, как правильно запускать кампанию, как находить и тестировать аудиторию. А продолжать заливать деньги в рекламу и учиться на ходу слишком дорого и рискованно.

Пообщавшись с основателем Whirli и подтвердив свои гипотезы, я понял, что надо либо повышать ставки и вкладывать больше инвестиций для раскрутки бренда и поиска целевой аудитории, при этом желательно с профессиональным маркетологом, либо отказаться от идеи. А в это время наш первый подписчик ждал заказа. Игрушки закуплены. Заказ доставлен. Первый отзыв получен:

Позитивный отзыв − это приятно и мотивирует двигаться дальше, а не бросать идею. Поэтому я принял решение рискнуть и инвестировать в развитие бизнеса. К счастью, меня поддержал друг, который поверил в идею и согласился стать инвестором.

6. Что будет дальше

На данный момент мы наняли рекламное агентство и в ближайшее время запустим маркетинговую кампанию. Ставки высоки, поэтому очень волнительно. Но в то же время я и моя команда верим в успех и воодушевлены тем, что делаем крутой и полезный продукт. А пока у нас есть время, мы продолжаем улучшать сайт и работать над полировкой и автоматизацией бизнес-процессов.

Когда появятся результаты, какими бы они ни были, я поделюсь ими с vc.ru. Буду рад любым комментариям, вопросам и предложениям! Чтобы связаться со мной, пишите на [email protected].

А тем, кто заинтересовался нашим сервисом, вот ссылка: swapie.ru.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Цимерманн

Прикольно, но как правильно заметили гигиена и риск поломки стоп факторы. Меня бесят тонны игрушек дома, но я не буду покупать игрушку бу на Авито, например. А тот кто будет уже не ваша аудитория скорее всего. Успехов.

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Vakker
Автор

Вопросы важные, но решаемые.
По поводу гигиены: мы чистим и стерилизуем все игрушки. Этим мы отличаемся от Авито. На Авито продавцы не гарантируют, что игрушки будут чистыми и целыми. Мы гарантируем. После стерилизации игрушки чище, чем те с которыми ребенок играется в детском саду или на площадке, и даже чище, чем игрушки из магазина.
По поводу поломки: большинство игрушек в нашем каталоге из дерева. Такие игрушки сложно сломать, если их использовать по предназначению. И в целом мы добавляем только качественные игрушки, у которых риск поломки существенно меньше. Из личного опыта - за пол года использования сервиса Whirli мы не сломали ни одну игрушку.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Все прекрасно, конечно, но идея мертворожденная, очевидно... кто ваша аудитория?

1. На детях не экономят. Даже нищие.
2. Игрушки из дерева неактуальны уже давно. Более того, они более травмоопасны
3. Разнообразие - неломающихся игрушек крайне мало, поэтому нельзя брать только у вас. То есть выходит, что нужно часть покупать, а часть брать в аренду... так себе затея.
4. Срок жизни даже деревянных игрушек не такой большой...

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда