В России частично легализуют Open Source

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Закон был принят Госдумой 25 февраля и одобрен Советом Федерации 5 марта.

Закон предусматривает дополнительные возможности распоряжения исключительным правом, которое принадлежит нескольким лицам. В целом закон посвящён произведениям культуры, но затрагивает и регистрацию интеллектуальных и патентных прав, а также прав на товарные знаки и другие средства индивидуализации.

Как всё это связано с жизнью стартапера, ЦП рассказал директор по правовым вопросам ФРИИ Искендер Нурбеков.

***

В чём проблема?

Деятельность ряда интернет-сайтов и интернет-бизнеса находится в серой зоне, так как российское право не предусматривает свободного и бесплатного использования и доработки компьютерных программ без подписания в письменной форме лицензионного договора.

Иными словами, без бумажных договоров с четким описанием, кто кому что на какой срок и как предоставляет, практически весь интернет-бизнес является незаконным, потому что обратное ещё нужно доказать в случае возникновения претензий у конкурентов или госслужб.

Как сейчас:

Материалы в «Википедии» размещаются и редактируются без надлежащего правового оформления. Интернет-браузер Mozilla Firefox, операционную систему для мобильных устройств Android и всё open source ПО нельзя анализировать, модифицировать, использовать в своих целях по российскому праву (на территории России). То есть в данный момент open source в России фактически незаконен.

Как будет:

С 1 октября легализуются так называемые открытые лицензии (GPL) на использование произведений науки, литературы или искусства, а также объекты смежных прав. То есть, возникает упрощенный правовой механизм для использования и доработки открытого программного обеспечения и материалов «Википедии».

Однако, в ГК РФ использование открытых лицензий ограничено произведениями науки, литературы или искусства, то есть открытое ПО вряд ли возможно использовать в отношении объектов смежных прав.

Также с 1 января 2015 года легализуется ещё один вариант для использования и доработки open source ПО и материалов «Википедии». В этом случае кто угодно получает возможность использования произведения без договора, путем заявления правообладателя на официальном сайте государственного органа об использовании произведения любым лицом на определенных условиях. Фактически этот вариант означат отказ от авторского права и смежных прав на определенный срок. Однако, этот вариант также ограничен произведениями науки, литературы или искусства. 

Что это значит:

В отсутствие открытых лицензий у нас получается, что целый рынок свободного (открытого) программного обеспечения и краудсорсинга находится за пределами регулирования. Он не незаконный, а «внезаконный». То есть, вроде бы ничего незаконного не делаешь, но объяснить, на каких основаниях ты взял чужой код или текст, доработал его, а теперь продаешь в составе услуги или иным образом – невозможно. И всегда, конечно, есть вероятность, что к пользователю (юрлицу) придут правоохранительные органы и попросят лицензионный договор на бумаге или другое подтверждение, что софт не контрафактный. А это риск привлечения по ст. 146 УК РФ: доказать нарушение УК РФ вряд ли удастся, даже если дело будет возбуждено, но вред бизнесу будет нанесен катастрофический.

 

Практический смысл поправок в Гражданский кодекс в том, что легализуется для налоговых органов, судов, правоохранительных органов и юридически вводится в оборот огромный массив контента, в том числе user generated content, и программного обеспечения, который не оформлен стандартными бумажными договорами с конкретными правообладателями. Снижается зависимость компаний от своих программистов. Для стартаперов и IT-сообщества упрощается коллективная работа над IT-продуктами (пресловутый краудсорсинг), создаются дополнительные стимулы для создания свободного (открытого) программного обеспечения, так как теперь будет понятно, у кого какие права, какие санкции можно применить к тем, кто нарушает открытые лицензии.

Фактически, вводится в цивилизованное русло целый рынок разработки и использования свободного (открытого) программного обеспечения.

Создается дополнительный стимул для свободного распространения научных статей и материалов, фотографий. То есть, если сейчас берешь в интернете материалы наугад, то с 1 октября, теоретически, если они идентифицированы, как распространяемые по открытой лицензии, то можно не опасаться какого-либо преследования. Но лицензию соблюдать всё-таки надо.