Понаели
Давайте так – попробуйте взглянуть на заголовок и прямо сейчас вычислить, какую свободную нишу нашли молодые предприниматели из Владивостока (это мы, привет), что за 7 лет превратились в единственную российскую сеть на быстро растущем рынке объемом 1 млрд $. Подсказка как бы есть.
Свободная ниша? Куда там, целый сегмент – огромный, пустой до гулкого эха. Представьте: ночь; вы стоите на здоровенной площадке у оживленной трассы; рядом АЗС, куда то и дело заворачивают автомобили; чуть поодаль отсвечивают золотые арки и - да, захватывает дух. Вот так мы себя и чувствуем.
Тут нужно представиться. Компания Coffee Machine. Вышло так, что мы стали первой и пока что единственной российской компанией, которая развивает федеральную сеть drive-in/drive-thru автокафе. Таких у компании 45, все на Дальнем Востоке – Приморье, Хабаровск, Иркутск, Ангарск, Братск. Вот-вот откроем в России еще 4 – Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Краснодар. В Казахстан только что вышли. К следующему году у нас будет 70+ точек. И мы… в общем, держите прямым текстом.
Стоит ли игра свеч? Давайте начнем с рынка. Не поверите, какие суммы пролетают мимо вашей кассы.
Рынок
В США drive-thru и родственные форматы генерируют, по различным оценкам, 50-70% выручки на рынке общественного питания; еще в 2012 McDonalds, например, делал 65% продаж именно через drive-thru (пруф и пруф, там вообще много интересного). Думаете, распространение мобильных приложений повлияло на популярность таких форматов? Нет. В 2018 году популярнейший в Штатах бренд Sonic America's Drive-In опередил по продажам Chipotle Mexican Grill и догнал KFC в хит-параде крупнейших сетей фастфуда, став 4-й по популярности сетью бургерных в стране.
В России ситуация иная, что отчасти обусловлено меньшей степенью автомобилизации. Тем не менее, «общепит для тех, кто за рулем» есть, вполне себе в форме и быстро развивается. Представлены два главных формата - во-первых, окошки для автомобилистов в McDonalds, Burger King, KFC, Starbucks; во-вторых, кафе на АЗС.
Ах, да. Есть еще и дикий бизнес – разномастные ларьки & бабушки с пирожками, рассматривать которые мы не станем (если бабушки с пирожками однажды организуются в федеральную сеть с программой лояльности и мобильным приложением, проблемы будут у всего рынка). Кроме того, здесь не учитывается отечественный аналог американских diner`ов – знакомые каждому дорожные кафе (столовки-с-парковкой), где «первое, второе, третье и компот». Нас же интересует возможность выпить кофе и поесть, не выходя из машины.
Так что да – всего два формата.
Формат: окошки drive-thru в фаст-фуд ресторанах
В России направление drive-thru развивают прежде всего глобальные фаст-фуд бренды. McDonalds открыли первый «МакАвто» в Москве еще в апреле 96-го, в 2006 году окошко для водителей делало 40% оборота оборудованного им ресторана, в 2017 (судя по данным открытых источников) этот показатель достиг 44,8%. У Большого М сейчас 686 ресторанов, 292 из которых собственно «МакАвто». Выручка за прошлый год в России – 66,3 млрд рублей… можете прикинуть степень лакомости этого пирога.
Формат: кафе на АЗС
Говорят, в Европе продажи нетопливных товаров составляют до 60% выручки АЗС. Точные данные по национальному рынку отсутствуют, но известно вот что – осенью 2016 года оборот кафе при АЗС в крупнейших российских городах достиг 5,5 млрд рублей, а трафик вырос на 7% к 2015 году. Есть основания предполагать, что эта динамика сохраняется и сегодня. Есть у кого-то информация поточнее? Расскажите, будем признательны.
Третий путь: автокафе
Наш путь – собственно, автокафе. Что это?
