5 fashion-трендов, привлекательных для инвесторов

По оценкам Statista, объем мирового рынка моды превысил $1,5 трлн в 2020 году и обещает вырасти до $2.25 трлн к 2025-му. События последних лет, главными среди которых можно уверенно назвать пандемию, цифровизацию и обретение платежеспособности все более молодыми поколениями потребителей, сильно повлияли на эту отрасль.

В ней появились отдельные точки роста, так или иначе связанные с новыми технологиями и сменой потребительского поведения. И речь идет не о коротких волнах, а о длительных тенденциях, подтвержденных растущими вот уже третий год инвестициями. Артур Шубаев, вице-президент Advance Capital рассказывает про тренды, которые в ближайшие годы будут оставаться привлекательными для вложения капитала.

5 fashion-трендов, привлекательных для инвесторов

Инфлюенс-маркетинг

Традиционные рекламные каналы шаг за шагом сдают свои позиции под натиском инфлюенс-маркетинга. Повсеместное проникновение соцсетей буквально во всех демографических группах делает работу с лидерами мнений гораздо эффективней классического микса рекламных каналов. По данным Statista, рынок инфлюенс-маркетинга вырос более чем на 40% за один только 2021 год, достигнув объема $13.8 млрд. Тенденция усиливается по мере того, как миллениалы и представители поколения Z становятся все более влиятельной частью платежеспособной аудитории.

Безусловный интерес инвесторов в такой ситуации вызывают цифровые инструменты для работы с блогерами. Одной из самых инвестиционно-привлекательных ниш, появившихся в рамках этого тренда, являются платформы для автоматизации инфлюенс-маркетинга, позволяющие брендам в разы сократить время создания спонсируемого контента и получить в свое распоряжение аналитические инструменты оценки эффективности кампаний.

Хороший пример такой платформы — проект Mavrck, который за несколько лет своего существования смог привлечь к сотрудничеству более 3 млн лидеров мнений и донести их спонсируемый контент до более чем 240 млн потребителей. В конце декабря Mavrck объявил о получении $120 млн от частной инвестиционной фирмы Summit Partners.

Медиатренды

Популярные видеоигры, фильмы и сериалы проникают в fashion-отрасль, оказывая активное влияние на предпочтения потребителей. Специалисты Fortune Business Insights оценили мировой рынок компьютерных игр в $229 млрд в 2021 году. При среднегодовом росте 13,2%, к 2028-му он вырастет до $546 млрд. Этот тренд тянет за собой и популярность среди аудитории геймеров товаров с мерчем любимых франшиз.

Скоро, наверное, кто-то сумеет подсчитать и то, сколько Netflix – и не только! – заработал на продаже сопутствующих товаров после выпуска сериала «Игра в кальмара». Культурные тренды оказывают огромное влияние на рынок моды. Прибыль приносят всевозможные лимитированные серии товаров, капсульные коллекции, продукты, создаваемые в рамках партнерств, и многое другое.

Время, проведенное людьми за потреблением медиаконтента с приходом пандемии, значительно выросло. Логичным образом увеличилось и влияние этого медиаконтента на предпочтения аудитории. Пусть эта мода чаще всего скоротечна, она дает жизнь многим интересным проектам. Например, сейчас очень активно это направление развивает Zazzle.

Disney, Marvel, DC, Universal, Warner Bros, Mortal Kombat – каких только брендов и франшиз не найдется в магазине мерча Zazzle. Привлекая сторонних дизайнеров, платформа предлагает покупателям огромный ассортимент одежды и аксессуаров, адаптированных под любое новое культурное веяние. За время своего существования проект прошел уже три стадии финансирования и привлек в общей сложности $46 млн.

Онлайн-продажи и D2C

Начиная с 2020 года рынок онлайн-торговли сделал огромный рывок вперед. Даже в России, которая традиционно отстает от мировых трендов на несколько лет, пандемия вызвала рывок электронной коммерции в количестве заказов на беспрецедентные 78%. Об этом свидетельствует отчет Data Insight. При этом лидером оказался именно сегмент fashion, доля которого в общем объеме ритейла выросла почти вдвое – с 14,5% до 26,7%.

