Как я стал помогать стартапам искать инвестиции

История о том, как я, будучи российским бизнес-консультантом, учился искать инвестиции в проекты, собрал по кусочкам Алгоритм Принятия ИнвестРешений (АПИР), запилил из него вдвоём с партнёром SaaS-решение (InvestAP) и попал с ним в акселератор Спринт-ФРИИ.

С чего всё началось и когда

Начал я консультировать компании в далёком 1993 году, имея за спиной бауманку. И все мои клиенты были либо только что созданные бизнесы, либо бизнесы с очень короткой историей (1-2 года). Ну как не "стартапы":)?

Как сейчас помню метания моего клиента – и позавчерашнего однокашника – который из ИП только что стал ТОО; и мы с ним идём в банк за кредитом. Вопросы, сомнения – "а что я должен спросить", "а вдруг не дадут", "а если они спросят". Смотрю на них и понимаю – сегодня они те же самые, ничего не поменялось...

Найти инвестора в проект

Молодой российский бизнес изумительно исполнял увертюру первичного привлечения капиталов FFF – друзья, семья и глупцы. Друзья – ссорились и расходились, семьи – ругались и разводились, только глупцам было на пользу – они умнели, щедро оплачивая своё обучение.

Технологическая эпоха привлечения создавалась с двух сторон, как настоящий туннель – 1) приход и/или активизация системных игроков на рынке инвестиций, 2) накапливаемый финансовый жир в самом бизнесе. Например, когда проект растёт на 70% в валюте ежемесячно, это пробуждает сумасшедшие аппетиты, если учесть, что за ними стояли американские кредиты под 14% ежегодно – все были счастливы!

Прочувствовать, что поменялось, получилось после 2009 года, когда мы (я и мои коллеги) столкнулись со стартапами как бы заново. Почти в каждом первом стартапе в глазах был вопрос – "а где бы разжиться деньжатами", и каждый второй или третий задавал этот вопрос вслух.

И на заданный вопрос клиента нужно ответить. Отсюда можно начинать отсчёт для InvestAP’а.

Что мы делали?

Первое. Как консультанты – мы прорабатывали все приходящие стартапы, чтобы определить степень их жизнестойкости. Тут всё было более-менее понятно.

Второе. По поводу денег. Кому показывать проект, что показывать, как показывать? Все наши консультационные наработки были для внутреннего потребления – для основателей. И как-то, вдруг, стали срабатывать лежавшие мирно связи в финансовой среде (чаще банки – некоторые были нашими клиентами). Мы просили "посмотреть и проконсультировать" приводимые нами проекты. И некоторые соглашались, но без каких бы то ни было обещаний. И также стали проявляться "жирны коты" – клиенты, с избытком свободных денег. Они искали для себя проекты или даже идеи, чтобы вложиться на ранней стадии. Из них кто-то хотел диверсифицировать свой бизнес – "разложить по разным корзинкам"; кто-то ещё испытывал кураж и просто пробовал новые сферы; некоторые совладельцы немелких бизнесов пробовали создавать "персональные запасные аэродромы".

Что складывалось из всех эти походов?

Мы почти всегда ходили к давателям денег вместе с основателями проектов. И внимательно слушали, наблюдали, фиксировали – что спрашивают даватели денег, какие материалы смотрят, на что делают акцент, из-за чего отказывают или, наоборот, что понравилось.

Пользуясь доверительными отношениями, мы после подобных встреч всегда возвращались к давателям денег на разговоры по душам. Перепроверить наши наблюдения, копнуть глубже, выявить сокровенное.

Для меня случались откровения, например, когда один из инвесторов – управляющий партнёр одного российского фонда – доверительно сказал: "Андрей, мы даём деньги не в проект. Мы даём их в основателей проекта. Им же потом в глаза заглядывать..." или "Венчур – это борьба здравомыслия с азартом" или "Мы зарабатываем, продавая деньги за деньги – и почти всегда чужие" и ещё много чего.

Что же из этого получилось в итоге?

Как получился InvestAP?

Вначале никакого InvestAP'а не было в помине – это название мы только пару месяцев пробуем на вкус. Вначале был СПИР – Система Принятия Инвестиционных Решений.

Все наши перепроверенные наблюдения мы превратили в цифровой алгоритм.

Рис.1. Первичный вариант подхода - СПИР (Система Принятия Инвест.Решений)
Рис.1. Первичный вариант подхода - СПИР (Система Принятия Инвест.Решений)

Всё здорово разложилось по четырём кучкам. В октябре 2017 получен патент на полезную модель. И даже написал методичку в том же 2017 году.

Алгоритм удалось потестить на множестве примеров, и даже некоторым инвесторам "открыть глаза" на сделанные эмоциональные инвестиции. Он отлично работал в экселевских таблицах и этого хватало.

