Как я построил международную сеть шахматных школ «Феномен»
От первого маркетинга до 2500 учеников в 32 странах мира.
Привет! Меня зовут Ян Джумагалиев, я занимаюсь развитием детей через игру в шахматы. Однажды я понял, что в одиночку не смогу привлечь к занятиям много детей и построил сеть шахматных школ по всей России и онлайн-школу на весь мир.
Итак, здесь о том, как мне удалось создать бизнес в нишевой сфере и какие инструменты я использовал.
Как я создал школу
В 2016 году, когда я открывал школу, в Новосибирске была одна частная школа шахмат. Еще были частные тренеры, которые брали за час работы 500-600 рублей, и гроссмейстеры, которые учили за 1500-2000 в час. Как в этих условиях создать что-то масштабное и стабильное? Сложно, но можно. Когда у тебя есть идея.
Я понимал, что шахматы ради шахмат никому не нужны. Есть стереотипы, которые могут нравиться или не нравится, но 99% людей не понимают, какие важные навыки можно развивать через шахматы. И моя задача состояла в том, чтобы раскрыть эту игру с другой стороны.
Первый маркетинг
Я начал с расклейки объявлений на подъездах. Тогда я освоил навыки таргетированной рекламы в оффлайне — выбирал для своих объявлений только новые дома. Забавно вспоминать, но я действительно набрал первых учеников и начал работу.
На объявлениях я не писал «Уроки шахмат, приходите!». Я писал о том, что могут дать ребенку уроки шахмат. А это логическое и аналитическое мышление, умение самостоятельно принимать решения и брать ответственность за свои поступки, развитое воображение и умение мыслить пространственно.
Первые уроки я проводил по 750 рублей в час, вскоре поднял стоимость до 1000 рублей. Если мне надо было куда-то далеко ездить, то увеличивал тариф.
Скоро стало ясно, что:
- Ученикам важно вовремя попасть в сообщество единомышленников, чтобы не потерять интерес. Я видел, как это случалось даже с очень талантливыми моими ребятами, и было обидно;
- Я достиг потолка как индивидуальный тренер. Зарабатывал 100-120 тысяч в месяц, времени уже не хватало на большее количество учеников в таком формате. При этом мне хотелось привлечь к занятиям как можно больше детей.
Настало время масштабировать историю с тренерством. Я оформил ИП, занял деньги, арендовал на них помещение, закупил мебель и пригласил учеников заниматься там.
Рынок шахматных школ только приобретал очертания, стали появляться конкуренты. Их маркетинг, как и мой когда-то, заключался в расклейке объявления.
Я понял, что нужны вложения в рекламу. Запрещённая в России сеть тогда только набирала популярность. Я сам запустил там таргетированную рекламу и получал лиды по 100₽. Это было очень просто и давало хороший результат.
Как школа росла вширь
В 2017 году ко мне присоединился друг детства Алексей. Он искал проект для упаковки франшизы и увидел потенциал моей бизнес-модели.
Рынка частных школ в то время практически не было не только в Новосибирске, но и вообще в России. Как и рынка франшиз – он был не особо активным. Поэтому возникало много вопросов: как сделать все правильно юридически, как искать клиентов, как продавать франшизу, кто ее может купить.
Первые франшизы школы
Опыта у нас было немного. Мы поспрашивали у друзей, которые уже запускали франшизы, и за три недели упаковали продукт:
- Переделали сайт школы (потратили 5 тысяч рублей);
- Сделали презентацию бизнеса для франшизы (потратили 5-6 тысяч рублей);
- Сделали финмодель.
Мы написали продающее объявление и купили на Авито рекламу – пакет на 20 городов. Первый франчайзи появился спустя две недели. Это был предприниматель из Томска.
Первые год-два мы не очень активно вели продажи франшизы, обкатывали модель. Тогда у нас появились сильные партнеры в Самаре, Томске, Ярославле. Мы работали с ними так, что они четко понимали бизнес-модель, свои пошаговые действия, как открыть школу с нуля, набрать учеников и за пару месяцев выйти в плюс. Помогали в поиске тренеров, так как у нас есть шахматные связи по всей России.
