Медитация — это Prosto: история самого прибыльного сервиса для заботы о ментальном здоровье
Привет! На связи Александр Барсуков, один из создателей приложения Prosto: Медитация и Сон. В 2019 году вместе с телеведущей и эко-блогером Иреной Понарошку мы начали работу над сервисом, который помогает сделать из медитации полезную повседневную привычку. В 2020 году проект был запущен, а в 2021-м вышел на выручку в $1 млн. Кажется, мы нарушили все правила: отказались от касдева, не тестировали гипотезы. Зато собрали сильную и неравнодушную команду, которая никогда не сомневалась в том, что делает. А еще взяли на вооружение принцип «Делай хорошо — и будет хорошо» :) В итоге проект окупился — ровно через две недели после старта. Сегодня я хочу рассказать, как это было.
Немного предыстории
В 20 лет, отучившись во Франции, я вернулся в Россию и устроился в Accenture — полгода занимался IT-консалтингом. Честно говоря, особого восторга от этой работы я не испытывал, и вскоре ушел в совсем другую сферу — в кинотеатр Иллюзион. Это была полноценная синематека, настоящий храм кино — правда, все это требовалось модернизировать и освежить. На тот момент у ребят не было ни полноценной культурной политики, ни инфраструктуры. В общем, я позвонил туда и предложил вместе подумать в эту сторону. Помню, как мы собрали новую программу: крутили разную классику вроде Терри Гиллиама («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), устраивали показы фильмов из программы Берлинского кинофестиваля. Я очень люблю кино: до сих пор считаю, что отказаться от консалтинга в пользу того, чем мне действительно хотелось заниматься, было удачным решением.
Параллельно я работал над своим первым приложением — Story Run для любителей бега. Я сам увлекался бегом, и заметил, что музыка, если ты в нее погружен, помогает не отвлекаться на усталость и тренироваться дольше. Поэтому для Story Run мы с командой записывали специальные треки, радиоспектакли и истории, которые помогали управлять концентрацией.
Запускаться планировали на испанском рынке — но, хотя нам уже поступали предложения об инвестициях, в итоге так и не дошли до старта. Решение далось непросто — я разочаровался во всех своих творческих начинаниях и переключился на бизнесовые проекты. И сейчас рад этому! Story Run был важным этапом: я понял специфику работы с такими проектами, сложность маркетинга и продуктового дизайна. Я чему-то научился на ошибках: например, узнал, что подрядчики по разработке — это настоящая черная дыра для бюджетов. Забегая вперед, скажу что именно поэтому для Prosto продуктолог и CTO стал полноценным партнером. Ну и наконец сам инсайт Story Run (контакт со своим телом, возможность как-то повлиять на его состояние и ощущения) также нашел отражение в дальнейшей работе.
До появления Prosto оставалось пройти еще один важный этап. Сразу после отказа от Story Run я какое-то время работал с блогерами. Я сотрудничал с Анной Хилькевич, Викторией Боней, Мари Сенн, Машей Вэй. Мы запускали образовательные проекты, мобильные игры и боксы — много боксов. Вскоре я познакомился с Иреной Понарошку, и она сильно повлияла на мое отношение к тому, что я делаю: рассказала, что составы бывают очень разными — и некоторая косметика не только не приносит никакой пользы, но и может здорово навредить покупателям.
После знакомства с Иреной моя команда предложила сменить вектор на натуральную косметику. И я, конечно, согласился. Я не понимал, как можно спокойно продвигать то, что просто травит людей!
Вместе с Иреной мы придумали «Авокадо Бокс»: коробочку с экологичными товарами, в качестве которых мы на самом деле были уверены. И оказалось, что честного отношения к тому, что ты делаешь, достаточно, чтобы продукт нравился людям!
Наши боксы получились супер-маржинальным и прибыльным: мы до сих пор продаем их за считанные минуты. А еще они здорово развивают всю индустрию, помогая небольшим бизнесам и крупным компаниям знакомиться со своей аудиторией.
О том, как появилась идея
К 25 годам я начал уставать и превратился в типичного «молодого и успешного» парня из Москвы, который все время работает, дико стрессует и чувствует, что не вывозит. Примерно в это время отец моего друга, который преподавал медитацию, предложил посетить пару занятий.
Может показаться, что медитация — это всегда что-то простое и приятное. Но оказалось, что управлять вниманием учатся с помощью сложных динамических практик, через работу с дыханием и даже боль, которой уставшее тело отвечает на то, что для него непривычно. На первом уроке одним из упражнений было встать напротив другого человека и смотреть ему в глаза. Я послушно смотрел: поза была неудобной, у меня начинало сводить мышцы спины, ничего не происходило. Но в какой-то момент поток мыслей вдруг остановился. Я оказался в тишине, почти в трансе — и первый раз за много лет почувствовал, что я есть, прямо здесь и сейчас. Это было крутое ощущение. Но что самое странное, я вышел с занятия отдохнувшим: такого со мной тоже не было очень давно.