Именно новые каналы и модели реализации товара, а также технологические инновации вызывают наибольший интерес инвесторов на fashion-рынке. Совершенствуя свои сайты и мобильные приложения, бренды устанавливают непосредственный контакт с аудиторией и там же совершают продажи.

Летом Levi’s объявила о квартальном росте прямых продаж через сайты и приложения на 141%. А стартап Trell, объединяющий возможности платформы для поиска видео с функциями электронной торговли, в июле закрыл инвестиционный раунд на $46 млн, причем крупнейшим участником раунда стал fashion-ритейлер H&M.

Персонализация товаров

Еще один тренд, больше связанный не с пандемией, а с демографическими изменениями в обществе. Среди поколений миллениалов и Z сильнее выражена потребность подчеркнуть свою уникальность, в том числе и с помощью одежды. Тренд на персонализацию подтверждает и статистика Deloitte: 36% опрошенных потребителей выразили интерес к персонализированным вещам, 81% из них готовы заплатить за такие предметы больше обычного, а 48% – согласны ждать свою покупку дольше, чем «стандартную».

Современное производство вполне позволяет создать качественную вещь в единственном экземпляре по цене, сопоставимой с масс-маркетом. Этому способствуют растущие возможности технологии Print-on-Demand, подтвержденные успехом таких проектов, как Printful, оценка которого недавно превысила $1 млрд.

Привлекательность для инвесторов такие компании обеспечивают тем, что работают без товарных остатков, имеют отличные показатели оборотного капитала и выступают в качестве независимой программной платформы, объединяющей не только покупателей и производителей, но также дизайнеров и предпринимателей. По такой же модели развивается и российский проект Print Bar.

Для производителя платформа является постоянным источником заказов, для независимого дизайнера – галерея его работ и способом получать отчисления с каждого проданного принта, а для предпринимателя – интегрированной с маркетплейсами площадкой, на которой можно развернуть собственную витрину. Там останется лишь предложить покупателям коллекцию одежды и доверить весь бэкенд бизнеса технологическому партнеру.

Изготовление единичных экземпляров товара дает возможность мгновенного маневра ассортиментом без опасности оказаться с неликвидными складскими остатками на руках. Аналогичное преимущество, которое подобные платформы могут предложить в рамках своей B2B-стратегии, уже помогло тому же американскому Printful получить в 2021 году от группы инвесторов $130 млн.

Чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность, самые быстрорастущие компании в сегменте fashion e-commerce в мире используют ultra fast fashion или on demand бизнес-модель (Пример Shein.com). Мощная аналитика и мгновенный отклик на клиентские предпочтения, регулярные новинки, производство малыми партиями - залог успеха и выгодное отличие компаний, показывающих устойчивый многолетний рост.

Александр Володарский, Управляющий партнер Print Bar

Fashion Tech

Сфера fashion-технологий может предложить инвестору несколько потенциально недооцененных ниш. По данным Crunchbase, в одном только 2020 году на этом рынке было закрыто 748 инвестиционных сделок на $5,1 млрд. Не оставлен вниманием венчурных инвесторов и российский рынок.

Участники прошедшего недавно в Москве мероприятия Beauty & Fashion Tech определили привлекательность сегментов Fashion Tech на основе отечественной статистики. Оказалось, что за последние четыре года 54% инвестиций были сделаны в маркетплейсы, а еще 27% – в платформы виртуальных примерочных и 3D-сканирование тела. Оставшиеся 8% пришлись на рекомендательные системы подбора гардероба.

Пройдет еще несколько лет, и тренды снова обновятся. Возможно, тогда уже пора будет задумываться об инвестициях в платформы, предлагающие цифровую одежду для метавселенной, или наряды с функциональностью объектов дополненной реальности. Пока же можно сфокусировать внимание на предвестниках виртуального мира – тех самых рекомендательных сервисов и цифровых примерочных, пока не избалованных массовым вниманием венчурных фондов.

С учетом смены поколений потребителей и продолжающегося роста онлайн-продаж, предел масштабирования этих сегментов еще далеко. Не даром такие стартапы, как Texel, Up Your Style, EasyTry и VIPIT продолжают развиваться, то тут, то там привлекая средства инвесторов, и иностранных ecommerce-платформ.

22
Начать дискуссию