Переупаковка школы и франшизы
У нас почти со старта школы была своя образовательная программа. Это огромный документ, где подробно расписано, как вести обучение. Но очень не хватало учебных материалов, фирменного стиля.
В 2019 году мы переупаковали школу:
- Разработали 3 тетради для разного уровня игры, сняли видео-уроки для каждой темы и зашили их в тетради через qr-коды. Теперь дети могут в любое время дома посмотреть видео, вспомнить изученное;
- Добавили элементы геймификации: дневник-карту с уровнями игры, игровую валюту и магазин, где можно тратить заработанное. Сейчас дети зарабатывают кружки, футболки, рюкзаки и даже шахматы;
- Полностью поменяли стиль школы, утвердили фирменные цвета. Действующие филиалы переехали в светлые помещения, сделали там ремонт, на стенах классов появились яркие шахматные фигурки и места для рисования.
Чтобы наладить поток заявок и работу с ними, за 2020 год мы создали отдел продаж, прокачали блоги в социальных сетях. Тогда за небольшие деньги через соцсети можно было легко набрать учеников, что мы делали сами и давали инструкции партнерам.
После переупаковки к нам добавились сильные франчайзи. Партнер из Самары за 2 месяца набрала 40 учеников и вышла в операционный ноль. Франчайзи из Твери открылся в пандемию, сейчас там 2 филиала и 150 учеников. Во Владивостоке партнёр смог открыть школу на базе общеобразовательной и проводит там масштабные шахматные турниры.
Таким образом за 2020 год к нам присоединились около 20 партнеров, а сейчас это 38 школ.
Онлайн-школа
Пандемия стала точкой роста для школы. Мы больше не могли заниматься в школах и стали приглашать детей на онлайн-тренировки. Постепенно адаптировали программу под онлайн-формат и стали собирать учеников по всей России, а после – по миру.
Посещаемость упала на 80%.
Из 125 человек в офлайн-филиале ходили только 25 человек.
Правила пандемии запрещали ходить в офис, поэтому мы приняли решение закрыть все офлайн-филиалы, вывезли всю мебель.
При этом у нас остались преподаватели, у которых не было загрузки. Еще и наступил сезон лета, когда и так сезонный спад. Детей в школе почти не осталось.
Возникла гипотеза: запустить онлайн-обучение.
Мы запустили в тестовом режиме рекламу по России на онлайн-занятия, сами обрабатывали эти заявки, общались с людьми. Тогда почти никто этого не делал, поэтому в отсутствие конкуренции мы получали дешёвые заявки – по 200-300₽.
Как только мы сами продали несколько абонементов и почувствовали, что здесь есть жизнь, начали нанимать команду: администратора-продавца, которая работала по скриптам, вела crm-систему, продажи и контролировала подключение детей к самим занятиям.
С мая по сентябрь мы набрали около 100 учеников.
Рабочая бизнес-модель
В начале сентября стало ясно, что бизнес-модель рабочая. Теперь хотелось докрутить с точки зрения среднего чека, качества образовательного процесса и команды – один сотрудник уже не справлялся.
Система начала работать
В первый месяц добавили 30 детей. Расширяли отдел продаж, административный отдел. Добавляли новые: отдел качества, департамент образования, который работает с преподавателями, hr-отдел.
Основная идея всего бизнес-процесса в том, что мы зарабатываем на дистанции. Первые несколько месяцев обучения ребенка в школе мы только покрываем расходы на привлечение этого клиента. Но если продукт качественный, то и показатель LTV высокий, что позволяет зарабатывать. У нас есть дети, которые пришли, когда еще был один сотрудник, и они занимаются до сих пор.
Что в итоге
Сейчас в школе 2500 учеников в 32 странах мира. У нас 38 филиалов в России и 3 в Казахстане. Мне удалось построить сеть шахматных школ в условиях практически несуществование рынка.
Мы планируем дальше расширяться через обучение онлайн на других языках и открытие офлайн-филиалов в других странах.
Если у вас есть опыт открытия бизнеса на других языках и в других странах, какие советы можете дать?
Круто
Спасибо за обратную связь :)
Постарее ботов не нашлось для накрутки комментариев?)
да уж... удивительное совпадение )
.. а история была совсем не плоха...