В общем, медитация стала для меня очередным инсайтом — напомнила, что своим состоянием можно управлять, и даже чувствовать что-то кроме того, как тебя замучили кофеин и переработки. Мы ведь так привыкаем к ритму большого города и культуре достижений, которые учат бороться со стрессом другим стрессом или алкоголем, что, на самом деле, практически не умеем отдыхать.
Чуть позже я увидел американское приложение HeadSpace. Так окончательно оформилась идея для Prosto: медитации прямо в телефоне казались чем-то гениальным. Правда, оставалось сделать их частью массовой культуры. Но тут пригодился опыт работы с инфлюенсерами. Я рассказал об идее Ирене, и идея понравилась.
О первых шагах
Разработка Prosto началась осенью 2019 года: мы вложили в проект около 5 млн личных денег, запуск планировали через 3-4 месяца. Но на сроки сильно повлияла пандемия: в итоге стартовали почти через год, 14 сентября 2020-го.
Честно, я не рассчитывал на чудеса: думал, что потолком станут 10 тысяч скачиваний. Мы ведь пропустили пару важных этапов — не проводили касдев, не тестировали гипотезы. С точки зрения бизнеса, это рискованно. Но в реальной жизни интуитивно найденное решение выстрелило.
15 сентября, то есть на следующий день после запуска, в Prosto было уже 30 тысяч человек, 21 сентября — 50 тыс. Причем у 60% были оформлены платные подписки. За две недели мы окупили вложенные деньги. А к концу первого года заработали ровно $1 млн.
Это странно, но я не уверен, что мы получили бы сопоставимый результат, если бы в самом начале выбрали более рациональный путь. Самым адекватным решением в контексте рынка был бы курс, а не прилога: тем более, локдаун сильно поднимал спрос в edTech. Но мы не могли отделаться от ощущения, что курс по медитации — это инфоцыганство. Такие практики вообще плохо ложатся в формат курсов: они должны быть привычкой, частью повседневности — чем-то, что всегда с тобой. Так что мы выбрали приложение. И не ошиблись.
Как это работает
Кроме нас с Иреной, над Prosto работали еще 12 человек. Мы сразу отказались от понятия «должность» — нам было важно сотрудничать с каждым, как с деловым партнером. То есть вести проект, в котором каждый на 100% готов принимать ответственность за происходящее и заинтересован в результате. Так что делили только задачи: каждый работал в рамках своих компетенций, наравне с остальными участниками.
Также здорово помогало то, что проект лично отзывался каждому участнику. Наши партнеры, методисты Саша и Таня раньше работали в Google, в Японии и в Англии, — занимались развитием майндфулнес. Огромный опыт на стыке хард скилов и осознанности был и у другого партнера — дизайнера продукта Дмитрия Провоторова. А наш консультант по разработке вообще 300 дней практиковался в Headspace. Ну а за звук, например, отвечала та же команда, с которой мы несколько лет назад работали над Story Run.
В общем, нам повезло собрать команду супер-увлеченных людей, которые работали над проектом не только ради финансовой выгоды, но и из огромного личного интереса и любви к теме осознанности и заботы о себе: своем физическом и ментальном здоровье. Профессиональный опыт и вовлеченность в совокупности способствовали тому, что у нас ни разу не возникало сложностей с соблюдением сроков или масштабных разногласий.
Особое внимание в ходе работы уделялось подготовке контента и визуала. В приложение есть серии медитаций под конкретный запрос, например, «Снимаем стресс», «Улучшаем сон», «Практикуем счастье». Все тексты для них мы согласовывали по 10 раз, каждую картинку утверждали всей командой, а озвучивать медитации приглашали лучших дикторов.
Например, у нас есть курс, который мы записали с Сергеем Чонишвили — его голосом говорит канал СТС. Есть медитации, озвученные Равшаной Курковой, Дарьей Мельниковой, Никитой Ефремовым. Недавно добавили новую серию — с голосом Юры Борисова.
О монетизации
Всем пользователям Prosto доступны пробные 7 дней и подписка на выбор: 1 месяц за 379 рублей, 6 месяцев за 1050, 12 месяцев — за 2190. Еще в Prosto есть корпоративный сегмент и подарочные подписки.
Интересно, что мы почти не вкладывались в продвижение. Ирена рассказывала о Prosto на своей странице в Instagram, а скрины пользователей вирусились — это был ключевой фактор роста. Сейчас тестируем таргет: его эффективность растет по мере того, как формируется и развивается рынок.
О трафике и трудностях
Привлекать новых людей помогают обновления контента: мы часто запускаем новые голоса или возможности. Например, когда в феврале появилась подарочная подписка, продажи просто взлетели. Хотя это сложно объяснить: там даже не было праздников, кроме 14 февраля, которое особо не ассоциируется с медитацией.