Но время шло, и меня стала назойливо посещать мысль, что алгоритм неполный. Нет в нём блока, который отвечает на вопрос – как продукт (товар / услуга) будет создаваться и доставляться потребителям? Инвесторы в эту тему заходить не стремятся – в каждом стартапе своя кухня. И считалось, что команда проекта заявленный продукт создаст при любых раскладах. Э-хе-хе...

В общем появился 5 модуль (блок, фактор) - Производственная Модель:

Рис. 2. Трансформированная 4-факторная модель СПИР - в 5-факторную  АПИР
Рис. 2. Трансформированная 4-факторная модель СПИР - в 5-факторную  АПИР

Претерпело изменение название подхода – СПИР сменился на АПИР (Алгоритм Принятия ИнвестРешений).

Заявка в акселератор Спринт-ФРИИ

Подавать заявку надо было в конце января 2022, чтобы успеть в 4-ый поток. И она была принята, что придало энтузиазма, даже на фоне нарастающей турбулентности.

27 апреля я получаю извещение, что наш проект не прошел по сумме итоговых баллов в Акселератор. Никому говорить не стал – никакого настроения не было.

И пока ходил, сидел, лежал и ездил в размышлениях, 16 мая пришло приглашение от акселератора - "Поздравляем, вы стали финалистом, приглашаем 17 мая на очный вступительный трек..."

С чем мы вошли в акселератор:

  • 2 человека в команде (я и Алёна Сосновская) – и ни один из нас ни разу не программист;
  • набор проработанных форм для Алгоритма по сбору данных;
  • сам Алгоритм, реализованный в Экселе, который считает и рисует;
  • четкое понимание - как оно должно выглядеть решение в MVP-версии и какова траектория его эволюции.

Что в итоге после 2-х месяцев акселератора и смены команды из 2-х трекеров после 1-ого месяца есть у проекта InvestAP:

  • проработанный набор клиентских сегментов; даже появился новый, которого не было на входе;
  • практически готовый сайт (за всю сайтовую работу взялась Алёна, имея в опыте "только" топ-позиции в банках и 10 лет операционного консалтинга; и на мой взгляд сделала её блестяще);
  • по факту мы почти допилили MVP-версию (анкеты заполняются на сайте и автоматом отправляются нам, а тут уже приходится включать полуручной режим);
  • я понаходил разных экспертов, знакомых и т.п. - кому показываю наше творение - и собираю обратную связь;
  • старые (свои) и новые инвесторы, которые готовы взять сервис в боевой тест;
  • запущенные рекламные кампании - пока маленькие, но "воронку" уже можно собирать;
  • проработанную 3-ю версию финмодели с осмысленным ценообразованием;
  • название + лого;
  • разные тексты, черновики, презентации...

Как же "оно" работает?

Мне всегда казалось, что всё очень просто в нашем Алгоритме – и в офлайне, и онлайне. Есть «Анкета описания проекта», которая запрашивает содержательные (но не конфиденциальные) данные. Мы её называем основой для тизера – для последующего просмотра экспертами и/или инвесторами.

Вторая анкета – это «Анкета самооценки» проекта, заполняемая кем-то из основателей. Именно из неё Алгоритм платформы рассчитает 2 метрики:

  • Индекс ИнвестПривлекательности (ИИП), в диапазоне 0...100
  • Рейтинг ИнвестПривлекательности (РИП), в диапазон ССС...ААА (всего 7 возможных вариантов)

Доступ к этим анкетам основатель получает после простой регистрации на сайте (www.investap.ru).

Отдельно есть «Анкета эксперта», которую заполняет эксперт по желанию основателя. Эту анкету также обрабатывает Алгоритм, и результат получается в тех же метриках (ИИП, РИП).

И вся эта расчётная красота, вместе с оценками всех 5 факторов (они же модели), а также с 25 критериями (по 5 в каждом факторе) попадает в отчёт – и для основателя, и для потенциального инвестора.

Рис.3. Архитектура InvestAP
Рис.3. Архитектура InvestAP

Изначально мы были в твёрдом убеждении, что проекты, которые надо показывать потенциальным инвесторам, должны обязательно проходить экспертную оценку. Но! Когда посчитали первую финмодель – пришлось эту идею отбраковать. Неподъёмно. После серии «мозготрясок» нашлось решение, которые мы добавили в алгоритм – ввести поправочные (понижающие) коэффициенты на самооценку, чтобы корректировать «накрутку привлекательности» в оценках основателей.

Как выглядят результаты работы АПИРа на платформе?

Чтобы не сканить отчёты (тем более, что их 5 видов – и их все можно посмотреть на сайте в разделе «тарифы»), привожу здесь ключевые выходные метрики и визуальную графическую аналитику:

<span>Рис.4. Ключевые расчётные метрики – Индекс / Рейтинг инвестпривлекательности в двух видах оценок.</span>
Рис.4. Ключевые расчётные метрики – Индекс / Рейтинг инвестпривлекательности в двух видах оценок.
<p>Рис.5. «Тонкий» график – все 25 критериев с группировкой в 5 факторов на визуальной подложке «светофор»</p>

Рис.5. «Тонкий» график – все 25 критериев с группировкой в 5 факторов на визуальной подложке «светофор»

Если посмотреть на всю схему работы платформы, то это как бы две встречные "воронки" - воронка стартапов с одной стороны и воронка инвесторов с другой. И они встречаются на платформе – вначале заочно (через отчёты), а потом очно.

Рис.6. 2 встречные "воронки"  - проектов и инвесторов
Рис.6. 2 встречные "воронки"  - проектов и инвесторов

В итоге платформа создаёт и регулярно пополняет базу вновь попавшими проектами, часть из них попадает в просмотр инвесторами - с тарифом не ниже "Попасть к инвестору".

Рис.7. База оценённых проектов, которую видят инвесторы
Рис.7. База оценённых проектов, которую видят инвесторы

Инвесторы могут смотреть общие данные, выгружать отчёты. В общем – всё то, что обычно во всех фондах делают аналитики, фильтрующие и сортирующие входящий поток.

А после того, как инвестор набрал себе из базы что-то вкусненькое, он запрашивает у платформы встречи с основателями этих проектов – и ему дают все необходимые контакты. Voilà...

На платформе есть ещё отдельная ветка для Акселераторов. Она ничего нового не содержит в плане математики, метрик и т.д. Но создаёт защищённую среду, где специальные фильтры настраивают показ проектов именно акселератора, и есть возможность измерять любой проект не один раз, а несколько.

Для тех, кто дочитал до конца и не потерял интереса к нашему решению - вот ссылка: www.investap.ru

или моя личная е-почта: [email protected]

С уважением, Андрей Вахин, основатель, идеолог, продуктолог, патенто-держатель, продакт-тестировщик, маркетолог, продвиженец, продажник, PR/GR, и чуть-чуть юрист – всё это в проекте InvestAP. А в жизни – просто бизнес-консультант с 1993 года

15
24 комментария

Добрый день!
Спасибо за статью, но я не понял, насколько сокращается путь до инвестиций?

6
Ответить

Антон - приветствую)! Если измерять в "шагах", то ровно 2 шага: 1) зарегаться, 2) заполнить две анкеты. Дальше платформа всё сделает сама - посчитает, сгенерит отчёт и выложит в базу для просмотра инвесторами. И отправит отчёт самому основателю

2
Ответить

На 6 минут. А вообще фактически это зависит от того, насколько объективно и доверчиво будут инвесторы относится к алгоритму расчета АПИР и сколько инвесторов уже знает об этом проекте в принципе. Не знаю, какая там сейчас база инвесторов у этого сервиса, но думаю, не такая большая, как хотелось бы. Возможно они просто отсылают ваш проект по какой-то общеизвестной базе инвесткомпаний с просьбой рассмотреть проект. На самом деле в статье я тоже не нашел конкретики по этому вопросу. Я понял ценность для стартапа - это чисто математически для своего интереса прогнать проект по данному алгоритму за 1к руб. и посмотреть, как этот алгоритм оценивает успех стартапа. А вот именно с той частью, как это всё связано с инвесторами и в каком они там количестве - про это как-то мало информации в статье.
Еще по сайту дизайну сайта для автора есть комментарий - лучше перенесите вход в ЛК выше на уровень с логотипом, а пункты меню разместите в 1 ряд, сейчас у вас "шапка" сайта занимает очень много места вверху вместе с меню.

1
Ответить

Пользовался услугами Андрея, провел диагностику компании для привлечения инвестиций. Рекомендую

2
Ответить

Сколько можно уже разгонять хайпа на тему "... и вам дадут денег"!? Пока верующие не кончились?

1) Берем количество стартапов, открывшихся за последние пару лет и соотносим с количеством инвестиционных сделок в стартапы за последний год. Получаем вероятность получить инвестиции.

2) Можно делать бизнес, но инвесторам нужны иксы. Иксы поднимаются на дизрапшене, а за последнее время столько всего сломали уже вокруг, что остается хачить только не очень ESG привлекательные идеи, а проще говоря - на грани мошенничества при полном отсутствии пользы для общества.

1
Ответить

Дмитрий - тут ещё само понятие "стартап" неоднозначно воспринимается. Для нас это - любое начинание, хоть мобильный морг для домашних животных для крупных городов. И такое проекты в ленты новостей никак не попадают. Или "примитивный" - расфасовка пром.масла из цистерн в тару.
Профильным инвесторам действительно нужны "иксы" - полностью согласен. Но есть непрофильные, мы их называем "неквалифицированные" - с избытком ликвидности; они ищут куда вложиться и таки находят, и тоже тихо, "без шума и пыли". Как с них статистику собрать?

1
Ответить

Посмотрел пример отчета по тарифу "Для инвестора" по сути это стандарт питчдека, преимущество в том что за 10 тыс руб на этом ресурсе сразу увидят 18 заявленных инвесторов, но целевые ли эти инвесторы? по ним статистику не помешало бы увидеть.

1
Ответить