Небольшой павильон с двумя окошками выдачи, удобными для заказа прямо из автомобиля. Прилегающая благоустроенная парковка – сделано все так, чтобы там приятно было припарковаться и посидеть. Павильон оборудован на уровне кухни и барной зоны хорошего кафе – приточная и вытяжная вентиляция, холодильное оборудование, СВЧ-печь, индукционка, грили, жарочная поверхность, блендеры-слайсеры, ледогенератор, прочее технологическое оборудование, место под инвентарь, кассовое оборудование и так далее. Почетное место отводится профессиональной кофе-машине и гриндеру.
В павильоне работают 4-8 человек - менеджер, бариста, повара, кассиры; каждый на своей станции. За сутки через наш средний павильон проходит от 124 заказов. Структура чека: 42,6% еда, остальное напитки. Меню при этом достаточно серьезное (в следующих выпусках подробно об этом расскажем). Все блюда (кроме, разумеется, десертов) делаются «из-под ножа» – поэтому важно понимать, что фаст-фуд обслужит клиента куда быстрее.
Выше мы слегка злоупотребляли слэшем. Drive-thru / Drive-in. На самом деле, это два близких, но все же отличных друг от друга формата. Первый не подразумевает остановки – остановился у окошка для заказа, получил в другом окошке и проезжай себе; этим живет «МакАвто», аналогичные проекты Burger King, KFC и иже с ними. Второй вариант посложнее; здесь требуется предусмотреть парковку, по сути – полноценное «посадочное место», где автомобиль гостя выступает в качестве обслуживаемого столика.
Собственно слэш появился в тексте потому, что мы миксуем форматы – окошко выдачи идет по дефолту, но есть уютная парковка, чтобы посидеть и спокойно перекусить. Туда же могут принести и еду, когда будет готова.
Начнем с простого. Автокафе принципиально отличаются от схемы «заедем на заправку, заодно и перекусим».
Вопрос с drive-thru от большого фастфуда не так прост. Наши блюда сложнее, они заметно дольше готовятся… впрочем, чтобы избежать упреков в необъективности (а мы заведомо не можем быть объективны) - будем говорить об очевидных преимуществах формата автокафе с точки зрения бизнеса.
Что касается привлекательности для гостя, то тут действуют общие принципы. Давно известно, что конкурировать с гигантами можно и нужно – особым отношением к клиенту, другими товарными предложениями, гибкостью, атмосферой… да и самим фактом «не-принадлежности» к глобальному бизнесу, так сказать.
Открытие первой Coffee Machine во Владивостоке в 2011 году прошло... неожиданно – люди понаехали в невообразимом количестве, понаели на какие-то странные по нынешним временам суммы, понапили литры кофе, стояли в диких очередях, засыпали за рулем, наш генеральный директор (он тогда еще и сам работал на окне) лично их будил. Не 90-й год на Пушкинской площади, но вот немного напоминало. Формат не просто выстрелил, а породил настоящую субкультуру – на Дальнем Востоке существует неслабое коммьюнити людей, которые приезжают на своих машинах к автокафе, чтобы пообщаться друг с другом под кофе и музыку.
Факт остается фактом. Если в сегменте классического фаст-фуда вы легко назовете десяток отечественных марок, каждая со своими «знаками отличия» - то в drive-thru / drive-in таких нет, здесь безраздельно правят иностранцы. А это ненормальная ситуация для любого рынка, само ее наличие указывает на существование превосходной возможности.
Пока это гипотеза. Скоро проверим ее в боевых условиях – уже говорилось, что на днях первая Coffee Machine откроется в Краснодаре, где работают 20 McDonalds (включая пять «МакАвто»). Будет тестовый баттл, «Кофе-Машина» против «Кофе-Махины». Собираемся держать вас в курсе, рассказывать о победах и факапах, помогать советом и вот это все.
Спрашивайте нас, о чем хотели бы знать - постараемся ответить.
Немного цифр
- Точка безубыточности для автокафе Coffee Machine – это 2600 чеков в месяц, 90 в день, 4 в час. Не без гордости сообщаем, что в нашей сети нет ни одного убыточного объекта; худшее по продажам кафе в сети превышает минимально допустимые показатели в полтора раза.