Это наши сотрудники - Vladimir Duricyn - Руководитель Департамента образования.
Сапрыкина Евгения - работает в отделе планирования Департамента Образования
Дмитрий Богданов - это наш тренер,
dislive eng - по никнейму не могу определить.
У нас с этикой все в порядке😉
Это, кмк, несколько сказочная ситуация:)
Как в пословице "каждый кулик своё болото хвалит"..
Ваши сотрудники написали отзывы под статьёй, никак не указав, что они ваши сотрудники. Отзывы содержат оценку. Для сторонних людей такие оценки могут выглядеть как незаинтересованное мнение. Но интерес то есть..
Кажется, в праве это называется "афилированные лица"..
Хотите ли вы читать отзывы, например, о Сбере на 80%, составленные сотрудниками Сбера? Насколько вы будете доверять таким отзывам? Насколько после этого вы будете доверять Сберу?
Дело ваше, но по опыту 4+ лет на этом ресурсе, здесь такое, мягко говоря, совсем не приветствуется.
Спасибо, учту в будущем
Читайте наш ответ ниже👇 Будьте чуть добрее😉 Можете зайти в вк и проверить инфу) мы работаем с детьми, мы не можем себе позволять не этичность.
Отличная школа. Основной приоритет - развитие будущего поколения.
Владимир Александрович, приятно видеть вас здесь))
Вы бы ссылку в статье оставили на сайт, мессенджеры - в этом разделе это приветствуется
Подскажите новичку на виси, как сделать внутри текста кликабельную ссылку?
В школе работают очень грамотные люди, которые разрабатывают большое количество идей, планов действий, чтобы дети занимались и получали знания максимально комфортно! Молодцы👍🏼
Сильная школа с сильными тренерами .
Даа, очень впечатляет история, с чего все начиналось
Прекрасная школа, дети довольны, потому что занимают призовые места в турнирах
Не сказано самое главное: с какого перепуга я (шахматный тренер, решивший открыть шахматную школу) должен покупать эту франшизу? У вас какая-то уникальная методика преподавания шахмат? Или что? Почему об этом - ни слова? Что меня побудит?
Как преподавать шахматы - об этом еще в советское время сказали почти всё в куче книжек. Что у вас уникального, невероятно ценного и революционного?
Ян, есть ли данные, как обучение в ваших школах сказалось на общей успеваемости учеников?
2500 - это, кмк, солидная выборка.
Также ,интересно, как вы собираете обратную связь и от родителей и от детей. Есть ли такое? Есть ли инсайты интересные?
Успеваемость не отслеживали как сбор данных, это классная идея, включим это в обратную связь от родителей. Мы проверяем навыки (внимание, память и скорость мышления) своими тестами, которые дети проходят регулярно. Мы даем родителям статистику по этим показателям. + конечно в шахматах одна из главных статистик – это рейтинги шахматистов, как на игровых онлайн-площадках, так и рейтинги РШФ вживую (российская шахматная федерация) .
От родителей обратная связь собирается: наш отдел администраторов регулярно общается с клиентами. Недавно мы реализовали самые важные вопросы, которые волнуют их, в Гугл-форму обратной связи. Ее отправляют клиентам администраторы, можно ее же найти на сайте.
Насчёт инсайтов сложно сказать. Если к нам прилетает какая-то проблема, то мы отправляем ее в работу в соответствующий отдел) Конечно, обратная связь помогает выстраивать портрет ЦА, иногда добавляем какие-то вещи, когда видим запрос на них.
Комментарий недоступен
Мы сталкиваемся с одной трудностью — когда наш ученик, в котором мы раскрываем талант развиваем его до уровня первенства области, например — его тут же хантит спортшкола и присваивает заслуги себе.
По поводу турниров:
Мы в этом году провели офлайн турнир на 245 детей, на открытие пригласили А.Е. Карпова. И также запустили онлайн лигу с системой, по которой проводят турниры по DOTA 2. В декабре будет финал, призовой фонд для детей со взносов уже скопился под 300к и также будем привлекать спонсоров на него.
Комментарий недоступен
Спасибо!
Сайт школы: Fenomen-chess.ru
WhatsApp: https://wa.me/79231754314
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором