Как я стал помогать стартапам искать инвестиции
История о том, как я, будучи российским бизнес-консультантом, учился искать инвестиции в проекты, собрал по кусочкам Алгоритм Принятия ИнвестРешений (АПИР), запилил из него вдвоём с партнёром SaaS-решение (InvestAP) и попал с ним в акселератор Спринт-ФРИИ.
С чего всё началось и когда
Начал я консультировать компании в далёком 1993 году, имея за спиной бауманку. И все мои клиенты были либо только что созданные бизнесы, либо бизнесы с очень короткой историей (1-2 года). Ну как не "стартапы":)?
Как сейчас помню метания моего клиента – и позавчерашнего однокашника – который из ИП только что стал ТОО; и мы с ним идём в банк за кредитом. Вопросы, сомнения – "а что я должен спросить", "а вдруг не дадут", "а если они спросят". Смотрю на них и понимаю – сегодня они те же самые, ничего не поменялось...
Найти инвестора в проект
Молодой российский бизнес изумительно исполнял увертюру первичного привлечения капиталов FFF – друзья, семья и глупцы. Друзья – ссорились и расходились, семьи – ругались и разводились, только глупцам было на пользу – они умнели, щедро оплачивая своё обучение.
Технологическая эпоха привлечения создавалась с двух сторон, как настоящий туннель – 1) приход и/или активизация системных игроков на рынке инвестиций, 2) накапливаемый финансовый жир в самом бизнесе. Например, когда проект растёт на 70% в валюте ежемесячно, это пробуждает сумасшедшие аппетиты, если учесть, что за ними стояли американские кредиты под 14% ежегодно – все были счастливы!
Прочувствовать, что поменялось, получилось после 2009 года, когда мы (я и мои коллеги) столкнулись со стартапами как бы заново. Почти в каждом первом стартапе в глазах был вопрос – "а где бы разжиться деньжатами", и каждый второй или третий задавал этот вопрос вслух.
И на заданный вопрос клиента нужно ответить. Отсюда можно начинать отсчёт для InvestAP’а.
Что мы делали?
Первое. Как консультанты – мы прорабатывали все приходящие стартапы, чтобы определить степень их жизнестойкости. Тут всё было более-менее понятно.
Второе. По поводу денег. Кому показывать проект, что показывать, как показывать? Все наши консультационные наработки были для внутреннего потребления – для основателей. И как-то, вдруг, стали срабатывать лежавшие мирно связи в финансовой среде (чаще банки – некоторые были нашими клиентами). Мы просили "посмотреть и проконсультировать" приводимые нами проекты. И некоторые соглашались, но без каких бы то ни было обещаний. И также стали проявляться "жирны коты" – клиенты, с избытком свободных денег. Они искали для себя проекты или даже идеи, чтобы вложиться на ранней стадии. Из них кто-то хотел диверсифицировать свой бизнес – "разложить по разным корзинкам"; кто-то ещё испытывал кураж и просто пробовал новые сферы; некоторые совладельцы немелких бизнесов пробовали создавать "персональные запасные аэродромы".
Что складывалось из всех эти походов?
Мы почти всегда ходили к давателям денег вместе с основателями проектов. И внимательно слушали, наблюдали, фиксировали – что спрашивают даватели денег, какие материалы смотрят, на что делают акцент, из-за чего отказывают или, наоборот, что понравилось.
Пользуясь доверительными отношениями, мы после подобных встреч всегда возвращались к давателям денег на разговоры по душам. Перепроверить наши наблюдения, копнуть глубже, выявить сокровенное.
Для меня случались откровения, например, когда один из инвесторов – управляющий партнёр одного российского фонда – доверительно сказал: "Андрей, мы даём деньги не в проект. Мы даём их в основателей проекта. Им же потом в глаза заглядывать..." или "Венчур – это борьба здравомыслия с азартом" или "Мы зарабатываем, продавая деньги за деньги – и почти всегда чужие" и ещё много чего.
Что же из этого получилось в итоге?
Как получился InvestAP?
Вначале никакого InvestAP'а не было в помине – это название мы только пару месяцев пробуем на вкус. Вначале был СПИР – Система Принятия Инвестиционных Решений.
Все наши перепроверенные наблюдения мы превратили в цифровой алгоритм.
Всё здорово разложилось по четырём кучкам. В октябре 2017 получен патент на полезную модель. И даже написал методичку в том же 2017 году.
Алгоритм удалось потестить на множестве примеров, и даже некоторым инвесторам "открыть глаза" на сделанные эмоциональные инвестиции. Он отлично работал в экселевских таблицах и этого хватало.
Но время шло, и меня стала назойливо посещать мысль, что алгоритм неполный. Нет в нём блока, который отвечает на вопрос – как продукт (товар / услуга) будет создаваться и доставляться потребителям? Инвесторы в эту тему заходить не стремятся – в каждом стартапе своя кухня. И считалось, что команда проекта заявленный продукт создаст при любых раскладах. Э-хе-хе...
В общем появился 5 модуль (блок, фактор) - Производственная Модель:
Претерпело изменение название подхода – СПИР сменился на АПИР (Алгоритм Принятия ИнвестРешений).
Заявка в акселератор Спринт-ФРИИ
Подавать заявку надо было в конце января 2022, чтобы успеть в 4-ый поток. И она была принята, что придало энтузиазма, даже на фоне нарастающей турбулентности.
27 апреля я получаю извещение, что наш проект не прошел по сумме итоговых баллов в Акселератор. Никому говорить не стал – никакого настроения не было.
И пока ходил, сидел, лежал и ездил в размышлениях, 16 мая пришло приглашение от акселератора - "Поздравляем, вы стали финалистом, приглашаем 17 мая на очный вступительный трек..."
С чем мы вошли в акселератор:
- 2 человека в команде (я и Алёна Сосновская) – и ни один из нас ни разу не программист;
- набор проработанных форм для Алгоритма по сбору данных;
- сам Алгоритм, реализованный в Экселе, который считает и рисует;
- четкое понимание - как оно должно выглядеть решение в MVP-версии и какова траектория его эволюции.
Что в итоге после 2-х месяцев акселератора и смены команды из 2-х трекеров после 1-ого месяца есть у проекта InvestAP:
- проработанный набор клиентских сегментов; даже появился новый, которого не было на входе;
- практически готовый сайт (за всю сайтовую работу взялась Алёна, имея в опыте "только" топ-позиции в банках и 10 лет операционного консалтинга; и на мой взгляд сделала её блестяще);
- по факту мы почти допилили MVP-версию (анкеты заполняются на сайте и автоматом отправляются нам, а тут уже приходится включать полуручной режим);
- я понаходил разных экспертов, знакомых и т.п. - кому показываю наше творение - и собираю обратную связь;
- старые (свои) и новые инвесторы, которые готовы взять сервис в боевой тест;
- запущенные рекламные кампании - пока маленькие, но "воронку" уже можно собирать;
- проработанную 3-ю версию финмодели с осмысленным ценообразованием;
- название + лого;
- разные тексты, черновики, презентации...
Как же "оно" работает?
Мне всегда казалось, что всё очень просто в нашем Алгоритме – и в офлайне, и онлайне. Есть «Анкета описания проекта», которая запрашивает содержательные (но не конфиденциальные) данные. Мы её называем основой для тизера – для последующего просмотра экспертами и/или инвесторами.
Вторая анкета – это «Анкета самооценки» проекта, заполняемая кем-то из основателей. Именно из неё Алгоритм платформы рассчитает 2 метрики:
- Индекс ИнвестПривлекательности (ИИП), в диапазоне 0...100
- Рейтинг ИнвестПривлекательности (РИП), в диапазон ССС...ААА (всего 7 возможных вариантов)
Доступ к этим анкетам основатель получает после простой регистрации на сайте (www.investap.ru).
Отдельно есть «Анкета эксперта», которую заполняет эксперт по желанию основателя. Эту анкету также обрабатывает Алгоритм, и результат получается в тех же метриках (ИИП, РИП).
И вся эта расчётная красота, вместе с оценками всех 5 факторов (они же модели), а также с 25 критериями (по 5 в каждом факторе) попадает в отчёт – и для основателя, и для потенциального инвестора.
Изначально мы были в твёрдом убеждении, что проекты, которые надо показывать потенциальным инвесторам, должны обязательно проходить экспертную оценку. Но! Когда посчитали первую финмодель – пришлось эту идею отбраковать. Неподъёмно. После серии «мозготрясок» нашлось решение, которые мы добавили в алгоритм – ввести поправочные (понижающие) коэффициенты на самооценку, чтобы корректировать «накрутку привлекательности» в оценках основателей.
Как выглядят результаты работы АПИРа на платформе?
Чтобы не сканить отчёты (тем более, что их 5 видов – и их все можно посмотреть на сайте в разделе «тарифы»), привожу здесь ключевые выходные метрики и визуальную графическую аналитику:
Рис.5. «Тонкий» график – все 25 критериев с группировкой в 5 факторов на визуальной подложке «светофор»
Если посмотреть на всю схему работы платформы, то это как бы две встречные "воронки" - воронка стартапов с одной стороны и воронка инвесторов с другой. И они встречаются на платформе – вначале заочно (через отчёты), а потом очно.
В итоге платформа создаёт и регулярно пополняет базу вновь попавшими проектами, часть из них попадает в просмотр инвесторами - с тарифом не ниже "Попасть к инвестору".
Инвесторы могут смотреть общие данные, выгружать отчёты. В общем – всё то, что обычно во всех фондах делают аналитики, фильтрующие и сортирующие входящий поток.
А после того, как инвестор набрал себе из базы что-то вкусненькое, он запрашивает у платформы встречи с основателями этих проектов – и ему дают все необходимые контакты. Voilà...
На платформе есть ещё отдельная ветка для Акселераторов. Она ничего нового не содержит в плане математики, метрик и т.д. Но создаёт защищённую среду, где специальные фильтры настраивают показ проектов именно акселератора, и есть возможность измерять любой проект не один раз, а несколько.
Для тех, кто дочитал до конца и не потерял интереса к нашему решению - вот ссылка: www.investap.ru
или моя личная е-почта: [email protected]
С уважением, Андрей Вахин, основатель, идеолог, продуктолог, патенто-держатель, продакт-тестировщик, маркетолог, продвиженец, продажник, PR/GR, и чуть-чуть юрист – всё это в проекте InvestAP. А в жизни – просто бизнес-консультант с 1993 года
Добрый день!
Спасибо за статью, но я не понял, насколько сокращается путь до инвестиций?
Антон - приветствую)! Если измерять в "шагах", то ровно 2 шага: 1) зарегаться, 2) заполнить две анкеты. Дальше платформа всё сделает сама - посчитает, сгенерит отчёт и выложит в базу для просмотра инвесторами. И отправит отчёт самому основателю
Благодарю за ответ! Попробую сейчас зарегистрироваться и заполнить анкеты.
На 6 минут. А вообще фактически это зависит от того, насколько объективно и доверчиво будут инвесторы относится к алгоритму расчета АПИР и сколько инвесторов уже знает об этом проекте в принципе. Не знаю, какая там сейчас база инвесторов у этого сервиса, но думаю, не такая большая, как хотелось бы. Возможно они просто отсылают ваш проект по какой-то общеизвестной базе инвесткомпаний с просьбой рассмотреть проект. На самом деле в статье я тоже не нашел конкретики по этому вопросу. Я понял ценность для стартапа - это чисто математически для своего интереса прогнать проект по данному алгоритму за 1к руб. и посмотреть, как этот алгоритм оценивает успех стартапа. А вот именно с той частью, как это всё связано с инвесторами и в каком они там количестве - про это как-то мало информации в статье.
Еще по сайту дизайну сайта для автора есть комментарий - лучше перенесите вход в ЛК выше на уровень с логотипом, а пункты меню разместите в 1 ряд, сейчас у вас "шапка" сайта занимает очень много места вверху вместе с меню.
Евгений - спасибо за комменты и вопросы! Постараюсь на всё отреагировать:
1. Про доверие инвесторов - "десятку". И доверие самих стартапов тоже сюда же. Если его не будет с любой из сторон - пшик
2. Никому "на сторону" мы проекты не отдаём))). Пока нет. Есть условия только со своими, кого мы давно и хорошо знаем - частные лица. Наша задача завлечь как можно больше инвесторов - и частников, и фонды (хотя у них свои скоринги). Больше инвесторов - больше проектов, больше проектов - больше инвесторов. И мы в начале пути
3. За рекомендации по сайту - отдельное спасибо! Будем собирать, чтобы потом в едином порыве откорректировать
Пользовался услугами Андрея, провел диагностику компании для привлечения инвестиций. Рекомендую
Сколько можно уже разгонять хайпа на тему "... и вам дадут денег"!? Пока верующие не кончились?
1) Берем количество стартапов, открывшихся за последние пару лет и соотносим с количеством инвестиционных сделок в стартапы за последний год. Получаем вероятность получить инвестиции.
2) Можно делать бизнес, но инвесторам нужны иксы. Иксы поднимаются на дизрапшене, а за последнее время столько всего сломали уже вокруг, что остается хачить только не очень ESG привлекательные идеи, а проще говоря - на грани мошенничества при полном отсутствии пользы для общества.