- Период окупаемости автокафе колеблется от 13,4 месяца (Артем, Приморский край) до 24 месяцев (Иркутск). Для понимания – некогда эксперты оценивали период окупаемости одной очень известной франшизы в 3-7 лет, при вложениях порядка 700.000$ (включая паушальный взнос 45.500$). По нынешнему курсу это около 47 млн рублей, так что срок окупаемости почти гарантированно увеличится. Стандартный объект автокафе Coffee Machine (примерно 400 кв.м.) обойдется в 5-6 млн рублей «под ключ».
- Рынок чрезвычайно емкий. Например, если мы откроем второе кафе на том же потоке автомобильного трафика – продажи первого упадут приблизительно на 25%, но в течение максимум года выйдут на показатели выше исходных.
- Удивительно (мы сначала тоже… эээ, изумились), но при всем при этом степень автомобилизации города не влияет на среднюю валовую выручку автокафе и не влияет на средний чек. Во Владивостоке на каждую 1000 человек приходится 417 автомобилей, в Хабаровске – всего 261; но соответствующие показатели Хабаровска выше владивостокских на 13%. Мы предполагаем, что степень автомобилизации влияет на максимальное количество автокафе, которое город способен поддерживать – но к точке насыщения мы пока не приблизились даже во Владивостоке, где работают аж 17 павильонов Coffee Machine.
Я не уловил - вы изобрели формат авто-кафе, который существует уже лет 100, или как?
немножко не так, мы внедрили формат автокафе в наш рынок, сумев сократить объем инвестиций в одно кафе по сравнением с американским форматом минимум в 10 раз, что и позволило нам эффективно развиваться как в домашнем регионе, так и на Дальнем Востоке.
Формат абсолютно не жизнеспособен в Москве. Единственное разумное место для них - район МКАДа, где сейчас стоят маки.
На ДВ очень развита культура "прогулок на авто" , отчасти из за отсутствия нормального общественного транспорта.
Вы оказались в нужном месте в нужное время, но если на рынок выйдет мак то он вас очень сильно подъест, если вообще не уничтожит.
Мне кажется, тут не на Москву, а на Подмосковье и регионы ориентация должна быть. И на междугородные трассы.
да, так и работаем:)
мы никогда не позиционируем себя в центре города, а ориентируемся больше на как раз «прогулочные» места для автомобилистов и междугородние трассы.
а с Маком - ждем, проверим :)
Очень доходчиво, практично и интересно. Молодцы.
спасибо :)
Идея, от которой пищат на светофорах водители:
Покупаешь три термоса (а лучше четыре) и рюкзак. Дома заботливо рассыпаешь растворимое кофе (самое вкусное) по термосам и заливаешь кипятком.
В утренний час пик на светофорах продаёшь стаканчики (одноразовые, естественно) с кофе. С трёх термосов выручка улёт. Через месяц пишешь комментарии на VC с Макбука.
Что на это ответите, касатик?
... растворимый...
Простите, если сможете.
Ростваримое вкусное кофе, со вкусом обогрева стула
Прекратите.
А за дополнительную плату можно еще и фары помыть!
Этим же кофе
...самый вкусный...
Похоже, нет мне прощения.
Да ладно, просто вы безгамотный(ная), а так всё норм))
Очень крутой материал! Удачи в бизнесе и жду продолжения.
Какой Вы «позитивный» — все последние комментарии — похвала в адрес авторов.
спасибо! будем рады вопросам на будущие материалы :)
Все это очень интересн, драй-ин и т.д., но:
1. В чем УТП, не выхолить из машины?
Именно в этом и есть смысл остановки, люди останавливаются, размять ноги, вдохнуть полные легкие, насытить органищм кислородом, хрустнуть спинкой, покурить и взбодриться.
Совершенно не понимаю смысла остановиться и сидеть в машине, при этом цементировать ЖКТ булками из белого, 100%-но цементирующего теста.
2. Все очень зыбко, при аренде площадей на заправке или стоянке, в Мос. области и Лен. области это 90% фейл.
УПД, про США, как можно не выйти из тачки, например вот с таким лендскейп-вочем?
абсолютно согласны с вами, цементировать - не дело :)
именно поэтому мы благоустраиваем наши территории и делаем их такими, чтобы выйти было комфортно и приятно:)
а почему думаете, что в Мос. и Лен. области - фейл?