В преддверии нового года мы запустили корпоративные подарочные тарифы и заработали на них около 10 млн рублей. Мы советуем компаниям не просто раздавать подписки, но и интегрировать медитации в корпоративную культуру: рассказывать сотрудникам о ментальном здоровье, приводить примеры того, как разные практики помогают в повседневной жизни. В общем, не насаждать что-то новое сверху, а вовлекать.
Сегодня мы занимаемся оптимизацией продукта: мы собрали достаточно данных для того, чтобы улучшать сервис с учетом аналитики и информации о предпочтениях пользователей.
Например, мы пробуем по-новому взглянуть на то, как люди используют приложение — и уже полностью пересмотрели раздел про сон. Раньше это тоже было похоже на курс, но мы поняли, что это странно. Люди ищут практики для улучшения сна только в одном случае — когда у них бессонница. Соответственно, тут нужен не курс, а какие-то конкретные инструменты и техники, которые помогут тебе уснуть прямо сейчас.
А еще мы перестроили работу с блогерами. Стали меньше смотреть на переходы и скачивания и больше на то, насколько нам на самом деле отзывается их контент. Впрочем, в скачиваниях мы в итоге ничего не потеряли, а вовлеченность аудитории выросла: сейчас 60% людей, которые подписались, остаются с нами.
Об итогах и планах
На сегодняшний день Prosto является самым прибыльным, если не единственным, приложением для медитаций на российском рынке. Им пользуются больше 400 000 человек, а выручка ежемесячно растет на 20-25%. В октябре, например, она составила $200 000.
К концу 2021 года мы планируем удвоить показатели по количеству аудитории и увеличить выручку до $3-4 млн.
История Prosto окончательно убедила меня в том, что очень важно любить то, что ты делаешь, верить в собственный продукт и его ценность для людей, которые будут им пользоваться, — и получать удовольствие от всех этапов работы. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!
«Эко-блоггер Ирена Понарошку» - это как?
Не содержит мяса?
Очень экологичная, получается))
забыли "на российском рынке"
Именно на российском рынке✊
По-русски правильно будет "психическое здоровье".
Комментарий недоступен
Порридж топ, особенно по утрам
Спасибо, исправим на ментальное так корректней
Много букв, в ночь читать лень, пробежался глазами, завтра вернусь и прочитаю подробней. Но приложуху скачал и запустил и не понимаю нахрена акцент на людей, которые мне неизвестны и на которых мне пофик? Мы про медитацию или про "ведущих" и "блогеров"? И мне пофик чей голос, мы же про медитацию, а не про медийных личностей...
Ууу а нам наоборот нет,
Голос супер важен. Личность важна.
Голос -то проводник.
Не просто блогер/актер, а именно личность, которая несёт свой заряд и историю. И как правило даже вы не знаете человека, а личность светлая и практикующая, то она передаёт необходимый Вайб.
В общем win-win.
ахахаха
т.е. чтобы поймать "вайб" в вашем приложении, я должен гуглить, кто все эти личности? вы серьёзно?
чтобы медитировать, мне нужно забивать голову тем, чей голос мне говорит? вы серьёзно?
а ещё ставить минус тому, кто имеет мнение отличное от вашего, это вас ваше приложение научило практикой медитации и личностного развития?
нюню))
Поставил неделю назад на Ондроид — первый экран в приложении лагает сильно так, как я не встречал ни у одного приложения раньше, даже у самого кустарного и наколеночного. Я не преувеличиваю.
К концу 2021 года мы планируемМожет 2022?
Алексис, добрый день,
Какой у вас Андроид? Напишите нам все поправим из кустов и на коленях
Комментарий недоступен
да, мне тоже приложения для медитаций всегда казались странными штуками
они продают просто идею, что я щас вот куплю и стану сразу осознанным
такой бред
Точно нет, я бы сказал наоборот turn on и концентрация.
Терн офф от лишнего шума
кажись надо встряхнуть пыль с концепции аудионаркотиков
Пока не запрещено в Рф
Спасибо, планирую скоро запустить свой SAAS сервис в мед тематике.
Вернулся к нему спустя 4 года скитаний. Понял, что это то единственное, что меня зажигает. Ваш пример еще больше вдохновил.
Ну а что касается приложения для медитаций, но ничего лучше чем Insight Timer не нашел.
Йоо спасибо)
Я думаю на выбор сильно влияет первое удачное касание и конечно личные предпочтения. Мы изначально развивались скорей как бутик, лучше меньше, но лучше.
Такой вот путь
Просто Insight Timer дает право выбора брать подписку или нет, а Prosto нет. Думаю это многих смущает, мне перед покупкой нужно провести больше времени в приложении чем 7 дней.