Дмитрий - тут ещё само понятие "стартап" неоднозначно воспринимается. Для нас это - любое начинание, хоть мобильный морг для домашних животных для крупных городов. И такое проекты в ленты новостей никак не попадают. Или "примитивный" - расфасовка пром.масла из цистерн в тару.
Профильным инвесторам действительно нужны "иксы" - полностью согласен. Но есть непрофильные, мы их называем "неквалифицированные" - с избытком ликвидности; они ищут куда вложиться и таки находят, и тоже тихо, "без шума и пыли". Как с них статистику собрать?
вы путаете стартап и простой бизнес. Это не одно и тоже. Оценка бизнеса и стартапа по одним критериям в принципе не верна тогда.
Айдар - приветствую! Может путаем, а может и нет - тут нет устоявшегося понимания. И исходники из Кремниевой долины не пример. И как я писал, всё наше понимание - это агрегация мнений инвесторов, с которыми нам приходилось сталкиваться.
Посмотрел пример отчета по тарифу "Для инвестора" по сути это стандарт питчдека, преимущество в том что за 10 тыс руб на этом ресурсе сразу увидят 18 заявленных инвесторов, но целевые ли эти инвесторы? по ним статистику не помешало бы увидеть.
Про статистику инвесторов - это правильно)). И мы хотим её показывать, но тут есть масса нюансов. Например, инвестор себя не хочет светить публично. Или - инвестор не хочет, чтобы ему напрямую писали-звонили соискатели, а найти в сети сейчас можно почти любого - только зацеп дай. Или - как проверить статистику инвестора, если даже мы её до конца не знаем.
Для нас выход - это только сбор статистики с самой платформы. Давая инвесторам вымышленные имена, но показывая реальную статистику
Господи, насколько узкую задачу вы решаете, и всё так сложно...
Роман - согласен. Привлечь деньги в проект - узкая задача. И чаще всего не главная - многим из стартапов деньги на первых порах вообще не нужны. Потом, на рост - тогда нужны
Мы и сами удивляемся)) - почему такая простая задача вызывает столько переживаний и разговоров, питчингов, демо-дней, роад-шоу.
Один знакомый инвестор мне сказал - к отличному проекту очередь из инвесторов будет стоять. А не к "отличному", а просто "хорошему", а к "так себе", а к "непонятно какому"?...
И что самое поразительное мы для себя открыли за время сборки сервиса - инвесторы очень любят как раз "непонятно какие" - разглядеть, причесать и сделать "иксы на экзитах". А на "отличных" проектах да ещё и в очереди - какие перспективы?
А я вот думаю что просто хорошему и так себе продукту в РФ вообще никто денег не дает... Знаете примеры?
Конечно))), если бы не знали - не брались бы за эту тему. Один из примеров как раз на платформе и описан (в демо отчётах)
Я не нашел в отчетах, можете название конкретное сказать?
В идеале конечно публичную сделку хотел бы посмотреть.
Роман, в разделе "Тарифы" под каждым тарифом вариант отчёта - специально сделали на одном конкретном проекте (деньги проект получил)
Так, я может что упускаю))
Еще раз, мне интересно кому ваша система помогла получить деньги, вы меня отправляете в какие то непонятные тарифы.
Есть конкретный кейс? Вот, мы взяли стартап X, сделали вот так, результат такой то.
Роман - конкретный кейс (Древесно-угольные брикеты), который приведен во всех примерах отчётов, получил запрашиваемые деньги у частного инвестора.
Древесно-угольные брикеты
Стартап
Ясно, спасибо.
На сколько реально найти инвестора на стадии MVP, на сколько реально на стадии SEED в цифрах! Например средняя проходимость ABB для MVP(это хороший рейтинг) - 1%...тогда понятно будет смысл есть или нет.
Вообще считаю что надо как на сайт заходить про это писать т.к. это основное. Например "У нас реально найти деньги*" а внизу под звездочной процент проходимости или ссылка на статью разъясняющая. Смысл пытаться везде, если везде нет в России инвесторов.
Айдар - приветствую! Найти реально даже под стадию "идея", если речь не идёт про баснословные суммы.
По поводу связки "поднятие Индекса на 1 пункт или Рейтинга на 1 позицию даёт прирост просмотров инвесторов на Х% и вероятность выбора проекта инвестором на y%" - это очень правильный заход! Мы движемся в эту сторону, но у нас для этого пока мало статистики.
Спасибо, Андрей! Очень интересно, как раз на этой стадии завис)