:)
Птамушт
:)
Булка с майонезом будет стоить больше 100р., с таким прайсом за аренду
:)
Шелл, несте, bp, птк вам аренду не датут
:)
Лучше проще и удобнее купить продукцию sbyllа
:)
Ксть на каждой из указанных заправок
:)
И делается она делается в соответствии haccp
:)
А у вас нет
:)
Это очень легко понять
:)
В такой квадратуре (вагончик на фото), сырье и готовая продукция, в любом случае стоят рядом (в одном помещении)
:)
Шляпа какая то, куча букв ни о чем. Где оборот, где прибыль?
Одни генеральные директора кругом.
Бла бла бла, объем рынка 1 миллиард, и чо?
Вот например объем рынка пластиковых стаканчиков тоже один миллиард, и чо?
Бежать производить стаканчики теперь?
И пластиковых стаканчиков ярд? Черт. Ну тогда они будут свой кофе именно в них и продавать. Чувствуете масштабирование и новизну бизнес-идеи?
Хотя постойте... Это же франшиза...
когда на рынке в 1 миллиард существует всего три основных игрока, есть хороший повод задуматься:)
в статье есть показатели по инвестициям, срокам окупаемости, точки безубыточности, показатели трафика и структура чека.
собираемся и дальше рассказывать про себя, о каких вопросах были бы интересно узнать?
Мне это напоминает один звонок, от старого знакомого из провинции.
- Антон, кому нибудь надо 10 тонн курицы? У меня есть прямой выход на птицефабрику. Давай найди клиента, заработаем вместе.
При этом директор этой птицефабрики жил на 1 этаже, а я на 6-м, в одном и том же подъезде.
Это я к чему.
Правильно ли я понял, что покупая франшизу, должен сам объехать все заправки лен.области, присмотреть места, потом съездить/позвонить в офис, понять какой департамент управляет землей на заправках, просить аренду?
Или что еще интереснее, искать владельца, какой-то траковой стаянки на 41 километре?
Географ глобус пропил. С каких Иркутск, Ангарск и Братск - это Дальний Восток?
сибиряки настолько родненькие нам, без них не можем :)
Только копипаст Яндекса и только чревоугодие. И это хваленный русский интеллект?
Есть у кого-то информация поточнее? Расскажите, будем признательны. (c)
есть.
спрашивайте.
собрать данные по российскому рынку на данный момент сложно, так как они все разрозненные и неактуальные. если можете поделиться аналитикой в retail на азс и на рынке drive thru/drive in будем благодарны и в долгу не останемся:)
и собрать, не так сложно, как кажется, и создать модели, дающие результаты с высокой точностью, тоже несложно.
что именно интересует по азс?
Сколько самоуверенности, единственные.
К примеру, в Южно-Сахалинске такие есть уже года 2 или 3. Уникальности не вижу, почти на каждой заправке итак продают заварной кофе 🤷♂️ А после поездки встать и размяться за милое дело. Но не спорю, на такие кафе ЦА найдётся, сам заглядывал пару раз, в том же Южно-Сахалинске :)
да, знаем похожие форматы на Дальнем Востоке и радуемся каждому такому кафе. Мы и не утверждаем, что мы единственные, мы первые кто смог вырасти до федерального уровня и шагнуть дальше домашнего региона. и на этом останавливаться не собираемся. потому и делимся своим опытом:)
Красноярск не упомянули. Видео одну или две точки их, но скорее всего, они закрылись. Хотя торговая точка красивая-привлекает внимание.
Иван, здравствуйте:) да, были в Красноярске. пришлось уехать из-за проблем с арендой земли. собираемся скоро вернуться :)
Здравствуйте, на самом деле очень хорошо когда открываются новые !! Точки!! И они при этом наши, а не пиндосов. А можно с кем из ваших ответственных встретиться, у нас мебельный цех, цех наружной рекламы, и Печатный цех. Может мы тоже будем вам полезны?
Женя, спасибо:) а где вы находитесь? напишите нам через форму обратной связи на нашей сайте - c-machine.ru, будем на связи :)