У strava.com я тоже много лет пользовался free тарифом, пока не стал их клиентом.
Но люди разные, всякая модель имеет право на жизнь.
Согласен, у каждого своя модель.
Мы исходим из того, что человек должен ощутить ценность, в том числе оплатив. Для этого мы заранее и через маркетинг пытаемся донести всю ценность, например проводя конференции.
В психотерапии остаётся важным принципом наличие стоимости и оплаты. Иначе человек обесценивает полученное.
Но мы и разные модели тестировали, на данный момент «7 дней бесплатно» наилучшим образом себя показала.
Спасибо за историю и наверное за классный продукт;)
Я тоже ушел на InsightTimer и пользуюсь им уже около года каждый день, потому что мне не хватило пары демок... Меня это прям удивило и расстроило)) Неужели такое прокачивает бизнесовые метрики? Думаю, такая модель может многих останавливать, если ты конечно не фанат Понарошку. Вопросы на тот момент — Какой будет голос? какой будет звук?...
Не пробовали модель, которая даёт ответы на эти вопросы? Может показать хотя бы 2-3 демки до бесплатной подписки?
«7 дней бесплатно» это прекрасно, но в моём случае проще оказалось поискать приложение, где не надо морочиться с отпиской;)
Классный проект! Успехов, Саша)
от куда такая выручка?
"В октябре, например, она составила $200 000."
Андрей, Добрый день,
Спасибо, что прочитали!
Google с подписок даёт нам менее 20% выручки. Apple разумеется больше. Так же у нас была Конференция Prosto по ментальному здоровью (несколько тысяч участников) и корпоративные пакеты + есть определенные сезонные маркетинговые активности, которые дают нам большой фин буст по продуктам связанным с Просто.
То есть вокруг главного продукта мы постепенно формируем новые продукты.
слабо верится есл чсно
100к скачиваний, а вы говорите 200к в месяц.... и это только на рынке снг/рф?
Артём, добрый день,
Я не уверен, но мне кажется у них следующий граф, более 500 000
У нас суммарно сейчас чуть меньше 450 000 скачиваний.
И как я писал выше, у нас вокруг самого приложения собираются не менее эффективные продукты (конференция, корп, подарки)
Один оборот с конференции далеко переваливает за отмеченную сумму.
методисты Саша и Таня раньше работали в Google, в Японии и в Англии, — занимались развитием майндфулнес. консультант по разработке вообще 300 дней практиковался в Headspace.
а только хотел сказать, что такие крупные цифры выстрела трафика и монетизации, могли прийти только от людей которые идеально знают екосистему )))
как вы нахантили всех етих людей ?
что значит "майндфулнес в гугл" ? они корпоративно обучали медитациям ?
Добрый день,
Спасибо 😉
Но я думаю сыграла сама идея проекта большую роль.
Например, к Дмитрию Провоторова (менеджер по продукту) я пришёл как к управляющему студией разработки, его зацепил продукт и он предложил своё видение и в итоге мы стали партнёрами.
Так же с методистами Сашей и Таней, я пришёл за советом, а получил соратника)
Они, в свою очередь, работая в Google, самостоятельно занимались развивали идеи осознаностии и майндфулнес, как небезразличные люди.
В общем очень Просто)
Кейс понравился, особенно вот это:
Мы сразу отказались от понятия «должность» — нам было важно сотрудничать с каждым, как с деловым партнерома юридически что было для каждого из 12?
Спасибо)
Юридически с каждым по-разному.
Тут скорей про ответственность за свою часть и внимание ко всему продукту.
Если по-простому, то важно, чтобы всем было «прикольно», что Prosto развивается и вся «пачка» работает как единое целое.
Мне Insight Timer нравится.Много качественных свободных медитаций.
"Ирена рассказывала о Prosto на своей странице в Instagram, а скрины пользователей вирусились — это был ключевой фактор роста"
что значит "скрины пользователей вирусились"?
Добрый день!
Я имею ввиду люди самостоятельно рассказывали про нас, а сам дизайн приложения, его красота, информативность, делал шеринг более естественным.
Например, у нас были афирмации после практики, подходящая цитата и красивая картинка, мотивировала делиться опытом)
Александр, спасибо за ответ!
Я владелец приложения, у нас похожая история. 20тыс скачиваний в первый же день нашего приложения с платной подпиской (это персональный диетолог). Ресурс тоже Инста, 2,5 млн подписчиков. Стартанули несколько месяцев назад.
С Вами можно пообщаться в каком-нибудь мессенджере?
С уважением,
Михаил
https://zen.yandex.ru/id/6238202a4ccce8043023ca5e Тут бесплатно все)
Mediotopia была раньше и не менее популярна, но пропала вместе с санкциями и невозможностью оплачивать подписку. Идея не нова и не оригинальна.